Написание заключения по результатам исследования.
Исследования уровня и особенностей психического развития ученика
Психологическое исследование ученика может помочь разрешить самые различные педагогические проблемы: выявить причины сложностей в усвоении школьной программы, причины неадекватного поведения и т.д. Только на основе психологического изучения ученика можно создать благоприятные условия для его личностного роста. Практиканту рекомендуется выбирать ученика, в отношении которого возникла (или может возникнуть) определённая психологическая проблема.
ЭТАПЫ РАБОТЫ СТУДЕНТА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Постановка цели исследования. Студент должен сформулировать цель будущего исследования. Такой целью может быть выявление причин: · низкой успеваемости, нежелания учиться (или высокой успеваемости в учебной деятельности); · особенностей поведения ученика (девиантного поведения, сложных конфликтных взаимоотношений с классным коллективом, учителями или родителями: популярности и авторитета среди одноклассников, благоприятных отношений со взрослыми); · проблем, переживаемых самим ребёнком (тревожность, неуверенность в себе и т.д.). Возможны и другие цели исследования.
Сбор и изучение данных об ученике. Сбор возможно более полной информации об ученике осуществляется в ходебесед с классным руководителем, учителями-предметниками, родителями, одноклассниками, с самим учеником. Необходимо вести наблюдение за учеником на уроках, во время перемен, внеклассных мероприятий. Проанализировать продукты его учебной деятельности: тетради, оценки в журнале и т.д. При этом следует отличать факты из жизни ученика от готовых мнений и выводов учителей, родителей. Оценки окружающимиповедения и интеллектуальных возможностей ученика, его жалобы и высказывания должны быть обязательно отмечены, но как мнение того или иного конкретного лица, либо как самооценка.
В ходе продуманных бесед необходимо получить данные об особенностях социальной среды, семейного воспитания, условий и истории развития ученика. Сбор данных должен быть подробным и тщательно систематизирован. Все полученные данные об ученике необходимо соотносить с возрастными закономерностями психического развития.
Практикантам предлагается следующая СХЕМА: Развитие интеллектуальной сферы: · Уровень развития мышления (развитие процессов обобщения и абстрагирования, умения сравнивать, анализировать, способности к самостоятельным умозаключениям); · Уровень развития речи (словарный запас, образность, эмоциональность речи, умение выразить свою мысль и т.д.); · Особенности памяти (развитие опосредованной памяти, владение приёмами преднамеренного запоминания, преобладающий вид памяти, прочность запоминания, лёгкость воспроизведения и т.д.); · Особенности внимания (степень развития произвольного внимания, объёма, устойчивости и переключения внимания); · Развитие специальных способностей; · Умение организовывать свою интеллектуальную деятельность.
Формирование личности: · Направленность личности (ведущие мотивы, их сформированность и устойчивость, глубина и устойчивость интересов, идеалы и ценностные ориентации); · Особенности эмоциональной сферы (адекватность эмоционального реагирования, склонность к аффектам либо эмоциональная стабильность, фон настроения и т.д.); · Особенности характера и темперамента; · Формирование самосознания (склонность к рефлексии и самоанализу, степень самостоятельности, чувство ответственности, особенности самооценки и уровень притязаний).
Проведение экспериментально - психологического исследования. На основе анализа всех полученных данных выдвигается гипотеза экспериментального исследования, отвечающая поставленной цели. Для экспериментального изучения выбирается одно или несколько направлений из приведённой схемы. В соответствии с целью и гипотезой формулируются задачи экспериментального исследования и подбираются конкретные методики. Практикант может использовать методики из практикума по общей (возрастной) психологии или самостоятельно подобрать методики из рекомендуемых литературных источников. Гипотезу, задачи и методики необходимо согласовать с руководителем практики от кафедры психологии. Полученные результаты обязательно соотносятся с фактами реальной жизни ученика, с имеющейся информацией об истории его развития, особенностях его воспитания, возрастными нормами и т.д. Выводы исследования должны строиться на основе всего комплекса полученных данных и отвечать поставленной цели. На основе выводов составляются психолого-педагогические рекомендации.
Написание заключения по результатам исследования. По данным проведённого исследования составляется заключение. Во вступительной части заключения указывается: фамилия, имя ученика, его возраст, класс. Обязательно указывается цель и гипотеза исследования, перечисляются применённые методы и конкретные экспериментальные методики. Далее раскрываются выявленные особенности и закономерности психического развития ученика. Каждое положение заключения должно быть доказано наиболее яркими примерами из экспериментальных данных, фактами жизни и развития ученика. При составлении содержательной части заключения необходимо придерживаться выше приведённой схемы. Содержательная часть заключения заканчивается кратким резюме, выводом, обобщающим все положения заключения. Итоговая часть включает психолого-педагогические рекомендации – конкретные, содержательные, чёткие указания о том, какие действия необходимо совершить учителям, родителям для наиболее благоприятного интеллектуального и личностного развития ребёнка, для снятия проблемы, которая послужила целью исследования.
Заключение сдаётся вместе с материалами экспериментального исследования, протоколами бесед и наблюдений, с указанием использованной литературы.
Рекомендуемая литература и методики. 1. Возрастная и педагогическая психология. Тексты / Под ред. М. Шуаре. – М.:МГУ, 1992. 2. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1979. 3. Выготский Л.С. Диагностика развития и педагогическая клиника // Собр. соч., т. 5. – С. 299-321. 4. Практикум по возрастной и педагогической психологии / Под ред. А.И. Щербакова. – М.: Просвещение, 1987. – С. 55-64. 5. Практикум по общей и экспериментальной психологии / Под ред. А.А. Крылова. – Л.: ЛГУ, 1987. 6. Практикум по общей психологии / Под ред. А.И. Щербакова. – М.: Просвещение, 1990. 7. Практикум по психологии / Под ред. А.Н. Леонтьева, Ю.В. Гиппенрейтер. – М.: МГУ,1972. 8. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова. – Л.: ЛГУ, 1990. 9. Практические занятия по психологии / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1972. 10. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.; Просвещение, 1991. – С. 30-44. 11. Рогов Е.И. Настольная книга практического школьного психолога в образовании. – М.: Владос, 1995. 12. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – М.: Просвещение, 1991. 13. Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. – М.: Просвещение, 1988.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|