Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Т.А. Григорьева, канд. психол. наук, профессор

Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»

 

Отечественная сурдопсихология как область специальной психологии базируется на методологических позициях культурно-исторической теории развития психики Л.С. Выготского. Свою непродолжительную историю она отсчитывает с 60-х годов прошлого столетия. Сурдопсихологические исследования (до 90-х годов) выполнялись в рамках союзных программ, реализуемых научно-исследовательским институтом дефектологии АПН СССР (г. Москва). Они касались изучения отдельных сторон психического развития детей с нарушением слуха и проводились с опорой на накопленные русской сурдопсихологией и сурдопедагогикой (Р.М. Боскис, А.А. Венгер (Катаева), А.П. Гозова, А.И. Дьячков, А.Г. Зикеев, С.А. Зыков, К.Г. Коровин, Н.Г. Морозова, М.И. Никитина, Т.В. Розанова, И.М. Соловьёв, Л.И. Тигранова, Ж.И. Шиф, Н.В. Яшкова и др.) теории и факты относительно психологической природы особых потребностей детей со слуховой депривацией, обусловливающих необходимость для них специального образования.

В числе первых белорусских исследователей – В.В. Дзюрич, определивший регулирующую роль устно-дактильного слова в усвоении движений младшими глухими школьниками. Использование доступных восприятию неслышащего словесных команд положительно влияло на оперативность и качество выполнения движений, а словесные отчёты о выполненном подчёркивали осмысленность восприятия инструкций о предстоящих действиях.

Исследования познавательной деятельности неслышащих учащихся начались с изучения формирования и развития временных представлений у младших глухих школьников (Т.Л. Лещинская). Обнаружено своеобразие оперирования временными представлениями. Установлено, что испытуемые с большей или меньшей степенью осознанности оценивают реальную возможность выполнения действий за определённый промежуток времени в зависимости от их включенности в субъектный опыт и продолжительности временного отрезка (например, более точно определяют количество движений в течение секунды, чем минуты). Точнее оценивается (в единицах времени) продолжительность передвижения, чем выполнение действий иной модальности.

Экспериментальные исследования наглядно-действенного мышления глухих дошкольников (Т.И. Обухова) позволили уточнить и дать более разностороннюю его характеристику, описать, в частности, картину своеобразия отражения механической причинности в проблемных ситуациях, возникающих и искусственно создаваемых в разных видах деятельности. Дети с нарушенным слухом ограничиваются одним способом решения, не используя другие (в том числе и вспомогательные средства), затрудняются в переносе способа действия на аналогичные ситуации и не видят возможностей использования заместителей отсутствующего традиционного, привычного средства, не осознают их аналогичных функциональных возможностей.

Исследовано наглядно-образное мышление - следующая ступень в развитии мышления дошкольников со слуховой депривацией-(Н.М. Григорьева). Сравнение полученных в сопоставительном с нормой анализе результатов позволило обнаружить зависимость успешности операций наглядно-образного мышления от характеристик стимульного материала, т.е. неполную сформированность отвлечения, отсутствие самостоятельных правильных решений об основаниях для классификации, обобщения, сравнения и т.д. Выявлены индивидуальные различия в мыслительной деятельности (диапазон освоенных операций, потребность в определённых видах помощи, проявление интеллектуальной инициативы).

Исследовано развитие логического мышления детей с нарушением слуха (Т.А. Григорьева). Установлены отличительные черты определения логических зависимостей разной модальности (причины, следствия, цели, условия). Исследовано содержание умозаключающей деятельности (индуктивные, дедуктивные, трансдуктивные умозаключения) на разном стимульном материале.

Выделены уровни успешности установления отношений понятий и аналогий этих отношений, отмечены как более сложные для оперирования отношения сходства, «часть-целое», «элемент-множество», «предмет-признак» и другие.

Выявлена динамика овладения сравнением как мыслительной операцией объектов различной степени сложности для восприятия детей с нарушенным слухом (конкретные предметы, сюжетные картины, сюжетные рассказы).

Изучено развитие причинно-следственного мышления слабослышащих школьников (С.Ф. Левяш). Анализ понимания (установления) причинных связей в тексте позволил выявить уровни сформированности причинно-следственного мышления, представленные во всех возрастных группах слабослышащих.

В сферу исследовательских интересов отечественных сурдопсихологов вошли и проблемы своеобразия овладения языком, развития речи в условиях слуховой депривации.

Описаны (М.Л. Скуратовская) особенности письменной речевой деятельности глухих учащихся 5-7 классов, связанные с недостаточной сформированностью процессов семантического программирования и грамматического структурирования при сохранности мотивации речи. Нарушение полноты, последовательности, смыслового единства высказывания ведёт к фрагментарности, нарушению смысла.

