Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

План профессионального самообразования воспитателя




План профессионального самообразования воспитателя

Подготовительной группы Машковой Т. С

Тема:  «Развитие креативных  способностей у детей дошкольного возраста через театральную деятельность».

Цель:

  • повышение своего теоретического и практческого уровня, профессионального мастерства и компетентности;
  • развитие творческих способностей детей старшего возраста средствами кукольного театра и театрализованной деятельности

 

Задачи:

Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:

· Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности.

·  Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а так же их исполнительские умения.

· Формировать у детей простейшие образно – выразительные умения, учить имитировать характерные движения сказочных животных.

· Обучать элементам художественно – образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика).

· Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.

· Обучать работе с пальчиковыми куклами.

· Сплотить детский коллектив

·  Развивать у детей интерес к театрально – игровой деятельности.

Срок реализации: 2018-2021уч. г.

 

Актуальность темы:

 Над данной темой я начала работу с 2018 года с детьми среднего дошкольного возраста.

Что побудило меня заняться театрально-игровой деятельностью с детьми? По образованию я являюсь, как воспитателем, так и музыкальным руководителем. Поэтому всегда хотелось творческого самовыражения, и в какой деятельности это особенно применимо? Конечно, в театральной. Ведь это искренняя радость на лицах детей, смех и счастье, которые приносят ожившие куклы, научившиеся разговаривать, танцевать, петь. Я поняла, что театр – это чудо, сказка, волшебство…

«Что такое театр? Это лучшее средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств.

Вы никогда не думали, как было бы хорошо начать создание детского театра с детского возраста?

Ведь инстинкт игры с перевоплощением есть у каждого ребёнка».

К. С. Станиславский.

«Любая работа эффективна тогда, когда она правильно организована». Стандарт является основой для оказания помощи родителям в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Конституции РФ, в законодательстве РФ, в Конвенции ООН о правах ребенка, в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) заложен принцип личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослых и детей. В соответствии с этим, организация учебно-воспитательного процесса с детьми должна обеспечивать личностно-развивающее воздействие.

Каждый ребёнок талантлив изначально, а театр даёт возможность выявить и развить в ребёнке то, что заложено в нём от рождения. Считаю, чем раньше начать работу с детьми по развитию их творческих способностей средствами театрального искусства, тем больших результатов можно добиться. Для того чтобы достичь мастерства в театрализованной деятельности, нужно много учиться, познавать детскую психику, возрастные особенности развития детей. Изучая теоретический и практический опыт по данной теме, наблюдая за играми дошкольников, обратила внимание на то, что дети моей группы скованны, мало эмоциональны. А ведь к 5 годам у них резко возрастает потребность в общении со сверстниками. Решила организовать свою работу по театрализованной деятельности с целью развития эмоциональной сферы дошкольников, творческих способностей, развития словарного запаса, устной речи.

Выбор темы обусловлен:

- Театр - самый доступный вид искусства для детей.

- Создаёт положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение.

- Театр помогает решить проблемы педагогики и психологии.

- Способствует развитию: памяти, воображения, коммуникативных качеств, инициативности.

Работу я начала по следующим направлениям:

- изучение литературы;

- занятия с детьми;

- взаимодействие с педагогами, родителями и с социумом;

- создание предметно - пространственной среды.

На основе изученной литературы разработала и составила план совместной деятельности с детьми на учебный год согласно годового планирования ДОУ. Все виды театров использовала в процессе работы как совместной деятельности с детьми, так и в самостоятельной деятельности дошкольников. Дети группы принимали активное участие в играх – драматизациях, театрализованных постановках, мини – спектаклях. Основной акцент в организации театрализованной деятельности делала не на результат в форме внешней демонстрации театрализованного действия, а на организациию творческой деятельности в процессе создания спектакля. Подбирая материал для спектакля или инсценировки, я старалась учитывать возрастные особенности, возможности, знания и умения детей, старалась обогащать их жизненный опыт, развивать интерес к новым знаниям, расширять творческий потенциал. Организовывая театральную деятельность, я следовала одному из основных принципов обучения - учись играя, общалась с детьми на «их территории», территории игры.

