Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Материалы и методы исследования




 

При выявлении основных источников техногенных нагрузок в Тарногском районе Вологодской области используются элементы статистических методов. Статистическим называется метод исследования, опирающийся на рассмотрение статистических данных о тех или иных совокупностях объектов. Общие черты статистического метода в различных областях знания сводятся к подсчёту числа объектов, входящих в те или иные группы, рассмотрению распределения количеств, признаков, применению выборочного метода, использованию теории вероятностей при оценке достаточности числа наблюдений для тех или иных выводов и т. п. Эта формальная математическая сторона статистических методов исследования, безразличная к специфической природе изучаемых объектов, составляет предмет математической статистики.[6]

Также в процессе исследования использовались картографические методы. Картографический метод используют для исследования закономерностей пространственного размещения явлений, их взаимосвязей, зависимостей и развития. Многообразие приёмов анализа и обработки карт можно объединить в следующие основные способы:

1. Визуальный анализ, заключающийся в непосредственном зрительном исследовании по картам пространственного размещения, сочетаний, связей и динамики явлений.

2. Графические приёмы анализа, состоящие в построении по картам профилей и разрезов, блок-диаграмм, различного рода графиков и диаграмм и т.п.

3. Картометрические работы, заключающиеся в определении по картам координат, расстояний, длин, высот, площадей, объёмов, углов и др.

4. Математико-статистический анализ, применяемый:

а) для исследования по картам любых однородных явлений (температур воздуха, плотности сельского населения, урожайности и т.п.), их размещения и временных изменений, определяемых многими факторами с неизвестной функциональной зависимостью;

б) для выяснения формы и тесноты связей между различными явлениями (посредством вычисления корреляционных зависимостей — коэффициентов корреляции, корреляционных отношений и т.д.).

5. Математическое моделирование, имеющее целью создание пространственных математических моделей, т. е. математическое описание явлений (или процессов) по исходным данным, снятым с карты, и последующее исследование моделей для интерпретации и объяснения явлений; в частности, разработана методика составления аппроксимирующих уравнений поверхностей — реальных (например, рельефа земной поверхности) или абстрактных (например, годового слоя осадков).

6. Переработка (преобразование) карт для получения производных карт, специально предназначаемых и удобных для конкретного исследования.[7]

Практически использовались все способы картографического метода, кроме картометрических работ, математического моделирования и переработки (преобразования) карт.

Однако основное исследование ведется по литературным данным, т.е. применяются методы анализа-синтеза, сравнения и обобщения.

Анализ и синтез (греч. разложение и соединение) - в самом общем значении процессы мысленного или фактического разложения целого на составные части и воссоединения целого из частей. Они играют важную роль в познавательном процессе и осуществляются на всех его ступенях. В мыслительных операциях анализ и синтез выступают как логические приемы мышления, совершающиеся при помощи абстрактных понятий и тесно связанные с рядом мыслительных операций: абстракцией, обобщением и т. д. Логический анализ заключается в мысленном расчленении исследуемого объекта на составные части и является методом получения новых знаний. В зависимости от характера исследуемого объекта анализ выступает в различных формах. Цель анализа - познание частей как элементов сложного целого. Синтез - процесс объединения в единое целое частей, свойств, отношений, выделенных посредством анализа. Он соединяет общее и единичное, единство и многообразие в живое конкретное целое. Синтез дополняет анализ и находится с ним в неразрывном единстве.[8]

Сравнение позволяет установить сходство и различие явлений действительности. В результате сравнения устанавливается то общее, что присуще двум или нескольким объектам. Для того чтобы сравнение было плодотворным, оно должно удовлетворять двум основным требованиям: сравниваться должны лишь такие явления, между которыми может существовать определенная объективная общность; для познания объектов их сравнение должно осуществляться по наиболее важным, существенным (в плане конкретной исследовательской задачи) признакам. [9]

Обобщение — мысленное соединение сходных признаков нескольких предметов в одном понятии об этих предметах. Обобщаются те сходные признаки отдельных предметов, которые выделяются в процессе их анализа, сравнения и абстрагирования. Обобщение — это и переход от более частного понятия к более общему, от мысли об общем к мысли о более общем. Выделяют эмпирическое и теоретическое обобщение. Функция эмпиричности обобщения состоит в упорядочении многообразия предметов, в их классификации. Функция теоретического обобщения состоит в восхождении от абстрактного к конкретному, в выделении существенных внутренних связей объекта, определяющих этот объект как целостную систему.[10]

Т.о. в курсовой работе используются элементы статистических и картографических методов. В основном исследовании применяются методы анализа-синтеза, сравнения и обобщения.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...