Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблемы управления затратами и прибылью

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

Высшего профессионального образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

В г.Сургуте Ханты-Мансийского автономного округа - Югра Тюменской области

Кафедра экономических наук

 

 

Допустить к защите

Директор филиала РГСУ в г. Сургуте

______________(____________)

«________»____________201____г.

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

 

РИНОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАТРАТ И ПРИБЫЛИ НА ПРИМЕРЕ ООО «СК СОК»

 

 

Студента(ки) Чеботарь Виктории Витальевны.

(Ф.И.О. полностью)

 

Группа_____ Специальность (направление) Финансы и кредит.

 

Специализация (профиль) Финансовый менеджмент

 

Руководитель к.э.н Галюта О.Н. ______________________

(должность, уч. степень, звание) (Ф.И.О.) (подпись)

 

Рецензент Начальник планово-экономического отдела

(должность, уч. степень, звание)

_______________________

(Ф.И.О.) (подпись)

 

Дата защиты «_____» __________ 2015 г. Оценка_____________________

 

 

Сургут

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ. ……………………………………………………….……………………….3

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЫНОЧНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ЗАТРАТ И ПРИБЫЛИ.. …………………………………………………………………………………6

1.1.Экономическое содержание затрат и прибыли, их виды.. 6

1.2.Подходы к планированию затрат в рыночных условиях. 16

1.3. Проблемы управления затратами и прибылью.. 24

2.АНАЛИЗ ПЛАНИРОВАНИЯ ЗАТРАТ И ПРИБЫЛИ НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО «СК СОК»

2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия

2.2.Анализ планирования и формирования затрат на предприятии

2.3.Анализ прибыли предприятия и практики ее планирования

3.ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ЗАТРАТ И ПОВЫШЕНИЯ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ

3.1.Мероприятия по оптимизации затрат и повышения прибыли предприятия

3.2. Оценка эффективности предложенных мероприятий

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Возникновение и развитие в России рыночных отношений, формирование товарных, финансовых рынков и конкуренции предъявило новые, жесткие требования к предприятиям, что вызвало потребность в изменении механизмов их функционирования.

Рыночная экономика определяет конкретные требования к системе управления предприятиями. Необходимо более быстрое реагирование на изменение хозяйственной ситуации с целью поддержания устойчивого финансового состояния в соответствии с изменением конъюнктуры рынка.

Предприятия самостоятельно планируют свою деятельность и определяют перспективы развития. Самостоятельно планируемыми показателями в числе других стали прибыль и затраты. Однако, нельзя полагать, что планирование прибыль и затрат осталось исключительно в сфере интересов только предприятий. Не в меньшей мере в этом заинтересованы государство, коммерческие банки, инвестиционные структуры, акционеры и другие держатели ценных бумаг.

Формирование механизма жесткой конкуренции, непостоянность рыночной ситуации ставили перед предприятиями необходимость эффективного использования имеющихся в их распоряжении внутренних ресурсов с одной стороны, а с другой, своевременно реагировать на изменяющиеся внешние условия, к которым относятся: финансово-кредитная система, налоговая политика государства, механизм ценообразования, конъюнктура рынка, взаимоотношения с поставщиками и потребителями. Вследствие перечисленных причин меняются и направления аналитической деятельности.

Актуальность темы заключается в том, что планирование прибыли и затрат занимают одно из центральных мест в общей системе стоимостных инструментов и рычагов рыночной экономики. От прибыли зависит финансовое положение предприятий, уровень удовлетворения личных и общественных потребностей работников. Кроме того, за счет платежей из прибыли в бюджет формируется основная часть ресурсов государства, региональных и местных органов власти.

Целью написания выпускной квалификационной работы является анализ системы рыночного планирования затрат и прибыли и разработка путей их оптимизации.

Для достижения поставленной цели в написании выпускной квалификационной работы, определено следующие задачи:

- рассмотреть экономическую сущность затрат и прибыли, их виды;

- изучить подходы к изучению к планированию затрат в рыночных условиях;

- рассмотреть проблемы в управлении затратами и прибылью;

- дать организационно-экономическую характеристику предприятия;

- проанализировать планирование и формирование затрат на предприятии;

- проанализировать прибыль предприятия и практику ее планирования;

- разработать мероприятия по оптимизации затрат и повышению прибыли предприятия;

- оценить эффективность предложенных мероприятий.