В своей работе я применяла следующие методы и приемы

Методы и приемы:

Словесные: - чтение сказок

- беседы после просмотра спектаклей;

- рассказывание, пересказ;

- сочинения сказок;

- заучивание наизусть.

Практические методы: творческая деятельность (игровое творчество, песенное, танцевальное, импровизация на детских музыкальных инструментах);

- игры-драматизации;

- коррекционно-развивающие игры;

- упражнения по дикции;

- игры-превращения;

- упражнения на развитие мимики, детской пластики, элементы искусства пантомимы;

- театральные этюды;

- репетиции и обыгрывание сказок и инсценировок.

Наглядные методы: - просмотр спектаклей, сказок, мультфильмов.

Взаимодействие с родителями:

Успешную работу с детьми по развитию творческой личности посредством театрализованной деятельности невозможно выстроить без партнерских отношений с родителями. Родители оказывали помощь в разучивании ролей к спектаклям, создании атрибутов и развивающей среды в группе. Для привлечения внимания со стороны родителей к театрализованной деятельности в группе, были подготовлены консультации:

Консультации на темы:

«Влияние пальчикового театра на развитие мелкой моторики».

«Сказки на ночь — польза для всей семьи! »

«Театр дома».

«Театральная деятельность в детском саду».

Рекомендация для родителей «Организация домашнего театра».

Дети с удовольствием участвовали в спектакле «Маша и медведь», «Красная шапочка», «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба».

Задачи, которые я ставила, естественно, не направлены на то, чтобы воспитать артистов. Но кем бы ни были в будущем наши дети, я верю, что они будут творчески относиться к своему делу. Надеюсь, что искренность, доброту, чистоту помыслов и поступков они пронесут через всю свою жизнь. В результате проведенной работы по развитию творческой, креативной личности средствами театрализованной деятельности мы решили совместно сделать постановку сказки на новый лад «Сказка о глупом мышонке», где у детей появилась возможность проявить свои таланты, выдумывать, фантазировать, воплощать свои фантазии в реальные образы. Стала развиваться связная речь, произошло обогащение словаря, что способствовало формированию и развитию коммуникативных навыков.

Театральная деятельность - это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Занятия театрализованной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка, способствуют всестороннему развитию личности. А театрализованная игра – это эффективное средство развития творческих способностей, креативного мышления дошкольника, его социализации, благоприятное условие для развития чувства партнерства.

В нашей группе есть 5 детей с ОВЗ и 3 детей с ФФНР. Наблюдая за такими детьми, я пришла к выводу, что театральная деятельность помогает им раскрепоститься, формирует коммуникативные умения, повышает самооценку, развивает речь, эмоциональную сферу и просто вносит яркое незабываемое разнообразие в повседневную жизнь, обогащает внутренний мир. Ребёнок не всегда в состоянии ответить то, что ожидает услышать взрослый, а может в его видении окружающий мир совершенно особенный, ни на чей другой не похожий.

В коррекционной работе с детьми, имеющими отклонения в развитии, также необходим комплексный подход к обучению и воспитанию. Для преодоления отклонений в развитии учащихся со специальными нуждами в обучении и воспитании необходима система педагогических и психологических мероприятий, «погружение» детей в творческую деятельность.

Большую роль в активизации мышления и познавательного интереса играют занятия в театральных кружках, театральных студиях.

Данный вид деятельности пробуждает фантазию и воображение, учит детей сочувствию и сопереживанию, способствует овладению навыками общения и коллективного творчества.

Обобщая свой опыт работы я считаю, что ребёнок, погружаемый в мир искусства еще в дошкольные годы, постепенно становится духовно богаче, развивается творчески, интеллектуально и нравственно.

Вывод: Таким образом, использование театрализованной деятельности с семьями воспитанников детского сада дает положительные результаты. Всей своей работой мы доказываем родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что это хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Внедрение ФГОС позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи более эффективно.

