Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития координационных способностей




Многообразие видов двигательных координационных способ­ностей не позволяет оценивать уровень их развития по одному унифицированному критерию. Поэтому в физическом воспитании и спорте используют различные показатели, наиболее важными из которых являются:

1) время, затрачиваемое на освоение нового движения или ка­
кой-то комбинации. Чем оно короче, тем выше координацион­
ные способности;

2) время, необходимое для «перестройки» своей двигательной
деятельности в соответствии с изменившейся ситуацией. В этих
условиях умение выбрать наиболее оптимальный план успешного
решения двигательной задачи считается хорошим показателем
координационных возможностей;

3) координационная сложность выполняемых двигательных за­
даний (действий) или их комплексы (комбинации). В качестве за­
даний-тестов рекомендуется применять упражнения с асиммет­
ричным согласованием движений руками, ногами, головой, ту­
ловищем, как наиболее сложные и реже встречающиеся в дви­
гательном опыте человека;

4) точность выполнения двигательных действий по основным
характеристикам техники (динамическим, временным, простран­
ственным);


\



 


 


5) сохранение устойчивости при нарушении равновесия;

6) стабильность выполнения сложного в координационном от­
ношении двигательного задания (по конечному результату и ста­
бильности отдельных характеристик движения). Ее оценивают,
например, по показателям целевой точности — количеству попа­
даний при бросках мяча в кольцо в баскетболе, различных пред­
метов в мишень и т.п.

Некоторые контрольные упражнения для определения уровня координационных способностей приведены на рис. 16: 1) бег «змей­кой» (/, 2)\ 2) челночный бег 3*10 м (3); 3) челночный бег 4x9 м с последовательной переноской двух кубиков за линию старта (4); 4) метание мяча в цель с различного расстояния и из различных исходных положений (5, б, 7).

Глава 8. ФОРМЫ ПОСТРОЕНИЯ ЗАНЯТИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ

8.1. Классификация форм занятий в физическом воспитании

Под формами занятий физическими упражнениями понимают способы организации учебно-воспитательного процесса, каждый из которых характеризуется определенным типом взаимосвязи (вза­имодействия) преподавателя (тренера, судьи) и занимающихся, а также соответствующими условиями занятий.

По особенностям организации занимающихся и способам ру­ководства ими занятия по физическому воспитанию подразделя­ются на две группы — урочные и неурочные (рис. 17).

Урочные формы — это занятия, проводимые преподавателем (тренером) с постоянным составом занимающихся. К ним отно­сятся:

1) уроки физической культуры, проводимые преподавателями
по государственным программам в образовательных учреждени­
ях, где физическая культура является обязательным предметом
(школа, колледж профессионального образования, вуз и т.п.);

2) спортивно-тренировочные занятия, проводимые тренерами,
с направленностью на совершенствование занимающихся в из­
бранном виде спорта.

Неурочные формы — это занятия, проводимые как специалис­тами (организованно), так и самими занимаюшимися (самостоя­тельно) с целью активного отдыха, укрепления или восстановле­ния здоровья, сохранения или повышения работоспособности, развития физических качеств, совершенствования двигательных навыков и др. К ним относятся:

 

 


1) малые формы занятий (утренняя гимнастика, вводная гимнас­
тика, физкультпауза, физкультминутка, микропауза), используе­
мые для оперативного (текущего) управления физическим состоя­
нием. В силу своей кратковременности эти формы, как правило, не
решают задач развивающего, тренирующего характера;

2) крупные формы занятий, т.е. занятия относительно продол­
жительные, одно- и многопредметные (комплексные) по содер­
жанию (например, занятия аэробикой, шейпингом, калланети-
кой (см. главу 24), атлетической гимнастикой и др.). Эти формы
занятий направлены на решение задач тренировочного, оздоро­
вительно-реабилитационного или рекреационного характера;

3) соревновательные формы занятий, т.е. формы физкультур-
но-спортивной деятельности, где в соревновательной борьбе
определяются победитель, место, физическая или техническая под­
готовленность и т.п. (например, система официальных соревнова­
ний, отборочные соревнования, первенства, чемпионаты, конт­
рольные прикидки или соревнования и др.).

