Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Становление постоянных дипломатических представительств

Религиозная составляющая дипломатии средневековой Европы

Образование Священной Римской империи и походы императоров в Италию; усиление папства и его борьба с Империей; крестовые походы; движение городских общин; рост королевской власти и формирование национальных государств — таковы крупные течения, которые в разнообразных столкновениях и сочетаниях постепенно изменяют лицо феодального мира на Западе.

1)Священная Римская империя, «восстановленная» Оттоном I в 962 г., была уродливым политическим образованием с самого своего возникновения. Не имея силы установить хотя бы какой-нибудь порядок в Германии, короли Саксонской, Франконской, Швабской династий бросались на раздробленную, политически бессильную и в то же время манившую их богатством своих городов Италию, захватывали, грабили, обирали несчастную страну. Почти каждый новый король начинал с того, что сперва смирял своих непокорных герцогов, потом обрушивался на Италию со своими варварскими бандами, которые грабили, убивали, насиловали, пока король не добирался до Рима, где папа короновал его императорской короной. Нередко в это самое время на улицах шла резня между римским населением и чужеземными насильниками. Потом коронованный император возвращался в Германию, чтобы на награбленные в Италии деньги продолжать борьбу со своими герцогами за право обирать германский народ. Германская церковь была сообщником императора, епископы и аббаты — его верными приспешниками. За это им давались земли и власть над населением, а они предоставляли в распоряжение императора свои богатые материальные средства и свое религиозное влияние. Папство, которое переживало в X веке пору глубокого упадка и стало игрушкой в руках феодалов Римской области, теперь подчинилось германскому покровителю. Феодальная анархия особенно сказывалась на многочисленных и богатых владениях церкви. Никакие постановления и отлучения не могли служить для нее защитой от хищных соседей. Феодальная церковь была наиболее передовым хозяином того времени; другими словами, она наиболее энергично закабаляла крестьян на своих землях. Церковь нередко являлась пионером и в торговом деле. Все это делало для нее необходимым установление сильного органа классового принуждения и охраны ее интересов. Не находя достаточной поддержки у светских государей, церковь укрепляет свою собственную организацию, пытается сплотить феодальную Европу под своим управлением и господством. У неё для этого имеются готовые организационные формы, которые надо только усилить и централизовать. У неё в руках средства религиозного воздействия, у ней же бесчисленный штат исполнителей, сравнительно образованных в дико невежественной и безграмотной Европе. Надо только их дисциплинировать и подчинить единой воле.

2) Католическая церковь является единственной религиозной структурой, располагающей собственной профессиональной дипломатической службой. Папская дипломатия насчитывает многовековую историю и в целом может быть ценным источником для исследователей, критически настроенных в отношении так называемой «вневременности» (timelexsnes) в подходе к изучению дипломатии и международной политики.

Хотелось бы подчеркнуть, что и в числе исследователей международных отношений лишь немногие обращают внимание на важность роли папской дипломатии, зачастую рассматриваемой как некий анахронизм. История свидетельствует, что, несмотря на глубинные изменения политического и институционального контекста, традиции правителей обращаться за помощью и советом в Рим, к священнослужителям и папским дипломатам сохраняется.

Влияние церкви, интегрированной и структуры государства, остается весьма значительным. К тому же церковь во многих католических странах до сих пор является важным поставщиком руководящих правительственных кадров. Папский Рим по-прежнему оберегает свое значение в качестве центра международной дипломатической активности.

Возникновение системы государств нового типа в Западной Европе

Возникновение системы государств нового типа в Европе связано, прежде всего, с завершением Тридцатилетней войны и подписанием в 1648 году Вестфальского мирного договора. Значение Вестфальского мирного договора заключалось в том, что он установил новые правила в отношениях между государствами. В новом международном порядке нашли разрешение все те противоречия, которые и привели к Тридцатилетней войне. Уравнение в правах католиков и протестантов привело к деидеологизации международных отношений, религия как принцип МО стал куда менее значительным. Изменились и сами нормы права, принятые в отношениях между государствами. В Средние Века главную роль в МО играли монархи, связанные между собой особыми узами феодальной зависимости и старшинства, как сеньоры и вассалы. Согласно же нормам Вестфальского мира, эта роль перешла к суверенным государствам. Так стали называть независимые и равноправные государства, проводившие самостоятельную внешнюю политику в соответствии со своими государственными интересами. Таким образом, возник такой принцип МО, как “государственный интерес”. Помимо всего этого появился и баланс сил, которого и придерживались все страны. Так, например, война за испанское наследство – это баланс сил в действии. Антифранцузская коалиция совместными усилиями не дала Людовику 14 реализовать свои грандиозные планы по объединению Франции и Испании.

Становление постоянных дипломатических представительств

Исследователи дипломатии сходятся во мнении, что именно «итальянская модель» дипломатии стала прообразом современной дипломатической службы. Важным моментом в становлении этой модели стало формирование государств нового типа, чему значительный импульс был придан так называемой «папской революцией» начала XI в,, положившей начало четкому разделению светских и церковных властей. Утверждение светского подхода в ренессансном миропонимании проложило путь новому порядку властвования, в котором на суверенитет, то есть верховную власть, претендует не только папа римский и император Священной Римской империи, по и множество светских правителей. Естественно, что в таких условиях каждый король тщательно заботился, чтобы его представления о собственном статусе были признаны не только при его дворе, но и при дворах других коронованных особ. Таким образом, королевский посол в новой дипломатической системе выступал в роли герольда королевского суверенитета.

Возрождение античной теории равновесия как основы отношений между государствами потребовало превращения посла ad hoc в постоянного представителя, способного квалифицированно информировать своего правителя о состоянии дел в другом государстве.

В XVI—XVII вв, поиски равновесия становятся основным содержанием внешней политики практически всех ведущих европейских государств. Соблюдение равновесия требовало гибких коалиций и союзов, достоверного знания о намерениях и возможностях правителей и их государств. Осуществление подобной политики могла обеспечить лишь хорошо развитая, профессионально организованная система взаимных и постоянных дипломатических представительств, руководимых из центра соответствующими канцеляриями.

Политика равновесия, таким образом, с одной стороны, стимулировала появление организованной и постоянной дипломатической службы, а с другой стороны, именно эффективная дипломатия сделала возможным осуществление политики равновесия.

Дипломатическая служба итальянских республик, монархий, герцогств и синьорий питалась богатыми традициями дипломатии Ватикана, а также свидетельствами о дипломатической практике древнегреческих полисов, Римской империи, Византии и арабских эмиратов.

С развитием межгосударственных отношений появляются так называемые «канцелярии», в недрах которых разрабатываются методы осуществления внешней политики. Начиная с XII—XIV вв. в хрониках содержатся упоминания об избранных в городах-коммунах Италии посланниках-нунциях, сведении о появлении нового образца отчетов-реляций, верительных грамот и инструкций.

Все чаще в документах фигурируют одни и те же лица, занимающиеся внешнеполитической деятельностью, что свидетельствует о появлении дипломатов-профессионалов, гарантирующих большую компетентность и преемственность политики. Утверждается система оплаты дипломатов из государственной казны. Это способствует появлению класса чиновников-профессионалов. Не случайно итальянские дипломаты приглашаются на службу различными правителями Европы. Среди многочисленных послов, прибывших в Рим на юбилейные торжества 1300 г., было 12 флорентийцев, которые, помимо Флоренции, представляли Францию, Англию, Чехию и ряд других стран.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...