Правовое регулирование оказания наркологической помощи
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
В настоящее время в стране практически нет ни одного населенного пункта, где бы не было лиц, злоупотребляющих наркотиками. Тенденция такова, что в ближайшее время Россия станет одной из самых наркозависимых держав, что несет в себе глобальную угрозу здоровью населения, экономике страны, правопорядку и безопасности государства. Российская Федерация является правовым государством, в котором "человек, его права и свободы являются высшей ценностью". Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом в строго установленных случаях. К таким случаям ч. 3 ст. 55 Конституции РФ относит необходимость защиты, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства. Оказание наркологической помощи больным наркоманией регламентируется Федеральным законом от 8 января 1998 года № 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (глава VII, статьи 54-57), но он не создает нормативно-правовой базы для оказания наркологической помощи. Сделать такой вывод позволяют следующие обстоятельства: · Предметом правого регулирования Закона является оборот наркотических средств и психотропных веществ, а не оказание медицинской помощи наркологическим больным. · Вне области правового регулирования Закона оказались наиболее распространенные виды наркологической патологии – алкоголизм и токсикомании. · Вопросам организации наркологической помощи в Законе уделено недостаточное внимание (6 из 59 статей), поэтому многие важные проблемы лечения больных наркоманией и после принятия Закона, остались неурегулированными.
· Многие статьи, в которых рассматривается порядок оказания медицинской помощи больным наркоманией, имеют отсылочный характер. Так, п. 5 ст. 44 и ст. 56 настоящего Закона устанавливают, что порядок медицинского освидетельствования лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они больны наркоманией или находятся в состоянии наркотического опьянения, а также порядок медицинского наблюдения и учета больных наркоманией, определяются федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения. Тем самым, вопросы, непосредственно затрагивающие гражданские права и свободы больных наркоманией, регулируются не Законом, а решением федерального органа исполнительной власти в области здравоохранения, что вряд ли допустимо. · Не все понятия, используемые в Законе, достаточно точно и полно определены, что неизбежно затрудняет его реализацию. Например, согласно ст. 55 лечение больных наркоманией проводится только в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения. Диагностика наркомании, обследование, консультирование и медико-социальная реабилитация наркоманов могут проводиться в лечебно-профилактических учреждениях независимо от формы собственности. Отсутствие законодательного разграничения указанных понятий является одной из причин того, что лечением больных наркоманией в настоящее время занимается множество физических и юридических лиц, которым Закон не разрешает оказание данного вида медицинской помощи. Отдельные положения ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" грубо противоречат действующему в настоящее время и действовавшему ранее законодательству. Так, п. 3 ст. 54 Закона устанавливает, что больным наркоманией, находящимся под медицинским наблюдением и продолжающим потреблять наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо уклоняющимся от лечения, по решению суда назначаются принудительные меры медицинского характера. Однако по действовавшему ранее уголовному законодательству (п. "г" ч. 1 ст. 97 УК РФ) принудительные меры медицинского характера могут быть применены только к лицам, совершившим преступления и признанным нуждающимися в лечении от алкоголизма или наркомании. Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ норма о принудительном лечении алкоголизма и наркомании осужденных была из Уголовного кодекса исключена, а принудительное лечение заменено обязательным лечением осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы. Обязательное лечение осужденных, больных алкоголизмом, наркоманией или токсикоманий регламентируется ст. 18 Уголовно-исполнительного кодекса РФ.
В некоторых нормативных актах Минздрава России используются расплывчатые или некорректные формулировки, что затрудняет практическое использование этих документов. Так, в положении "Об организации деятельности наркологического кабинета по обслуживанию детского населения", утвержденном Приказом Минздрава России от 30 декабря 2003 г. № 623 "О совершенствовании оказания наркологической помощи несовершеннолетним", сказано, что "в своей деятельности наркологический кабинет по обслуживанию детского населения руководствуется законодательством Российской Федерации". Однако какими из действующих законов (Основами законодательства о здравоохранении, Законом о психиатрической помощи или ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах") должен пользоваться "нарколог, обслуживающий детское население", в Положении не сказано. Успешная реабилитация и коррекция социально-психологического функционирования наркологических больных в значительной мере определяют эффективность всего процесса оказания наркологической помощи. Однако указанная деятельность не требует лицензирования, если осуществляется вне рамок амбулаторно-поликлинической или стационарной наркологической помощи как "прочие виды работ и услуг". В условиях недостаточной правовой регламентации социальной работы и практически полного отсутствия таковой в области психологической коррекции это приводит к бесконтрольной деятельности юридических и физических лиц, занятых реабилитацией наркологических больных и оказанием им психологической помощи.
