Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общепедагогические методы, используемые в физическом воспитании




В физическом воспитании широко применяются методы об­щей педагогики, в частности методы использования слова (сло­весные методы) и методы обеспечения наглядности (наглядные методы).

Применение общепедагогических методов в физическом вос­питании зависит от содержания учебного материала, дидактичес­ких целей, функций, подготовки занимающихся, их возраста, особенностей личности и подготовки преподавателя-тренера, на­личия материально-технической базы, возможностей ее исполь­зования.

Словесные методы

В физическом воспитании преподаватель свои общепедагоги­ческие и специфические функции в значительной мере реализует с помощью слова: ставит перед занимающимися задачи, управля­ет их учебно-практической деятельностью на занятиях, сообщает знания, оценивает результаты освоения учебного материала, ока­зывает воспитательное влияние на учеников.

В физическом воспитании применяются следующие словесные методы.

1. Дидактический рассказ. Представляет собой изложение учеб­ного материала в повествовательной форме. Его назначение — обеспечить общее, достаточно широкое представление о каком-либо двигательном действии или целостной двигательной деятель­ности. Наиболее широко применяется в процессе физического воспитания детей младшего и среднего школьного возраста. В на­чальной школе, особенно в I—II классах, занятия физическими упражнениями проходят интересно (эмоционально), если они проводятся в форме «двигательных, дидактических рассказов»: отдельные действия-эпизоды последовательно развертываются по

рассказу преподавателя. Эти действия объединяются каким-либо общим сюжетным рассказом, который дети сопровождают дей­ствиями, доступными их воображению и двигательному опыту.

Чем старше занимающиеся, тем шире вместо рассказа приме­няются описание, объяснение учебного материала и лекция.

2. Описание. Это способ создания у занимающихся представле­
ния о действии. Описание предусматривает четкое, выразитель­
ное, образное раскрытие признаков и свойств предметов, их ве­
личины, расположения в пространстве, форм, сообщение о ха­
рактере протекания явлений, событий. При помощи описания
занимающимся сообщается главным образом фактический мате­
риал, говорится, что надо делать, но не указывается, почему надо
так делать. Оно применяется в основном при создании первона­
чального представления или при изучении относительно простых
действий, когда занимающиеся могут использовать свои знания и
двигательный опыт.

3. Объяснение. Метод представляет собой последовательное, стро­
гое в логическом отношении изложение преподавателем сложных
вопросов, например понятий, законов, правил и т.д. Практичес­
ки объяснение характеризуется доказательством утверждений,
аргументированностью выдвинутых положений, строгой логичес­
кой последовательностью изложения фактов и обобщений.

В физическом воспитании объяснение применяется в целях ознакомления занимающихся с тем, что и как они должны делать при выполнении учебного задания. При объяснении широко ис­пользуется спортивная терминология, характерная для данного раздела программы (легкоатлетическая, гимнастическая и т.д.). Применение терминов делает объяснение более кратким.

Для детей младшего школьного возраста объяснение должно отличаться образностью, ярким сравнением и конкретностью.

4. Беседа. Вопросно-ответная форма взаимного обмена инфор­
мацией между преподавателем и учащимися.

 

Что делает преподаватель Что делают учащиеся
Логически правильно форму­лирует вопросы, определяет их последовательность. Следит за ответами учащихся, вносит в них коррективы. Подводит итог беседы. Формулирует выводы Осмысливают вопросы, вникают в их содержание. Припоминают необходимые для ответов факты и обобщения. Правильно логически и грамотно формулируют ответы и обобщения. Осмысливают выводы

5. Разбор — форма беседы, проводимая преподавателем с зани­мающимися после выполнения какого-либо двигательного зада­ния, участия в соревнованиях, игровой деятельности и т.д., в которой осуществляются анализ и оценка достигнутого результа-

та и намечаются пути дальнейшей работы по совершенствованию достигнутого.

6. Лекция представляет собой системное, всестороннее, после­
довательное освещение определенной темы (проблемы).

7. Инструктирование — точное, конкретное изложение препо­
давателем предлагаемого занимающимся задания.

8. Комментарии и замечания. Преподаватель по ходу выполнения
задания или сразу же за ним в краткой форме оценивает качество
его выполнения или указывает на допущенные ошибки. Замеча­
ния могут относится ко всем занимающимся, к одной из групп
или к одному ученику.

