Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Наука и образование первой половины 19 века




ВОПРОС

ОБРАЗОВАНИЕ

В царствование Александра I значительно увеличилось число высших учебных заведений. Были открыты Дерптский, Виленский, Казанский, Харьковский, Петербургский университеты. Развивалось высшее специальное образование. Инженерные кадры готовились в Институте путей сообщения и Горном институте в Петербурге, Московском высшем техническом училище. Возникли лицеи −− средние гуманитарные учебные заведения, самыми известными из которых являлись Демидовский и Царскосельский.

Гимназии по указу 1803 г. предполагалось открыть в каждом губернском городе. Однако к 1824 г. на территории России действовало только 24 гимназии. Дворянские дети воспитывались в частных пансионах или домашними учителями. Бежавшие из Франции в эпоху революции или оставшиеся в России после Отечественной войны гувернеры воспитали целое поколение русских дворян. Системы начального народного образования в России не было.

В 1804 г. были опубликованы «Устав университетов Российской им­перии» и «Устав учебных заведений, подведомственных университе­там». В соответствии с ними вводилась новая система народного образо­вания и управления учебными заведениями.

В основу системы были положены три принципа:

- бесплатность
- бессословность (кроме крепостных крестьян),
- преемственность учебных заведений.

Система народного образования, подчиненная министерству, включа­ла в себя:

1) Приходские училища - 1 год обучения;
2) Уездные училища - 2 года:
3) Гимназии в губерниях - 4 года;
4) Университеты – 5-7 лет.

При Николае I начались гонения на университеты, запрет философии, усиление сословности образования и цензурного контроля. В рамках реализации консервативной политики его правительства сложилась замкнутая сословная система просвещения и образования: приходские школы −− для государственных крестьян, уездные училища −−для купеческих детей и прочих городских обывателей, кадетские училища −− для подготовки офицеров, гимназии −− для детей дворянства и чиновничества. Открылись новые специальные высшие учебные заведения: Медико-хирургическая академия, Императорское училище правоведения, Технологический и Константиновский межевой институты, Архитектурное училище, Лазаревский институт восточных языков, Киевский университет.

Однако в целом развитие образования не отвечало потребностям экономического развития. Оно носило сословный характер, доступ в высшие и средние учебные заведения для представителей непривилегированных сословий был затруднен. С началом промышленного переворота ощущался острый недостаток квалифицированных кадров. Неслучайным стало привлечение иностранных специалистов к работе на российских фабриках и заводах.

Согласно указу, принятому в 1803 г., страна была разделена на 6 учебных округов, в каждом из которых намечалось основать университет. Но в 1804 г. был открыт лишь Казанский университет. В 1819 г. начал действовать Петербургский. При Николае I не было открыто ни одного университета. В самом большом университете, Московском, в 1811 г. училось всего 215 студентов, в 1831 г. их было 814. Николай I запретил принимать в университеты детей крепостных крестьян. Уровень знаний, близкий к университетскому, давали лицеи - Царскосельский под Петербургом и Демидовский в Ярославле. Лицеи в основном сохраняли сословно-дворянский характер.

В 1815 г. известная армянская семья Лазаревых основала в Москве Институт восточных языков и содержала его на свои средства в течение ста лет. Лазаревский институт многое сделал для знакомства России с культурой Востока, для подготовки русских дипломатов, направляемых в восточные страны.

К началу XIX в. в России было только одно высшее учебное заведение технического профиля - Горный институт в Петербурге. При Александре I был открыт Лесной институт. Николай I покровительствовал инженерно-техническому и военному образованию При нем были открыты Петербургский технологический институт и Московское техническое училище, а также Академия Генерального штаба, Инженерная академия и Артиллерийская академия.

Средние учебные заведения (гимназии) по указу 1803 г. предполагалось открыть в каждом губернском городе. Это было сделано далеко не сразу. В 1824 г. на территории России действовало только 24 гимназии. На всю Сибирь была только одна гимназия (в Тобольске). Через 30 лет число гимназий было доведено до 43. В Сибири стали действовать три гимназии (в Тобольске, Томске и Иркутске). Многие дворянские дети воспитывались в частных пансионах или домашними учителями. Гувернеры, обычно французы или немцы, не отличались большой образованностью. После окончания Отечественной войны пленные французские офицеры вернулись домой, а солдаты "Великой армии" пошли в гувернеры и воспитали целое поколение русских дворян.

В первой половине XIX в. продолжалось развитие системы женского образования, основы которой были заложены при Екатерине II. Новые институты для дворянских дочерей были открыты в Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде, Казани, Астрахани, Саратове, Иркутске и других городах. Перед этими институтами ставилась цель воспитывать "добрых жен, попечительных матерей, примерных наставниц для детей, хозяек".

Сильно отставало развитие начального народного образования. Церковь, некоторые помещики, отдельные ведомства (например, Министерство государственных имуществ) открывали кое-где школы для детей из народа. Но общей системы начального образования не было. Значительная часть городского населения была грамотной (хотя неграмотные встречались даже среди купечества). Среди крестьян грамотность составляла около 5%.