Объектом исследования выпускной квалификационной работы является предприятие ООО «СК СОК».

Предмет исследования – система планирования затрат и прибыли в ООО «СК СОК».

Методологической основной являются научные методы, которые основаны на требованиях объективного и всестороннего анализа системы планирования предприятия. Исследования проведены с применением совокупности методов: абстрактно-логического метода, системно-структурного, экономико-математических и экономико-статистических методов.

Информационным обеспечением при написании выпускной квалификационной работы стали законы Российской Федерации, другие нормативно - инструктивные документы, учебные пособия, научные статьи, монографии, а также финансовая отчетность ООО «СК СОК» за 2012-2014 года.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, … приложений, … таблиц, … рисунков. Общий объем выпускной квалификационной работы составляет … страниц.

 

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЫНОЧНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ЗАТРАТ И ПРИБЫЛИ

1.1.Экономическое содержание затрат и прибыли, их виды

 

Прибыль предприятия играет ведущую роль в системе управления его финансами, а потому неизменно привлекает значительное внимание исследователей из академических кругов и практиков финансового менеджмента.

В современных условиях прибыль является собственностью предпринимательских структур (кроме государственных), источником благосостояния владельцев, наемных работников предприятий, а через финансовую систему - всех членов общества. Это обуславливает существование различных точек зрения как среди отечественных, так и зарубежных ученых, в отношении этой категории.

В контексте интересов пользователей финансовой отчетности можно предложить следующее определение прибыли: прибыль – это экономическая категория, представляющая собой обобщающий показатель финансовых результатов деятельности организации, который определяется как разница между полученным доходом от предпринимательской деятельности и расходами, понесенными в связи с ее осуществлением.

Но больший интерес для собственников организации представляет чистая прибыль, так как является источником их дохода.

С учетом вышеприведенного прибыль можно определить как один из важнейших показателей финансового состояния предприятия, характеризующий конечную денежную оценку его производственной и финансовой деятельности и эффективность хозяйствования. Прибыль предприятия имеет ряд различных признаков. В частности, прибыль это:

- главная цель и основной мотив осуществления любого вида предпринимательской деятельности;

- конечный положительный финансовый результат обычной деятельности предприятия;

- форма дохода владельцев капитала, которые вложили его в целях достижения определенного коммерческого успеха;

- важнейшая характеристика уровня эффективности производственно-хозяйственной деятельности предпринимательских структур (уровня затрат и производительности труда, объема и качества производимой продукции), результатом умелого и успешного управления предприятием;

- плата за риск осуществления предпринимательской деятельности;

- стоимостный показатель, который определяется в денежной форме;

- основной внутренний источник формирования и воспроизводства финансовых ресурсов предприятия, обеспечивающий его дальнейшее развитие;

- необходимое условие повышения уровня самофинансирования для предприятия, источник его финансовой независимости;

- прирост капитала. Капитализация части полученной прибыли, то есть ее направления на прирост активов, является главным источником роста рыночной стоимости предприятия;

- фактор времени. Расчет величины ожидаемого в будущем прибыли является решающим моментом в принятии решения о целесообразности капиталовложений;

- источник формирования бюджетных ресурсов (государственного и местных бюджетов) и внебюджетных фондов, что позволяет государству выполнять возложенные на нее функции и осуществлять разнообразные программы экономического развития, удовлетворять потребности социально незащищенных слоев населения.

Выделяют три функции, наиболее соответствующие природе прибыли: воспроизводственную, стимулирующую и контрольную [43, с. 185].

Воспроизводящая функция. Прибыль является одним из основных источников финансирования расширенного воспроизводства. Заинтересованность в росте прибыли означает использование всех направлений снижения затрат, экономии живого и овеществленного труда и как необходимая составляющая для полной мобилизации внутренних ресурсов предприятия. Кроме того, она необходим для дальнейшего производства, улучшение условий труда, повышения доходов работников, удовлетворения потребностей населения. То есть, чем более эффективна хозяйственная деятельность, тем больше прибыль, и, следовательно, тем больше ее можно использовать дня финансирования процессов расширенного воспроизводства.