9. Распоряжения, команды, указания — основные средства опе­
ративного управления деятельностью занимающихся на занятиях.

Под распоряжением понимается словесное указание препода­вателя на занятии, которое не имеет определенной формы {стан­дартных словосочетаний, неизменных по подбору фраз). Распоря­жения дают для выполнения какого-либо действия («повернитесь лицом к окнам», «постройтесь вдоль стены» и т.д.), упражнения, для подготовки мест занятий, инвентаря для уборки спортзала и т.д. Распоряжения применяются преимущественно в начальной школе.

Команда имеет определенную форму, установленный порядок подачи и точное содержание. Командный язык — это особая фор­ма словесного воздействия на занимающихся с целью побужде­ния их к немедленному безусловному выполнению или прекра­щению тех или иных действий.

Указание представляет собой словесные воздействия с целью внесения соответствующих поправок при неправильном выпол­нении двигательных действий (например, «быстрее», «выше взмах* и т.п.). Указания чаше всего применяют в начальной школе.

В зависимости оттого, как преподаватель подает команды, как он дает указания и распоряжения, можно почти безошибочно сделать заключение о его профессиональной подготовленности.

Методы обеспечения наглядности

В физическом воспитании методы обеспечения наглядности способствуют зрительному, слуховому и двигательному восприя­тию занимающимися выполняемых заданий. К ним относятся:

1) метод непосредственной наглядности (показ упражнений
преподавателем или по его заданию одним из занимающихся);

2) методы опосредованной наглядности (демонстрация учебных
видеофильмов, кинограмм двигательных действий, рисунков, схем

и др.);

3) методы направленного прочувствования двигательного дей­
ствия;

4) методы срочной информации.
Рассмотрим основные особенности этих методов.

Метод непосредственной наглядности. Предназначен для созда­ния у занимающихся правильного представления о технике вы­полнения двигательного действия (упражнения). Непосредствен­ный показ (демонстрация) движений преподавателем или од­ним из занимающихся всегда должен сочетаться с методами ис­пользования слова, что позволяет исключить слепое, механи­ческое подражание. При показе необходимо обеспечить удобные условия для наблюдения: оптимальное расстояние между демон­странтом и занимающимися, плоскость основных движений (например, стоя к занимающимся в профиль легче показать тех­нику бега с высоким подниманием бедра, маховые движения в прыжках в высоту с разбега и т.п.), повтор демонстрации в раз­ном темпе и в разных плоскостях, наглядно отражающих струк­туру действия.

Методы опосредованной наглядности создают дополнительные возможности для восприятия занимающимися двигательных дей­ствий с помощью предметного изображения. К ним относятся: демонстрация наглядных пособий, учебных видео- и кинофиль­мов, рисунки фломастером на специальной доске, зарисовки, выполняемые занимающимися, использование различных муля­жей (уменьшенных макетов человеческого тела) и др.

Наглядные пособия позволяют акцентировать внимание зани­мающихся на статических положениях и последовательной смене фаз движений.

С помощью видеофильмов демонстрируемое движение можно замедлить, остановить в любой фазе и прокомментировать, а так­же многократно повторить.

Рисунки фломастером на специальной доске являются опера­тивным методом демонстрации отдельных элементов техники физических упражнений и тактических действий в игровых видах спорта.

Зарисовки, выполняемые занимающимися в виде фигурок, позволяют графически выразить собственное понимание структу­ры двигательного действия.

Муляжи (макеты человеческого тела) позволяют преподавате­лю продемонстрировать занимающимся особенности техники дви­гательного действия (например, техники бега на различные дис­танции, техники перехода через планку в прыжках в высоту с разбега, техники приземления в прыжках в длину с разбега и т.п.).

Методы направленного прочувствования двигательного действия направлены на организацию восприятия сигналов от работающих мышц, связок или отдельных частей тела. К ним относятся:

1) направляющая помощь преподавателя при выполнении
двигательного действия (например, проведение преподавателем
руки занимающихся при обучении финальному усилию в мета­
нии малого мяча на дальность);

2) выполнение упражнений в замедленном темпе;

3) фиксация положений тела и его частей в отдельные момен­
ты двигательного действия (например, фиксация положения зве­
ньев тела перед выполнением финального усилия в метаниях);

4) использование специальных тренажерных устройств, позво­
ляющих прочувствовать положение тела в различные моменты
выполнения движения.

