Методические рекомендации по организации диагностической и коррекционной работы в школе
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Диагностика и коррекция психологической готовности детей к обучению в школе — одно из приоритетных направлений практической психологии образования, предмет многочисленных исследований отечественных и зарубежных психологов.[15] Диагностика – учение о методах и принципах распознавания болезней и постановки диагноза; процесс постановки диагноза. Психодиагностика – это раздел психологии, изучающий принципы, методические приемы и средства построения и применения диагностических процедур с целью определения значений некоторых психологических феноменов, позволяющих установить диагноз.[22] Психокоррекция – один из видов психологической помощи; деятельность, направленная на исправление особенностей психологического развития, не соответствующих оптимальной модели, с помощью специальных средств психологического воздействия; а также – деятельность, направленная на формирование у человека нужных психологических качеств для повышения его социализации и адаптации к изменяющимся жизненным условиям. Методические рекомендации по организации диагностической и коррекционной работы в школе: Для организации наиболее эффективной коррекционной работы в школе необходимо учитывать принцип ведущей деятельности, выступающий основным механизмом формирования психологических новообразований. Принцип управления техническим развитием, связанный с представлением о ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка. Занятия проводятся в специальном кабинете сенсорного развития. Формы, организации детей на занятии могут быть самыми разными: сидя полукругом на стульях или на ковре, находясь за одноместными партами или расположившись в разных концах кабинета.
При планировании коррекционных занятий необходимо четко продумывать формулирование целей занятия, отбор конкретных методик и техник для работы, подготовку необходимых материалов и оборудования, выбор формы организации детей на занятии. Учет специфики овладения детьми с интеллектуальной недостаточностью сенсорными эталонами; Оказание дозированной помощи, «адресной» коррекционно-педагогической поддержки, обеспечение речевого опосредования всех мыслительных действий и операций ребенка, его эмоциональной стимуляции; Формирование познавательного интереса через использование приемов работы, активизирующих деятельность самого ребенка; Разумное сочетание вербального материала и наглядной основы, игровой и практической деятельности, значимых для детей реальных ситуаций; использование адекватных технологий прикладной направленности; Пропедевтический характер занятия: подбор заданий, подготавливающих к восприятию новых и трудных тем или, наоборот, закрепляющих полученные знания; Преподнесение материала небольшими дозами, дробно, с постепенным усложнением и закреплением через многократное использование упражнений, заданий, дидактических игр. В целях получения максимального педагогического эффекта любое занятие организуется при условии положительного эмоционального отношения у ребенка.[5,14,31] Коррекционно-развивающие занятия должны способствовать овладению ребенком основными компонентами интеллектуальной деятельности: мотивационно-ориентировочным (умение принять инструкцию в полном объеме), операционным (способы действия, достижение результата), контрольно-оценочным (умение проконтролировать ход работы и адекватно оценить ее результаты). От того как сумеет педагог-психолог организовать коррекционные занятия, использовать различные виды деятельности, в значительной степени зависит их эффективность.
Выводы по 2 главе
Диагностика готовности студентов к организации психокоррекционной работы с детьми показало, что большая часть студентов готова к данной деятельности. Они имеют широкие и довольно глубокие знания в области проведения психокоррекционной работы с детьми, имеют практические навыки в построении работы с проблемными ситуациями и их решением. Разработанная в данной работе психокоррекционная программа направлена на преодоление проблем обучения у младших школьников 7-8 лет. Программа состоит из 5 занятий, продолжительность которых составляет 40-45 минут. Программа может использоваться не только в качестве психокоррекции, но и в качестве профилактики проблем школьной обучаемости. В данной программе использованы доступные для детей данной категории игры и упражнения. Правильность построения психокоррекционных занятий, полнота подготовленности специалиста целиком и полностью влияют на качество и результат психокоррекционной и психопрофилактической работы с детьми. При этом важную роль играет соблюдение методических рекомендаций по организации диагностической и коррекционной работы в школе.
Заключение Младший школьный возраст является одним из основных периодов в жизни человека, закладывающим большой массив преобразований, влияющий на всю дальнейшую жизнедеятельность индивида. Именно в этом возрасте происходит основное формирование всех жизненно важных систем организма, а так же развитие и становление психофизического здоровья ребенка. Смена ведущей деятельности зачастую приводит к возникновению трудностей, с которыми помогает бороться школьный психолог. Он должен строить свою работу таким образом, чтобы найти подход к каждому ученику. Психолог должен вести коррекционную работу в начальной школе по нескольким направлениям, она должна быть связана с развитием познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы, развитием мотивации обучения и «комплекса произвольности», формированием учебных навыков и интеллектуальных способностей, развитием сферы межличностных отношений ребенка. Все это поможет в формировании целостной и всесторонне развитой личности.
