Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Https://youtu.be/kUxRobX-op0




Ответ:

Первое мнение, целая группа ученых считает, что путнику вообще не разрешается держать уразу в пути, но он обязан разговляться и это мнение некоторых захиритов, как Давуд аз-Захири, а также ибн Хазм. И этот мазхаб передается от Абу Хурайра, а также от ибн Аббаса, от Ибрахима ан-Нахаи и от аз-Зухри. Что касается асаров Абу Хурайры и ибн Аббаса, то асар Абу Хурайры приводится у ибн Хазма в его книге «Аль-Мухалля», но в иснаде этого сообщения Мухаррар ибн аби Хурайра, т.е. сына Абу Хурейра, которого зовут Мухарра, то его положение не известно. А что касается асара от ибн Аббаса, то его приводят от ибн Аби Шейба с достоверным иснадом. О том, что ибн Аббас сказал «разговляться в пути является обязательным», значит, это мнение достоверное, установлено от одного сподвижника от ибн Аббаса. Что касается Абу Хурайра, то это мнение от него достоверно не установлено пришло со слабым иснадом.

В довод за это свое мнение приверженцы этого мнения привели следующие.

Первый довод – это хадис Пророка, сала Ллаху алейхи ва салям, «Тот, который держит уразу в месяц Рамадан, находясь в пути подобен тому, кто разговляется находясь дома». Находясь дома разговляться нельзя, т.е. и то, и это является запретным. Этот хадис передает ан-Насаи, а также ибн Маджа со слов АбдуРрахмана ибн Ауфа. Далее у нас придет разбор этого хадиса, достоверен он или нет и т.д.

 

Второй довод, слова Всевышнего Аллаха: «Пусть такой человек продержит уразу в другие дни», т.е. приверженцы этого мнения поняли этот аят таким образом «А тот из вас, который находится в пути, пусть продержит уразу в другие дни». Поняли это, как приказ необходимый к выполнению.

Правильное понимание этого аята, что если хочет человек в пути разговеться и если разговеться, то пусть продержит эти дни в другие дни, т.е. вне месяца Рамадан.

 

Третий довод, слова пророка, сала Ллаху алейхи ва салям «Не является благочестием держать уразу в пути» Этот хадис приводят имам Муслим, а также имам аль-Бухари со слов Джабира ибн АбдиЛляха.

 

Четвертый довод, слова пророка, салаЛлаху алейхи ва салям, относительно тех, которые держали уразу: «Эти являются грешниками». В хадисе главы Пророк, салаЛлаху алейхи ва салям, разговелся после асра, выпив прилюдно воду из чаши, несмотря на это, некоторые люди сказали, что продолжают держать уразу и пророк, сала Ллаху алейхи ва салям, сказал про них: «Эти являются грешниками». Отсюда, приверженцы этого мнения поняли, что держать уразу в пути является грехом.

 

 

Второе мнение, в этом вопросе, которого придерживались большинство ученых, среди которых четыре имама (Абу Ханифа, Малик, Шафии и Ахмад). Они придерживались мнения о том, что человек не обязан разговляться в пути, но лишь разрешено ему это делать, если человек хочет держать уразу в пути, то это ему разрешено.

И в довод они привели множество хадисов. Из этих хадисов, хадис Анаса ибн Малика, а также Джабира ибн АбдиЛляха, а также абу Саида Аль Худри, все они приходят в достоверном сборнике. И смысл примерно одинаковый у всех этих хадисов.

Сообщается, что Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, сказал: «Мы часто находились в пути вместе с пророком, да благословит его Аллах и да приветствует, и постившийся не порицал не соблюдавшего пост, а не соблюдавший пост – постившегося» [аль-Бухари, 1947; Муслим, 1118].

Отсюда берется, что держать уразу в пути можно и разговение не является обязательным.

 

Также приводили в довод хадис Хамзы ибн ‘Амра аль-Аслами который у нас в книге под №654.

Передают, что Хамза ибн ‘Амр аль-Аслами, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал о том, как однажды он спросил: «О Посланник Аллаха! Я чувствую себя достаточно сильным для того, чтобы продолжать поститься во время путешествия. Будет ли это грехом с моей стороны?» Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Это – позволение, данное Аллахом, и кто пользуется этим позволением, тот поступает хорошо, а кто желает поститься, тот не совершает греха». Этот хадис передал Муслим. Он же вместе с аль-Бухари также передал суть этого события со слов ‘Аиши, да будет доволен ею всевышний Аллах.

А если бы держать уразу в пути было бы запрещено и человек уразу держал, то нельзя было бы сказать про него, что нет на нем греха, этот человек считался бы человеком грешным, который нарушил приказ посланника, сала Ллаху алейхи ва салям.

 

А что касается доводов приверженцев первого мнения, то приверженцы второго мнения ответили на них следующим образом.