Стимулирующая функция. Прибыль является источником образования поощрительных фондов и социального развития коллектива предприятия. Она проявляется, во-первых, в направлении определенной ее части на экономическое стимулирование работающих, участников производства и учредителей. Важнейшим и качественным аспектом этой функции является то, что путем стимулирования она побуждает владельцев и работников к достижению более высоких результатов. Во-вторых, она связана не только с формированием прибыли, но и с процессами его распределения и использования. При этом прибыль обеспечивает связь интересов общества, предприятий и отдельных работников.

Контрольная функция представляет собой итог работы, который зависит от уровня себестоимости, количества и качества продукции, производительности, степени использования производственных фондов, организации управления материально-техническим снабжением и т.д., а главное от того, насколько эта продукция удовлетворяет потребности потребителя и пользуется спросом. Величина прибыли сформируется под влиянием многих факторов и отражает практически все стороны деятельности предприятия.

Рассматривая функции прибыли с позиций их реализации для достижения экономического развития субъектов хозяйствования, целесообразно выделить социальную функцию, которая предусматривает выполнением предприятием программ социальной защиты работников и общества в целом. В научной литературе часто содержание социальной функции связывают со стимулирующей функцией, хотя они имеют разную направленность, что проявляется в выполнении разных заданий. Так, стимулирующая функция направлена на оценку вложения каждого работающего в достижение запланированных результатов, в то время как социальная функция предусматривает создание системы защиты работающих и общества для выполнения возложенных на них производственных функций. Соответственно, основным заданием управления прибылью в рамках выполнения социальной функции состоит в гармонизации интересов владельца, государства и наемного персонала при распределении прибыли и определении приоритетных направлений его использования.

Социальная функция прибыли находится в неразрывной связи с регулирующей функцией, поскольку направление прибыли в бюджеты разных уровней способствует реализации разных общегосударственных и региональных социальных программ.

В настоящее время для оценки финансово-хозяйственной деятельности используются следующие виды прибыли: балансовая прибыль, валовая прибыль, прибыль до налогообложения, чистая прибыль, бухгалтерская прибыль, экономическая прибыль, нормальная прибыль и экстремальная прибыль.

Законодательно закреплено понятие валовой прибыли. В частности, согласно Закону РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» валовая прибыль представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг, основных фондов, включая земельные участки), иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. В составе валовой прибыли учитывается прибыль от всех видов хозяйственной деятельности предприятия.

Балансовая прибыль представляет собой сумму прибыли от реализации продукции, внереализационных доходов, уменьшенных на сумму внереализационных расходов. Балансовая прибыль фигурирует в отчете о прибылях и убытках, она является конечным результатом финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Таким образом, балансовая прибыль (ПБ) может быть определена по формуле:

,

где ПР – прибыль (убыток) от реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг;

ПИ – прибыль (убыток) от реализации имущества предприятия;

ПВО – доходы (убытки) от внереализационных операций.

Чистая прибыль – это часть прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, включая финансовые санкции за нарушения налогового законодательства [3, с. 106]. Чистая прибыль является источником средства для выплаты дивидендов в акционерных обществах, а также источником средства для их разделения между участниками общества с ограниченной ответственностью пропорционально долям в уставном капитале

Прибыль до налогообложения является прибылью от обычной деятельности, так как налоговые и иные аналогичные платежи представляют собой инструмент изъятия государством части прибыли, полученной организацией, вследствие чего у нее формируется чистая прибыль.

Бухгалтерская прибыль – прибыль, которая определяется как разница между выручкой предприятия и внешними издержками (те затраты, которые предприятие несет в пользу других предприятий).

Экономическая прибыль представляет собой общую величину выручки предприятия за вычетом внешних и внутренних издержек.

Нормальная прибыль – минимальная прибыль, которая остается у предприятия и которая необходима для поддержания его стремлений использовать свой капитал на данном предприятии.

Экстремальная прибыль – это, в основном, разовая прибыль, полученная по рисковым операциям.

Абсолютная величина прибыли часто ни о чем конкретном не говорит, т.е. для оценки эффективности работы предприятия недостаточно использовать только показатель прибыли. Таким образом, для оценки эффективности работы предприятия необходимо сопоставить прибыль с затратами и ресурсами, с помощью которых она создается.

