Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Научно-психологические подходы к исследованию возрастных кризисов




 

Итак, рассмотрим подробнее, что же такое нормативные кризисы взрослости.

Многие из нас считают, что человек остается тождественным самому себе на протяжении всего своего жизненного пути. И лишь с годами приходит осознание характера и содержания тех глубинных трансформаций, которые переживают люди на протяжении своей жизни.

Как выяснилось, траектория жизненного пути состоит не только из более или менее продолжительных периодов относительно спокойного развития и плавных изменений, но содержит и напряженные переходные моменты особо интенсивных трансформаций. Одними из таких моментов являются возрастные кризисы. [1]

Возрастные кризисы являются своего рода перекрестками судьбы, не пройти которые человек не может, но пройти их может по разному - с большими или меньшими потерями, более или менее успешно.

Вообще, термин "кризис" многозначен. Китайская пиктограмма слова "кризис" отражает идею кризиса. Она состоит из двух основных картин: одна предполагает опасность, другая - возможность. Прохождение ситуации кризиса сравним в какой-то мере коридором, выход из которого трудный, тревожный и опасный, но состояние напряжения толкает человека к выходу и дальнейшему развитию. [8]

Психологи постоянно ищут ответ на вопрос, что же такое кризис взрослого человека., причины его возникновения, его последствия. Так же важно знать, как избежать разрушающих последствий кризиса, как оказать помощь человеку для выхода на новый уровень развития, а так же, какие факторы, какие психологические особенности защитят человека от негативных воздействий кризиса.

Итак, кризис определяется в психологии как тяжелое состояние, вызванное какой-либо причиной или как резкое изменение статусов персональной жизни. [1, 8, 11]

Любой кризис предполагает 2 выхода: или человек восстанавливает прерванную кризисом жизнь, или перерождается и в этой новой жизни ставит перед собой новые цели, ищет новые способы их достижения. То есть, кризис в этом случае выводит человека на новый уровень развития.

Кризис в жизни - это всегда неприятно, но он не означает тупик. Кризис - это некоторые противоречия, через которые проходит человек на пути своего взросления.

В психологии возраст - это понятие, служащее для обозначения временных характеристик индивидуального развития человека. В науке различают понятие хронологического и психологического возраста.

Хронологический возраст - это количество лет, прожитых человеком. В отличии от хронологического, психологический возраст обозначает определенную, качественно - своеобразную ступень развития человека, обусловленную закономерностями формирования организма, условиями жизни, обучения и воспитания, и имеющую конкретное, общественно-историческое происхождение. [4]

Возрастной кризис как разновидность кризисов - это переходный период между возрастными этапами, который переживается человеком при переходе от одного возрастного этапа к другому по завершении определенных стадий развития, связанный с системными качественными изменениями в сфере социальных отношений человека, его деятельности и сознания. Для возрастных кризисов характерно резкое изменение эмоционального фона, выраженная тревожность, напряженность, снижение работоспособности, дезадоптированность и др.

Особенности протекания возрастных кризисов во многом зависят от индивидуальных социобиологических детерминант: темперамента, характера, особенности эмоционально-мотивационной сферы и т.д. начало кризисного периода знаменуется конфликтом между желаемым и доступным, т.е. рассогласованием рефлексивных моделей (представлений человека о собственной личности, о других людях, об окружающем мире, направленность личности и др.) и готовностью человека выполнить прогнозируемую жизненную траекторию. [7,9,31]

Возрастной кризис характеризуется стремлением к смене ведущей деятельности, т.к. реализация прежней ведущей деятельности в новых возрастных условиях затруднена. (невозможна)

Внешние условия могут спровоцировать возрастной кризис при обострении внутриличностных противоречий.

В отличии от кризисов невротического или травматического типа, возрастные кризисы относятся к нормативным кризисам, необходимым для нормального поступательного хода психического развития. [24]

В психологических исследованиях направленных на изучение всего пространства человеческой жизни, одной из актуальных и недостаточно изученных является проблема периодизации жизненного пути и изучение критических периодов жизни взрослого человека, т.к. до недавнего времени проблема возрастных кризисов в основном рассматривалась в контексте возрастной психологии развития детей.