8.2. Характеристика форм занятий физическими упражнениями

8.2.1. Урочные формы занятий

Для урочных форм занятий характерно то, что деятельностью занимающихся управляет педагог по физической культуре и спорту, который в течение строго установленного времени в специально отведенном месте руководит процессом физического воспитания относительно постоянной по составу учебной группой занимаю­щихся (класс, секция, команда) в соответствии с требованиями педагогических закономерностей обучения и воспитания. При этом строго соблюдаются частота занятий, их продолжительность и вза­имосвязь. Кроме того, для учебных форм характерно построение занятий в рамках общепринятой структуры, под которой принято понимать деление урока на три составные части: подготовительную, основную и заключительную.

Подготовительная часть необходима для начальной организа­ции занимающихся, психической и функциональной подготовки организма, а также для опорно-двигательного аппарата к пред­стоящей основной работе.

Основная часть обеспечивает решение задач обучения технике двигательных действий, воспитания физических и личностных качеств.

Заключительная часть предназначена для постепенного сниже­ния нагрузки на организм и организованного окончания занятия.

По признаку основной направленности различают уроки общей физической подготовки (ОФП), уроки профессионально-приклад-


ной физической подготовки (ППФП), спортивно-тренировочные уроки, методико-практические занятия.

Уроки ОФП используются практически для всех возрастных
групп. Их основная направленность — это всесторонняя физичес­
кая подготовка занимающихся. Для уроков характерны разнообра-
зие средств и методов, комплексность, средние и умеренные на­
грузки на организм. я

Уроки профессионально-прикладной физической подготовки про­водятся в основном в средних и высших учебных заведениях. Их основная направленность — формирование ведущих для конкрет­ных профессий двигательных умений и навыков, а также разви­тие физических качеств.

Спортивно-тренировочные уроки являются основной формой
занятий со спортсменами всех разрядов и служат подготовке их к
соревнованиям.,

Методика-практические занятия проводятся в основном в сред- '
них специальных и высших учебных заведениях. Их основная на­
правленность — операциональное овладение методами и способа­
ми физкультурно-спортивной деятельности для достижения учеб- ■
ных, профессиональных, жизненных целей личности.

По признаку решаемых задач различают следующие типы уро­ков:

1) уроки освоения нового материала. Для них характерны ши­
рокое использование словесных и наглядных методов, невысокая
«моторная* плотность;

2) уроки закрепления и совершенствования учебного материала;

3) контрольные уроки предназначены для определения уровня
подготовленности занимающихся, проверки усвоения ими зна­
ний, умений и навыков и т.п.;

4) смешанные (комплексные) уроки направлены на совмест­
ное решение задач обучения технике движений, воспитания фи­
зических качеств, контроля за уровнем физической подготовлен­
ности занимающихся и др.

По признаку вида спорта различают уроки гимнастики, легкой атлетики, плавания и т.д. Они имеют свое специфическое содер­жание, структурное построение и т.д.

Неурочные формы занятий

Как уже говорилось выше, в массовой физкультурно-спортив­ной практике применяются малые, крупные и соревновательные формы занятий неурочного типа.