Затраты - это важная и сложная экономическая категория, которая занимает особенно важное место в управлении предприятием. Это объясняется тем, что затраты оказывают решающее влияние на финансовый результат функционирования субъектов хозяйствования, применяются для определения ценовой политики предприятия, показывают уровень технологии и организации производства, используются для оценки эффективности хозяйствования путем сравнения затрат и результатов деятельности.

Согласно бухгалтерского подхода к затратам относится фактически уплаченная определенная сумма денежных средств, которая была потрачена для привлечения экономических ресурсов с целью осуществления предпринимательской деятельности. В свою очередь с точки зрения управленческого подхода кроме явных затрат, учитываемых в бухгалтерской отчетности, нужно учитывать еще и неявные (альтернативные) затраты, которые помогают руководству предприятия принимать эффективные управленческие решения. Существование таких затрат объясняется наличием различных способов использования ресурсов. Применение некоторого количества ресурсов для производства любой продукции означает отказ от других производственных возможностей. И именно поэтому альтернативные издержки любого ресурса, который используется для производства товара, равны его стоимости, или ценностей, как лучшего из всех возможных вариантов применения.

Как мы видим, трактовка затрат в соответствии с управленческим подходом главным образом направлено на раскрытие собственно экономического содержания категории. Как иностранные, так и отечественные авторы, представляющие данную точку зрения, акцентируют внимание на денежном характере затрат и считают, что они представляют собой объем использованных предприятием ресурсов.

Что касается бухгалтерского подхода, то он больше сосредоточен на выявлении экономических последствий осуществления затрат после окончания производственного процесса, то есть бухгалтерские затраты возникают тогда, когда документально оформляется факт уменьшения активов или увеличения обязательств.

Разной является также и цель формирования затрат в пределах двух подходов. С точки зрения экономической теории затраты формируются по представлению информации для принятия управленческих решений относительно их планирования, анализа, а также для ценообразования. Затраты с точки зрения бухгалтерского учета раскрывают информацию о деятельности предприятия, которую можно получить с финансовой отчетности.

В странах с развитой рыночной экономикой существует подход к определению затрат, основанный на понятиях бухгалтерских и экономических затрат.

Бухгалтерские (явные) затраты – это альтернативные затраты, которые принимают форму денежных платежей поставщикам за ресурсы.

Неявные затраты – альтернативные затраты за использование ресурсов, принадлежащие предприятию и не оплачиваемые ним.

Явные и неявные затраты в сумме образуют экономические затраты предприятия. В связи с этим различают:

- постоянные затраты (FC) – затраты, которые не зависят от изменения объема производства (Q);

- переменные затраты (VC) – затраты, которые изменяются от объема производства (Q).

Сумма постоянных и переменных затрат составляет валовые (общие) затраты (ТС)

(2)

Для управления производством необходимо знать величину затрат на единицу продукции, т.е. средние затраты, которые определяются следующим образом [13, с. 194]:

- средние постоянные затраты:

(3)

- средние переменные затраты:

(4)

- средние общие затраты:

(5)

Большое значение имеет определение предельных (маржинальных) затрат (МС). Предельные затраты связаны с дополнительным производством продукции наиболее дешевым способом, и определяются следующим образом [15, с. 283]:

, (6)

где ΔТС – прирост постоянных затрат;

ΔQ – прирост объема производства.

Затраты, связанные с производством и реализацией продукции группируются по статьям калькуляции.

Калькулирование – это система расчетов, с помощью которых определяется себестоимость всей товарной продукции, и ее частей, себестоимость конкретных видов изделий, сумма затрат отдельных подразделений предприятия на производство и реализацию продукции.

Группировка затрат по статьям калькуляции, характеризующим их экономическое содержание представлена в таблице 1.

