Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Из совместного заявления Л. Каменева и Г. Зиновьева




 

«Мы глубочайше убеждены, что объявлять сейчас вооруженное восстание – значит ставить на карту не только судьбу нашей партии, но и судьбу русской и международной революции. <…> Шансы нашей партии на выборах в Учредительное собрание превосходны. Разговоры о том, что [наше] влияние… начинает падать и тому подобное, мы считаем решительно ни на чем не основанными. В устах наших политических противников эти утверждения просто прием политической игры, рассчитанной именно на то, чтобы вызвать [наше] выступление… в условиях благоприятных для наших врагов. [Наше] влияние… растет. Целые пласты трудящегося населения только еще начинают захватываться им. При правильной тактике мы можем получить треть, а то и больше мест в Учредительном собрании. <...> Только на Советы сможет опереться в своей революционной работе и Учредительное собрание. Учредительное собрание плюс Советы – вот тот комбинированный тип государственных учреждений, к которому мы идем. <...> Говорят: 1) за нас уже большинство народа в России и 2) за нас большинство международного пролетариата. Увы!

 

– ни то, ни другое неверно, и в этом все дело. В России за нас большинство рабочих и значительная часть солдат. Но все остальное – под вопросом. Мы все уверены, например, что если дело теперь дойдет до выборов в Учредительное собрание, то крестьяне будут голосовать в большинстве за эсеров. Что же это – случайность? Солдатская масса поддерживает нас не за лозунг войны, а за лозунг мира. <…> Если мы, взявши власть сейчас одни, придем (в силу всего мирового положения) к необходимости вести революционную войну, солдатская масса отхлынет от нас... Но, поскольку выбор зависит от нас, мы можем и должны теперь ограничиться оборонительной позицией. Временное правительство часто бессильно провести в жизнь свои контрреволюционные намерения. Оно расшатано. Силы солдат и рабочих достаточны, чтобы не дать осуществиться таким шагам Керенского и компании».

 

Вопросы и задания к документу:

 

1) На основе текста и знаний по истории укажите не менее трех аргументов, которые приводились сторонниками вооруженного восстания.

 

2) Укажите не менее трех аргументов, которые приводятся в заявлении против идеи проведения вооруженного восстания на данном историческом этапе.

 

 

Из резолюции XIX Всесоюзной партийной конференции

 

«XIX Всесоюзная партийная конференция… констатирует: выработанный партией на апрельском Пленуме ЦК и XXVII съезде партии стратегический курс на всестороннее и революционное обновление советского общества и ускорение его социально-экономического развития неуклонно претворяется в жизнь. Приостановлено сползание страны к экономическому и социально-политическому кризису… Начался процесс оздоровления экономики страны, её поворот к удовлетворению насущных потребностей людей. Набирают силу новые методы хозяйствования. В соответствии с Законом о государственном предприятии (объединении) идёт перевод объединений и предприятий на хозрасчет и самоокупаемость. Разработан, широко обсуждён и принят Закон о кооперации. Входят в жизнь новые, прогрессивные формы внутрипроизводственных трудовых отношений на основе подряда и аренды, а также индивидуальная трудовая деятельность. Идёт перестройка организационных структур управления, направленная на создание благоприятных условий для эффективного хозяйствования первичных звеньев экономики. Развёрнутая по инициативе партии работа позволила возобновить рост реальных доходов трудящихся. Реализуются практические меры по увеличению производства продуктов питания и предметов потребления, расширению жилищного строительства. Осуществляются реформы образования и здравоохранения. Духовная жизнь становится мощным фактором прогресса


страны. Значительная работа проведена по переосмыслению современных реальностей мирового развития, обновлению и приданию динамизма внешней политике. Таким образом, перестройка всё глубже входит в жизнь советского общества, оказывает на него всё возрастающее преобразующее воздействие».

 

Вопросы и задания к документу:

 

1) Какие направления внутренней политики КПСС и государства названы в резолюции? Укажите любые четыре направления

 

2) Каковы политические итоги реализации рассматриваемого стратегического курса партии?

 

 

7.19.