Но развитие - или по крайней мере потенциал развития - существует на протяжении всей жизни человека. Поэтому исследование развития в зрелости, изучение его критических периодов требует долее основательного подхода и дополнительного исследования в этой области. [14,23,36]

Возможно, недостаточная изученность данной проблемы частично объясняется тем, что процесс протекания кризисов взрослости несколько отличается от кризисов детства и подросткового периода. Кризисы взрослого человека в незначительной степени обусловлен хронологическим возрастом или специфическими изменениями в организме, в гораздо большей степени они определяются индивидуальными, социальными и культурными событиями или факторами.

В развитых странах на период взрослости приходится три четверти человеческой жизни. Обычно этот период делится на 3 возрастных периода: ранняя взрослость (от 20 до 40 лет), средняя взрослость (от 40 до 60), и поздняя (от 60 и далее) взрослость. Как уже говорилось выше, переход от одной стадии к другой знаменуется возрастным кризисом, как переходным этапом. [7, 15,21]

Можно, хотя и достаточно условно, обозначить следующие периоды жизни, с прохождением которых чаще связаны личностные сдвиги: 28-34 года, 40-45 лет, 50-55 лет, и наконец, изменения позднего старческого возраста. Можно предполагать, что в интервалы между этими периодами происходит постепенное накопление тех противоречий, которые предстанут в явном виде во время кризиса.

Периодизацию в ценностном и смысловом аспекте рассматривает И.Э. Бекешкина. В возрасте 25 лет наблюдается самая низкая удовлетворенность ценностно-смысловым аспектом своей жизни, так как период проб и ошибок поиска себя и своего места в жизни всегда связан с отрицательными эмоциями. В 25-30 лет удовлетворенность смыслом жизни резко возрастает. В возрасте 30 лет-первая возможность жизненного кризиса взрослости. Жизнь, деятельность, предшествующие выборы переоцениваются, теперь уже с позиции их значимости для принимаемых личностью ценностей. В период от 30 до 40 лет удовлетворенность смыслом жизни снова возрастает (самореализация в проф. сфере). Но около 40 лет опять наступает кризис, названный кризисом середины жизни. Это время прощания с молодостью, расставания с иллюзиями, необходимостью перестроить жизнь и отыскать в ней новые жизненные цели. Критическая зона пессимизма приходится на данный период, который Р. Гаулд, Д. Левинсон, Д. Вейлант характеризуют как "взрыв в середине жизни", когда возникает впечатление, что жизнь проходит зря: наблюдается потеря интереса к жизни, жизненная скука, отсутствие ощущения полноты жизни. Возраст 40 лет можно принять за некую точку, символизирующую середину жизненного пути - "полжизни впереди или полжизни позади"? [9,14,28]

Кризис поздней зрелости наблюдается в 60 лет и более. Он знаменуется нарушением гармонии физиологических процессов организма (И.И. Мечникова), последовательным разрушением социальных связей (выход на пенсию, ухудшение состояния здоровья, утрата или отдаление близких людей и т.д.), мудростью, озабоченность перспективой близости смерти. В этот период жизни, по данным К. Рощака, происходит общее изменение временной жизненной перспективы: по мере того, как удаляется прошлое, будущее представляется все более ограниченным и менее реальным. [33]

Рассмотрим каждый из данных кризисов взрослости поподробнее.

В середине ранней взрослости (примерно к 30 годам) человек переживает кризисное состояние, некий перелом в развитии, связанный с тем, что представления о жизни, сложившиеся между 20-ю и 30-ю годами, не удовлетворяют его. Кризис 30 лет выражается в изменении представлений о своей жизни, иногда в полной утрате интереса к тому, что ранее было в ней главным, в некотором случае даже разрушении прежнего образа жизни (например, развод, переезд в другой город и т.д.) [4,15/28]

Рассматривая данный кризис, Г. Шихи говорит о том, что происходит переоценка ценностей, критический пересмотр своего "Я". Анализируя пройденный путь, свои достижения и провалы, человек обнаруживает, что при уже сложившейся жизни личность его не совершенна, что много сил и времени потрачено впустую. Для мужчин в это время характерна смена работы или изменение образа жизни, но их сосредоточенность на работе и карьере не меняется. Для женщин характерна смена приоритетов, установленных в начале ранней взрослости: тех, кто был ориентирован на профессиональные цели, теперь в большей степени начинает привлекать семья и наоборот. [15]