Таблица 1 - Группировка затрат по статьям калькуляции

Статья Содержание статьи
Материальные затраты Содержат стоимость приобретаемых со стороны для производства продукции сырья и материалов, комплектующих изделий и полуфабрикатов, топлива и энергии всех видов, расходуемых как на технологические цели, так и на обслуживание производства. Из материальных затрат исключается стоимость возвратных отходов.
Затраты на оплату труда Содержат расходы на оплату труда основного производственного персонала предприятия, включая премии рабочим и служащим за высокие производственные результаты, стимулирующие и компенсирующие выплаты, а также затраты на оплату труда не состоящих в штате предприятия работников, занятых в основной деятельности.
Отчисления на социальные нужды Содержат обязательные отчисления по установленным нормам, органами государственного и негосударственного социального страхования и пенсионного фонда, государственного фонда занятости и медицинского страхования.

Продолжение таблицы 1

  Статья Содержание статьи
Амортизация основных фондов Содержит сумму амортизационных отчислений на полное восстановление основных производственных фондов, исчисленная исходя из их балансовой стоимости и установленных норм.  
  Прочие затраты Содержат все другие затраты, не вошедшие в перечисленные элементы затрат. Это затраты на командировки, оплата услуг связи, почтовых услуг и др.
         

 

Таким образом, группировка затрат по статьям калькуляции отражает место возникновения этих затрат и применяется для планирования, учета и калькуляции затрат на производство и реализацию единицы продукции, а также всей товарной продукции. Во многих случаях она содержит комплексные статьи затрат.

В системе производственного учета калькулируются фактические затраты для оценки запасов произведенной продукции и получения прибыли, а в системе управленческого учета информация подготавливается и предоставляется заинтересованным лицам внутри организации для принятия правильного решения. Обычные (традиционные) системы сбора данных в рамках производственного учета накапливают информацию по затратам на отдельные виды продукции, чтобы удовлетворить требования финансового учета по распределению производственных затрат за определенный период между продукцией и запасами.

Для оценки альтернативных вариантов действий при принятии решений и планировании используются дополнительные виды классификации затрат [38, с. 84]:

- затраты по отношению к объему производства;

- принимаемые и не принимаемые в расчет затраты (затраты будущего периода и затраты прошлого периода);

- безвозвратные затраты и затраты истекшего периода;

- устранимые и неустранимые затраты;

- временные затраты в результате принятого альтернативного курса;

- инкрементные (приростные) и маржинальные (предельные) затраты.

Таким образом, рассматривая различные группировки затрат, можно сделать вывод о том, что управленческий учет оперирует не только бухгалтерскими затратами, которые находят отражение в отчетах о прибылях и убытках, но и экономическими.

 

1.2.Подходы к планированию затрат в рыночных условиях

 

Основу механизма управления финансовой деятельностью предприятия составляет финансовое планирование. Финансовое планирование представляет собой процесс разработки системы финансовых планов и плановых (нормативных) показателей по обеспечению развития предприятия необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности его финансовой деятельности.

Финансовое планирование на предприятии позволяет:

- наиболее полно отражать и наиболее эффективно обеспечивать осуществление всех форм финансовых отношений предприятия в процессе его предстоящего развития;

- координировать усилия всех служб и подразделений предприятия, направленные на обеспечение эффективного его развития и повышение его рыночной стоимости;

- трансформировать стратегические цели развития предприятия в систему конкретных плановых заданий, предусматриваемых к реализации в соответствующем плановом периоде;

- создавать необходимую нормативную базу внутреннего контроля всех основных аспектов финансовой деятельности предприятия;

- создавать необходимую информационную базу для всех субъектов финансовых отношений, обеспечивающих внешнее финансирование предприятия.

Большое значение в системе финансового планирования имеет планирование затрат.

При составлении плана по затратам особое внимание необходимо обратить на выявление резервов снижения затрат, не обусловленных нормальной организацией производственного процесса: сверхнормативного расхода сырья и материалов, топлива и энергии, потерь рабочего времени и доплат за отступление от нормальных условий труда и сверхурочных работ, потерь от простоев машин и оборудования, аварий, брака, излишних расходов, вызванных нерациональными хозяйственными связями по поставкам сырья и материалов, нарушением технологической и трудовой дисциплины, изменений объема работ по подготовке производства, освоению и внедрению новой техники и технологии и т.д.

При планировании затрат используются следующие методы [2, с. 129]:

- пофакторный метод;

- сметный метод;

- метод калькуляции;

- нормативный метод.

Пофакторный метод заключается в определении влияния технико-экономических факторов на затраты производства в планируемом году по сравнению с предыдущим годом.

