Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные виды деятельности.




Ведущий вид деятельности – это деятельность, которая оказывает влияние на качественные изменения в психике в определенный период времени, в определенном возрасте.

Классификация ведущих видов деятельности (по Д.Б. Эльконину):

Эмоциональное общение с матерью (преобладает от 0 до года).

Предметно-манипулятивная (от 1 до 3х).

Сюжетно-ролевая игры (от 3х до 6).

Учебная деятельность (6-7 – 10-11 лет).

Интимно-личностное общение со сверстниками (10-11 – 14-15 лет).

Учебно-профессиональная (15-16 – 19-20 лет).

Трудовая деятельность (от 20-25 и выше).

Общая классификация по традиционным видам деятельности, которые присущее каждому человеку: Общение; Учение; Труд; Игра

Общение – это вид деятельности, направленный на обмен информацией между общающимися людьми.

Виды: Невербальное; Вербальное; Непостредственное; Опосредованное

Игра – это вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-то материального продукта, а результатом которого являются развлечения и отдых.

Виды игр:

Индивидуальные (в которых занят только один человек)

Групповые (занято несколько человек)

Сюжетные игры (которые развиваются по какому-то сценарию)

Ролевые (ребенок берет на себя какую-то роль)

Сюжетно-ролевые игры (сочетание сценария и роли)

Игры по правилам (игры с правилами, т.е. настольные, казаки-разбойники, салочки, 12 палочек и т.д.).

Трудовая деятельность – это деятельность, направленная на создание предметов материальной и духовной культуры и на построение общества (например, произведение искусства, машина и т.д.).

Учебная деятельность – это деятельность, в которой действия человека направлены на освоение ЗУМ и управляются сознательной целью.

Приемы деятельности: Навыки; Привычки; Умения

Умения – это способы успешного выполнения действия, соответствующие целям и условиям деятельности. Сами по себе они опираются на какие-то знания. На умениях строятся навыки.

Навыки – это полностью автоматизированные компоненты умений, реализуемые на бессознательном уровне.

Уровни развития навыка (этапы):

Аналитический этап (овладение какими-то отдельными мелкими действиями­).

Синтетический этап (объединение мелких действий в единое целое).

Автоматизация (придание действию определенного темпа, скорости и т.д.).

Виды навыков:

Перцептивный навык – это навык чувственного отражения свойств и характеристик хорошо знакомого ранее воспринимающегося объекта.

Интеллектуальный – это автоматизированный прием или способ выполнения какой-то задачи или достижения цели.

Двигательный – это автоматизированное воздействие на внешний объект, с целью его преобразования, неоднократно осуществлявшийся ранее.

Привычка – это автоматизированное действие, выполнение которого стало потребностью личности. Это непродуктивный элемент деятельности.

Пути формирования привычек:

Через подражание.

Через многократное повторение.

Через сознательные целенаправленные усилия.

Привычки, чаще всего, носят негативный характер.

20. Понятие о психике. Уровни развития психического. Функции психики.

Психика –это свойство живой высокоорганизованной материи. Это свойство заключается в способности отражать своими состояниями окружающий объективный мир. Психику нельзя свести к деятельности мозга. Нервная система является органом психики, но содержание психики отражает внешний мир. В истории психологии существует несколько подходов, объясняющих кому присуща психика: Панпсихизм – психика присуща всей природе живой и неживой; Биопсихизм – психика присуща живым организмам (в том числе и растениям); Антропопсихизм – психика присуща только человеку; Нейропсихизм – психика присуща живым существам, имеющим нервную систему. Психика возникает у живых существ для того, чтобы они могли ориентироваться в этом мире и существовать.

Выделяют следующие этапы психики:

1. Этап элементарной чувствительности. Животное реагирует только на отдельное свойство предмета внешнего мира. Поведение определяется врожденными инстинктами.

2. Стадия предметного восприятия. Отражение действительности осуществляется в виде целостных органов. Животное способно обучаться и приобретать индивидуальные формы поведения.

3. Этап интеллектуальной психики. Животное способно отражать межпредметные связи и ситуацию в целом (обходить препятствие и решать двухфазовые задачи).

4. Проявление сознания – свойство, которым обладает только человек.

Структура психики человека - Психические процессы:

1. Познавательные психические процессы (ощущение, восприятие, представление, воображение, речь, мышление, память, внимание);

2. Эмоционально-волевые (чувства, эмоции, воля);

3. Психические состояния (страсть, бодрствование, сон, агрессия).

- Психические свойства (характер, темперамент, задатки и способности).

21. Понятие о сознании. Основные характеристики сознания

Сознание - высшая форма отражения действительного мира, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека. “Ядром” сознания, способом его существования является знание. Сознание принадлежит субъекту, человеку, а не окружающему миру. Но содержанием сознания, содержанием мыслей человека является этот мир, те или иные его стороны, связи, законы. Поэтому сознание можно охарактеризовать как субъективный образ объективного мира.

Сознание это прежде всего осознание ближайшей чувственно воспринимаемой среды и осознание ограниченной связи с другими лицами и вещами, находящимися вне начинающего сознавать себя индивида; в то же время оно - осознание природы.

Сознанию человека присущи такие стороны, как самосознание, самоанализ, самоконтроль. А они формируются лишь тогда, когда человек выделяет себя из окружающей среды. Самосознание - важнейшее отличие психики человека от психики самых развитых представителей животного мира.

Понятие “сознание” не однозначно. В широком смысле слова под ним имеют в виду психическое отражение действительности, независимо от того, на каком уровне оно осуществляется - биологическом или социальном, чувственном или рациональном. Когда имеют в виду сознание в этом широком смысле, то тем самым подчеркивают его отношение к материи без выявления специфики его структурной организации.

В более узком и специальном значении под сознанием имеют в виду не просто психическое состояние, а высшую, собственно человеческую форму отражения действительности. Сознание здесь структурно организовано, представляет собой целостную систему, состоящую из различных элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях. В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются прежде всего такие моменты, как осознание вещей, а также переживание, то есть определенное отношение к содержанию того, что отражается. Способ, каким существует сознание, и каким нечто существует для него, это - знание. Развитие сознания предполагает прежде всего обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и о самом человеке. Познание, осознание вещей имеет различные уровни, глубину проникновения в объект и степень ясности понимания. Отсюда обыденное, научное, философское, эстетическое и религиозное осознание мира, а также чувственный и рациональный уровни сознания. Ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление образуют ядро сознания. Однако они не исчерпывают всей его структурной полноты: оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый компонент. Именно благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов находится в фокусе сознания.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...