В Положении о наркологическом реабилитационном центре, утвержденном Приказом Минздрава России от 18 марта 1997 № 76 указано, что основным звеном реабилитационного центра, "осуществляющим реабилитационные и психокоррекционные программы для больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями", является отделение социальной и медицинской реабилитации. Это отделение "работает в режиме круглосуточного наркологического стационара". Тем самым деятельность реабилитационного центра с организационно-правовой точки зрения сводится к оказанию стационарной медицинской помощи (05.022 работы и услуги по специальности психиатрия-наркология). С таким подходом трудно согласиться, поскольку он не позволяет учесть специфику организации реабилитационного процесса и психокоррекционной помощи. О существовании указанной специфики свидетельствует выделение специальных программ последипломной профессиональной подготовки психиатров-наркологов, психотерапевтов, психологов, специалистов по социальной работе, утвержденных Приказом Минздрава России от 17 декабря 1997 г. № 373. К сожалению, то, что написано в теории, на практике зачастую не исполняется. Действующее федеральное законодательство либо вступает в противоречие с Конституцией, либо с международными договорами, либо и с Основным законом, и с международным правом. Первое, что предстоит сделать в Российском законодательстве - естественно, устранить эти противоречия и недоработки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Подводя итог выше изложенному, хотелось бы заметить, что становление социальной работы с наркозависимыми – дело времени. А так как, проблема наркомании становится с каждым годом все актуальней, решение ее не стоит откладывать в долгий ящик. Оказывая все более разрушительное воздействие на развитие мирового сообщества, стимулируя рост преступности, насилия и коррупции, наркомания поражает людей независимо от социального положения, пола, религии и расы. Что самое ужасное, калечит жизнь детей и женщин и, как результат, тяжелым бременем ложится на систему социального обеспечения.
Сегодня в России не осталось ни одного региона, где бы не были зафиксированы случаи употребления наркотиков или их распространения. Наркомания окончательно превратилась в общенациональную проблему, несущую прямую угрозу государству. Таким образом, видна объективная необходимость борьбы с наркоманией. А значит, нужно проводить реформирование всех сфер жизни общества, создавать специальные программы по борьбе с наркоманией, в рамках которых должны разрабатываться и использоваться эффективные технологии по решению социальных проблем. В ходе проведения исследования была достигнута его цель, т.е. выявлены особенности технологии социальной работы с наркозависимыми людьми. Результаты данной работы свидетельствуют о решении предполагаемых ею задач, в соответствии с которыми сделан ряд взаимосвязанных выводов. - Рассмотрев исторический аспект наркоманизации, мы выяснили, что человечество употребляет наркотики издревле. На Руси они известны с дохристианских времён: мхи, ягоды, грибы, а все основные наркотики хлынули в страну с развитием транспортных связей, торговли. Впервые ситуация со злоупотреблениями наркотиками обострилась в СССР в 20-е годы, но тогда проблему удалось ликвидировать. Второй подъем был в 60-е годы, он продолжается до сих пор, оказывая серьезное влияние на экономику, политику, правопорядок, здоровье нации. - Проанализировав наркотическую ситуацию в России за последние годы, мы выяснили, что наркоманизация приняла характер эпидемии. Проблема наркомании приобрела угрожающие масштабы. Количество лиц, страдающих от наркотической зависимости, растет в геометрической прогрессии; заметно осложнение криминальной ситуации (добывание средств на наркотики в основном совершается преступным путем); происходит заражение различными инфекциями (гепатит, СПИД и т. д.); увеличивается уровень смертности среди молодежи; рождаются неполноценные дети и т. д. - В настоящее время наблюдается постоянный рост количества людей зависимых от наркотиков. Это обусловлено рядом факторов, таких как развал системы детских и молодежных организаций; резкое изменение социального статуса - расслоение общества; массированное влияние западной культуры и пропаганда западного стиля жизни; потеря жизненных ценностей; ослабление семейных связей. Неудовлетворенность жизнью, желание забыться, перенесенная психическая травма, личная драма - также являются причинами употребления наркотиков.