Рассматривая кризис 30 лет, О.В. Хухлаева указывает на то, что содержание данного кризиса - это первая реальная встреча с ограниченностью времени жизни. Переживание этого времени концентрируются вокруг ухода молодости, человек встает перед неизбежностью своего взросления. Примерно в это время происходит первый подсчет жизненных итогов и сличение его с собственными мечтами и планами, с одной стороны, и общепринятыми стереотипами достижения-с другой. [33]

По мнению Д. Левинсона, переход 30-летия для многих носит стрессовый характер, поскольку подвергаются первой переоценке профессиональные цели и образ жизни. Разрешение кризиса обычно происходит через признание жизненных ограничений и необходимости как в профессиональной, так и в семейной сфере. Это приводит к обычно к возрастанию самодисциплины, организованности, концентрации усилий вокруг желаемых изменений. Кроме того, хотя Левинсон утверждает, что переходные периоды как у женщин, так и у мужчин тесно связан с возрастом, другие исследователи установили, что для женщины стадии семейного цикла, по-видимому, являются лучшими индикаторами переходов, чем возраст. Так как мечта имеет центральное значение для обоих полов, то мужские мечты носят более однородный характер, в то время как женским мечтам присуща раздробленность, так как женщина часто стремится сочетать карьеру и семью. [28,24]

Большинство мужчин к концу перехода тридцатилетия достигают профессионального роста, в то время как женщины числятся новичками вплоть до достижения ими среднего возраста. Например, Адамс в своих исследованиях пришла к выводу, что женщина делает карьеру по образу мужчины вплоть до тридцатилетия. В этой точке жизненного пути происходит переключение интереса с достижения профессионального успеха на получения удовлетворения от личных отношений. В этом так же состоит их отличие от мужчин, для которых карьера остается основной задачей при переходе тридцатилетия. [13,33]

Обращаясь к исследованиям кризиса 30 лет у Нельсона, мы видим, что женщины больше, чем мужчины, нуждаются в интимности и доверительности отношений с конкретным человеком, то есть "Я"-концепция женщин более индивидуализирована в отличии от мужской - более социализированной. Если "Я" образ женщины далек от идеальной модели, то самооценка женщины ниже мужской. Кроме того, женщины чаще используют психологические защиты, стабилизирующие Я-концепцию, маскирующие самовосприятие неудовлетворенной реальности. Например, способность сублимации (ее еще считают наиболее успешной адаптацией в период ранней взрослости) лучше развита у женщин, в то время как защиты мужчин более прямолинейны в своей реальности и иррациональности (например, алкоголизм). [18,34]

Так же Нельсон в своих исследованиях подчеркивает, что степень удовлетворенности своим телесным Я - образом у женщин является более значимой, поскольку успешность женщины больше зависит от ее способности вступать в прочный союз с мужчиной. Так же женская привлекательность у женщин больше, чем у мужчин, влияет на значимость ее сексуальной привлекательности. [14]

И.Г. Малкина-Пых в своих работах уделяет внимание супругам, переживающим кризис 30 лет. Она показывает сложность ситуации женщины, достигшей 30 лет, посвятившей себя семье и не имеющей карьеры, в отличии от мужа. Мужчины к 30 годам как правило достигают определенного карьерного роста, уверенности, и считают, что жена должна развиваться тоже. Автор подчеркивает, что если женщина не действует, не развивает свою личность в этом переходном периоде, то обязательства затем удваиваются. [10/14]

Переход к 30-летию дает замужней женщине внутренний толчок расширению, после чего начинается жесткая внутренняя борьба (противодействия мужа - частично реальные, частично надуманные; желание быть дома и воспитывать детей и т.д.) приходится зачастую отстаивать свое мировоззрение, друзей, представление о значимости того, что она делает, в борьбе с установками человека, которого она уполномочила быть сильной личностью. "Многие женщины отрицают необходимость этого важного шага, возможно, разбивая тем самым брачные союзы, которые так настойчиво пытаются сохранить" - говорит Малкина-Пых. [9,15]

По мнению И.С. Кона, никто не может реализовать себя полностью, и, свойственный взрослому человеку самоанализ выявляет эту нереализованность. В период кризиса 30 лет в результате самоанализа происходит переоценка ценностей и критический пересмотр собственной личности.