 

«24 октября было уже совершенно очевидно, что восстание неизбежно, что оно уже началось. Около 11 часов утра я явился в заседание Совета Республики и попросил Н.Д. Авксентьева, председателя Совета, предоставить мне как председателю Временного правительства немедленно слово для срочного сообщения, которое я должен сделать Совету Республики. Получив слово, я заявил, что в моем распоряжении находятся бесспорные доказательства организации Лениным и его сотрудниками восстания против Революционного правительства. Я заявил, что все возможные меры для подавления восстания приняты и принимаются Временным правительством, что оно будет до конца бороться с изменниками Родины и революции, что оно прибегнет без всяких колебаний к военной силе, но что для успешности борьбы правительству необходимо немедленное содействие всех партий и групп, представленных в Совете Республики, нужна помощь всего народа. Я потребовал от Совета Республики всей меры доверия и содействия. Для того чтобы восстановить себе атмосферу того времени, представить себе настроение собравшихся, достаточно вспомнить, что во время моей речи члены Совета Республики не раз стоя, с особым подъемом, свидетельствовали о своей полной солидарности с Временным правительством в его борьбе с врагами народа. В минуту этого всеобщего национального взрыва только некоторые вожди партий и группировок, тесно связанных с двумя крайними флангами русской общественности, не могли преодолеть в себе жгучей ненависти к правительству Мартовской революции: они продолжали сидеть, когда все собрание поднималось как один человек. Эти непримиримые были с-д интернационалист Мартов, к-д Милюков и два-три корниловских казака. Уверенный в том, что представители нации до конца осознали всю исключительную тяжесть и ответственность положения, я, не ожидая голосования Совета, вернулся в штаб к прерванной срочной работе, уверенный, что не пройдет 1,5 часов как я получу сообщение о всех решениях и деловых начинаниях Совета Республики и помощь правительству. Ничего подобного не случилось».

 

Вопросы и задания к документу:

 

1) Какие три события мировой истории произошли в том же году, что и описанное в мемуарах событие? Перечислите их.

 

2) Какие наиболее яркие события произошли в обозначенный в документе период? Укажите не менее трех. Привлекая исторические факты раскройте историческое значение одного из них.


Задание 8. Блока 7

 

Вам необходимо подготовить доклад на предложенную тему. Напишите развернутый план вашего доклада. План должен состоять из трех основных разделов, при этом два из них должны содержать по три подпункта каждый.

 

Темы:

8.1. «Преобразования большевиков в 1917 – 1920 гг».

8.2. «Культурное пространство советского общества 1920-х гг».

8.3. «Великая российская революция».

8.4. «Советский Союз в 1930-х гг.».

8.5. «Первый период Великой Отечественной Войны».

8.6. «Идеология, наука и культура в СССР в послевоенные годы».

8.7. «СССР и мировое сообщество 1929 – 1939 гг.».

8.8. «Третий период Великой Отечественной войны».

8.9. «СССР в послевоенные годы: 1943 - 1953».

8.10. «Сталинская модернизация в СССР».

8.11. «Первая мировая война».

8.12. «Борьба против оккупационного режима в ходе Великой Отечественной Войны».

8.13. «Культурное пространство советского общества 1930-х гг.».

8.14. «Идеология, наука и культура в СССР в послевоенные годы».

8.15. «Первый период Великой Отечественной Войны».

8.16. «Культурное пространство советского общества 1920-х гг».

8.17. «Советский Союз в 1930-х гг».

8.18. «Второй период Великой Отечественной Войны».

8.19. «Культурные преобразования в СССР в период «оттепели».

 

 

Задание 9. Блока 7

 

Определите, что может служить аргументами для обоснования первой точки зрения, и что — для второй? Назовите в каждом случае не менее двух положений (аргументов). Сделайте вывод.

 

9.1. Ниже приведены две точки зрения ученых-историков на события революции 1905-1907 гг. в России. Познакомьтесь с приведенными точками зрения ученых-историков по конкретному дискуссионному вопросу.

1) События 1905-1907 гг. неправомерно называть революцией.

2) События 1905 – 1907 гг. в полном смысловом и событийном контексте являются революцией.

9.2. Ниже приведены две точки зрения ученых-историков на политику «гласности» в

СССР:

1) «Политика «гласности» в СССР явилась одним из путей демократизации советского общества».

2) «Политика «гласности» стала толчком к развалу СССР».

Какие факты, явления дали основание для первой точки зрения, а какие - для второй? Назовите не менее двух аргументов для каждой точки зрения.


9.3. Познакомьтесь с приведенными точками зрения ученых-историков поконкретному дискуссионному вопросу. Ниже приведены две точки зрения ученых-историков на события октября 1917 г. в России.

 

1) «В октябре 1917 года большевики совершили государственный переворот».

 

2) «В октябре 1917 года большевики взяли на себя ответственность «подняв «брошенную» власть».

 

9.4. Ниже приведены две точки зрения ученых-историков на причины провалагерманского плана «молниеносной войны» в 1941 г.

