Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава IV . Социометрия как метод изучения малых групп




Малая группа как объект исследования занимает особое место в системе социальных наук. Она концентрирует в себе целый ряд важных проблем как социально-практического, управленческого, так и теоретико-исследовательского характера.

Процесс непосредственного социального взаимодействия, происходящий в малой группе и создающий социальную “микросреду” человека, является чрезвычайно сильным фактором формирования и воспитания личности, социально-психологического стимулирования и регулирования ее деятельности. Малая группа — важный элемент социальной системы в целом, она фокусирует в себе те общественные отношения, в которые она вплетена, воплощает их во внутригрупповые отношения. Знание механизмов этих отношений представляет собой необходимый элемент социального управления, построенного на научной основе. В то же время именно в малой группе действие этих механизмов столь наглядно и разнообразно, что позволяет успешно применять и анализировать самые различные подходы к объяснению социальной реальности — социологический, социально-психологический и психологический, динамический и статистический и т. д.

Одним из наиболее эффективных способов исследования эмоционально-непосредственных отношений внутри малой группы является социометрия. Она представляет собой своеобразный способ количественной оценки межличностных отношений в группе.

Термин “социометрия” происходит от латинского слова societas — общество и греческого metruin — измеряю и обозначает с одной стороны отрасль социальной психологии и социологии, изучающую межличностные отношения в малых группах количественными методами с акцентом на изучение симпатий и антипатий внутри группы, а с другой стороны — прикладное направление, включающее изучение, совершенствование и использование соответствующего инструментария для решения практических задач.[13]

Социометрия - это созданные итальянским психологом Дж. Морено наука об обществе, психологическая теория общества и одновременно экспериментальный метод, социально - психологический тест, позволяющий изучить и на основе полученного знания регулировать межличностные связи и отношения в группе.

Цель социометрии — гармонизировать общественные отношения расстановкой людей в группе в зависимости от их эмоциональных предпочтении и нейтрализацией эмоциональных отвращении между членами группы.

Суть социометрической технологии на операциональном уровне анализа определяется понятием «выбор». Исходя из особенностей группы, формулируют вопросы, побуждающие членов группы делать выбор или определять предпочтения среди членов группы в качестве партнеров с точки зрения как делового взаимодействия, так и эмоционально-чувственного восприятия («для дала» и «для души»).

Вопросы при социометрическом исследовании:

С кем из членов вашей группы вы охотно стали бы выполнять совместное задание?

С кем из членов вашей группы вы могли бы поделиться своими личными переживаниями?

С кем из членов вашей группы вы бы пошли в кино?

Здесь возможен широкий спектр оценок, обусловленный положительным и отрицательным реальным выбором, положительным или отрицательным предполагаемым выбором. Анализ высказываний дает весьма полезную информацию о числе выборов или отвержений, полученных каждым членом группы, числе взаимных выборов или отвержений, числе оправдавшихся или не оправдавшихся предположений на выбор или отвержение со стороны других членов группы и др. В конечном счете, социометрия выявит лидеров группы, отверженных, микрогруппы и даст другую информацию. Социометрию можно проводить с учетом мотивов выборов, что существенно обогащает анализ групповой дифференциации.

Число выборов, полученных каждым человеком, служит мерилом его положения в системе межличностных отношений, его социометрического статуса.

Результаты, получаемые при помощи социометрической методики, могут быть представлены в форме матриц, социогрмм, числовых индексов.

Социограмма - это графическое выражение математической обработки результатов исследования межличностных отношений. Она позволяет наглядно представить структуру отношений в группе, причем в разных формах - индивидуально для каждого члена группы и в целом для всей группы. Члены группы графически размещаются в зависимости от их популярности - в центре или на периферии, при этом отражаются практически все связи.

Социометрический «расклад» может иметь следующую структуру: - люди, получающие больше всего положительных выборов. Это означает, что они пользуются наибольшей популярностью, симпатией, их именуют «звездами». Обычно к группе «звезд» относятся те, кто получает большинство положительных выборов при условии, что каждый делает три выбора;

- люди, получающие среднее число таких выборов. Они относятся к категории «предпочитаемых»;

- люди, получающие меньше среднего числа положительных выборов. Они относятся к категории пренебрегаемых;

- люди, не получающие ни одного положительного выбора. Это люди, которых игнорируют, отвергают.