- Изучив общую характеристику профилактики наркотизма, можно с уверенностью сказать, что это лучшая методика борьбы с наркоманией. Ее главная стратегическая цель - развитие процесса осознания собственного поведенческого выбора, наиболее оптимального и эффективного для данной конкретной личности. Первичная профилактика является массовой и наиболее эффективной: она основывается на комплексном системном исследовании влияния условий и факторов социальной и природной среды на здоровье населения. - Выявив специфику реабилитации наркозависимых в общественной организации «Центр лечения наркомании», мы выяснили, что основной целью специалиста по социальной работестановится помощь наркоману в осознании особенностей его болезни – он должен помочь человеку, попавшему в зависимость и его семье научиться полноценно жить несмотря на эту болезнь, не испытывая чувства вины и обреченности. С выпускниками реабилитационных центров необходимо решать вопросы: закрепление ответственности за свое поведение и здоровый образ жизни, формирование новых поведенческих навыков в условиях обычной жизни в социуме, выстраивание зрелых семейных отношений, вовлечение в активную социальную жизнь. - Проанализировав правовое регулирование оказания наркологической помощи, мы выявили, что нормативно-правовая база недостаточна в отношении наркозависимых. ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», нормативные акты Минздрава России и региональные нормативные правовые акты, регламентирующие оказание наркологической помощи и подготовку психиатров-наркологов, содержат многочисленные недостатки.Хотя наркологическая патология относится к психическим расстройствам и расстройствам поведения, психиатр-нарколог не обладает правовым статусом врача психиатра, что исключает возможность использования при оказании наркологической помощи Закона о психиатрической помощи без внесения в него соответствующих изменений и дополнений. Наркомания – реальная угроза национальной безопасности. На сегодняшний день вопрос о наркоманизации по прежнему является актуальным, и его окончательное решение остается за законодателями, врачами и обществом.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Белогуров, С.Б. Популярно о наркотиках и наркоманиях. СПб; М.: Невский диалект - Издательство БИНОМ, 2002, с. 160. 2. Битенский, В.С., Херсонский, Б.Г., Дворяк, С.В., Глушков, В.А. Наркотики в нашей жизни – К.: Здоровье, 2001, с. 118. 3. Валентик, Ю.В. Медико-социальная работа в наркологии. Зыков, О.В., Сидоров, П.И., Цетлин, М.Г. - Изд-во Архангельской Гос. Мед. Академии. -Архангельск, 2001, с. 234. 4. Вестник общественного мнения: данные, анализ, дискуссии / Социологический журнал, 2007, №2, с. 16. 5. Гаранский, А.Н. Наркомания: причины, последствия, меры защиты. – Издательство Ю. Мандрики, Тюмень, 2000, с. 206. 6. Готчина, Л.В. Понятие и сущность социальной профилактики наркотизма и наркозависимости в молодежной сфере: учебное пособие. – Белгород: БелЮИ МВД России, 2005, с. 321. 7. Зайнышек, И.К. О качестве подготовки специалистов. / Вестник социальной работы, 2003, №1, с. 68. 8. Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 г. 9. Лапко, А.Н. Наркомания как социальное явление / Закон и право, 2001, №9, с. 23. 10. Лисецкий, К.С., Матынга, И.А. Психология и профилактика ранней зависимости.- Самара: Б.и., 2004, с. 296. 11. Молодежь против СПИДа. Российское общество Красного Креста- М.: Медицина и профилактика, 2007, с. 61. 12. Наркомания в России: состояние, тенденции, пути преодоления: Пособие для педагогов и родителей / Под общей ред. д-ра социологич. наук, проф. А.Н.Гаранского. – М.: Издательство ВЛАДОС - ПРЕСС, 2003, с. 379. 13. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан; ФЗ от 22 июля 1993 г. №5487-1. 14. Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации; ФЗ от 10 декабря 1995 г. №195-ФЗ. 15. Садыкова, Р.Г. Общество против наркотиков. Информация, технологии, опыт. / Карапетян, А.А. – Казань: Агенство Информ-клуб ЭС, 2002, с. 311. 16. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании. Под ред. Березина, С.В., Лисецкого, К.С. - М.: Институт психотерапии, 2002, с. 275. 17. Социальная работа. / Под ред. И.А. Зимней. – М.: Проспект, 2004, с. 206. 18. Социальная работа: теория и практика: Учеб. Пособие / Отв. ред. д.и.н., проф. Е.И. Холостова, д.и.н. А.С. Сорвина. - М.: ИНФРА-М, 2004, с. 345. 19. Теория и методика социальной работы. / Под ред. П.Д. Павленка. – М.: Проспект, 2005, с. 218. 20. Технология социальной работы.: Уч. Пособие / Под ред. И.Г. Зайнышева.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000, с. 307. 21. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации; ФЗ от 8 января 1997 г. №1-ФЗ. 22. Уголовно процессуальный кодекс Российской Федерации; ФЗ от 18 декабря 2001 г. №174- ФЗ. 23. Фирсов, М.В., Студенова, Е.Г. Теория социальной работы.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001, с. 357. 24. Эффективность социальной работы: Методологический семинар. / Сост. ред. В.В. Колков. – М.: ИНФРА-М, 2004, с. 165.