Выявлены особенности синтаксической организации письменной речи глухих: трудности в структурной организации связного высказывания, неточность употребления средств межфразовой связи, их однообразие (лексический повтор, местоименная замена). Простота и однообразие синтаксических конструкций сочетаются с частыми искажениями структуры, пропусками, перестановками и повторами членов предложения.

Одним из направлений исследований последних лет (Т.А. Григорьева) является разработка психологических основ овладения детьми с нарушением слуха грамматическим строем словесного языка, который выступает для них в качестве второго (так как первым - родным - является жестовый язык). Первоначально у детей формируются практические грамматические обобщения. Дети овладевают в деятельности значением падежных и смысловых вопросов, значениями падежных форм с предлогами и без предлогов, разным смыслом одного и того же предлога в разных контекстах. Накапливается своеобразный "строительный" материал для самостоятельных высказываний с последующим постепенным усложнением их структуры. Обеспечивается обогащение и лингвистической, и коммуникативной, и логической культуры.

В исследовании психологических аспектов использования жестового языка как средства формирования знаний об окружающем мире у глухих учащихся (И.К. Фоменок) доказана важность реализации пропедевтической функции жестовой речи в процессе их обучения и овладения знаниями в словесном эквиваленте.

Исследована (Т.И. Обухова) роль развития слухового восприятия для совершенствования понимания устной информации на слухозрительной и зрительной основе детьми с нарушенным слухом. Определено значение сформированности структур встречной активности (кинестетические, слуховые, зрительные образы) для восприятия речевой информации.

Предметом специального исследования стала проблема развития представлений об эмоциях у слабослышащих детей (С.М. Данильченко). Выявлена успешность опознавания таких базовых эмоций, как радость, печаль и достаточно выраженное смешение с другими состояниями модальностей «страх», «гнев». Обнаружена зависимость идентификации эмоциональных состояний от доступности (знакомости по субъектному опыту) анализируемой ситуации. Описано своеобразие установления причин эмоциональных состояний (например, легче всего устанавливается так называемая механическая причинность).

Исследовалось состояние игровой деятельности младших дошкольников с нарушенным слухом (С.Н. Феклистова). Выявлена несформированность игрового интереса, неразвитость игрового взаимодействия, отставание в овладении условным планом игры, уровнями игры, способами игровых действий, в использовании предметов-заместителей.

Достоинством всех проведённых исследований являетсяих педагогическое (методическое) сопровождение, внедрение в практику рекомендованных технологий совершенствования разных видов деятельности учащихся с нарушенным слухом.

Полученные в сурдопсихологических исследованиях данные о своеобразии психического развития в условиях слуховой депривации обеспечивают научный подход к разработке обучающих моделей, учитывающих особые образовательные потребности детей с нарушением слуха.

С опорой на материалы отечественных сурдопсихологических исследований разработаны (для специальной общеобразовательной школы для детей с нарушением слуха) стандарты общеобразовательных областей "Родной язык", "Социально-бытовая адаптированность", учебники и учебные пособия по языку (учебный комплект для начальной школы "Тропинка в грамматику"), по предметам "Я и мир" (подготовительный класс), "Человек и мир", учебное пособие для коррекционной работы "Учимся рассуждать".

Разработаны методические рекомендации по развитию логического мышления, совершенствованию эмоционального опыта, по развитию жестовой речи детей с нарушенным слухом, по формированию игровой деятельности дошкольников.

Функционирующая на общественных началах на кафедре сурдопедагогики БГПУ проблемная лаборатория "Развивающие технологии в специальном образовании" создаёт условия для активизации студенческих исследований в области сурдопсихологии. В активе студентов отмеченные дипломами на союзных и республиканских конкурсах исследования познавательной активности, логического компонента в эмоциональном опыте, экологической, нравственной культуре учащихся с нарушением слуха, развития мышления (математического, грамматического и т.д.), становления образа-Я, коммуникативной компетенции. Выполнены оригинальные исследования воображения, осязания, развития слухового восприятия, связной речи в условиях слуховой депривации.

Итак основными направлениями сурдопсихологических исследований в Беларуси в истекшем 40-летии явились изучение когнитивной и эмоционально-волевой сферы, а в последние годы и игровой деятельности.

Установленные факты и закономерности представляют определённый вклад в сурдопсихологию, а с учётом общих закономерностей отклоняющегося развития - и в специальную психологию.

В перспективе намечены исследования психологических предпосылок оптимизации содержания и технологий специального образования, определения индивидуальных образовательных маршрутов и психолого-педагогического сопровождения лиц с нарушением слуха; проблем психологии развития жестовой речи; психологических условий формирования социально-бытовой адаптированности учащихся с нарушением слуха в условиях системы специального образования, в том числе и в вариантах интегрированного обучения. Будет продолжена разработка психологических основ формирования коммуникативно-лингвистической компетенции учащихся с нарушенным слухом.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...