Что касается хадиса АбдуРрахмана ибн Ауфа, «тот, который будет держать уразу в месяц Рамадан в пути, подобен тому, кто будет разговляться в месяц Рамадан, находясь дома», то более правильное мнение относительно этого хадиса, то, что этот хадис это не слова пророка, сала Ллаху алейхи ва салям, но слова АбдуРрахмана ибн Ауфа. И это мнение выбрал Абу Зур’а как это приводится в книге «Аль-‘Иляль» ибн аби Хатима. А также Ад Даракутни в книге «Аль-‘Иляль» и на это указал ан-Насаи. Сказал Байхаки в своей книге «аль Кубра» и этот хадис передается от пророка, сала Ллаху алейхи ва салям, но иснад этого сообщения является слабым.

 

Говорит Шейх Мухаммад ибн Хизам: «И необходимо отметить, что даже как слова

АбдуРрахмана ибн Ауфа этот хадис не является достоверно установленным, потому что этот хадис передает от него его сын Абу Саляма и имамы болезни хадисов этой общины заявили о том, что его сын Абу Саляма ничего не слышал от отца АбдуРрахмана ибн Ауфа из хадисов». Значит, первый хадис является недостоверным ни слов АбдуРрахмана ибн Ауфа, ни со слов пророка, сала Ллаху алейхи ва салям,

 

Второй довод, которые привели приверженцы первого мнения слова Всевышнего Аллах: «Если кто-то из вас болен или находится в пути, то пусть продержит уразу в другие дни». Сказали, что смысл этого аята на самом деле, что кто из вас болен или в пути и захотел разговеться и при этом разговелся, то он обязан возместить эти дни в другие дни, вне месяца Рамадан. Т.е. а тот который разговляться не хочет, может держать уразу, соответственно, этот его день действителен, и ничего возмещать не должен. И мы привели такое понимание этого аята для того, что бы собрать между всеми доводами, т.е. в других доводах приходит то, что сподвижники держали уразу в пути, и никто их за это не порицал. Также хадис Хамза ибн Амру аль-Аслями, относительно которого пророк, сала Ллаху алейхи ва салям сказал «Если будешь держать уразу в пути, то нет тебе за это греха».

Что касается третьего их довода, а это, это слова, которые пришли в хадисе «Не является благочестием держать уразу в пути», то ответ на это хадис, в том, что это касается конкретной ситуации, на которой он должен быть ограничен. А это сообщается что Джабир бин ‘АбдуЛлах, да будет доволен Аллах им и его отцом, сказал: «(Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который находился в пути, увидел толпу людей, (собравшихся вокруг одного) человека и закрывавших его от солнца, и спросил: “Что происходит?” (Люди) ответили: “Он постится”, и тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Пост во время путешествия не от благочестия”» [аль-Бухари, 1946; Муслим, 1115].

 

Поэтому этот хадис необходимо понимать именно в том смысле, что запрещено держать уразу тому, кому держать ее в пути тяжело, т.е. пророк, сала Ллаху алейхи ва салям, сказал: «Не является благочестием держать уразу в пути», т.е. это постановление не является обобщенным и не касается всех людей, но касается только того, кому держать уразу в пути тяжело. И в довод, что эти слова пророк, сала Ллаху алейхи ва салям, произнес, когда увидел человека, который находится без сознании и люди накрыли его каким-то материалом для того чтобы уберечь от солнца. Он сказал, что с ним происходит, они сказали: он потерял сознание из-за уразы. И тогда пророк, салаЛлаху алейхи ва салям, именно относительно этой ситуации сказал: «Не является благочестием держать уразу в пути». Или если держание уразы человека приводит к тому, что он не способен выполнять другие свои шариатские обязанность, тогда в этом случае ему держать уразу в пути запрещено.

Сказал Ибн Дакик аль-Ид а те, которые запрещают держать уразу в пути, говорят, это слово этого хадиса является общим что, то не является благочестием держать уразу в пути. И они сказали, что этот хадис необходимо воспринимать в общем виде, а не сокращать его на какой-то конкретной причине. Ответил на это Ибн Дакик аль-Ид и сказал: «Но здесь необходимо обратить внимание, что есть разница между этим шариатским правилом о том, что обращается внимание на общее слово, а не на частную причину и между той ситуацией, когда хадис пришел не просто относительно какой-то причины, но постановление относительно от этой причины зависит, т.е. это разные вещи, потому что между двумя этими общностями есть явная разница, а тот, который объединит эти два правила, тот ошибется. Т.е. если приходит у нас какое-то общее слово в аяте и этот аят был ниспослан относительно какой-то причины, это не означает, что постановление этого аята сокращается относительно только какой-то причины, или относительно какой-то личности. Но другой вопрос, когда постановление было вынесено, из-за этой причины это говорит о том, что если причины нет, соответственно нет постановления. Этот хадис был ниспослан, в общем, по какой-то причине, или был сказан, в общим по какой-то причине. Из-за того что, пророк, сала Ллаху алейхи ва салям, увидел этого человека, который потерял сознание из-за уразы и поэтому, по этой причине высказал это слово, что не является благочестием держать уразу в пути. Соответственно отсюда берется, что данное постановление зависит от этой причины, если причина есть, то постановление есть, если причины нет, то постановления нет.