При определении влияния различных факторов на затраты должны быть учтены факторы как внутренние, то есть непосредственно зависящие от данного производственного подразделения, так и внешние, не зависящие от него (природные, отраслевые и прочие).

Расчеты снижения затрат проводятся по типовым группам факторов:

- повышение технического уровня производства;

- внедрение вычислительной техники;

- улучшение организации производства и труда;

- изменение структуры и объема производимой продукции;

- улучшение использования природных ресурсов;

- отраслевые и прочие факторы.

Состав самых факторов в каждой группе может расширяться и детализироваться в соответствии с отраслевыми особенностями.

Сметный метод предполагает обоснование каждой статьи затрат с помощью специальной сметы затрат. Смета может составляться как на отдельные комплексные статьи расходов, так и в целом на объем валовой, товарной и реализуемой продукции. При планировании затрат в качестве отдельных смет могут использоваться отдельные разделы плана, в которых обосновываются затраты соответствующих ресурсов.

Сметный метод позволяет увязать отдельные разделы тактического плана между собой и согласовать их с планами внутрипроизводственных подразделений. На основе смет затрат составляется свод затрат на производство продукции в целом по предприятию. В данном случае свод затрат по предприятию представляет собой сумму затрат, рассчитанную в сметах структурных подразделений. Этот метод достаточно трудоемок и применяется на стадиях окончательного составления плана. В зарубежной практике планирования этот метод получил название бюджетирования, а смета затрат называется бюджетом.

Нормативный метод предусматривает расчет уровня затрат на производство и реализацию продукции, работ, услуг на основе заранее составленных норм и нормативов. Этот метод широко применяется при составлении плановых калькуляций и смет затрат.

Достоинством данного метода планирования затрат является возможность обособленного учета отклонений от действующих норм и их причин. Это позволяет судить о том, какие факторы привели к изменению затрат и своевременно принять оптимальные решения, направленные на улучшение экономических показателей работы предприятия.

Метод калькуляции. С помощью этого метода обосновывается величина затрат на производство единицы продукции, работ, услуг или их структурных элементов. При планировании затрат данным методом важно правильно определить объекты калькуляции. Ими могут быть: отдельные изделия, заказы, технологические переделы, марки, сорта, артикулы и т.п. В дальнейшем калькуляции применяются при планировании себестоимости валовой, товарной и реализованной продукции, смет затрат и свода затрат по предприятию.

К методам калькуляции относятся попроцессный и позаказный метод.

При попроцессном методекалькуляции производственные затраты планируются по отдельным подразделениям, стадиям производства или производственным процессам. Полные затраты суммируются по основным статьям расходов, включающих стоимость материальных и трудовых ресурсов и величину общехозяйственных накладных расходов.

Сущность позаказного метода планирования затрат состоит в отнесении прямых затрат в разрезе заранее установленных статей калькуляции на отдельные затраты и определении косвенных затрат в соответствии с установленными нормами распределения. Объектом калькуляции затрат здесь является отдельный заказ.

К современным методам планирования затрат, которые основываются на концепции постоянного совершенствования, относятся таргет-костинг, кайзен-костинг и офис-кайзен.

Таргет-костинг, как метод планирования затрат, разработанный еще в 60-х годах ХХ столетия в Японии и с того времени, успешно применяется на крупных японских и американских предприятиях автомобильной промышленности. Суть этого метода заключается в следующем: на основании известной (или заданной) цены реализации изделия на рынке и желаемой величине прибыли устанавливается целевая себестоимость, на достижение которой в дальнейшем направляются усилия всех служб предприятия и, прежде всего, технических. Применение этого метода позволяет не просто минимизировать затраты, но привести их до необходимого уровня. Таргет-костинг используется в поддержке стратегии снижения затрат, планировании производства новых продуктов, превентивном контроле затрат и калькуляции целевой себестоимости в соответствии с заданными требованиями.

Целевая себестоимость продукции является основой для определения плановой себестоимости. Сравнение целевой и плановой себестоимости происходит периодически до тех пор, пока в результате принятых технических и организационных мероприятий они не сравнятся.