Для малых форм занятий характерны:

1) относительно узкая направленность деятельности занимаю­щихся по сравнению с урочными и крупными формами занятий. Поэтому здесь решаются лишь отдельные частные задачи: а) умеренное повышение тонуса и ускорение врабатывания систем


организма при переходе от состояния покоя к повседневной деятельности (формы: утренняя гигиеническая гимнастика, ввод­ная производственная гимнастика); б) текущая оптимизация ди­намики оперативной работоспособности во время работы и про­филактика ее неблагоприятных влияний на организм (формы: физкультпаузы, физкультминутки, микропаузы активного отды­ха); в) поддержание отдельных сторон, приобретенной трениро­ванности и создание предпосылок для повышения эффективнос­ти основных занятий (домашние задания по школьному курсу физического воспитания и в спорте);

2) незначительная продолжительность занятий (от 2—3 до 15—
20 мин);

3) отсутствие или невыраженность структуры построения заня­
тия, т.е. подготовительной, основной и заключительной части,
например оздоровительный бег, гигиеническая гимнастика, физ­
культурные минутки и т.п.;

4) невысокий уровень функциональных нагрузок.

Следует отметить, что малые формы занятий играют дополни­тельную роль в общей системе занятий физического воспитания. К крупным формам занятий неурочного типа относятся:

1) самостоятельные (самодеятельные) тренировочные занятия
(например по ОФП, атлетической гимнастике и др.)- Они требуют
от занимающихся определенной «физкультурной грамотности»,
особенно методического характера, для правильного построения
занятия, корректного регулирования нагрузки, осуществления
самоконтроля;

2) занятия, связанные с решением задач оздоровительно-pea-
билитационного или рекреационного характера. К ним можно от­
нести занятия аэробикой, шейпингом, калланетикой, ушу, тур­
походы, ходьбу на лыжах, массовые игры и т.п. Основные харак­
терные черты этих занятий: умеренность нагрузки без кумулятив­
ного утомления; отсутствие жесткой регламентации; свободное
варьирование поведения.

К соревновательным формам организации занятий относятся:

1) собственно спортивные соревнования, предполагающие
максимальную реализацию возможностей занимающихся. Для них
присущи: четкая регламентация предмета, способов и условий
состязаний официальными правилами, регулирования порядка
состязаний, наличие судейства и др.;

2) соревновательные формы занятий (например, контрольные
уроки, зачеты, сдача нормативов и др.). Здесь признаки, прису­
щие спорту, частично отсутствуют либо менее выражены.

В зависимости от численного состава занимающихся физичес­кими упражнениями различают индивидуальные и групповые формы занятий.

Занятия неурочного типа в отличие от урочного осуществля­ются на основе полной добровольности.


Выбор конкретной неурочной формы занятий в значитель­ной степени определяется интересами и склонностями занима­ющихся.

Глава 9. ПЛАНИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ

9.1. Планирование в физическом воспитании

Планирование физического воспитания — это предварительная разработка и определение на предстоящую деятельность целевых установок и задач, содержания, методики, форм организации и методов учебно-воспитательного процесса с конкретным контин­гентом занимающихся.

По срокам планирования различают следующие его виды: перспективное, текущее (этапное) и оперативное.

Перспективное планирование — это планирование на длитель­ный срок (например, в общеобразовательной школе на несколь­ко лет с распределением программного материала по годам обу­чения).

Текущее планирование охватывает этапы работы (например, в общеобразовательной школе — это планирование на учебную чет­верть).

Оперативное планирование осуществляется на ближайшее вре­мя (на предстоящее занятие).

Планирование требует глубоких разносторонних профессиональ­ных знаний и практического опыта, всегда предполагает творчес­кий подход, так как оно не определяется жесткими рамками ме­тодических предписаний.

Требования к планированию в физическом воспитании

1. Целевая направленность педагогического процесса. Заключает­ся в требовании определения конечной цели этого процесса и подчинении (подборе) всего его содержания, методов и форм организации достижению поставленной цели. Иначе говоря, из методического арсенала преподавателя (тренера) использовать то, что непосредственно служит реализации цели.

Намеченная цель должна быть реальной. Поэтому преподавате­лю (тренеру) необходимо трезво оценить возможности ее дости­жения (подготовленность занимающихся, затраты учебного вре­мени, наличие материально-технической базы и пр.).