В нашей работе была разработана диагностика для определения готовности студентов к организации психокоррекционной работы с детьми, которая на наш взгляд так же будет способствовать выявлению уровня знаний студентов по дисциплине «Основы психокоррекции и психоконсультации». Так же в нашей работе была разработана психокоррекционная программа, направленная на преодоление проблем обучения у младших школьников. Данная программа способствует развитию мышления, памяти и внимания детей 7-8 лет. Рассмотренные в нашей работе методические рекомендации помогут молодым психологам в построении их коррекционной работы в школе. Список литературы
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст] / Г.С. Абрамова.-М.,2001.-319с. 2. Ананьев, Б.Г. Особенности восприятия пространства у детей [Текст] / Б.Г. Ананьев, Е.Ф. Рыбалко. – М.: Проспект, 1999. – 199с. 3. Ануфриев, С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей [Текст] / С.Н. Ануфриев, С.Н. Костромина. – М.: Ось-89, 1997. 4. Асеев, В.Г. Возрастная психология: учеб. Пособие [Текст] / В.Г. Асеев. – Иркутск.: ДРОФА, 1999.-456 с. 5. Бадмаев, Б.Ц. Методика преподавания психологии [Текст] / Б.Ц. Бадмаев. –М., 1999. 6. Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе [Текст] / М.Р. Битянова. – М.,1998.- 298с. 7. Бурлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике [Текст] / Л.Ф. Бурлачук, С.В. Морозов. – СПБ., 1999. 8. Венгер, А.В. На что жалуетесь? Выявление и коррекция неблагоприятных вариантов развития личности детей и подростков [Текст] / А.В. Венгер. – М – Рига.: педагогический центр «Эксперимент», 2000. 9. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / под ред. А.В. Петровского. – М.:ACADEMA,1999. 10. Волков, Б.С. Задачи и упражнения по детской психологии [Текст] / Б.С. Волков, Н.В. Волкова.- М., 1991. 11. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л.С. Выготский. – М.,1997. 12. Гуревич. К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников [Текст] / К.М. Гуревич. – М.: Высшая школа,1998. – 316с. 13. Дубровина, И.В. Индивидуальные особенности школьников [Текст] / И.В. Дубровина. – М.,1975.
14. Дубровина, И.В. Рабочая книга школьного психолога [Текст] / И.В. Дубровина; под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Просвещение,1991. – 303с. 15. Загвязинский, В.И. Теория обучения современная интерпретация: учебное пособие для студентов высших пед. учеб. Завед. [Текст] / В.И. Загвязинский. – М.: Академия, 2001. – 192с. 16. Зак, А.З. Развитие умственных способностей младших школьников [Текст] / А.З. Зак. – М.: Просвещение,1994. 17. Игумнов, С. К. Психотерапия и психокоррекция детей и подростков [Текст] / С.К. Игумнов. – М.,2001. 18. Клюева, Н.В. Учим детей общению: характер, общение [Текст] / Н.В. Клюева. – Ярославль.: Академия развития, 1997. 19. Колмогорова, А.С. Особенности становления психической культуры младших школьников [Текст] / А.С.Колмогорова. – М.,2001. 20. Кулагин, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека [Текст] / И.Ю. Кулагин. – М., 2001. 21. Ляудис, В.Л. Методика преподавания психологии [Текст] / В.Л. Ляудис, М.П. Негура. – М.,2006. 22. Матиева, Л.А. Развитие сенсорной сферы детей [Текст] / Л.А. Матиева, Э.Я. Удалова. – М.: Просвещение,2000. 23. Мир детства: младший школьник. [Текст] – М.: Высшая школа, 1998. – 528с. 24. Мухина, В.С. Возрастная психология [Текст] / В.С. Мухина. – М.: ДРОФА, 1997. – 256 с. 25. Мухина, В.С. Шестилетний ребенок в школе [Текст] / В.С. Мухина. – 2-е изд. – М.: Высшая школа, 1999. – 411 с. 26. Немов, Р.С. Психология в 3кн. Кн.2 Психология образования [Текст] / Р.С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 483 с. 27. Обухова, Л.Ф. Детская возрастная психология [Текст] /Л.Ф. Обухова. – М.: Просвещение,1996. 28. Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе [Текст] / Р.