Кризис 30 лет нередко называют кризисом смысла жизни. Действительно, именно с периодом кризиса 30 лет (границы которого могут иногда смещаться в ту или иную сторону) обычно связаны поиски смысла существования. Эти поиски, как и весь кризис в целом, знаменует переход от молодости к зрелости. [7,28,24]

Ближе к 40 годам человек начинает отчетливо осознавать, насколько расходятся его мечты, жизненные планы с ходом и результатом их осуществления. Кризис середины жизни имеет объективные причины и предполагает существенную перестройку личности с учетом изменения положения человека в жизни. В работах О.В. Хухлаевой, В.И. Слободчиковой, Е.Е. Сапогова и др. было предложено понимание данного кризиса как кризиса ценностей, так как этот период знаменуется как период переоценки достигнутого и того, что еще предстоит сделать в жизни. [33,36]

Б. Ливехуд называет кризис "середины жизни" своеобразной точкой расходящихся путей. Один путь - это постепенная психическая инволюция человека в соответствии с его физической инволюцией, другой - продолжение психической эволюции несмотря на физическую инволюцию. Следование первому или второму пути определяется степенью развитости в нем духовного начала.

Большое значение кризису середины жизни предавал Э. Эриксон, называя его "десятилетием роковой черты", основными проблемами которого становятся убывание физических сил, жизненной энергии.

К этому возрасту, как правило, появляется осознание расхождения между мечтами, жизненными целями и реальным положением. Успешное разрешение кризиса, по Эриксону, приводит к формированию у человека генеративности, которая включает стремление к росту, заботу о следующем поколении и о собственном вкладе в развитие жизни на Земле.

М. Пек в своих работах указывает на факт болезненности перехода от одной жизненной стадии к другой, объясняя это нежеланием людей отказаться от того, что они переросли (старые стереотипы мышления и поведения, привычные методы работы и т.д.), таким образом отказываясь разрешать кризис. То есть наблюдается ригидность мышления личности на данном этапе. К. Хорни указывает на то, что человек активно сопротивляется изменениям, которые могли бы привести к большей ответственности за свою жизнь, способствовали бы росту заинтересованности в себе. [7,11,24,33]

Рассматривая кризис середины жизни в аспекте смысла жизни, И.Э. Бекешкина говорит о нем, как о времени прощания с молодостью, расставания с иллюзиями, необходимостью перестроить жизнь и отыскать в ней новые жизненные цели.

О.В. Хухлаева, рассматривая эмоциональные процессы, сопровождающие кризис середины жизни, говорит о характерности для него депрессивного переживания, достаточно стойкого снижения настроения, негативного восприятия актуальной ситуации. Наблюдается чувство неудовлетворенности жизнью, чувство одиночества, ощущения бессмысленности жизни. Основное чувство - это эмоциональная усталость, хотя сам человек зачастую считает ее физической.

Кроме того, люди ощущают снижение интереса или удовольствия ко всем событиям; иногда человек наблюдает систематическое снижение энергии.

Особые переживания связаны с переживанием прошлого, настоящего и будущего - появляется устремленность в прошлое, молодость кажется наполненной удовольствием. У некоторых людей наблюдается перекос между восприятием прошлого и будущего: будущее ими воспринимается более коротким и менее наполненным значимыми событиями, чем прошлое. Возникает субъективное восприятие законченности жизни, близости ее конца. [11,15,36]

Особо следует отметить, что у значительной части людей кризис середины жизни осложняется кризисом идентичности. Например, Л. Ф.

Бурлачук и Е.Ю. Коржова отмечают, что кризис идентичности у российских взрослых определяется противоречием между требованием резко изменяющихся общественных и экономических отношений и ригидностью личностных установок и стереотипах, характерной для кризиса середины жизни.

Г. Абрамова, рассматривая кризис середины жизни, указывает на изменения физиологической активности организма, о его соматических свойствах (явные признаки старения), о резком изменении социального и психологического пространства жизни человека, связанного с тем, что выросшие дети покидают дом. Встает проблема определения своего места в системе социальных отношений, в изменившемся психологическом пространстве своей семьи. Обращаясь к статистическим данным, автор указывает на возрастание числа разводов в данный период: браки не выдерживают испытания кризисом, отягощенным приближением периода инволюции, повышением эмоциональной неустойчивости, страхами, возникновением чувства одиночества, усиливающейся эмоциональной зависимости жены, а так же возможного стремления мужа проявить себя сексуально с более молодыми партнершами. Г. Шихи называет данный период временем супружеских измен. [23,24/36]

