Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ литературных источников




Теоретический анализ научной и методической литературы использовался на всех этапах исследования. В основе исследования были выявлены особенности формирования движений детей дошкольного возраста, основы обучения лыжной подготовке.

Анкетирование специалистов

В опросе принимали участие 25 руководителей физического воспитания по организации лыжной подготовки с детьми дошкольного возраста. В основе определения результатов были разработаны анкеты (приложение 1).

 

2.2 Организация исследования

 

Исследование проводилось с февраля 2010 года по апрель 2010 года. Оно предусматривало осуществление следующих этапов:

этап (февраль 2010 года) - анализ научно-методической литературы по проблеме исследования;

этап (март 2010 года) - опрос руководителей физического воспитания по организации лыжной подготовке в дошкольном учреждении.

этап (апрель 2010 года) - обобщение полученных данных и литературное оформление исследования.


2.3 Результаты исследования

 

В исследовании принимали участие 25 руководителей физического воспитания разной квалификации и возраста. Результаты анкетирования показали, что организацией физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении занимаются 93,3 % опрошенных - руководители физической культуры, 6,7 % опрошенных инструктора физической культуры, воспитателей принимающих участие в опросе не оказалось (рис. 1).

 

Рис. 1. Процентное соотношение специалистов организующих физическое воспитание в ДОУ

 

Нас так же интересовал вопрос, какой стаж работы у специалистов организующих физическое воспитание в ДОУ. 20 % опрошенных имеют стаж работы до 5 лет, 40 % опрошенных - от 5 до 10 лет, 40 % опрошенных имеют стаж работы более 10 лет (рис.2).

 


Рис. 2. Процентное соотношение стажа педагогической работы специалистов по физической культуре

 

Нас следующий вопрос: «Ваше образование?» ответы распределились следующим образом. 46,9 % опрошенных имеют высшее педагогическое образование; 20,1 % опрошенных имеют среднее профессиональное; 20,1 % имеют среднее педагогическое и только 13,4 % опрошенных имеют высшее профессиональное образование (рис.3).

 

Рис 3. Образование специалистов организующих физическое воспитание в ДОУ

 

На вопрос: «Осуществляете ли Вы лыжную подготовку?». Ответы были следующими, лыжную подготовку в дошкольном образовательном учреждении проводят лишь 33,5 % опрошенных, остальные 66,5 % опрошенных лыжную подготовку не проводят (рис.4).

 

Рис 4. Процентное соотношение специалистов, организующих и не организующих лыжную подготовку в ДОУ

 

В связи с этим нас интересовал вопрос: «Укажите проблемы, при которых нет возможности организовать занятия лыжную подготовку в ДОУ».

Мы получили следующие ответы:

% опрашиваемых ответили - отсутствие инвентаря;

% опрашиваемых ответили - остуствие места для хранения инвентаря;

,8 % опрашиваемых ответили - отсутсвие условий (нет площадки, наличие кустов и деревьев). (рис 5).

дошкольник лыжный подготовка


Рис 5. Проблемы, с которыми сталкиваются педагоги при организации лыжной подготовки в ДОУ

 

Таким образом, организацией физического воспитания занимаются как руководители физического воспитания, так и инструктора по физической культуре (93,3% и 6,7% соответственно), воспитателей принимающих участие в опросе не оказалось. Стаж работы у большинства опрошенных свыше 5 лет, однако, анализ анкет указывает, что лыжную подготовку осуществляют специалисты, имеющие стаж работы которых более 10 лет, специалисты у которых стаж работы менее 5 лет лыжную подготовку не проводят. Таким образом, лыжную подготовку осуществляют более опытные специалисты по физическому воспитанию. В связи с этим уместно заметить, что на организацию лыжной подготовки влияет профессиональное образование специалистов, так у большинства оно высшее специальное (46,9%), т.е можно отметить наличие высокого профессионального уровня в организации лыжной подготовки. Однако 66,5% опрошенных не проводят лыжную подготовку в ДОУ и только 33,5% опрошенных ее проводят. В связи с этим возникает потребность разработки методических рекомендаций по организации лыжной подготовки в ДОУ.