Основой для разработки целевых установок служат программ­но-нормативные положения системы физического воспитания (разрядные нормы и требования спортивной классификации, тре­бования государственных программ по физическому воспитанию

148


для различных контингентов населения). С установлением цели создается конкретная перспектива в педагогической работе.

Цель конкретизируют целой системой соподчиненных (час­тных, промежуточных) педагогических задач с определением пос­ледовательности и сроком их реализации. Все предусматриваемые планом задачи следует формулировать ясно, однозначно и так, чтобы они легко поддавались оценке и контролю. Поэтому их кон­кретизируют по возможности в количественных показателях (учеб­ных нормативах, тестовых результатах), позволяющих применять математико-статистические методы оценки достижений (получен­ных результатов).

2. Всесторонность планирования задач педагогического процесса.
Требование состоит в том, чтобы исходя из поставленной цели

достаточно полно предусматривать образовательные, оздоровитель­ные и общевоспитательные задачи и намечать соответствующие им средства, методы и формы организации занятий.

3. Учет закономерностей физического воспитания. Планирова­
ние только тогда эффективно, когда оно основывается на объек­
тивных закономерностях физического воспитания (на закономер­
ностях формирования двигательных умений и навыков, развития
физических качеств и параллельно усвоения знаний по данному
предмету) и на соответствующих им педагогических принципах
(систематичности, доступности и индивидуализации, прогресси-
рования и др.). В планировании процесса физического воспитания
надо также учитывать биологические закономерности роста и раз­
вития организма человека, возрастные психологические особен­
ности.

4. Конкретность планирования. Требование состоит в строгом
соответствии намечаемых задач, средств и методов физического
воспитания подготовленности занимающихся и условиям заня­
тий (учебно-материальная база, климатические условия и пр.).

Степень конкретизации зависит от временного периода, на который составляется план1. Чем меньше срок, на который со­ставляется план, тем он в большей степени конкретизируется. Самым конкретным (детализированным) планом является план-конспект одного урока (занятия).

Методическая последовательность планирования. При разработ­ке любого плана желательно придерживаться такой последователь­ности основных операций.

1. Прежде чем приступить к планированию, надо иметь опре­деленные сведения о контингенте занимающихся, для которого предстоит составить план (о состоянии здоровья, уровне физи­ческой и спортивно-технической подготовленности и др.). Без та­ких сведений нельзя полноценно осуществить планирование. Кроме

1 План — это заранее намеченная система деятельности, предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения работ.


того, данные нужны для комплектования однородных по состоя­нию здоровья и уровню подготовленности групп при проведении курса физического воспитания в общеобразовательных школах, средних специальных и высших учебных заведениях и других орга­низациях.

Преподаватель получает необходимые предварительные сведе­ния посредством собеседования с теми, с кем предстоит вести занятия, проведения среди них анкетирования, контрольных ис­пытаний (тестирования), использования данных врачебно-физ-культурного обследования.

2. Определяются и конкретизируются цели и задачи учебно-
воспитательного процесса применительно к конкретному контин­
генту занимающихся и конкретным условиям ведения занятий.

3. Исходя из поставленных задач устанавливаются нормативы
и требования, которые должны быть выполнены занимающимися
на соответствующих этапах.

4. Определяются разделы программы занятий и расчет учеб­
ного времени на разработку теоретического и практического со­
держания программы, ее прохождение.

5. Намечается рациональная последовательность прохождения
учебного материала (теоретического и практического) по перио­
дам, этапам, отдельным занятиям и уточняются объем и интен­
сивность нагрузок.

6. Определяется общая организация работы по реализации пла­
на, подбираются методы и формы занятий для решения постав­
ленных педагогических задач.

7. В заключение приступают к сводному текстуально-описатель­
ному либо табличному оформлению плана. При этом просматри­
ваются и согласуются все его пункты, разделы, параметры нагру­
зок и т.д. Когда это возможно, содержание планов рекомендуется
выражать в наглядной форме, используя средства графического
изображения, разные цвета. Наглядные формы планов позволяют
целостно воспринимать различные элементы содержания, пока­
затели и представить взаимосвязь между ними.