Т.е. если человеку держать уразу в пути тяжело, тогда это является причиной для запрета уразы ему, а если этой причины нет и человеку в пути уразу держать не является тяжелым, тогда соответственно и постановление не является действующим.

Сказал имам ас-Санани, а что касается хадиса: «Не является благочестием держать уразу в пути», то эти слова пророк, сала Ллаху алейхи ва салям, произнес относительно человека, которому было тяжело держать уразу. Поэтому этот довод можно приводить только относительно такой категории людей.

 

Что касается слов пророка, сала Ллаху алейхи ва салям, «эти являются грешниками», т.е. четвертый довод приверженцев первой стороны, то на него, можно ответить двумя ответами. Первый ответ, что также эти слова были сказаны пророком, сала Ллаху алейхи ва салям, относительно людей, которым тяжело было держать уразу.

Джабир ибн 'Абдуллах, да будет доволен Аллах им и его отцом, передал, что в год победы посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отправился в Мекку в Рамадане и постился, пока не достиг Кура' аль-Гамим, и люди постились вместе с ним. Тогда кто-то сообщил ему о том, что людям тяжело соблюдать пост. После этого он велел принести кубок воды, поднял его, чтобы люди посмотрели на него, и выпил воду. После этого ему сказали: «Некоторые люди продолжают поститься», и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Эти люди — ослушники, эти люди — ослушники!» [Муслим, 1114].

 

Значит, в хадисе приходит указание на то, что людям было держать уразу тяжело.

Поэтому этот хадис тоже необходимо понимать, как запрет держать уразу в пути только тем, которым держать эту уразу тяжело.

 

Второе понимание этого хадиса (которое более правильное), то, что пророк, салаЛлаху алейхи ва салям, приказал этим людям разговеться, т.е. обязательным образом, как об этом пришло указание у имама Муслима (№607 в мухстасаре):

Передают, что Каза'а сказал: [Однажды] я пришёл к Абу Са'иду аль-Худри, у которого собралось много людей. Когда эти люди покинули его, я сказал: «Поистине, я не стану спрашивать тебя о том, о чём тебя спрашивали эти [люди]», [после чего] задал ему вопрос о соблюдении поста в пути. [В ответ мне Абу Са'ид] сказал: «[Однажды] мы вместе с посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) отправились в Мекку, соблюдая пост. [Через некоторое время] мы остановились [на отдых] в каком-то месте, и посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "[Теперь] вы близки к врагу, и отказ от поста [сделает] вас сильнее" [Получив его] разрешение, [некоторые] из нас [продолжали] поститься, [другие] же прервали пост. Потом мы остановились [на отдых] в другом месте, и [посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)] сказал: "Поистине, утром вы [встретите] врага, и отказ от поста [сделает] вас сильнее, так прекращайте же поститься!" [Поскольку пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил это] решительно, [все] мы прервали пост, а после этого [снова] постились, находясь в пути вместе с посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)»

 

Т.е. в этом хадисе приходит о том, что пророк, сала Ллаху алейхи ва салям, приказал этим людям разговеться по причине того, что завтра они встретят врага и должны быть сильными и готовыми к встречи врага, а если будут держать уразу, то будут в состоянии слабости. Поэтому, когда пророк, сала Ллаху алейхи ва салям, узнал, что некоторые из людей, не разговелись, сказал: «Эти люди грешники» ослушались приказа. Поэтому отсюда берется, что этот хадис не является доводом в нашем вопросе.

 

Что касается слов ибн Аббаса, что разговение в пути является обязательным, то эти его слова также необходимо понимать, как постановление относительно тех людей, которым уразу держать тяжело. Потому что от него же приходит у Бухари и Муслима то, что он же сказал, что пророк, сала Ллаху алейхи ва салям, иногда держал уразу в пути, а иногда разговлялся, поэтому, кто хочет разговеться, пусть разговляется, а кто хочет держать уразу, пусть ее держит.

Как собрать между этими двумя различными словами? Ответ: То, что, когда ибн Аббас запретил держать уразу в пути он имел ввиду определенную категорию людей, тем которым уразу держать в пути тяжело, а ни всех людей в общем. Поэтому слово большинства ученых в этом вопросе является правильным, а Аллах знает лучше.

 

Итог: правильное мнение является то, что уразу держать в пути можно, и разрешено, если человек этого желает, и если это не приносит ему сложности, и не наносит вреда его здоровью.

______________________________________________________________

Источник: Комментарии на сборник хадисов Ибн Хаджара Аскалани "Булуг Аль Марам" Название: «Фатх уль-'Аллям фи дирасат ахадис булуг иль-марам хадисиян уа фикхиян ма'а зикри ба'диль масаиль аль-мульхака».

(Помощь от Знающего в изучении хадисов "Булуг уль-Марам" с точки зрения хадисоведения и фикха, а также упоминание некоторых дополнительных вопросов).

Автор комментария:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...