Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Реабилитация и социальная адаптация наркоманов




Многолетняя практика показывает, что одними медицинскими средствами с наркоманией не справиться. Наркомания не обычная болезнь – это состояние, которое изменяет всю личность целиком. Вот поэтому должны применяться комплексно и медицинские, и воспитательные меры.

Первый этап – определение степени погружения человека в наркотическое болото:

а) первичное увлечение – «разок попробовал» или попробовал несколько раз;

б) начал принимать наркотики регулярно, втянулся;

в) наркотическая зависимость – организм уже не может нормально функционировать без наркотиков; изматывающие душу и тело «ломки»; воля подавлена; наркоман больше не может противостоять все возрастающей потребности в увеличении доз.

Этот этап целиком принадлежит врачам. После выявления степени наркогенной зараженности врачи определяют методы, обеспечивающие нейтрализацию ядов в организме и полную детоксикацию, т.е. выведение из организма продуктов распада наркотиков, а также коррекцию обмена веществ для нормального функционирования в условиях отказа от наркотиков и восстановления пациента.

Данный этап длится от 7 до 14 дней. Прежде всего, здесь необходимо обеспечить недоступность реабилитируемого бывшим дружкам. Нередки случаи, когда именно в этот момент они стараются «облегчить ему муки» и передать ему наркотики. В этом случае необходимо дежурить в палате. Это главное, чем можно помочь в этот период.

На втором этапе осуществляется восстановление нормального и бесперебойного функционирования всех систем жизнеобеспечения человека, нарушенных разрушающим действием наркотиков.

Этот этап тоже, в основном, принадлежит медикам.

Третий этап – лечение депрессии, которая возникает после лечения в силу снижения жизненных функций и настроения. И все это время наркоман должен постоянно ощущать внимание со стороны своих близких, их готовность помочь.

Как утверждают специалисты, в их распоряжении есть немало способов, позволяющих человеку преодолеть депрессию, затормозить, а затем и загасить совсем деятельность внутренних механизмов патологического влечения к наркотикам. Иначе говоря, они способны разрушить функциональные системы патологических пристрастий. Основное орудие этого этапа – реабилитационные программы. Так, например, из множества таких программ, наиболее предпочтительны, программы, реализуемые А.Г. и И.В. Данилиными и описанные в их книге «Как спасти детей от наркотиков». Главной задачей программ авторы считают развитие опыта жизни без наркотиков и умения сопротивляться влиянию наркогенной среды.

Построение программ, по их мнению, должно включать:

 - развитие способности к самосознанию и формирование уважения к себе как формы сопротивления влиянию наркологической среды;

 - тренинг идентификации, развитие способности выделять себя из окружающей среды и ясно формировать свои потребности;

 - развитие навыков самостоятельности и ответственности, умения принимать самостоятельные решения;

 - тренинг творческих способностей;

 - тренинг, направленный на борьбу с тревогой и умение радоваться текущему моменту жизни;

 - развитие способности пребывания в особых, возвышенных, состояниях сознания без использования наркотических веществ;

 - тренинг, направленный на формирование умения бороться со стрессами без употребления наркотиков;

 - развитие умения распознавать форму агитации наркотических среды и сопротивляться ей;

 - тренинг отказа, развитие способности сказать «нет»;

 - развитие навыков борьбы с депрессией и неудачами, тренинг активной личностной позиции;

 - программы физического развития организма – двигательные и дыхательные гимнастики.

Комментируя структуру приведенных реабилитационных программ, их авторы особо подчеркивают, что «в каждом из этих направлений речь идет о развитии, о расширении человеческих способностей. Причем именно тех из них, которые обучают человека адекватному отношению к действительности».

По сути дела, на этом этапе должно начаться формирование императива самосохранения. Человек начинает осмысливать свою судьбу, положение, в которое он попал, возможность и необходимость полноценной жизни в обществе. Перед ним реально встают вопросы, обусловленные его желанием найти выход – что делать, как определиться в жизни, как закрепить достигнутое состояние и не сорваться и др.

И если ему не помочь найти ответы на эти вопросы, то именно на этом этапе возможен срыв, а значит, рецидив. Обстоятельства, провоцирующие рецидив, - самые обычные: ссоры с близкими в семье, школе, вузе; неудачи в учебе и работе, если он начал учиться или работать; неверие окружающих в его выздоровление; отсутствие денег; различные острые внезапные заболевания, даже ОРЗ; перемены погоды. Даже благоприятные события, но несколько неожиданные, могут стать причиной рецидива.

Рецидивы резко ухудшат и без того подорванное состояние здоровья наркомана. Что касается последствий, то можно сказать одно: молодой человек, а тем более ребенок, выйдет из наркотизации (если выйдет) с расшатанным здоровьем и надломленной психикой. Поэтому, нужно удержать от рецидивов – другого пути нет.

Этот этап – прерогатива психотерапевтов. Но они, конечно, тоже не обойдутся без помощи семьи. Тактично пробуждая в человеке чувство собственного достоинства и желание жить без наркотиков, семья может стать серьезной опорой специалистам в этой работе. Никаких разговоров о наркотиках вообще, даже безотносительно к нему, в семье вестись не должно. Такие разговоры неизбежно обостряют депрессию, затрудняя выход из нее. И, конечно, никаких упреков по поводу того, что семье и всем ее членам пришлось пережить и перенести.

На четвертом этапе формируется система психологических самооценок, осознания преимущества своего нового физического и мировоззренческого состояния бывшего наркомана над состоянием вчерашнего активного наркомана. Именно осознание этого преимущества составляет основу для формирования оценочного отношения к наркомании и наркотизму как к асоциальным явлениям. А это уже реальный путь к психологическому освобождению от наркотической зависимости.

Хорошо бы именно в это время помочь ему найти что-то, что решительно отвлекло бы его от воспоминаний о наркотиках, - работу, загружающую физически и умственно, спорт.

Наконец, пятый этап – социальная адаптация бывшего наркомана, выздоравливающего человека.

Здесь задача совершенно конкретная: вернуть человека семье, учебе или работе, которые он давно бросил. Трудность задачи в том, что наркотики отняли здоровье молодого человека, превратили его почти в развалину, подавили его силу воли.

На этом этапе выздоравливающий наркоман начинает понимать, что нормальную жизнь с мечтами и перспективами он променял на иллюзии.

Конечно, все зависит от него самого и только от него. Но как много непредвиденных трудностей он встретит на дальнейшем пути, начиная с того, что  в определенный период, начинают болеть кости, поясница и кажется, что только «разочек…» может дать спокойствие и отдых, а кончая тем, что наркоман обнаруживает, что окружающие не готовы и не хотят сразу же входить с ним если не в дружеские, то просто в приятельские, товарищеские, соседские, наконец, отношения. Окружающие не могут сразу поверить, что он стал другим. Это обижает, угнетает… И получается, что, отказавшись от наркотиков, он все теряет и не получает ничего взамен тех адовых мук, которые пережил.

Именно в это время ему надо помочь осмыслить простую истину, что преодоление всех этих неприятных моментов – этап, который надо пройти достойно, и что он не уложится в один день, даже в один год, и что единственный путь – включаться в жизнь, добиваться перелома к лучшему, всеми силами сопротивляться провокациям.

Т.о., с полной уверенностью можно утверждать, что реабилитация и социальная адаптация наркозависящих людей – это очень сложные, требующие больших усилий, как со стороны клиента, так и со стороны группы специалистов, и длительного периода времени процессы.


Глава 2. Технологии решения проблем наркомании среди молодежи на примере Алтайского краевого наркологического диспансера (АКНД)

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...