Таким образом, планирование носит последовательный харак­тер и осуществляется по признаку от обобщенного к более де­тальному.

Характеристика основных документов планирования в физи­ческом воспитании. Основными документами планирования в фи­зическом воспитании являются: учебный план, учебная про­грамма, план-график учебного процесса, рабочий (тематичес­кий) план, расписание занятий, планы-конспекты занятий. Все документы планирования логически и содержательно связаны между собой. Каждый последующий документ более частного характера разрабатывается в соответствии с предшествующим. Вместе с тем каждый документ имеет свое назначение в систе­ме планирования, выполняет определенную функцию. В целом


же реализация основных документов планирования должна обес­печить необходимую организацию, оптимальный выбор средств и методики педагогического процесса с данным контингентом занимающихся.

По своему функциональному назначению все документы пла­нирования делятся на три типа.

1. Документы, определяющие основную направленность и со­
держание учебного процесса в общеобразовательных школах, кол­
леджах профессионального образования, средних и высших спе­
циальных учебных заведениях. К ним относятся учебный план и
учебная программа. Эти документы являются государственными и
обязательными для выполнения.

2. Документы, определяющие порядок организации процесса
физического воспитания (план-график учебного процесса и рас­
писание занятий).

3. Документы методического характера, в которых преимуще­
ственно отражена методика физического воспитания (рабочий план
и план-конспект занятия).

Учебные планы и программы по физическому воспитанию для общеобразовательных школ, средних и высших специальных учеб­ных заведений, спортивных школ и других организаций разраба­тываются государственными органами (министерствами, комите­тами). Планы-графики учебного процесса, рабочие планы и пла­ны-конспекты уроков разрабатываются самими преподавателями исходя из отправных официальных документов — учебного плана и программы.

Учебный план представляет собой основной (исходный) доку­мент, на основе которого осуществляется вся многогранная рабо­та по физическому воспитанию в государственных учебных заве­дениях всех уровней.

Учебным планом устанавливаются: а) общая продолжитель­ность занятий по физическому воспитанию в общеобразователь­ной школе, учебном заведении; спортивной специализации в ДЮСШ и других спортивных школах; б) разделы (виды) про­граммного материала с указанием часов на их прохождение по годам обучения.

Учебная программа — это документ планирования учебной ра­боты, в котором определяются: а) целевые установки и общие задачи педагогического процесса: в общеобразовательной школе — курса физического воспитания, в ДЮСШ — спортивной трени­ровки по избранному виду спорта; б) объем знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть занимающиеся в планируе­мый срок занятий, и перечень основных физических упражнений и других средств, обеспечивающих решение поставленных задач; в) уровень теоретической, общефиз!гческой и спортивной подго­товленности, выраженный в зачетных требованиях и учебных нор­мативах (тестовых показателях), который должны достигнуть зани-


мающиеся на каждом году и по окончании обучения в образова­тельном учреждении.

Программа по физическому воспитанию состоит в основном из 4 разделов: I) уроки физической культуры; 2) физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня; 3) физи­ческая культура во внеурочное время; 4) физкультурно-массовые и спортивные мероприятия.

Учебные программы имеют следующую типовую структуру; 1) пояснительная записка, в которой раскрываются цель и задачи курса физического воспитания, указываются особенности контин­гента занимающихся, характеризуется структура программы, ре­комендуются методы и формы занятий, даются указания по пла­нированию и учету и др.; 2) учебный материал по теоретическому и практическому разделам (перечень основных теоретических тем для изучения, описание всех физических упражнений, подлежа­щих освоению по годам обучения), а также зачетные требования и учебные нормативы по освоению двигательных действий и разви­тию физических качеств; 3) приложение, в котором приводится список рекомендуемой литературы, образцы планов, заявок, ти­повой табель спортивного инвентаря и оборудования, необходи­мого для обеспечения занятий по физической культуре, пример­ные карты физ)тческой подготовленности и развития учащихся и др.