Тем не менее в числе русских ученых были и выходцы из простого народа. В основном же в науку шли юноши из дворянских семей, из духовенства, купцов, а также из потомственной интеллигенции.

НАУКА

Русская наука в первой половине XIX в. достигла значительных успехов во многих областях знаний. В 1826 г. выдающийся русский математик Н. И. Лобачевский, ректор Казанского университета, создал «неевклидову геометрию», признанную в науке лишь несколько десятилетий спустя.

В 1839 г. была построена Пулковская астрономическая обсерватория под Петербургом. Ее директор В. Я. Струве обнаружил концентрацию звезд в главной плоскости Млечного Пути.

Важнейшие открытия сделаны русскими учеными в электротехнике, механике, медицине, химии, физике. Б. С. Якоби открыл метод гальванопластики, создал первый в мире электроход, испытанный на Неве в 1839 г. Е. и М. Черепановы построили в 1834 г. первый паровоз, который подвозил руду по железной дороге длиной около 3 км на заводе Демидова.

П. Л. Шиллинг открыл в 1816 г. первую российскую литографию, в 1832 г. установил первый электромагнитный телеграф в Петербурге. Н. И. Пирогов, основоположник русской военно-полевой хирургии, создал атлас топографической анатомии, А. М. Филомафитский проводил экспериментальные работы в области переливания крови. Н. Н. Зинин, профессор Казанского университета, осуществил синтез анилина −− органического красителя для текстильной промышленности.

В. В. Петров, профессор Медико-хирургической академии, исследовал электрическую дугу и электрический разряд в разреженном газе и показал возможность их использования для освещения и плавки металлов. Русский металлург П. П. Аносов раскрыл тайну древнего булата. Труды Аносова легли в основу науки о качественных сталях.

Мировое значение имели географические открытия русских ученых. В 1803–1806 гг. было предпринято первое русское кругосветное плавание на приобретенных в Великобритании небольших кораблях «Надежда» и «Нева» под командованием И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского. Одним из руководителей экспедиции являлся Н. П. Резанов, дипломат, предприниматель. Исследователи изучили острова Тихого океана, Китай, Японию, Сахалин и Камчатку, составили подробные карты наблюдаемых мест. Лисянский собрал богатый материал о народах Океании и Северной Америки.

В 1819 г. в ходе кругосветного путешествия на шлюпах «Восток» и «Мирный», мало приспособленных к полярным условиям, экспедиция М. П. Лазарева и Ф. Ф. Беллинсгаузена открыла Антарктиду.

В 1811 г. русские моряки во главе с капитаном В. М. Головниным обследовали Курильские острова. Головнин, оказавшийся в японском плену, составил записки о трехлетнем пребывании в этой стране, которые познакомили русское общество с жизнью японцев. Ученик Головнина Ф. П. Литке исследовал в 1820-х гг. Северный Ледовитый океан, берега Камчатки, Южной Америки. Он основал Русское географическое общество, которое сыграло большую роль в развитии географической науки.

Крупные географические открытия на русском Дальнем Востоке связаны с именем Г. И. Невельского. Он совершил плавание вокруг мыса Горн на Камчатку, а в 1849–1855 гг. возглавил Амурскую экспедицию. Он открыл устье Амура и доказал, что Сахалин −−остров.

Изображение Сахалина до экспедиции Г. И. Невельского (слева) и после исследований (справа)

Развитие русской истории в первой половине XIX в. связано с именами Н. М. Карамзина, Т. Н. Грановского, С. М. Соловьева. В 1804 г. по инициативе А. Л. Шлецера при Московском университете было основано Общество истории и древностей российских для изучения и публикации летописей и древних актов.

Проблемы русского языка обсуждались в основанном в 1811 г. при Московском университете Обществе любителей российской словесности. Оно занялось разработкой правил и норм русского литературного и разговорного языка, соотношения в нем иностранных слов, неологизмов и архаизмов. Проблема обрела актуальность, так как аристократия говорила преимущественно на французском языке, а простые русские люди хранили традиции церковнославянского языка. Н. М. Карамзин предлагал «писать, как говорят, и говорить, как пишут». Литератор А. С. Шишков представлял в Обществе противоположную точку зрения: он считал нужным ориентироваться на книжно-славянский язык. Среди опубликованных трудов общества были «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля, «Песни, собранные П. В. Киреевским».

В становление современного русского языка большой вклад внес А. С. Пушкин. Большую роль в этом сыграли также «Практическая русская грамматика» Н. И. Греча и первый «Словарь Российской академии».

Укреплению связи между литературой и книготорговлей способствовала деятельность русского издателя А. Ф. Смирдина, основавшего серию «Библиотека для чтения». Он снизил стоимость книг и сделал их широко доступными для покупателей.

В 1814 г. появилась первая библиотека для широкой публики −− Императорская публичная библиотека, основу которой составило польское книжное собрание. Библиотека быстро превратилась в центр культурной жизни столицы. В 1831 г. в Петербурге начал работу Румянцевский музей, названный по имени собирателя первоначальной коллекции канцлера Н. П. Румянцева.

Таким образом, общей тенденцией этого периода являлась растущая демократизация культуры.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...