 


Глава 3 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКИ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

 

Исследования различных авторов: А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаевой, Т.И. Осокиной, Е.Н. Вавиловой, В.Г. Фролова, Г.П. Юрко В.В. Фарбея, И.М. Бутина, Л.П.Матвеева, а так же результаты исследования позволили разработать наиболее оптимальные в современных условиях рекомендации по организации и проведении лыжной подготовки в условия дошкольного учреждения.

Первое направление работы - это привлечение родителей к взаимодействию. Для этого необходим тесный и доверительный контакт. При взаимодействии с родителями необходимо осуществлять все формы работы:

1. Родительские собрания так в начале года при ознакомлении с планом физкультурно-оздоровительной работы нужно рассказать родителям об основных задачах обучения ходьбе на лыжах, показать на примере, как готовить лыжи к зимнему периоду, объяснить, как важна для успешного обучения удобная, не стесняющая движений одежда. Напомнить о том, что в шкафу у ребенка должна лежать запасная майка или футболка, чтобы он мог переодеть нижнее белье, если вспотеет. Попросить научить ребенка находить свои лыжи по наклейке или по номеру и самостоятельно надевать и снимать их.

2. Беседы о пользе занятий по обучению ходьбе на лыжах (развитие выносливости, закаливание, положительное влияние на осанку, развитие и укрепление мышечной, дыхательной, сердечно-сосудистой систем и т.д.).

.   Совместные досуги с родителями - прогулка на лыжах.

.   Консультации - при раздаче родителям лыж для подготовки к зимнему периоду (подгонка креплений по ноге ребенка, просмолка или смазка, наличие именной картинки) можно записывать номер выданных лыж, чтобы они не потерялись.

.   Почтовый ящик - внесение предложений родителями и родителям о приобретении несколько пар лыж на подгруппу детей или можно попросить подарить имеющиеся дома или у знакомых старые лыжи, из которых выросли дети, или приносить лыжи на неделю в сад, а на выходные забирать домой. Увидев, что занятия по лыжной подготовке действительно проводятся, родители охотнее станут помогать в их оснащении, чтобы ребенок имел свои лыжи, не ждал очереди.

.   Совместные походы, которые организуются 2 раза в год

Второе направление работы - взаимодействие с воспитателями групп осуществляющих лыжную подготовку на прогулке. Взаимодействие с педагогами включает в себя все формы работы.

· Консультации по организации самостоятельной двигательной деятельности детей, объяснения правил подборки лыжного инвентаря, и выбора одежды для занятия на улице в зимнее время года;

·   Составление конспектов для каждого воспитателя разных возрастных групп по каждому занятию, предварительно изучив литературу по лыжной подготовке детей в дошкольных учреждениях с учетом возраста и группы детей с соблюдением этапов работы: вначале изучают скользящий шаг без палок. Занятия воспитателями проводятся по 25-35 мин в зависимости от возраста, со всей группой перед уходом с утренней прогулки. Детей следует приучать скользить на согнутых ногах и стараться дольше сохранять равновесие на одной ноге. Подводящие упражнения к обучению скользящему шагу: имитация скольжения, стоя на месте, имитация переноса тяжести тела с ноги на ногу, передвижение на лыжах без палок по хорошо укатанной лыжне. Палки можно давать детям при появлении уверенности на лыжне, хорошей координации работы рук и ног. Использовать как прием поощрения «лучших лыжников», повышая мотивацию для других. Для закрепления навыка скользящего шага на лыжах рекомендуется проводить различные игры («Шире шаг», «Кто быстрее?», «Лесная карусель», «Встречная эстафета»).

Для обучения подъемам и спускам хорошо иметь невысокий пологий склон. Так можно на своей площадке засыпать песком собранные в кучу, опавшие листья - получилась небольшая горка, с которой зимой катались на лыжах. Можно использовать склоны, находящиеся в ближайшем окружении (в скверах, парках и т.п.). Если воспитатель не умеет сам кататься на лыжах, он вполне может проводить такие занятия, не надевая лыж. Дети хорошо понимают имитационный показ основной стойки лыжника, разноименной работы рук и ног, объяснение основных ошибок. К тому же воспитатель имеет возможность подойти к каждому ребенку во время движения и что-нибудь подсказать, похвалить или поправить.