Раздел плана Содержание работы Сроки
Теоретический этап Изучение учебной, справочной, научно-методической литературы: · Агапова И. А. Давыдова М. А. Театральные занятия и игры в детском саду М. 2010. · Антипина Е. А. Театрализованные представления в детском саду. М. 2010. · Вакуленко Ю. А, Власенко О. П. Театрализованные инсценировки сказок в детском саду. Волгоград 2008 · Крюкова С. В. Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. М. «Генезис» 2000. · Маханева М. Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. М. 2009. · А. В. Щеткин Театральная деятельность в детском саду М., » Мозаика-синтез»2010   Изучение статей в журналах:
  • «Воспитатель ДОУ»,
  • «Дошкольное воспитание»,
  • «Ребенок в детском саду»,
  • «Обруч»
Изучение опыта педагогов ДОУ Разрабатывание плана третьего  года обучения «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста черезтеатральную деятельность.
В течении года В течениие года В течение года В течение года
Практический этап Работа с детьми: · Беседа: «Что такое театр? Цель: Познакомить детей с волшебным миром театра, с видом зданий театра - современных и прошлых лет; дать понятия: сцена, оркестровая яма, зрительный зал. Познакомить с миром театральных профессий, познакомить с профессией актера и режиссера, рассказать, чем они занимаются, как проходят репетиции. Материал: презентация о театре, фото наших театров – кукольного и драматического. · Упражнение «Расскажи потешку» Цель: учить с помощью театральных кукол произносить знакомые потешки, отражая характер обыгрываемого героя, развивать выразительность речи. · Упражнение «Кто как двигается» Цель: учить узнавать, называть и отражать с помощью движений животное, его характер. Закрепить умение придумывать несложный сюжет и обыграть его (встреча, знакомство, игра, ссора, примирение, дружба). Развивать фантазию.     · Игра «День рождения» Цель. Развивать навыки действия с воображаемыми пред­метами, воспитывать доброжелательность и контактность в от­ношениях со сверстниками. Ход игры. С помощью считалки выбирается ребенок, кото­рый приглашает детей на «день рождения». Гости приходят по очереди и приносят воображаемые подарки. С помощью выразительных движений, условных игровых действий дети должны показать, что именно они решили дарить. · «В сказки мы играем, чувства изучаем». Цель: знакомство со сказкой «Пых», ответы на вопросы по содержанию. · Игровые разминки на передачу эмоций персонажей перед зеркалом; обсуждение характеров и настроений получившихся персонажей. · Драматизация сказки «Пых». Цель: помочь детям побороть стеснительность, развивать артистические способности, выразительность речи, выразительность движений.   · Игра на развитие двигательных способностей: · «Снеговик» Цель: развивать умение напрягать и расслаблять мышцы шеи, рук, ног и корпуса. Ход игры. Дети превращаются в снеговиков: ноги на шири­не плеч, согнутые в локтях руки вытянуты вперед, кисти ок­руглены и направлены друг к ругу, все мышцы напряжены. Педагог говорит: «Пригрело солнышко, под его теплыми весен­ними лучами снеговик начал медленно таять». Дети постепен­но расслабляют мышцы: опускают бессильно голову, роняют руки, затем сгибаются пополам, опускаются на корточки, па­дают на пол, полностью расслабляясь. · Этюд «Дикие животные зимой». Чувствовать и понимать эмоциональное состояние персонажа. Проявлять инициативу и самостоятельности в выборе средств перевоплощения; экспериментировать при создании образа. · Театрализованная игра «Дед Мороз и лесные звери». Использовать различные средства выразительности речи, мимику, пластику для передачи характера и особенностей поведения персонажей - лесных зверей. · Разыгрывание сценки «Приключение в лесу» Экспериментирование при создании одного и того же образа, обсуждение характеров и настроений получившихся персонажей.   · Игра «Бабушка Маланья» Цель: Развивать внимание, воображение, находчивость, уме­ние создавать образы с помощью мимики, жеста, пластики. · Игра «Доскажи словечко»Цель. Тренировать четкое произношение согласных на кон­це слова, учить детей подбирать рифму к словам. · Знакомство с р. н. сказкой «Лисичка со скалочкой», ответы на вопросы по содержанию. Игровые разминки на передачу эмоций и развитие выразительности движений. Разыгрывание эпизодов по ролям. · Театрализованная игра по сказке «Лисичка со скалочкой». Цель: Разыгрывание представления по знакомым литературным произведениям. Чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя. Вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами.   · Этюд на интонационную выразительность: «Позови Снегурушку угрюмо, радостно, шепотом, приветливо… » · Знакомство с русской народной сказкой «Снегурушка», ответы на вопросы по содержанию · Театрализованная игра по р. н. сказке «Снегурушка». Развивать выразительность речи, подбирать средства выразительности движений в соответствии с сюжетом. · Импровизация - выбор героя, придумывание истории (какое у него настроение, почему). Стараться передавать эмоциональное состояние своего героя.   · Этюды на выражение эмоции «Маме улыбаемся», «Мама рассердилась» Цель: развивать умение детей выразительно двигаться, выражать свои эмоции с помощью мимики. · Знакомство со сказкой В. Сутеева «Под грибом» · Игра-пантомима «Угадай, кто просился под грибок» Цель: развивать пантомимические навыки · Драматизация сказки В. Сутеева «Под грибом».   Проговаривание диалогических скороговорок: -Расскажите про покупки. -Про какие про покупки? -Про покупки, про покупки, про покупочки свои. Мышонку шепчет мышь: «Ты все шуршишь, не спишь! ». Мышонок шепчет мыши: «Шуршать я  буду тише». · Знакомство со сказкой В. Сутеева «Кто сказал «мяу»? » Цель: воспитывать умение следить за развитием действий, привлекать к рассказыванию сказки, передавать характер и эмоциональное состояние выбранного персонажа. · Пантомимические этюды (озорной щенок, гордый петушок, пугливый мышонок, злая собака) » Цель: развивать пантомимические навыки · Упражнение «Не вы ли «мяу-мяу» говорили? » Цель: упражнять в интонировании диалогов · Драматизация сказки В. Сутеева «Кто сказал «мяу»? »   · Театр кукол из ладошки. Изготовление игрушек-варежек для сказки «Теремок на новый лад» Цель: Учить детей, используя технику художественного приема аппликации, сделать объемные игрушки-варежки. · Сказка «Теремок на новый лад» - воспитывать умение следить за развитием действий, привлекать к рассказыванию сказки, передавать характер и эмоциональное состояние выбранного персонажа     Инсценировка музыкальной сказки на новый лад «Сказка о глупом мышонке», как подведение итогов работы за учебный год.   Октябрь ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май