Защита курсовой
Тема данного исследования: технологии социальной работы с наркозависимыми. Актуальность избранной темы исследования заключается в том, что в последнее время резко возросло число наркозависимых. Реальная численность наркоманов в России по данным мониторинга, на 2008 год, составляет 5,99 миллионов человек. Проблемы наркомании очевидны – наркозависимые люди саморазрушаются (деградируют как личность), разрушают свою семью и общество в целом. Ежегодно умирают около 70 тысяч наркоманов, большинство из них – молодые люди, едва достигшие 25 лет. В связи с этим, в социальной работе назрела необходимость в конкретных, реальных и эффективных мерах, направленных, прежде всего, на профилактику этого страшного порока современности. Объект исследования: проблемы наркомании. Предмет: выявление технологий СР с наркозависимыми. В ходе проведения исследования была достигнута его цель – выявлены особенности технологии СР с наркозависимыми людьми. А также, были поставлены и решены конкретные задачи. - Рассмотрев исторический аспект наркомании, мы выяснили, что человечество употребляет наркотики издревле. Ситуация со злоупотреблениями наркотиками обострилась в СССР в 60-е годы и продолжается до сих пор. - Проанализировав наркотическую ситуацию в России за последние годы, мы выявили, что проблема наркомании приобрела угрожающие масштабы. Количество лиц, страдающих от наркотической зависимости, растет; заметно осложнение криминальной ситуации; происходит заражение различными инфекциями; увеличивается уровень смертности среди молодежи; рождаются неполноценные дети и т. д. - Определив причины наркозависимости, мы выяснили, что они обусловлены рядом факторов, таких как развал системы детских и молодежных организаций; резкое изменение социального статуса; массированное влияние западной культуры; потеря жизненных ценностей; ослабление семейных связей и др. - В рамках анализа технологий СР с наркозависимыми была рассмотрена профилактика наркотизма, и выявлено, что – это лучшая методика борьбы с наркоманией, а также рассмотрена реабилитационная программа Калининградской общественной организации «Центр лечения наркомании «. Процесс реабилитации наркозависимых, в данном учреждении, предполагает их совместное, изолированное проживание и состоит из нескольких этапов. Этап-новичок – период проведения усиленной мотивационной терапии и групповой психотерапии. Внимание наркозависимых фокусируют на преимуществах и выгодах гармоничной и социально-организованной жизни без наркотиков. В этот период отлучки из центра и контакты с внешним миром не разрешаются. Человеку помогают оценить собственные силы и сдерживающие факторы. Цель этого этапа – вернуть веру в себя и прервать, таким образом, деструктивную полосу жизни. Этап-домовник – период восстановления отношений с семьей и близкими. Целью этапа является подготовка клиента к сознательной борьбе со своей наркоманией, своими слабостями и проблемами при помощи самодисциплины, познания себя через деятельность, научиться ответственности и порядочности, а также поиск своего жизненного пути. Очень важна работа над построением реальных планов на будущее относительно своих возможностей. Студент - завершающий этап – период подготовки к выходу из Центра. На данном этапе клиент ответственно принимает самостоятельные решения, но находится под контролем воспитателей и психологов. Происходит урегулирование правовых вопросов, отношений с семьей, решаются вопросы образования и поиска работы. Основные элементы программы реабилитации наркозависимых: психологические занятия и тренинги, трудотерапия, музыкально-терапевтические и досуговые занятия и занятия спортом. Специалисты помогают человеку, попавшему в зависимость, и его семье научиться полноценно жить несмотря на эту болезнь, не испытывая чувства вины и обреченности. - Проанализировав правовое регулирование оказания наркологической помощи, мы выявили, что нормативно-правовая база недостаточна в отношении наркозависимых. ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», нормативные акты Минздрава России и региональные нормативные правовые акты, регламентирующие оказание наркологической помощи и подготовку психиатров-наркологов, содержат многочисленные недостатки. Наркомания – реальная угроза национальной безопасности. На сегодняшний день вопрос о наркоманизации по прежнему является актуальным, и его окончательное решение остается за законодателями, врачами и обществом.
Размещено на [1] Молодежь против СПИДа.Рос. общество Красного Креста - М., Медицина и профилактика, 2001 г, с.61. [2] Наркология. Методические рекомендации - М: Лаборатория базовых знаний, 2000 г, с.38. [3] Валентик, Ю.В. Медико-социальная работа в наркологии./ Зыков, О.В., Сидоров, П.И., Цетлин, М.Г.- Издательство Архангельской Гос. Мед. Академии - Архангел, 2001 г, с. 234.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|