Методы срочной информации. Предназначены для получения преподавателем и занимающимися с помощью различных техни­ческих устройств (тензоплатформы, электрогониометры, фотоэлек­тронные устройства, свето- и звуколидеры, эдектромишени и др.) срочной и преламинарной информации после или по ходу вы­полнения двигательных действий соответственно с целью их не­обходимой коррекции либо для сохранения заданных параметров (темпа, ритма, усилия, амплитуды и т.д.). Так, например, в на­стоящее время в физическом воспитании и спорте широко при­меняются различные тренажерные устройства (велоэргометры, бе­говые дорожки, гребной тренажер «Concept II» и др.), оборудо­ванные встроенными компьютерами, управляющими системой ре­гулирования нагрузки (рис. 6)Компьютер показывает значения пульса, скорости, времени, длину дистанции, расход калорий и др. Профиль нагрузки графи­чески отображается на дисплее.

В заключение следует отметить, что, готовясь к занятию и вы­бирая оптимальные для того или иного этапа методы, преподава­тель должен предусматривать, какова должна быть их структур;!. чтобы усилить, например, мотивационную или воспитательную, образовательную или развивающую функцию.

Глава 5. ОБЩЕМЕТОДИЧЕСКИЕ

И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ

ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

5.1. Иерархия принципов в системе физического воспитания

Общее определение принципа трактуется в русском словаре как «основное исходное положение какой-либо теории, учения, на­уки и т.п.»1. В системе образования и воспитания под принципом следует понимать «руководящее положение», «основное прави­ло», «установка». Практическое значение принципов состоит в том, что они позволяют четко идти к намеченной цели, исключая путь проб и ошибок, раскрывают логику решения задач и очерчивают главные правила их реализации.

К числу принципов, отражающих идейные основы системы вос­питания и образования, необходимо отнести общие социальные принципы воспитательной стратегии общества. Они предусматрива­ют использование социальных факторов (культуры, воспитания, образования) для обеспечения направленного всестороннего гар­монического развития человека и органическую связь воспитания с практической жизнью общества.

В системе физического воспитания эти принципы преломля­ются в основных руководящих положениях, в соответствии с ко­торыми осуществляется вся практика физического воспитания. Социальные принципы гарантируют единство всех сторон воспи­тания в процессе физического воспитания (умственного, эстети­ческого, трудового, физического); обеспечивают наибольший оз­доровительный эффект, укрепление здоровья и поддержание хо­рошей общей работоспособности; отражают основную функции' физического воспитания в деле всесторонней физической подго­товки человека к трудовой и другим видам деятельности, в том

1 Словарь русского языка: В 4 т. — М.: Русский язык, 1987. ~ Т. 3. 52


числе военной. Краеугольные положения, изложенные выше, от­ражены в общих принципах системы физического воспитания (принцип всестороннего развития личности, принцип оздорови­тельной направленности, принцип прикладности).

В системе образования н воспитания имеют место общепедаго­гические принципы, отражающие основные закономерности обу­чения (принципы дидактики). Они преломляются в физическом воспитании в виде общеметодических принципов и содержат в себе

ряд универсальных правил методики, без которых невозможно на высоком качественном уровне решать задачи обучения и воспита­ния.

Кроме этих принципов в практике физического воспитания имеют место специфические принципы, «очерчивающие ряд спе­цифических закономерностей физического воспитания, и выте­кающие из них правила его системного построения» [4].

Таким образом, в системе физического воспитания использу­ются в качестве руководящих положений как общесоциальные и общепедагогические, так и общеметодические и специфические принципы (рис. 7).

5.2. Общеметодические принципы

Общеметодические принципы — это отправные положения, определяющие общую методику процесса физического воспита­ния. Систематическое воздействие физическими упражнениями на организм и психику человека может быть успешным в том случае, когда методика применения физических упражнений согласуется с закономерностями этих воздействий. Они отражают основные и общие положения, а также рекомендации, сделанные из сопос­тавления данных ряда наук, изучающих разные стороны процесса физического воспитания. Рассматривая общеметодические прин­ципы, мы раскрываем основные закономерности физического воспитания и выясняем методические положения, вытекающие из них.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...