 

 

Консультация для родителей

           «Развитие детей в театрализованной               деятельности».

Испокон веков театр всегда завораживал зрителей. Театральная игра – это исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.

Театральная деятельность в детском саду имеет свои особенности. «Это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир». На первых порах главную роль в театрализованной деятельности берет на себя педагог, рассказывая и показывая различные сказки и потешки. Но, уже начиная с 3-4 летнего возраста дети, подражая взрослым, самостоятельно обыгрывают фрагменты литературных произведений в свободной деятельности. Театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Во время зрелища воображение позволяет ребенку наделять героев пьесы человеческим свойствами, воспринимать происходящее как реальность, сочувствовать, переживать и радоваться за героев пьесы. Дети учатся замечать хорошие и плохие поступки, проявлять любознательность, они становятся более раскрепощенными и общительными, учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир. Значение театрализованной деятельности невозможно переоценить.

       Театрализованные игры способствуют всестороннему развитию детей: развивается речь, память, целеустремленность, усидчивость, отрабатываются физические навыки (имитация движений различных животных). Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют решительности, трудолюбия, смекалки. Сегодня, когда на фоне избыточной информации, обильных разнообразных впечатлений остро ощущается эмоциональное недоразвития детей, значение театрального жанра заключается еще и в том, что он эмоционально развивает личность. Ведь зачастую родителям бывает некогда почитать ребенку книжку. А как загораются глаза малыша, когда взрослый читает вслух, интонационно выделяя характер каждого героя произведения! Театрализованные игры всегда радуют, часто смешат детей, пользуясь у них неизменной любовью. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними. С удовольствием перевоплощаются в полюбившийся образ, малыши добровольно принимают и присваивают свойственные ему черты. Разнообразие тематики. Средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...