Кризис середины жизни знаменуется тем, что у человека происходит осмысление и переоценка жизни в целом, корректировка сложившейся системы ценностей, когда человек делает новую попытку понять, какие из них имеют значение в жизни. Эта переоценка происходит в контексте трех связанных между собой сфер: личного мира, мира семьи и профессионального мира. Показано, что факторами, облегчающими благополучное разрешение кризиса, являются навыки эффективного жизненного планирования, формирование генеративности у человека, выработка эмоциональной гибкости, способности к эмоциональной отдаче по отношению к подрастающим детям и стареющим родителям, придания все большего значения супругам, друзьям, детям, способности личности к саморегуляции. (Р. Пекк, Э. Эриксон, Б. Ливехуд, Г. Шихи и др.) [19,24,34]

Неразрешение кризисных переживаний, отказ от активности обновления возвращает кризис с новой силой к 50 годам.

Развернутое описание кризиса дает Б. Ливехуд. Он говорит, что взгляд человека вновь обращается вовнутрь: кажется, что все ценностные ориентиры необходимо пережить заново. Найденные ценности не подвергаются сомнению, но становится ясно, что они еще по-настоящему не усвоены. Взвешивая все за и против, отпадает многое из того, что связано со знаниями, положением и опытом. Наблюдается уменьшение физических сил, увеличение зависимости от других, тревога и страх в ожидании смерти.

Ш. Бюлер говорит об этой стадии, как о начале старения; решающим фактором здесь является реальность ухода на пенсию. Этот период жизни она обозначает как "трудный возраст душевного кризиса". [23,33,29]

Д. Бромлей характеризует данный период как период очевидного упадка физических и умственных функций, ослаблений сексуальных потенций и интересов. Существенной стороной автор считает изменение всей мотивации человека в связи с подготовкой его к предстоящему пенсионному образу жизни.

Г.С. Абрамова отмечает, что людей зрелого возраста можно условно разделить на тех, кто очень хотят выйти на пенсию (пенсия воспринимается как начало новой жизни, занятие любимым делом с полной самоотдачей), боятся выхода на пенсию, и равнодушны (выход на пенсию не связан с необходимостью перераспределять жизненную энергию). Автор указывает на состояние эгоистической стагнации, поражающей тех людей, которые давно живут вне концепции жизни, прервали связь с настоящим временем, "Я" которых реагирует только на изменение самого себя, где главным проявление жизни становится собственная физическая боль. Возникают переживания, связанные с тем, что в диалоге со своим настоящим, прошлым и будущим человеку пожилому трудно найти точку опоры, систему координат для адекватной самооценки. Для его сознания старость всегда связана со смертью. [11, 19,31,34]

И.В. Слободчикова указывает на характерные для данного кризиса страх смерти, чувства безысходности, невозможности что-либо изменить, чувства одиночества и ненужности, вынужденное снижение внешней активности. Можно предположить что снижение внешней активности можно рассмотреть как возможность расширения и углубления сферы и глубины внутренней активности.

И.Б. Новиков, рассматривая данный период, указывает на то, что пожилой человек ощущает присутствие близкой смерти и переживание это носит субъективный характер, вносит свой вклад в ощущение одиночества стариков. Действительно, часто одиночество в старости вызвано не объективным отсутствием близких людей, но невозможностью разделить с ними присутствие в их сознании скорого ухода из жизни. [22.11]

М.В. Ермолаева указывает на переживание данного кризиса в период окончания трудовой деятельности. Согласно ее теории, во время кризиса человек осознанно или неосознанно осуществляет выбор своей стратегии старения. Первая стратегия предполагает возможность прогрессивного развития личности человека - тенденции сохранения старых и формирования новых сфер социальных связей. Вторая - стремление человека сохранить себя как индивида на фоне постепенного угасания психофизиологических функций, что ограничивает возможность развития личности. Б. Ливехуд и Э. Эриксон утверждали, что на такой выбор, на исход старости влияет характер прохождения предшествующих периодов. М.В. Ермолаева и другие авторы указывают на то, что кризис старости предоставляет человеку еще одну возможность выбора: как деструктивную, так и конструктивную форму старения. Таким образом, специфика эмоциональных переживаний будет определяться выбранной в процессе кризиса стратегией старости: при конструктивном варианте наблюдается удовлетворенность жизнью, принятие собственного возраста, внутренняя уравновешенность. При деструктивном - возрастает обидчивость, мнительность, наблюдается неприятие собственного возраста, чувство незащищенности (часто несоответствующее реальной жизни), повышается уровень страхов. Основным является страх смерти, который может принимать различные формы: одиночества, болезни, будущего и даже ирреальных страхов. [22,28.33]

