Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1. «Наблюдатель». 2. Заинтересованные стороны. 3. Система. 4. Эмерджентные свойства системы. 5. Вариабельность системы. 6. Состав системы




1. «Наблюдатель»

2. Заинтересованные стороны

3. Система

4. Эмерджентные свойства системы

5. Вариабельность системы

6. Состав системы

7. Структура системы

8. Цель системы

9. Функция системы

10. Агрегирование

11. Декомпозиция

12. Обратные связи

13. Сложность системы (структурная, детальная)

14. Функционирование системы

15. Рост системы

16. Развитие системы

17. Измерительные шкалы

18. Данные

19. Информация

20. Знания

21. Моделирование

22. Существенность

23. Изоморфизм

24. Гомоморфизм

25. Гипотеза

26. Допущения

27. Аксиома

28. Модель

29. Математическая модель

30. Эндогенная переменная

31. Экзогенная переменная

32. Параметр модели

33. Функция

34. Корреляция

35. Математическое ожидание

36. Дисперсия

37. Коэффициент корреляции

38. Модель системы «is to is»

39. Модель системы «is to be»

40. Адекватность модели

41. Модель черного ящика

42. Модель состава

43. Модель структуры системы

44. Модель Idef0

45. Кибернетическая модель

46. Статическая модель

47. Динамическая модель

48. Статистическая модель

49. Эконометрическая модель

50. Оптимизационная модель

51. Антагонистическая игровая модель

52. Модель игры с природой

53. Чистая стратегия в игровой модели

54. Смешанная стратегия в игровой модели

55. Седловая точка в антагонистической игре

56. Оптимальное решение

57. Модель линейного программирования

58. Модель динамического программирования

59. Модель анализа иерархий

60. Экспертные оценки


 

 

1. «Наблюдатель» - обобщенное название субъекта познания, изучающего систему и/или создающего ее и/или управляющего ею

Для понятия «наблюдатель» в качестве синонимов используются термины: «исследователь»; «эксперт»; «активный элемент системы, к которому можно отнести менеджера»; «экспериментатор»; «субъект управления»

Цели наблюдателя, вообще говоря, не совпадают с целями объекта системного анализа. В данном аспекте существенное значение имеет позиция наблюдателя по отношению к объекту. Она может быть сторонней, т. е. лишенной какого-либо интереса, кроме чисто исследовательского, или проявляющегося на данной фазе деятельности наблюдателя в достаточно абстрактных формах.

При активной заинтересованности наблюдателя важно, воспринимает наблюдатель себя как часть объекта или рассматривает его извне. В первом случае наблюдатель обычно намеревается влиять на конкретизацию цели объекта, выбор средств ее реализации, используя весьма разнообразные воздействия, как прямые, так и косвенные. Во втором случае воздействия наблюдателя менее разнообразны, на цель объекта он, как правило, влиять не в состоянии.

Неявное отождествление целей наблюдателя и объекта приводит к непродуктивности системного анализа и построению неадекватных моделей. Явное использование понятия «наблюдатель» позволяет избежать этой методологической ошибки.

Нередко наблюдатель, аналитик или эксперт имеет ограниченные возможности наблюдения и исследования интересующего его субъекта. При этом исключительно важная роль принадлежит следующим обстоятельствам: 1) уровню профессиональной подготовки наблюдателя; 2) научной позиции наблюдателя; 3) исходной точке зрения; 4) ограниченным возможностям получения и интерпретации полученной информации.

Объективно уровень знаний наблюдателя ограничен уровнем знаний эпохи, субъективно - его конкретными интеллектуальными способностями.

 

2. Заинтересованные стороны - физическое лицо или организация, имеющая права, долю, требования или интересы относительно системы или её свойств, удовлетворяющих их потребностям и ожиданиям.

Слово «заинтересованный» рекомендуется понимать в широком смысле, поскольку в перечень необходимо включить и тех, кто на самом деле не воспринимает рассматриваемую ситуацию как проблемную, доволен существующим положением дел и может сопротивляться возможным переменам.

