Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

на тему « Христианские образы в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Доклад

По литературе

 

Выполнили ученики 10-А класса

Манякин Ярослав и Пащенко Марина

 

 

Вступление.

 

Достоевский был христианином, православным, глубоко верующим человеком. С этих позиций он подходил к про­блемам своего времени. Поэтому авторскую позицию в любом его романе, в том числе и в «Преступлении и наказа­нии», нельзя правильно понять без учета христианских образов и мотивов.

 

Раскольников Родион.

 

Раскольников совершает смертный грех, преступая одну из важнейших Божьих заповедей — «не убий», а затем искупает свою вину страданием, покаянием и очищением. Грех и гордыню несет Раскольников, ключевой герой романа. Причем грех вбирает в себя не только прямые поступки, но и затаенные помыслы (Раскольников несет наказание еще до преступления). Пропустив через себя заведомо мощную теорию о “наполеонах” и “тварях дрожащих”, герой убивает-таки старушку-процентщицу, но не столько ее, сколько себя. Пройдя по пути саморазрушения, Раскольников тем не менее с помощью Сони находит ключ к спасению через страдание, очищение и любовь. Как известно, все эти понятия — самые главные и важнейшие в христианском мировоззрении.

 

Значимо звучит в «Преступлении и наказании» библейский мотив Каина, также вызывающий ассоциативные аналогии: «Земля, на которую упала кровь Авеля, проклинает тебя, когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле» (Ветхий Завет. Быт.4:10).

После убийства старухи-процентщицы и Лизаветы Раскольников чувствует себя именно изгнанником, он не может, как прежде, общаться с родными и друзьями: «уже ни о чем больше, никогда и ни с кем, нельзя ему теперь говорить». «Мать, сестра, как любил я их! Отчего, теперь я их ненавижу?...подле себя не могу выносить…»).

В библейском контексте символична и семантика имен и фамилийперсонажей, прежде всего главного героя. Родион (греч) – розовый, вызывающий ассоциации с бутоном розы, атрибутом Иисуса Христа и многих святых. Роман – крепкий (греч). Это – одно из именований Христа при молитве Троице («Cвятый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас»). Отсюда следует, что Родион Романович Раскольников – бутон Христа. В конце романа мы увидим, как он распустится. Так, Ф.М. Достоевский подводит нас к мысли о том, что Родион Раскольников – это Христос романного мира.

Чудо его воскресения не случайно вписано в пасхальный хронотоп. Болезнь героя совпадает с концом поста, который заканчивается Лазаревой субботой, Страстной седмицей и Святой седмицей.

 

Встреча Родиона и Мармеладова.

Сцена первой встречи Раскольникова с Мармеладовым есть отображение евангельской сцены Сретения (встречи). Мармеладов особенно часто цитирует Евангелие.

В его речи мы находим, например, аллюзию на Апокалипсис. Ср.: «Придёт же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же разгоревшись, разрушаться, земля и все дела на ней сгорят» (2-е Петра. 3:10-11) и «…к вечеру, как тать в ночи, похитил у Екатерины Ивановны от сундука её ключ, вынул что осталось из принесенного жалования, сколько всего уж не помню, и вот-с, глядите на меня, все! Пятый день из дома, и там меня ищут, и службе конец, и вицмундир в распивочной у Египетского моста лежит, взамен чего и получил сие одеяние…и всему конец!». Также благодаря прямой цитате из Библии Мармеладов выстраивает параллель Соня – Мария Магдалина.

Особенно показателен пример с «тридцатью сребренниками», которые трижды фигурируют в тексте романа. Марфа Петровна выкупила Свидригайлова из долговой ямы за тридцать тысяч, и он, подобно Иуде Искариот, предал её, покушаясь на жизнь. Тридцать целковых, принесенные Соней, вынужденно ставшей на путь греха, также соотносятся с тридцатью сребрениками, полученными Иудой за предательство Христа. Тридцать копеек вынесла Соня отцу, и он не мог в эту позорную для него минуту не ощутить себя предателем.

Соня Мармеладова.

Смертный грех совершает и Соня, и ее образ соотносит­ся с евангельским образом «блудницы». Это сложный образ, связанный не только с понятием греха, но и с идеей христиан­ского милосердия. Ф.М. Достоевский посчитал важным указать и время, в которое Соня вступает на путь греха: «эдак часу в шестом Сонечка… с квартиры отправилась, а в девятом часу и назад обратно пришла». Время, обозначенное автором «Преступления и наказания» совпадает со временем принятия Христом крестных мук в Евангелиях. В Евангелии Христос прощает блудницу, искренне уверовавшую в него. Милосердие Христос заповедал и людям, сказав о блуднице: «Кто сам без греха, пусть первым бросит в нее камень». Отношение к Соне разных персонажей в романе служит своего рода проверкой их христианского духа (Раскольников сажает ее рядом с сестрой, Дуня, Пульхерия Александровна, Разумихин «не бросают в нее камня», а, на­пример, Лужин именно это и делает).

Сонечка снимает квартиру у портного Капернаумова, и это очень многозначительная и до конца не объясненная аллюзия на часто упоминаемый в Евангелии город Капернаум, который был важным торговым узлом на перекрестке дорог в Дамаск и Финикию. Ни в каком другом городе Палестины Иисус Христос не проповедовал и не являл Своего могущества больше, чем здесь. Неслучайно и в пространстве «Преступления и наказания» именно в доме Капернаума происходит чудо озарения Раскольникова.

Убийца просит блудницу прочитать ему о воскресении Лазаря. Сонечка читает знакомые и любимые библейские строки в надежде, что «он тоже сейчас услышит, он тоже уверует»: «Иисус же, опять скорбя внутренно, проходит ко гробу. То была пещера, и камень лежал на ней. Иисус говорит: отнемите камень. Сестра умершего Марфа говорит ему: господи! уже смердит: ибо четыре дни, как он во гробе. (Сонечка энергично ударила на слове четыре»). Чтение Евангелия происходит на четвертый день после убийства, если не считать дней беспамятства Раскольникова. В беспамятстве он, кстати, тоже пролежал четыре дня.

Свидригайлов.

Люди, лишенные покаяния и любви, не познают света, а увидят темный загробный мир, страшный по своей сути. Так, Свидригайлов уже при жизни имеет четкое представление о загробном мире. Он предстает перед нами в виде “черной бани с пауками и мышами” — в христианском представлении это картина ада, для грешников, не знающих ни любви, ни покаяния. Также при упоминании о Свидригайлове постоянно возникает “черт”. Свидригайлов обречен: даже добро, которое он вот-вот уже готов совершить, напрасно (сон о 5-летней девочке): его добро не принимается, слишком поздно. Страшная сатанинская сила, черт, преследует и Раскольникова, в конце романа он скажет: “Черт меня вел на преступление”. Но если Свидригайлов кончает жизнь самоубийством (совершает самый страшный смертный грех), то Раскольников очищается.

Заключение.

Главная мысль Ф.М. Достоевского в романе «Преступление и наказание»: человек должен жить, быть кротким, уметь прощать и сострадать, а все это возможно только с обретением истинной веры. Это чисто христианская точка отсчета, поэтому роман является трагикомическим романом-проповедью.

 


 

 


/

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...