Понятие и специфические особенности сборов.
В ст. 8 НК РФ сбор определяется как обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из усло-вий совершения в отношении плательщиков сборов государственными ор-ганами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными ор-ганами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Под «юридически значимыми действиями» подразумеваются юридические факты - закрепленные в гипотезах правовых норм конкретные жизненные обстоятельства, наступление которых влечет правовые последствия в виде возникновения, изменения или прекращения правоотношений. Отграничение сборов от налогов представляет известную сложность, поскольку наименование обязательного платежа не всегда свидетельствует о его действительной правовой природе. Не случайно Пленум ВАС РФ указал, что при решении вопроса о правомерности применения налоговым органом ст. 122 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты сбора су-дам необходимо исходить из природы каждого конкретного обязательного платежа, поименованного как «сбор»1. Так, уплачиваемые ранее целевые сборы с граждан и организаций на содержание милиции, на благоустрой-ство территорий, на нужды образования и другие цели, сбор с владельцев собак по своим элементам и признакам представляли собой налоги, а не сборы, несмотря на наименование. Основные отличия сборов от нало-гов, на наш взгляд, сводятся к следующему. 1. Индивидуальная возмездность. Налоги индивидуально безвоз-мездны и не предполагают персонально-обменных отношений налогопла-тельщика с государством. Какое-либо встречное удовлетворение для част-ного лица здесь не предусматривается. В свою очередь, сборы уплачива-ются в связи с оказанием их плательщику государством некоторых пуб-лично-правовых услуг, в которых плательщик индивидуально заинтересо-ван. Это могут быть предоставление прав, выдача лицензий, регистраци-онные действия, обеспечение правосудием, совершение нотариальных или иных юридически значимых действий.
2. Свобода выбора. При уплате сборов большое значение играет сво- 3. Взнос, а не платеж. Законодатель не случайно именует налог пла-тежом, а сбор – взносом. Таким образом, в отличие от налога, который всегда выступает в виде денежного платежа, сбор может быть внесен раз-личными способами. Сравнительно-логический анализ правовых катего-рий «платеж» и «взнос» позволяет сделать вывод об их соотношении как части и целого, то есть платеж – это взнос в денежной форме. Однако взнос может быть внесен как денежными средствами, так и в иных фор-мах. Поэтому в дефиниции сбора, закрепленной ст. 8 НК РФ, какое-либо упоминание о денежной форме платежа отсутствует. 4. Компенсационный характер. Цель налогообложения – покрытие совокупных расходов публичной власти. Согласно ст. 8 НК РФ налог уп-лачивается для финансового обеспечения деятельности государства и му-ниципальных образований. В определении сбора подобное указание отсут-ствует, поскольку целевое назначение сбора несколько иное – компенсиро-вать дополнительные издержки государства на оказание плательщику индивидуально-конкретных услуг публично-правового характера.
5. Ограниченный состав элементов. Требование определенности на- При установлении же сборов, согласно п. 3 ст. 17 НК РФ, их платель-щики и элементы обложения определяются применительно к конкретным сборам. То есть не все элементы, необходимые для исчисления и уплаты налога, могут оказаться востребованными при установлении конкретного сбора. Не случайно КС РФ указал, что вопрос о том, какие именно эле-менты обложения сбором должны быть закреплены в законе об этом сборе, решает сам законодатель, исходя из характера данного сбора (Определение КС РФ от 08.02.2001 № 14-О). 6. Нерегулярный характер. Уплата налога предполагает определен- 7. Предварительный характер уплаты. Если объект налога как юридический факт особого рода возникает у налогоплательщика до испол-нения налоговой обязанности, то объект сбора как право на юридически значимые действия со стороны государства – уже после уплаты сбора. Та-ким образом, в отношении сборов действует принцип «утром деньги – ве-чером стулья», в отношении налогов – наоборот. 8. Соразмерность масштабам оказываемых публичных услуг. Со-гласно п. 1 ст. 3 НК РФ при установлении налогов учитывается фактиче-ская способность налогоплательщика к уплате налога. Таким образом, размер налога зависит от платежеспособности налогоплательщика, с изме-нением налоговой базы он изменяется. Условно говоря, «богатые» и «бед-ные» платят разные по величине налоги.
9. Отсутствие штрафных санкций. Неуплата налога влечет за со-бой принудительное изъятие недоимки и пени, а также привлечение нало-гоплательщика или иных субъектов к налоговой ответственности. При не-уплате сбора государство отказывает плательщику в совершении юридиче-ски значимых действий, без применения какого-либо рода санкций. Центральным налоговым правонарушением является «Неуплата или неполная уплата сумм налога» (ст. 122 НК РФ). Неуплата или неполная уплата сбора не может повлечь применение ответственности, предусмот-ренной указанной статьей НК. Исключение составляет ситуация, когда суд установит, что на самом деле речь идет об обязательном, индивидуально безвозмездном платеже, поименованном как «сбор», но подпадающем под определение налога, сделанное в ст. 8 НК РФ. Неуплата такого сбора при наличии указанных в ст. 122 НК РФ обстоятельств действительно влечет применение налоговой ответственности1.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|