Отличительными чертами таргет-костинга является постоянная ориентация на требования рынка и клиентов, в том числе к качеству продукции и сроков ее изготовления; определение целевых затрат для новых продуктов для того, чтобы при определенных рыночных условиях достичь среднесрочных и долгосрочных финансовых результатов; рассмотрение продукта в течение всего его жизненного цикла как единого целого.

Для того, чтобы применение таргет-костинга было успешным, необходимо выполнение ряда условий. Важнейшим из них является тесное горизонтальное взаимодействие между функциональными подразделениями предприятия, в частности, между маркетинговыми службами, техническими, исследовательскими и производственными подразделениями. Не менее важным условием эффективности таргет-костинга является постоянство его применения. В таргет-костинг особое внимание стоит уделять контролю затрат. При его неэффективности, фактическая себестоимость будет постоянно превышать плановую или целевую.

Эффективность таргет-костинга во многом определяется надежностью маркетинговых прогнозов и правильным позиционированием предприятия на рынке. При этом надежность маркетингового прогноза даже более важна, чем надежность прогноза цены реализации: если прогноз сочетания цены и объема реализации продукции оказывается неверным, то доля постоянных затрат в себестоимости единицы продукции резко возрастает, что ведет к росту себестоимости и, соответственно, к снижению финансового результата.

Достоинством таргет-костинга является, по сути, маркетинговая ориентация производства, когда затраты предприятия определяют цену реализации продукции, а наоборот, на основе цены устанавливается предельно допустимая себестоимость. Как достоинство таргет-костинга можно отметить возможность контроля затрат еще на стадии разработки продукции, когда вносить изменения гораздо легче, чем на стадии производства. Если величина затрат превышает целевую себестоимость, то предприятие имеет возможность ее изменить путем коррекции производственных процедур до их начала, что позволяет ликвидировать непроизводительные затраты.

Сложностью в применении этого метода является значительное время или серьезные инвестиции, которые будут нужны для снижения себестоимости до заданного предела. Применение таргет-костинга предъявляет высокие требования к надежности плановых показателей цены и объема реализации.

Кайзен-костинг, так же созданный в Японии, во многом идейно похож с таргет-костингом. Сущность кайзен-костинга состоит не в достижении определенной величины предельных затрат (хотя сам метод применяется для достижения целевой себестоимости), а в постоянном, непрерывном и всеобъемлющем совершенствовании качества процессов по всему предприятию в целом при участии всех его сотрудников. Участие в непрерывном улучшении бизнес-процессов предприятия всех сотрудников - от рабочих до топ-менеджмента - являются отличительной чертой кайзен-костинга. Применение кайзен-костинга требует создания специальной сети управления качеством на всех уровнях управления предприятием. Как правило, эта сеть является совокупностью относительно независимых рабочих групп, основанных или по функциональному, или меж функциональному признаку. В первом случае каждая группа рассматривает определенный бизнес-процесс - поступление сырья, производство продукции или ее продажу - и связанные с ним затраты. Во втором - все группы состоят из специалистов разного профиля, работающих над похожими задачами параллельно, осуществляя периодически обмен информацией.

Работа в независимых рабочих группах позволяет комплексно рассмотреть не отдельные процессы в деятельности предприятия, а их взаимосвязь, снизить непроизводительные затраты. Даже если в каждом бизнес-процессе затраты снижаются незначительно, общая величина их снижения позволит выйти на запланированный уровень.

Кроме рабочих групп сотрудники предприятия могут вносить индивидуальные предложения по снижению затрат. Концепция кайзен-костинга предполагает также наличие отдельных сотрудников, основной задачей которых является техническое и организационное совершенствование бизнес-процессов предприятия.

Преимущества кайзен-костинга очевидны: постоянное совершенствование процессов, ведущих к появлению затрат, с привлечением всех сотрудников предприятия, создает предпосылки для наиболее полного использования всех резервов снижения затрат. Таким образом, кайзен-костинг позволяет осуществлять действительно результативное управляющее воздействие со стороны руководства предприятия, что, будучи разделяемым всеми сотрудниками, позволяет не просто постоянно контролировать затраты, но и добиваться максимально полного использования всех видов ресурсов. Однако, привлечение всех сотрудников к непрерывному совершенствованию качества деятельности предприятия является одновреме

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...