Учебная программа разрабатывается в соответствии с устано­вленным учебным планом содержанием и объемом часов, отве­денных на каждый раздел и в целом на все разделы занятий.

План-график учебного процесса определяет наиболее целесообраз­ную последовательность прохождения материала теоретического и практического разделов учебной программы по месяцам и неде­лям на протяжении одного года (учебного — в общеобразователь­ной школе и годичного цикла спортивной тренировки в ДЮСШ). В плане-графике также указывается количество отведенных часов на каждый раздел и распределение временных затрат на прохож­дение материала разделов по неделям в течение года.

План-график составляется для однородных учебных групп (например, в школе для каждой параллели классов, вузе для групп одного и того же курса и учебного отделения).

Порядок прохождения видов практического раздела учебной программы зависит от сезонных условий и наличия спортивных сооружений. Однако главным в определении рациональной пос­ледовательности прохождения учебного материала программы являются педагогические закономерности процесса физического воспитания (формирования двигательных навыков, направленного развития физических качеств и др.).

Программный материал распределяется по учебным неделям в порядке постепенного нарастания требований к занимающимся как по сложности техники выполнения упражнений, так и по* физической нагрузке.


В плане-графике определяются номера уроков, на которых планируется прием зачетов или контрольных соревнований по каждому разделу программы.

План-график — это чисто организационный документ (мето­дика физического воспитания в нем не отражена). Он дает лишь общее целостное представление о прохождении программного материала в течение учебного года.

Рабочий (тематический) план составляется на основе учебной программы и годового плана-графика прохождения программно­го материала и представляет собой последовательное изложение содержания каждого урока учебной четверти (семестра). В практи­ке физического воспитания рабочий план имеет разные названия — тематический план, план на одну четверть, на один семестр. В ра­бочем плане в более конкретизированном виде, чем в плане-гра­фике учебного процесса, представлены используемые средства и отражена методика обучения двигательным действиям и воспита­ния физических качеств. Квалифицированно составленный рабо­чий план в значительной мере выполняет функцию методическо­го обеспечения учебного процесса. Рабочие планы составляют в текстовой и графической форме.

В содержание рабочего плана входят: I) конкретные учебно-воспитательные задачи уроков (общие и частные); 2) теоретичес­кие сведения по физическому воспитанию; 3) основные средства (физические упражнения), способы их применения и величины нагрузок (с указанием их объема и интенсивности на каждый урок); 4) контрольные упражнения (тесты) для определения успешнос­ти освоения программного материала и уровня физической под­готовленности учащихся.

При распределении в рабочем плане учебного материала по урокам необходимо руководствоваться следующими методическими положениями:

1) придерживаться дидактического правила от простого к слож­
ному, при этом принимать во внимание повышающийся уровень
физической подготовленности учащихся в процессе их система­
тических занятий;

2) при разучивании двигательного действия нецелесообразно
делать большие перерывы между уроками, т.е. следует применять
концентрированное во времени обучение;

3) всемерно использовать положительную взаимосвязь упраж­
нений из различных разделов программы и избегать разучивания
на одном уроке отрицательно взаимодействующих двигательных
действий;

4) на тех занятиях, на которых запланировано обучение двига­
тельным действиям, следует предусматривать сообщение основ
знаний о технике изучаемого действия, влияния этого физиче­
ского упражнения на организм, правилах обеспечения безопас­
ности при его выполнении;


5) для решения задач физического воспитания следует использо­
вать на уроке средства, оказывающие разностороннее воздействие
на физическое развитие занимающихся;

6) количество и содержание задач на одном уроке должны соот­
ветствовать возможностям занимающихся и учебно-материально­
му обеспечению урока.

В рабочем плане фиксируется методическая последовательность прохождения учебного материала и одновременно раскрывается содержание каждого конкретного урока.

