Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общие принципы анализа содержания

Любое литературное произведение, даже самое маленькое, включает разнородные элементы и является сложным по составу. Чтобы изучить произведение, нужно разобраться в его содержании, т. е. выявить все его элементы, провести их классификацию, а затем приступить к рассмотрению элементов в их взаимосвязи и взаимообусловленности. В задачу специально-предметного анализа входят изучение и оценка содержания произведения независимо от того, в каком виде дан материал: текстовом, табличном, формульном или иллюстративном. На этом этапе имеет значение только его содержание, а не форма представления. Перед редактором стоит задача мысленно представить материал в формально упорядоченном виде.

Прежде всего в результате осмысления содержания произведения выделяются части по предметно- и проблемно-тематическому принципу. Выделив тематически самостоятельные фрагменты, редактор может определить, какую роль играют в произведении и объединить равнозначные по содержательной нагрузке материалы.

Нужно найти в произведении ключевые части содержания, а также аргументы и примеры. Классификация, а затем группировка фактов дают возможность понять, как разработана тема, из каких элементов складывается произведение и методически правильно работать в дальнейшем с литературным произведением.

Уже в самом начале, занимаясь разбором содержания, редактор учитывает исходные характеристики произведения и возможного издания. Эти характеристики обусловливают подход к анализу. Профессиональный разбор содержания проходит упорядоченно, а не стихийно, когда читающий может обратить или не обратить внимания на те или иные элементы содержания. В последнем случае результаты анализа непредсказуемы. Анализ и выводы могут быть неполными, неточными или неправильными.

Литературное произведение нужно рассматривать как системное образование, независимо от того, имеется сложившаяся система или нет, совершенно это образование или несовершенно.

В произведениях разных видов литературы, жанров и разной предметной направленности взаимосвязь и взаимообусловленность содержательных элементов различна. Кроме того, нужно иметь в виду, что ключевые положения, аргументация и примеры существуют в совокупности высказываний, образующих соответствующие части содержания. В каждом случае это могут быть очень сложные структуры, например, одно ключевое положение может складываться из большого числа высказываний, в целом образующих главную мысль. Ключевые положения в свою очередь бывают разного уровня. Они как бы многоступенчаты и последовательно по мере усложнения и обобщения выходят на главные мысли, синтезированные в теме.

При изучении произведения редактор мысленно развивает аргументацию, ищет новые аргументы, если их нет, подбирает примеры для того, чтобы точнее представить все то, что описывает автор. В произведении могут быть материалы, посторонние по отношению к рассматриваемым вопросам, или могут отсутствовать необходимые составляющие. В процессе анализа редактор мысленно исключает все лишнее и воссоздает недостающие звенья, выстраивая их в логически обоснованный ряд.

Выявление содержательных блоков необходимо для оценки полноты освещения отдельных вопросов и разработки темы в целом. Нужны ли в каждом конкретном случае примеры, в какой степени требуется аргументация? Это зависит от особенностей произведения и издания. В произведениях разных жанров, разных видов литературы, изданиях с разным целевым назначением и читательским адресом требования к полноте отдельных содержательных блоков будут разными.

После разбора и систематизации фактического материала по его логической значимости в произведении следует анализ содержательных блоков, каждый из которых объединяет ключевое положение, аргументацию и примеры. При этом устанавливаются связи между всеми ключевыми положениями, исследуются аргументация и иллюстративный текстовой материал в целом.

Разбор содержания произведения по предметно- и проблемно-тематическому принципу и содержательной значимости преследуют цель получить реальное представление о структуре произведения, разработке темы, выделить части, необходимые для последующей их характеристики и оценки.

При анализе содержания литературного произведения формально-логические законы используются как осознанно, так и неосознанно. Последнее определено тем, что правильные логические связи свойственны здоровому мышлению. В редакторской деятельности этот процесс должен быть подконтрольным.

При работе над содержанием произведения логический анализ направлен на его изучение, оценку и поиск путей совершенствования. И мыслительный процесс в данном случае представляется в строго упорядоченном виде.

Анализ произведения с учетом требований законов логики, выявление и устранение логических ошибок– один из этапов работы над авторским оригиналом. Логический анализ предполагает выявление и устранение ошибок и оценку содержания в плане поиска его оптимальной логической организации в соответствии с характеристиками произведения и издания.

В процессе чтения редактор должен выявить логические связи между понятиями и фактами, а затем проверить правильность этих связей.

Следует охарактеризовать и оценить разработку темы по актуальности, оригинальности, соответствию виду и типу издания. Актуальность произведения определяется социальными запросами общества, потребностями читателей, нравственными ценностями человека. Оригинальность произведения связана с собственно авторским материалом. Поскольку литературное произведение – результат творческой работы автора, степень его оригинальности обусловлена проявлениями авторского Я в литературном труде. Авторское Я реализуется в разработке темы, в содержании и форме произведения.

Анализ и оценка содержания произведения связаны с его объемом и качеством в их взаимозависимости. Определенная разработка темы предполагается в пределах соответствующего ей разумного объема. Если объем не соответствует конкретной разработке темы, это отражается на качестве произведения. Недостаточный объем не позволяет раскрыть тему полно, в произведении могут быть большие логические разрывы, непонятные фрагменты. Чрезмерный объем приводит к тому, что в произведении появляются вопросы, которые выходят за пределы темы, не связаны с ней или связаны косвенно, изложение материала бывает растянутым, многословным.

Сначала редактора интересует материал, из которого складывается тема в самом общем плане, на самом общем уровне – на уровне самых крупных частей и, соответственно, самых крупных тематических направлений (ключевых в разработке темы). Он анализирует этот материал и оценивает его полноту с точки зрения той или иной направленности в общей разработке темы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...