Каждая из заинтересованных сторон имеет свое видение проблемы, отношение к ней, ее существование или исчезновение приведет к появлению их собственных проблем. Так как система и окружающая ее среда взаимосвязаны, то есть обмениваются материальными, энергетическими и информационными потоками, при исследовании необходимо грамотно учитывать эти связи. Определение перечня заинтересованных лиц и дальнейший анализ того, кто из заинтересованных лиц и в чем заинтересован, какие изменения и почему они хотят внести, позволяет эти связи установить максимально полно

 

3. Система  – целостная совокупность взаимосвязанных элементов, обладающая некоторыми свойствами, присущими ни одному из ее элементов по отдельности ( любой объект, состоящий из множества взаимосвязанных частей и существующий как единое целое )

Существует много определений термина «система», ко­торые в зависимости от точки зрения наблюдателя можно условно можно разделить на три группы:
1) системы рассматриваются как комплекс процессов и явлений, а также связей между ними, существующих объективно, независимо от наблюдателя. Задача наблюдателя состоит в выделении этой систему из окружающей среды. Для выделения системы, как минимум необходимо определить ее входы и выходы1 (тогда она рассматривается как " черный ящик" ), а как максимум - подвергнуть анализу ее структуру (т. е. произвести структуризацию), выяснить механизм функционирова­ния и, исходя из этого, воздействовать на нее в нужном на­правлении.
2) система как инструмент, способ исследования процессов и яв­лений. Наблюдатель, имея перед собой некоторую цель, констру­ирует (синтезирует) систему, как некоторое абстрактное ото­бражение реальных объектов. При этом система (абстрактная система) понимается как совокупность взаимосвязанных перемен­ных, представляющих те или иные свойства, характеристики объектов. В этой трактовке понятие системы практически смыка­ется с понятием модели
3) третий подход - это компромисс между двумя первыми определе­ниями. Система - искусственно создаваемый комплекс элементов (кол­лективов людей, технических средств, научных теорий и т. д. ), предназначенный для решения сложной организационной, эконо­мической, технической задачи. Следовательно, здесь наблюда­тель не только выделяет из среды систему, но и создает, син­тезирует ее.

При определении системы было указано, что она должна быть выделена. Выделение системы заключается в определении ее состава и «границ» для рассмотрения в качестве самостоятельного объекта исследования. При этом на основе предварительного анализа определяются связи условного выделенной системы с другими, учитываются факторы, которые воздействуют на нее. В результате «границы» могут претерпевать те или иные изменения до тех пор, пока не будет установлено, что неучтенные факторы и связи не могут существенно повлиять на выводы, полученные из исследования.

4. Эмерджентные свой ства системы - наличие у системы свойств целостности, или эмерджентных свойств, т. е. таких, которые не присущи элементам системы и не являются формальным следствием свойств элементов. В экономике в качестве эмерджентных свойств рассматривается, например, способность государства осуществлять крупные научно-технические программы, непосильные для отдельных хозяйственных звеньев, как бы много их не было. Следовательно, это эффект организации, который является результатом возникновения между элементами синергетических связей. Поэтому каждый из существенных элементов системы не тождественен соответствующему элементу, взятому изолированно, вне системы. Примеры: В естественных науках эмерджентные свойства (например, свойства химических элементов) и приводящие к их возникновению системообразующие процессы (химические реакции в упомянутом примере) описываются в форме естественно научных законов и закономерностей. Проявления эмерджентных свойств в социально-экономических системах весьма многообразны. На микроэкономическом уровне их выражением являются, например: эффект крупного производства; эффект агломерации. На макроэкономическом уровне с эмерджентными свойствами связаны такие явления, как: возможность реализации крупномасштабных мероприятий; различные аспекты научно-технической, культурной, оборонной политики. Нетривиальные примеры самоорганизации можно наблюдать в биологических сообществах.

 

5. Вариабельность системы - изменчивость присуща всем природным явлениям, всем техническим и технологическим процессам, а также всем известным организационным структурам. Иначе это можно сформулировать следующим образом: на выходе любого процесса мы всегда получаем не строго одно и то же значение, а набор значений, группирующихся вокруг некоторого значения (при условии, что с процессом все в порядке, это значение будет совпадать с номиналом).

Пример: вариабельность сердечного ритма — это показатель, отражающий неравномерность сердцебиения.

 

6. Состав системы — это множество входящих в нее частей. В качестве примера системы рассмотрим объект, с которым ученикам приходится иметь дело на уроках информатики, — персональный компьютер.


Самое поверхностное описание ПК такое: это система, составными частями которой являются системный блок, клавиатура, монитор, принтер, мышь. Можно ли назвать их простыми элементами компьютера? Конечно, нет! Каждая из этих частей — это тоже система, состоящая из множества взаимосвязанных частей. В состав системного блока входят: центральный процессор, оперативная память, накопители на жестких и гибких магнитных дисках, CD-ROM, контроллеры внешних устройств и пр. В свою очередь, каждое из этих устройств — также сложная система. Например, центральный процессор состоит из арифметико-логического устройства, устройства управления, регистров. Так можно продолжать и дальше, все более углубляясь в подробности устройства компьютера.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...