 

1) По мнению многих зарубежных историков, основными причинами были природные особенности России (большая территория страны, суровая зима), военные просчеты А. Гитлера и помощь советской стране со стороны западных союзников.

 

2) Основная причина провала «блицкрига» — героическое сопротивление советских воинов.

 

9.5. Познакомьтесь с приведенными точками зрения ученых-историков поконкретному дискуссионному вопросу. Ниже приведены две точки зрения ученых-историков на выступление Н.С. Хрущева на XX съезде КПСС:

1) Это был предательский шаг по отношению к истории страны, к И.В. Сталину

— руководителю, который имел много заслуг перед народом.

 

2) Это был мужественный поступок, который способствовал преодолению многих последствий культа личности.

 

9.6. Познакомьтесь с приведенными точками зрения ученых-историков поконкретному дискуссионному вопросу. Ниже приведены две точки зрения ученых-историков на смысловое содержание событий октября 1917 г. в России.

 

1) «Это был большевистский переворот».

2) «Это была социалистическая революция (особый тип революции)».

 

9.7. Познакомьтесь с приведенными точками зрения ученых-историков по конкретному дискуссионному вопросу. Ниже приведены две точки зрения ученых-историков на события советско-финской войны.

1) «Красная Армия одержала победу».

2) «Красная Армия, по сути, проиграла войну».

9.8. Ниже приведены две точки зрения ученых-историков на процесс коллективизации

в СССР.

 

1) «Создание коллективных хозяйств в деревне было авантюрой, приведшей к развалу сельского хозяйства».

 

2) «Создание коллективных хозяйств помогло сохранить сельскохозяйственное производство и обеспечило решение продовольственной проблемы в СССР».

 

9.9. Познакомьтесь с приведенными точками зрения ученых-историков поконкретному дискуссионному вопросу. Ниже приведены две точки зрения ученых-историков на принятие «Приказа № 227 «Ни шагу назад!»

 

1) «Приказ № 227 был преступным, его реализация привела к большому числу жертв».

 

2) «Приказ № 227 «Ни шагу назад!» был необходим, он помог сохранить армию и способствовал остановке отступления советских войск».

 

9.10. Ниже приведены две точки зрения ученых-историков на эпоху«оттепели»в

СССР.


1) «Оттепель – понятие, которое можно применять только к культурным процессам в СССР».

 

2) «Оттепель – всеобъемлющее понятие, касающееся всех сфер жизни советского

общества».

 

9.11. Познакомьтесь с приведенными точками зрения ученых-историков поконкретному дискуссионному вопросу.

 

Ниже приведены две точки зрения ученых-историков на события октября 1917 года: 1) В октябре 1917 года произошла революция.

 

2) Октябрьские события 1917 года стали продолжением Февральской революции

1917 года.

 

9.12. Ниже приведены две точки зрения ученых-историков на характер развитияРоссии в начале XX в.:

 

1) Россия в начале XX в. оставалась отсталой аграрной страной, не осуществившей до конца переход к капитализму.

 

2) Россия в начале XX в. характеризовалась быстрым индустриальным развитием. В силу этого ее нельзя было назвать отсталой.

 

9.13. Познакомьтесь с приведенными точками зрения ученых-историков по конкретному дискуссионному вопросу. Ниже приведены две точки зрения ученых-историков на новую экономическую политику большевиков.

 

1) НЭП – предполагалась на долговременный период и была политикой, призванной полностью изменить экономическое развитие Советского Союза.

 

2) НЭП – была «мертворожденным ребенком» большевиков, и хотя помогла решить наиболее насущные проблемы в экономике, но долго продолжаться не могла.

 

9.14. Познакомьтесь с приведенными точками зрения ученых-историков по конкретному дискуссионному вопросу. Ниже приведены две точки зрения ученых-историков на процесс освоения целины.

1) «Освоение целины было великим достижением советского руководства».

 

2) «Освоение целины было большой ошибкой советского руководства, которая закрепила экстенсивный путь развития сельского хозяйства страны».

 

9.15. Ниже приведены две точки зрения ученых-историков на развал СССР.

 

1) «Развал Советского союза был следствием неудачной политики М.С. Горбачева». 2) «Развал СССР стал следствием воздействий внешнеполитических факторов».

 

9.16. Ниже приведены две точки зрения ученых-историков на период1964–1982гг.вистории СССР.

 

1) Период, когда руководителем СССР был Л.И. Брежнев, стал одним из самых спокойных, стабильных этапов развития СССР, был отмечен отсутствием экономических, социальных, политических потрясений.