В результате социометрического исследования руководитель получает не только информацию о положении каждого члена группы в системе межличностных отношении, но и обобщенную картину состояния этой системы или то, что обычно называют психологически климатом группы. Характеризуется он особым показателем - уровнем благополучия взаимоотношений группы. Он может быть:

- высоким, если «звезд» и «предпочитаемых» в сумме больше, чем «пренебрегаемых», «отвергаемых» членов группы;

- средним, если имеет место примерное равенство этих величин;

- низким, если число «пренебрегаемых», «изолированных» и «отвергаемых» членов группы больше числа «звезд» и «предпочитаемых».

ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ

База исследования: ГОУ «Детский дом № 1» г. Архангельска

Количество испытуемых: 21 человек.

Цель: исследование межличностных взаимоотношений в разновозрастных группах путем психологического тестирования и включенного наблюдения.

Объект: воспитанники детского дома.

Предмет: межличностные взаимоотношения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Методы исследования:

- социометрия;

- проективный тест «Субъективное ощущение себя в группе»;

- математическая обработка;

- анализ и интерпретация полученных данных.

Для исследования взяты две группы.

В первой – дети от 8 до 15 лет, 7 мальчиков и 3 девочки. Во второй – дети от 9 до 17 лет. 6 мальчиков и 5 девочек.

Членам группы предлагается ответить на вопросы. Зачитывается вопрос и дается инструкция: «Напишите на бумажках под цифрой 1 фамилию члена группы, которого Вы выбрали бы в первую очередь, под цифрой 2 — кого бы Вы выбрали, если бы не было первого, под цифрой 3 — кого бы Вы выбрали, если бы не было первого и второй».

Вопросы при социометрическом исследовании:

С кем из членов вашей группы вы охотно стали бы выполнять совместное задание?

С кем из членов вашей группы вы могли бы поделиться своими личными переживаниями?

С кем из членов вашей группы вы бы пошли в кино?

1. «Звезды» - Валя К., Саша Я.;

«Предпочитаемые» - нет;

«Принятые» - Женя К., Дима Б., Егор Ф., Сергей К., Наташа Ч., Аня К.;

«Непринятые» - Кристина Ч.; Наташа Ч.

«Отвергнутые» - Дима М.

2. «Звезды» - Илона В, Галя М.;

«Предпочитаемые» - Саша З.;

«Принятые» - Костя А., Виталик С., Витя Н., Катя Т., Оксана А.;

«Непринятые» - Иван С., Аня Р.;

«Отвергнутые» - Рома Ю.

 

 

Анализируя ролевой репертуар можно сказать, что «Звезды» имеют более высокий уровень активности, они более доброжелательны и сознательны, чем другие члены группы. Эти дети осуществляют регуляцию межличностных отношений, ведут группу, организуют, планируют и управляют деятельностью группы. Лидеры этих групп принимают более непосредственные решения, касающиеся групповой деятельности, стимулируют группу, нацеливают ее на решение определенных задач. Лидер не всегда успешен, при определенных условиях лидерские возможности могут возрастать, а при других, напротив снижаться. Кроме «Звезд», в группе выделяют и другие социальные роли. Большая часть группы это «Принятые» и «Предпочитаемые». У «Непринятых» и «Отвергнутых» - наблюдаются более низкие коммуникативные способности, чем у остальных, среди них дети недавно вошедшие в группу и у которых идет адаптация в группе, а так же дети с отклоняющимся поведением.

Рекомендации:

Для гармонизации межличностных отношений в данное время можно использовать следующие методы, но для этого следует учитывать, что группа - это не сумма индивидов, а общность, которая влияет на поведение всех членов:

- включение индивидов в совместную деятельность. Деятельность же эта становиться столь значимой в жизни каждого члена группы, что он принимает ее ценности не под влиянием, или убеждением, а самостоятельно;

- обобщение внимания, интересов, мотивов, установок, нравов, обычаев и привычек;

- соперничество с другой группой или группами (сплоченные люди чувствуют поддержку друг друга, и у них не возникает напряженности в отношениях и неудовлетворенности собой).

Субъективное ощущение себя в группе

Для подтверждения данных полученных с помощью социометрического исследования, детям было предложено задание на субъективное ощущение себя в группе. Суть этого задания заключалось в выполнении творческого задания, в котором детям предлагалось представить и изобразить на чистом листе бумаги с помощью цветных карандашей свою группу в виде цветных кружков.