В. Овчарова. – М.: ТЦ Сфера,2000. 29. Панибратцева, З.М. Методика преподавания психологии [Текст] / З.М. Панибратцева. – М.,1989. 30. Пезешкин, Н.В. Психосоматика и позитивная психотерапия [Текст] / Н.В. Пезешкин. – М.: Институт позитивной психологии,2006. 31. Попова, М.В. Психология как учебный предмет в школе [Текст] / М.В. Попова. – М.,2000. 32. Психология детей школьного возраста. Развитие познавательных процессов [Текст] / под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. – М.: Просвещение, 1999. – 325 с. 33. Психологическое консультирование в школе [Текст] / сост. Н.В. Контева. – Пермь.: Западно-Уральский учебный центр, 2000. 34. Раевский, К.М. Психологические тесты для практических психологов [Текст] / К.М. Раевский. – М.: Высшая школа, 2003. – 563 с. 35. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога. В 2 кн. Кн.1[Текст] / Е.И. Рогов. – М.: ВЛАДОС, 2001. -384с. 36. Селеверстова, И.Я. Психодиагностика ребенка: за и против [Текст] / И.Я Селиверстова. – М.,2000. – 214 с. 37. Тихомирова, Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей [Текст] /Л.Ф. Тихомирова. – Ярославль.: Академия развития,1996.
38. Эльконин, Д.Б. Детская психология [Текст] / Д.Б. Эльконин. – М: Педагогика, 1999. – 98с.
Приложение 1 Тест по психокоррекции 1. Область медицинской психологии, основная задача которой заключается в предупреждении нервно-психических и психосоматических заболеваний- 1. Психоконсультация; 2. Психологический анамнез; 3. Психопрофилактика; 4. Психологическое здоровье. 2. Что не является этапом психокоррекции: 1. Осознание мотивов и отношений; 2. Установление психологического диагноза; 3. Планирование психокоррекции; 4. Сбор психологического анамнеза. 3. Выделите цель психокоррекции: 1. Определение симптомов и причин их возникновения; 2. Активизация ресурсов и приведение личности в состояние близкое к норме; 3. Обучение клиента способам предупреждения проблем; 4. Определение психологического статуса клиента в контексте истории его развития. 5. Выделите направления работы групповых занятий с детьми: 1. Ролевые игры; 2. Инструментальное; 3. Сказкотерапия; 4. Потребностно-мотивационное. 6. Выделите группы детей по уровню дезадаптации: 1. Высший уровень; 2. С отсутствием признаков дезадаптации; 3. Низший уровень; 4. С ярко выраженными признаками дезадаптации. 7. Программа групповых занятий для детей должна обеспечить формирование: 1. Психологической адаптации; 2. Психологического здоровья; 3. Положительных эмоций; 4. Активности. 8. Аффект, который возникает в субъективной ситуации- 1. Страх; 2. Агрессивность; 3. Обидчивость; 4. Дезадаптация. 9. Определите принципы индивидуальной психокоррекции: 1. Искренний интерес к ребенку; 2. Систематизация данных по проблеме; 3. Выработка решений; 4. Предоставление ребенку средств выражения собственного я. 10. Какие страхи возникают у детей в возрасте 7 – 11 лет: 1. Отсутствие матери; 2. Смерти; 3. Одиночества; 4. Боли. 11. Сережа Б., 7 лет, не посещал детский сад, подготовка осуществлялась дома, с желанием пошел в школу. Первое время хорошо и с удовольствием учился, был внимателен и послушен. Со временем отношение с другими детьми стало ухудшаться, ребенок становился замкнутым и грубым. С детьми общаться не хотел и требовал внимания учителя на себя. Как бы вы действовали, если бы были на месте психолога, которому нужно решить эту проблему? Проанализируйте ситуацию в семье и в школе, выделите причины дезадаптивного поведения. Что делать чтобы помочь ребенку? В чем заключается психокоррекционная работа в такой ситуации? 12. разработайте методические рекомендации по психокоррекционной работе с детьми.
Приложение №2 Занятие №2
Занятие№3
Занятие №3 Занятие №3
Занятие№3
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|