Задачи на проявление и развитие творчества
З а д а ч а 1. При изучении биогеоценозов педагог выбирает несколько участков одинаковых биогеоценозов, которые находятся на разных стадиях рекреационной дигрессии: например, участок, расположенный в черте города, рядом с городом и в 20 км от города. Класс делится на группы, каждая из которых исследует один участок, выполняя при этом одинаковые задания по изучению состояния почвы, растительного покрова, животного мира и сравнения полученных данных с результатами работы прошлых лет. Для этого в группах ученики разделяются по «специальностям»: картографы, геоморфологи, почвоведы, ботаники, зоологи. Каждому «специалисту» выдается инструкция, где обозначен учебный материал, который ученик должен повторить и изучить самостоятельно, перечислено оборудование, даны задания и вопросы. После этого все ученики самостоятельно обрабатывают полученные данные, выявляют причины дигрессии биогеоценозов, ищут способы, направленные на их восстановление. На уроке от каждой группы делается сообщение о результатах исследований, проходит обмен мнениями, формулируются выводы. В о п р о с ы и з а д а н и я 1. Какие методы и средства обучения использованы педагогом? 2. Раскройте логику развития творчества у учащихся на данном уроке. 3 а д а ч а 2. Вам предлагаются мнения о происхождении жизни на земле: - «Для возникновения жизни вполне достаточно случайных химических реакций в большой грязной луже» (доктор биологических наук, профессор Медников Б. М.) - «Мир есть художественное произведение, подлежащее созерцанию, так что через него познается премудрость его Творца» (Василий Великий. Беседы на Шестоднев). - «Богословие и естествознание — это два рельса, которым во избежание катастрофы лучше не пересекаться и не сливаться. Последствия будут столь печальны, если рельсы разойдутся в разные стороны, либо если одни из них объявят вовсе не нужными и уберут. Кроме того, рельсы лежат крепко тогда, когда они соединены шпалами, положены на единую насыпь на равной высоте. Лишь эти условия сберегут локомотив, несущий человечество, и обеспечат взаимопонимание ученых и богословов» (По страницам журнала «Биология в школе»).
Подготовьте рецензию на эти мнения с опорой на содержание какого-либо текста с целью его критической оценки. З а д а ч а 3. Представьте себе, что вы перенеслись на машине времени в 50-е годы XIX века и встретились с Чарльзом Дарвином. О каких неизвестных ему достижениях современной биологии, важных для теории эволюции, вы могли бы ему поведать? 3 а д а ч а 4. Урок рисования. — Кто нарисует весенний ветер? — спрашивает учитель. К доске выходят двое. На одном рисунке дома и дым уносит ветром вместе с трубой, на другом — ветки верб хлещут по разорванным облакам... — Чудесные рисунки, — поощряет учитель смельчаков. — Но что еще можно добавить? Какую деталь? Посмотрите в окно. Затем учитель рисует на доске завиток. Его надо продолжить так, чтобы из него получился предмет. У одного получилась машина, у другого — крокодил, у третьего — человечек, у четвертого — ботинок и т. д. В классе хохот, но каждому хочется добавить свое. — Вот видите, как много выражает одна только линия. И как по-разному видит мир каждый из вас. З а д а ч а 5. Воспитательница организовала прогулку в парк. Она выбрала самое живописное место и предупредила, чтобы каждый взял с собой рамку для картины. Когда все поднялись на горку, воспитательница сказала: — Мы сегодня с вами будем выбирать картины с изображением зимнего пейзажа. Кто из вас выберет самую красивую и сможет всем доказать красоту этой картины, получит приз — книгу о русской живописи.
— А где эти картины? — спросил кто-то из учащихся. — Они вокруг нас. Возьмите свою рамку, наводите ее на различные части живого пейзажа и смотрите, что же за картина оказалась у вас в рамке. Когда подберете самую красивую, пригласите всех нас посмотреть. Ученики начали искать живописные уголки парка, наводили свои рамка, выражали восторг, приглашали всех посмотреть. Всеми была признана лучшей картина Гены. Ему удалось выбрать вид, напоминающий дорогу в ущелье. Радостные и возбужденные возникшим интересом к живописи, ребята выразили желание написать красками увиденные пейзажи. В о п р ос ы и з а д а н и я 1. Каков стиль деятельности и поведения учителя? 2. Оцените, обосновав, каждый прием взаимодействия педагога с детьми. 3. В чем ценность выхода педагога за пределы традиционной классно-урочной формы организации обучения?
Проблемные задачи
З а д а ч а 1. — Различия в аминокислотных последовательностях молекул цитохрома С (белок, необходимый для осуществления процесса митохондриального дыхания),— говорит учитель — увеличивается с ростом внешнего отличия между группами животных. Сравнение цитохрома С простейшей бактерии с цитохромом С других организмов дает следующие результаты, характеризующие их отличие друг от друга в процентах: • бактерия и человек или млекопитающие — 65 %, • бактерия и птицы — 65 %, • бактерия и рептилии (черепаха, змея) — 65 %, • бактерия и рыбы—65%, • бактерия и различные растения — 66 %. Докажите, в пользу какой концепции развития органического мира свидетельствует этот факт? З а д а ч а 2. На уроке математики учительница, прежде чем начать выводить формулу площади круга, предложила школьникам задачу следующего содержания: — Для устройства мостов через небольшие речки под мостом укладывают трубу, пропускная способность которой должна быть не меньше пропускной способности русла реки. Рассчитайте наименьшее значение диаметра трубы, чтобы речная вода беспрепятственно текла по ней. Поперечное сечение представляет собой трапецию с основаниями 5 и 9 м, высотой 1,2 м. Школьники сами определяли план решения задачи, разделившись на группы. Процесс нахождения площади сечения и диаметр трубы осуществлялся совместно с учительницей.
Читайте также: E) тело, размерами которого можно пренебречь в условиях данной задачи Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|