Цель: исследование межличностных отношений в разновозрастных группах.

Данное задание анализировалось по следующим критериям:

- по цветовой гамме: детям предлагалось на выбор шесть цветов: красный, коричневый, черный, желтый, синий, зеленый. По цвету кружков можно определить личное отношение к человеку;

- по размеру кружков: определялась значимость этого человека в группе (чем больше размер кружка, тем более значимым является человек»;

- по местоположению кружков на листе: определение дистанции во взаимоотношениях с отдельными членами группы;

В одной из групп респонденты включили в свой состав членов -воспитателей, причем они изобразили их в виде больших желтых кружков. Эти данные свидетельствует о том, что дети считают воспитателей важными членами своей группы. Яркие цвета - основа выбранного цвета, дети избегают темных цветов. Таким образом, можно сделать вывод, что внутри группы хорошие, теплые, эмоциональные взаимоотношения.

Данный положительный опыт организации воспитательной деятельности в детском доме сложился в результате поиска коллективом оптимальных условий для формирования личности воспитанника детского дома.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В данной курсовой работе были исследованы различные явления.

Рассмотрена проблема сиротства в России. Анализ теоретических исследований, статистических и практических данных свидетельствует о том, что в настоящее время дети России находятся в очень тяжелом положении. Увеличение количества детей-сирот закономерно привело к росту числа учреждений для их содержания.

Определены основные задачи по подготовке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к самостоятельной жизни. Жизненный старт выпускников детских домов можно оценить по - разному. Трудности возникают у выпускников интернатных учреждений, они не способны решать многие проблемы взрослой жизни самостоятельно, поскольку у них не сформированы ключевые навыки эффективного поведения. Они не готовы принять на себя ответственность за собственную жизнь, у них отсутствуют многие коммуникативные навыки и функциональные умения.

Изучены характеристики малых групп. Возникновение малой группы обусловлено общественно - экономическими причинами. С одной стороны, общество и его экономика создают для себя те «ячейки», в которых формируются начальные ценности – экономические и социальные – и на которых потом строятся они сами в целом. С другой стороны, каждый человек, находясь и живя в обществе, стремиться примкнуть к каким - то группам (в силу их социальной защищенности, престижности профессиональной деятельности, которой они занимаются) для самоутверждения.

Когда говорят о психологической структуре группы, первой важной характеристикой выступает содержание.       

Рассмотрены условия жизнедеятельности воспитанников в разновозрастных группах. Успешному решению вопроса формирования у воспитанников позитивного образа семьи способствует само устройство жизни в детском доме. Объединение детей в разновозрастные группы, закрепление за ними постоянного состава воспитателей задает ее членам общую цель, побуждает к сотрудничеству, объединяет и по-настоящему роднит их души, формирует определенные положительные традиции, создает свои семейные ритуалы.

В результате проведенного исследования я освоила методику диагностики межличностных отношений.

Таким образом, в результате исследования подтвердилась выдвинутая мною гипотеза. С одной стороны, уровень благополучия межличностных отношений подростков возрастает на основе благоприятного психологического климат, с другой, - высокий уровень благополучия межличностных отношений создает благоприятный психологический климат в коллективе.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 2004.

2. Басов Н.Ф. Социальный педагог: введение в профессию. - М.: Издат. центр «Академия», 2006. - 256 с.

3. Василькова Е.В., Рындина Е.Н., Карпалова М.А. Формирование позитивного образа семьи у воспитанников детского дома. - Вологда: 2003.

4. Десев Л. Психология малых групп. Социальные иллюзии и проблемы. — М.: “Прогресс”, 1979.

5. Доклад//Социализация и образование социальных сирот. - М. - СПб: Интеллект - центр, 2002.

6. Методика работы социального педагога./ Под ред. Л.В. Кузнецовой; сост. Г.С. Семенов. - М.: Школьная пресса, 2003. - 96 с.

7. Практикум по общей психологии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / А.И. Абраменко, А.А. Алексеев, В.В. Богословский и др.; Под ред. А.И. Щербакова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1990. — 288 с.

8. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.

9. Руденский Е.В. Социальная психология. - М. - Новосибирск: 1997.

10. Шахманова А.Ш. Воспитание детей - сирот дошкольного возраста. -М.: AKADEMIA, 2005.

11. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста./ Под ред. С.Ю. Циркина. - Спб.: Питер, 2001. - 492 с.

12. Технологии социальной работы./ Под ред. Е.И. Холостовой. - М.: Инфра-М, 2001.-400 с.


ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Матрица социометрических положительных выборов

Таблица 1

Фамилия, имя

Критерии выбора

 

Кого выбирают

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1.Кравец Валя 1   X X              
  2                    
  3         X     X Х  
2. Копеечкин Женя 1 X     X X          
  2 X                  
  3 X     X X          
3. Янчук Саша 1       X            
  2       X            
  3                    
4. Башуров Дима 1 X X X              
  2 X   X              
  3 Х Х Х              
5. Фомин Егор 1   X X     X        
  2   X X     X        
  3   X       X        
6. Краснощекое Сережа 1     X X            
  2 X   X X            
  3 X   X X            
7. Медведев Дима 1                    
  2                    
  3                    
8. Черняева Наташа 1 X   X           Х  
  2 X   X           Х  
  3 X               Х  
9. Кокляева Аня 1 Х   Х         Х    
  2 X   X         Х    
  3 X   X         Х    
10. Черняева Кристина 1       X            
  2     X X     X      
  3 X                  

Получено выборов

15 6 15 8 3 3 0 5 4 1

 


Таблица 2

Фамилия, имя

Критерии выбора

Кого выбирают

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

11

 1.Савостин Иван   2. Алехин Костя   3. Селезнев Виталик     4.Зайцев Саша   5.Юрьев Рома   6.Нижевич Витя   7.Волокославская Илона     8.Рапакова Аня   9.Маркелова Галя   10.Туфанова Катя   11.Аркашова Оксана 1 2 3   1 2 3   1 2 3   1 2 3   1 2 3   1 2 3   1 2 3   1 2 3   1 2 3   1 2 3   1 2 3     Х   Х         Х   Х   Х   Х   Х       Х   Х   Х   Х     Х Х   Х   Х   Х       Х     Х   Х   Х   Х   Х Х Х   Х Х Х   Х   Х   Х Х Х     Х   Х     Х   Х   Х   Х   Х   Х Х Х   Х Х Х     Х Х Х     Х

 

 

Х

 

Х

Х

Х

 

Х

 

Х

Получено выборов   2 5 1 8 0 1 15 2 11

 4

6
                           

 


[1] Рыбинский Е.М. С каким детством мы вступили в 21 век?//Добро без границ: Сб. – Сыктывкар, 2002. – с. 10 -11.

[2] Положение детей в СССР. Состояние, проблемы, перспективы. – М., 1990. – с. 90.

[3] Доклад. //Социализация и образование социальных сирот. - М. - СПб: Интеллект - центр, 2002. с. 5-7.

[4] Василькова Е. В., Рындина Е. Н., Карпалова М. А. Формирование позитивного образа семьи у воспитанников детского дома. - Вологда: 2003. – с. 8.

[5] Десев Л. Психология малых групп. Социальные иллюзии и проблемы. — М.: “Прогресс”, 1979. с. 76 – 81.

[6] Робер М. - А., Тильман Ф. Психология индивида и группы: Пер. с фр./ Предисл. А.В. Толстых. — М.: Прогресс, 1988. — с. - 115.

[7] Десев Л. Психология малых групп. Социальные иллюзии и проблемы. — М.: “Прогресс”, 1979. - с. 25.

[8] Десев Л. Психология малых групп. Социальные иллюзии и проблемы. — М.: “Прогресс”, 1979. - с. 25.

[9] Практикум по общей психологии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / А.И.Абраменко, А.А.Алексеев, В.В.Богословский и др.; Под ред. А.И.Щербакова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1990. — с. 113.

[10] Десев Л. Психология малых групп. Социальные иллюзии и проблемы. — М.: “Прогресс”, 1979. – с. 29.

[11] Воспитание детей-сирот дошкольного возраста/А.Ш. Шахматова; под ред. С.А. Козловой. - М.: «ACADEMIA», 2005 – с. 105 -109.

[12] Василькова Е. В., Рындина Е. Н., Карпалова М. А. Формирование позитивного образа семьи у воспитанников детского дома. - Вологда: 2003. – с. 15 – 17.

[13] Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...