Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Самосознание, самооценка личности. Уровень притязания. Оценка «Я»





 

Для того, чтобы человек мог изменять окружающий мир и совершенствовать себя, он должен познавать свою личность и правильно оценивать себя и свои возможности. Познание человеком самого себя является очень сложным и длительным процессом. Оно начинается с раннего детского возраста и продолжается всю жизнь по мере развития и изменения физических и психических функций организма.

Сначала человек познает свои внешние особенности , сравнивает их с особенностями других людей , в результате чего у него формируется представление о своем внешнем облике . Затем на основе самонаблюдения и рефлексии у него возникает система знаний о своих внутренних психических свойствах . На основе сложившихся представлений и знаний о своей личности у человека возникает сложное психическое образование , которое получило название « образа - Я «.

В структуре образа « Я « можно выделить три основных компонента : когнитивный ( познавательный ), поведенческий и эмоциональный . Познавательный компонент включает в себя представления и знания о своей внешности , об особенностях своего телосложения , а также понятие о внутренних психических свойствах своей личности . В поведенческий компонент входят представления и знания об особенностях своих движений и действий , о двигательных навыках и умениях , о привычных формах поведения , о совершаемых поступках и т . п . В эмоциональный компонент входят переживаемые личностью эмоции и чувства , в которых проявляется отношение к самой себе : самокритичность , самоуважение , собственное достоинство , скромность , застенчивость , совестливость , стыдливость и т.п.

В образе « Я « закреплены механизмы управления личностью , ее действиями , поступками , психическими процессами и состояниями . На основе функционирования образа « Я « человек осуществляет самоконтроль и саморегуляцию поведения среди людей .

Закрепившийся в определенный период жизни образ « Я « называется « реальным « или « сиюминутным « образом « Я «. В связи с тем , что личность все время изменяется и развивается , то ориентиром , направляющим ее развитие является « идеальный « образ « Я «. В этом образе отражены такие свойства и качества , которые являются для личности самыми желаемыми и притягательными .



Наряду с образом « Я « в когнитивной психологии было описано особое образование , получившее название « Я « - схемы или « Я « - концепции . В « Я « - концепцию входят такие значимые сведения о своей личности как имя и фамилия , имена своих близких , знания об особенностях своего и их характера , понятие о жизненных целях и ценностных ориентирах , осознание своих потребностей и мотивов поведения и т . п . « Я « - концепция может изменяться по мере того как личность заново осознает себя в настоящее время и какой она может стать в будущем .

На основе образа « Я « и « Я « - концепции формируется самооценка личностью своих качеств , которая определяет ее отношение к самой себе и к окружающим людям . В самооценке зафиксирована степень принятия личностью , присущих ей свойств , которые определяют ее поведение наедине с собой и в обществе .

Самооценка личности , как и оценка личности другого человека , по мнению Дж . Келли ( основоположника когнитивного подхода к изучению личности ) осуществляется на основе познания « конструктов «, присущих каждому человеку . Личностные конструкты - это модели или идеи , отражающие личностные свойства людей . Все конструкты имеют альтернативный характер . В них зафиксированы сходные и контрастные черты личности . Например : « умный - глупый «, « хороший - плохой «, « дружелюбный - враждебный «.

Конструктов у человека имеется большое количество. Все они взаимосвязаны и соподчинены. От сложности конструктов зависит самопознание и оценка себя и других людей. Человек, имеющий четко отдифференцированные конструкты легко может отличить себя от других людей , оценить свои и их личностные свойства , предсказать свое поведение и поведение других людей. Человек, не обладающий четкой конструктивной системой , не в состоянии это сделать .

Самооценка личностью своих качеств определяет оценку возможностей в достижении целей в различных сферах поведения и деятельности.

От правильности самооценки своих возможностей зависит уровень притязаний личности. Установлено , что самооценка и притязания личности могут быть адекватными и неадекватными . При адекватной оценке уровень притязаний является нормальным и личность добивается успеха в том виде деятельности , которая соответствует ее возможностям , благодаря чему у нее все время сохраняется самоуважение .

При неадекватной самооценке уровень притязаний может быть заниженным или завышенным. При заниженном уровне притязаний личность недооценивает свои возможности и берется за такую деятельность , которая заведомо может быть выполнена . Всякая более сложная деятельность ею отвергается . При завышенном уровне притязаний личность переоценивает свои возможности и берется за такую деятельность , которая ей не под силу , хотя она субъективно считает , что справится с нею .

В связи с недооценкой или переоценкой своих свойств и возможностей у личности начинает проявляться или комплекс неполноценности или комплекс превосходства. При наличии комплекса неполноценности личность теряет самоуважение и у нее начинает проявляться робость, стеснительность, неуверенность и другие отрицательные качества. При наличии комплекса превосходства самоуважение сначала необоснованно раздуто и личность проявляет самоуверенность, зазнайство, высокомерие и презрительное отношение к окружающим. Но по мере того , как сама личность , да и окружающие люди , начинают понимать, что дело , за которое взялся человек, ему не под силу и все его претензии являются необоснованными , он вместо того, чтобы отказаться от них упрямо продолжает стоять на своем. Но поскольку окружающие, видя беспомощность его действий, начинают противодействовать ему, он начинает проявлять нетерпимость, озлобленность, агрессивность и мстительность. Убедившись в своем крахе он приходит в подавленное состояние, замыкается и теряет самоуважение.

Однако ни одна личность не может нормально существовать в таком состоянии . Она должна обязательно восстановить самоуважение .

Американский психолог У . Джемс еще в начале ХХ в . предложил формулу сохранения самоуважения .

Самоуважение = успех/притязания

Согласно этой формуле самоуважение сохраняется , если ус пех соответствует уровняю притязаний . Если успех не соответствует уровню притязаний, то самоуважение нарушается . Для того , чтобы его восстановить надо или добиться , чтобы успех соответствовал уровню притязаний или снизить уровень притязаний. Только при этом условии личность может сохранить свое душевное спокойствие, продолжать нормально жить, совершенствоваться и развиваться .

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2020 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.