Пожилые люди находятся в в особо остром взаимодействии со временем. М. Сусловская отмечает, что отношение к прошлому и будущему в старости во многом зависит от настоящего: от степени удовлетворенности настоящим, которая, в свою очередь, присутствует при достаточно хорошей адаптированности человека к миру. Успешная адаптация в старости зависит во многом от наличия творческой реакции на изменения, активности, от адаптированности к переживаниям, связанным с утратой (К.П. Кискер, Г. Фрайбергер, Э. Вульф и др.) Такого рода переживания связаны с потерей сексуальной привлекательности, ухудшение здоровья, потерей работы, потерей родных. Получается, что сущность адаптации к старости должна заключаться в принятии потерь, в согласии на таковые, если их невозможно избежать. Если говорить о будущем, то пожилые люди, довольные своим настоящим, при мысли о своем кратковременном будущем редко испытывают тревоги, строят планы, ожидают радостных событий. [33]

Рассматривая когнитивную сферу, В.Д. Осваль, Б. Пухальская и многие другие исследователи заметили, что когнитивные процессы с возрастом становятся более медленными, И. даже согласившись с сохранением познавательных возможностей проф. развития, нельзя исключить вопрос о затруднении процесса обучения в старости.

А.В. Толстых охарактеризовал этот кризис как осознание человеком того, что в ходе дальнейшей жизни возможны минимальные изменения, "исправления" пройденного пути, для которого остался небольшой запас сил и времени, как мучительный переход от состояния максимальной активности к ее постепенному свертыванию. Так же он указал на ограничения, накладываемые здоровьем, на тяжесть осознания того, что необходимо уступить место новым поколениям. [7,24,35]

Как указывает Р. Пекк, для развития чувства полноценности в это период человеку необходимо преодолеть три подкризиса.: переоценить собственное "Я" помимо его профессиональной роли, осознать факт ухудшения здоровья и старения тела и принять мысль о смерти. [34]

Итак, обобщая результаты исследований, можно сказать, что кризис поздней взрослости характеризуется изменениями в различных сферах личности, которые можно назвать симптомами данного кризиса. Так, в ценностно-смысловой сфере наблюдается ощущение бессмысленности жизни, пустоты и одиночества. Происходит определенное снижение уровня когнитивного развития в связи со снижением интеллектуальных функций, ухудшением памяти, уменьшением скорости выполнения операций. Для аффективной сферы характерно состояние неудовлетворенности жизнью, тревожности, чувства одиночества, депрессивное состояние, неконтролируемое усиление аффективных реакций (сильное нервное возбуждение)

Для успешного преодоления кризиса важны такие факторы, как способность личности настроиться на повышенную внутреннюю активность, развитие творческих способностей, создании живительных связей с окружением, необходимость успешной адаптации (потеря сексуальной идентичности, потеря работы, близких людей - принятие потерь, согласии на них, понимание их неизбежности) создании личного отношения к бренности существования, осуществление жизни через свои умственные, а не физические возможности (например, возможности учительства и наставничества). (Э. Эриксон, В. Слободчиков, И. Новиков, Б. Ливехуд и др.)

Таким образом, проанализировав исследования отечественных и зарубежных ученых, можно сделать вывод, что в возрастной психологии нет единого мнения по поводу кризисов, их места и роли в психологии развитии.

Часть психологов считает, что развитие должно быть гармоничным, бескризисным, а другая часть психологов, к мнению которых мы присоединяемся, считает наличие кризисов в развитии закономерно.

Однако следует отметить, что очевидным является тот факт, что кризисы влекут за собой различные трансформации и в смыслообразующей категории, и в моделях описания реальности в системе ценностей личности. Возможно это болезненные трансформации, но тягостные ощущения не бессмысленны, они напоминают боль, которая сопровождала рождение чего-то нового, дающего взглянуть по иному на дальнейшее планирование своего будущего.

Проблема трансформации ценностных ориентаций личности является недостаточно изученной, поэтому хотелось бы уделить ей отдельное место в данной работе.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...