Расписание занятий должно быть по возможности постоянным, стабильным и предусматривать примерно равные промежутки вре­мени между занятиями по физическому воспитанию.

План-конспект урока (занятия) разрабатывается на каждое конк­ретное занятие на основе рабочего плана и представляет собой полный детализированный сценарий предстоящего урока. В нем указываются номер занятия по рабочему плану, основные и част­ные задачи урока, подбираются необходимые средства для их ре­шения с указанием параметров нагрузки (количество повторений, интенсивность, продолжительность) и отдыха по всем упражне­ниям, разрабатываются организационно-методические указания.

Более подробно основные документы планирования по физи­ческому воспитанию рассматриваются в главе 12 «Технология раз­работки документов планирования по физическому воспитанию»,

9.2. Педагогический контроль и учет в физическом воспитании

Педагогический контроль — это система мероприятий, обеспе­чивающих проверку запланированных показателей физического воспитания для оценки применяемых средств, методов и нагрузок.

Основная цель педагогического контроля — это определение связи между факторами воздействия (средства, нагрузки, мето­ды) и теми изменениями, которые происходят у занимающихся в состоянии здоровья, физического развития, спортивного мастер­ства и т.д. (факторы изменения).

На основе анализа полученных в ходе педагогического контро­ля данных проверяется правильность подбора средств, методов и форм занятий, что создает возможность при необходимости вно­сить коррективы в ход педагогического процесса.

В практике физического воспитания используется пять видов педагогического контроля, каждый из которых имеет свое функ­циональное назначение.

1. Предварительный контроль проводится обычно в начале учебного года (учебной четверти, семестра). Он предназначен для изучения состава занимающихся (состояние здоровья, физичес­кая подготовленность, спортивная квалификация) и определе-

 

 


ния готовности учащихся к предстоящим занятиям (к усвоению нового учебного материала или выполнению нормативных требо­ваний учебной программы). Данные такого контроля позволяют уточнить учебные задачи, средства и методы их решения.

2. Оперативный контроль предназначен для определения сроч­
ного тренировочного эффекта в рамках одного учебного занятия
(урока) с целью целесообразного чередования нагрузки и отдыха.
Контроль за оперативным состоянием занимающихся (например,
за готовностью к выполнению очередного упражнения, очеред­
ной попытки в беге, прыжках, к повторному прохождению от­
резка лыжной дистанции и т.п.) осуществляется по таким пока­
зателям, как дыхание, работоспособность, самочувствие, ЧСС и
т.п. Данные оперативного контроля позволяют оперативно регу­
лировать динамику нагрузки на занятии.

3. Текущий контроль проводится для определения реакции орга­
низма занимающихся на нагрузку после занятия. С его помощью
определяют время восстановления работоспособности занимаю­
щихся после разных (по величине, направленности) физических
нагрузок. Данные текущего состояния занимающихся служат ос­
новой для планирования содержания ближайших занятий и вели­
чины физических нагрузок в них.

4. Этапный контроль служит для получения информации о ку­
мулятивном (суммарном) тренировочном эффекте, полученном на
протяжении одной учебной четверти или семестра. С его помощью
определяют правильность выбора и применения различных средств,
методов, дозирования физических нагрузок занимающихся.

5. Итоговый контроль проводится в конце учебного года для
определения успешности выполнения годового плана-графика
учебного процесса, степени решения поставленных задач, выяв­
ления положительных и отрицательных сторон процесса физи­
ческого воспитания и его составляющих. Данные итогового конт­
роля (состояние здоровья занимающихся, успешность выполне­
ния ими зачетных требований и учебных нормативов, уровень
спортивных результатов и т.п.) являются основой для последу­
ющего планирования учебно-воспитательного процесса.