 

2) Период 1964–1982 гг. был временем развития и проявления системного кризиса общества, «эпохой застоя», в итоге приведшей страну к изменению общественно-политической системы в СССР.


9.17. Ниже приведены две точки зрения ученых-историков на деятельностьП.А. Столыпина.

 

1) Деятельность П.А. Столыпина была сопряжена с нарушением народных прав и направлена на уничтожение или ограничение демократических достижений революции 1905

 

– 1907 гг.

 

2) Политика П.А. Столыпина была направлена на создание стабильного правового государства в России и сохранение основ политического режима, установившегося с 1905 г.

 

9.18. Познакомьтесь с приведенными точками зрения ученых-историков поконкретному дискуссионному вопросу. Ниже приведены две точки зрения ученых-историков на результаты Первой российской революции 1905–1907 гг.

 

1) Сделанные властью уступки были достаточными для дальнейшего стабильного развития России по пути умеренного реформирования («Союз 17 октября»).

 

2) Первая российская революция осталась незавершённой (РСДРП).

 

9.19. Ниже приведены две точки зрения ученых-историков на выступлениеН.С. Хрущева на XX съезде КПСС.

 

1) Это был предательский шаг по отношению к истории страны, к И.В. Сталину

— руководителю, который имел много заслуг перед народом.

 

2) Это был мужественный поступок, который способствовал преодолению многих последствий культа личности.

 

 

Задания № 10 Блока 7.

 

- Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ (на ваш выбор) из предложенных периодов истории Отечества.

 

- В работе необходимо:

 

- указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;

 

- назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории Отечества;

 

- указать причинно-следственные связи, существовавшие между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории;

 

- используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте собственную историческую оценку значимости данного периода для истории Отечества;

 

- в ходе изложения необходимо использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду;

 

- текст должен быть завершенным и четко структурированным.

10.1.

1) 1924 – 1929 гг.

2) 1985 – 1991 гг.

 

3) 2014 – 2016 гг.

 

10.2.

1) 1919 – 1925 гг.

2) 1965 – 1981 гг.

3) 2014 – 2016 гг.


10.3.

 

1) 1929 – 1939 гг.

 

2) 1991– 2000 гг.

 

3) 2014 – 2016 гг.

 

10.4.

 

1) 1917 – 1919 гг.

 

2) 1985– 1991 гг.

 

3) 2014 – 2016 гг.

 

10.5.

 

1) 1929 – 1939 гг.

 

2) 1955– 1964 гг.

 

3) 2014 – 2016 гг.

 

10.6.

 

1) 1937 – 1941 гг.

 

2) 1991– 2000 гг.

 

3) 2014 – 2016 гг.

 

10.7.

 

1) 1905 – 1918 гг.

2) 1939– 1945 гг.

 

3) 1993 – 2000 гг.

 

10.8.

 

1) 1900 – 1917 гг.

 

2) 1937 – 1941 гг.

 

3) 2014 – 2016 гг.

 

10.9.

 

1) 1914 – 1919 гг.

 

2) 1992 – 2000 гг.

 

3) 2013 – 2016 гг.

 

10.10.

 

1) 1914 – 1919 гг.

2) 1985– 1991 гг.

 

3) 2000 – 2014 гг.

 

10.11.

1) 1914 – 1919 гг.

2) 1929 – 1939 гг.

3) 2014 – 2016 гг.

 

10.12.

 

1) 1917 – 1919 гг.

 

2) 1945 – 1953 гг.

 

3) 2014 – 2016 гг.


10.13.

1) 1920 – 1929 гг.

 

2) 1953 – 1964 гг.

3) 2014 – 2016 гг.

 

10.14.

1) 1941 – 1943 гг.

2) 1964 – 1982 гг.

3) 2014 – 2016 гг.

 

10.15.

1) 1900 – 1913 гг.

2) 1945– 1953 гг.

3) 2014 – 2016 гг.

 

10.16.

1) 1900 – 1913 гг.

2) 1956– 1966 гг.

3) 2004 – 2012 гг.

 

10.17.

1) 1939 – 1940 гг.

2) 1993– 2000 гг.

3) 2014 – 2016 гг.

 

 

10.18.

1) 1921 – 1929 гг.

2) 1990– 2010 гг.

3) 2014 – 2016 гг.

 

10.19.

1) 1901 – 1913 гг.

2) 1929– 1953 гг.

3) 2014 – 2016 гг.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...