Методы контроля. В практике физического воспитания приме­няются следующие методы контроля: педагогическое наблюдение, опросы, прием учебных нормативов, тестирование, контрольные и другие соревнования, простейшие врачебные методы (измере­ние ЖЕЛ — жизненной емкости легких, массы тела, становой силы и др.), хронометрирование занятия, определение динамики физической нагрузки на занятии по ЧСС и др.

Большую информацию преподаватель получает с помощью ме­тода педагогических наблюдений. Наблюдая в ходе занятия за уча­щимися, преподаватель обращает внимание на их поведение, про­явление интереса, степень внимания (сосредоточенное, рассеян­ное), внешние признаки реакции на физическую нагрузку (изме-


нение дыхания, цвета и выражения лица, координации движе­ний, увеличение потливости и пр.).

Метод опроса представляет возможность получить информа­цию о состоянии занимающихся на основании их собственных показателей о самочувствии до, во время и после занятий (о бо­лях в мышцах и пр.), об их стремлениях и желаниях. Субъектив­ные ощущения — это результат физиологических процессов в орга­низме. С ними надо считаться и в то же время помнить, что они не всегда отражают истинные возможности занимающихся.

Контрольные соревнования и тестирование позволяют полу­чить объективные данные о степени тренированности и уровне физической подготовленности занимающихся. Они очень показа­тельны и на их основе делают соответствующие выводы и коррек­тировки в планах. Так, например, если уровень физической под­готовленности не повышается или становится ниже, то пересмат­ривают содержание, методику занятий, физические нагрузки.

Для контроля за освоением техники физического упражнения могут использоваться некоторые подводящие упражнения, при­меняемые на данном этапе обучения.

Основным методом контроля за усвоением знаний является уст­
ный опрос, требующий ответов в виде: 1) рассказа (например,
о значении занятий физическими упражнениями); 2) описания
(например, внешней формы и последовательности движений, со­
ставляющих двигательное действие); 3) объяснения (например,
биомеханических закономерностей конкретных движений); 4) по­
каза вариантов выполнения физического упражнения или его от­
дельных компонентов. ■

В практике физического воспитания применяется письменный К опрос с помощью программ контроля знаний с выборочными ™ вариантами ответов (программированный контроль знаний). С 1996 г. а общеобразовательных школах введен выпускной экзамен по дис­циплине «Физическая культура» (по выбору учащихся).

Сравнение результатов в предварительном, текущем и итого­вом контроле, а также сопоставление их с требованиями про­граммы физического воспитания позволяют судить о степени ре­шения соответствующих учебных задач, о сдвигах в физической подготовленности занимающихся за определенный период. А это облегчает дифференцирование средств и методов физического воспитания и повышает объективность результатов учебной pa- i боты.

Осуществляя физическое воспитание, необходимо системати­чески проверять, оценивать и учитывать состояние здоровья за­нимающихся, уровень их физического развития, результаты спортивной деятельности, прилежание, поведение.

К учету предъявляют ряд требований: своевременность, объ­ективность, точность и достоверность, полнота, простота и на­глядность. Различают следующие виды учета: предварительный (до


начала организации педагогического процесса), текущий (непре­рывный в процессе работы, от занятия к занятию) и итоговый (по завершению периода работы, например, учебного года).

В содержание текущего учета входит регистрация: посещаемос­ти занятий; пройденного материала и выполненного объема и интенсивности нагрузок; выполнения учебных требований и норм; данных об оценках знаний, умений и навыков; сведений о состо­янии здоровья занимающихся.

Основным документом учета служит журнал учета учебной ра­боты группы (класса).

Значение проводимой преподавателем работы по учету не сво­дится, конечно, к формальной регистрации сведений для офици­ального отчета. Эти данные должны подвергаться систематическо­му анализу, творческому осмыслению и обобщению, использо­ваться в будущей работе. Именно на такой основе внедрения но­вого возможны постоянное улучшение качества учебного процес­са, обогащение его средств и рационализация методики.

Глава 10. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

10.1. Значение и задачи физического воспитания детей

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...