Третье направление - собственная деятельность специалиста при отсутствии лыж в учреждении. На физкультурных занятиях проводятся следующие имитационные упражнения:

· упражнения в равновесии (различные повороты, ходьба по гимнастической скамейке, приставные шаги вперед и в сторону, перешагивание через предметы, кружение и др.)

· упражнения для укрепления стопы (ходьба на носках, с перекатом, на внешней стороне стопы, прыжки с продвижением на одной ноге, «велосипед», собирание предметов пальцами ног и др.)

· упражнения для развития координации движений рук и ног (выставление на носок левой ноги и вынос вперед правой руки и наоборот, пружинка с маховыми движениями рук вперед-назад попеременно, шаг с выпадом вперед с выносом разноименной руки, скользящий шаг, координируя работу рук и ног и др.)

· упражнения для развития чувства ритма (подскоки с ноги на ногу по кругу с движением рук вперед-назад, прыжки на месте с убыстрением и замедлением темпа по сигналу и др.)

В этот же период нужно познакомить детей с лыжами («носок», «пятка» лыж), лыжными креплениями, палками, стойками для хранения лыж. Дети узнают правила переноски лыж.

ВЫВОДЫ

 

. В результате исследований по организации лыжной подготовки детей дошкольного возраста в ДОУ был выявлен ряд проблем:

· отсутствие места для занятий лыжной подготовкой;

·   отсутствие инвентаря в дошкольных образовательных учреждениях;

·   отсутствие мест для хранения инвентаря.

2. В результате анализа литературных источников были выявлены следующие особенности формирования движений детей дошкольного возраста: короткие шаги; неравномерность последовательных шагов; положение тела ребенка характеризуется малым наклоном вперед; в скольжении выражена двухопорность; передача тяжести тела с одной ноги на другую происходит с трудом. При передвижении ребенок еще широко расставляет руки и ноги. При этом он долго не может найти правильного положения туловища, чаще всего стоит прямо, сохраняя привычное равновесие. Недостаточный сгиб ноги в коленях не дает необходимой силы для отталкивания. Скольжение едва намечается; это даже не скольжение, а своего рода подтаскивание ноги с лыжей до уровня опорной ноги.

3. Занятиям по лыжной подготовке предшествует длительная подготовительная работа: изучение литературных источников, написание плана-конспекта занятия, подготовка места для занятий и т.д. С целью облегчения работы специалистам по физическому воспитанию, нами был разработан ряд методических рекомендаций по организации лыжной подготовки, включающий в себя три направления работы: с родителями, с воспитателями и собственная деятельность специалиста по физическому воспитанию.

Таким образом, проведение занятий по лыжной подготовке в дошкольном образовательном учреждении в современных условиях вполне возможно и необходимо.


Список литературы

 

1. Андерсон В. А. Физическое воспитание детей дошкольного возраста / В.А. Андерсон, Л.А. Викс, Л.С. Жбанова - М.: просвещение, 1991. - 63 с

. Антонова О.Н. Лыжная подготовка: Методика преподавания: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений/ О.Н.Антонова, В.С.Кузнецов. - М.: Академия, 1999. - 208 с.

. Бутин И.М. Лыжный спорт/ Н.М. Бутин, В.А. Воробьев. - М.: просвещение, 2000. - 198с.

..Голощекина М.П. Лыжи в детском саду: Пособие для воспитателя дет. сада / Голощекина М.П. - М.: Просвещение, 1977. - 96 с.

. Грядкина Т. С. Теории и технологии физического воспитания дошкольника/ Т.С. Грядкина, Н.А. Нюткина - СПб.: изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. - 65 с.

. Дронов В. Я. Физическая культура. Лыжная подготовка детей школьного возраста: методическое пособие/ В. Я. Дронов- М.: Энас, 2005.- 84 с.

. Кальюсто Ю.-Х.А. Основы техники лыжных ходов / Ю.-Х.А. Кальюсто. - Тарту: РИО ТГУ, 1990.

.. Лях В.И. Комплексная программа по физическому воспитанию/ В.И Лях, А.А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2003. - 126 с.

..Лыжный спорт в профессии учителя физической культуры/ А. А. Крестовников [и др.]. - СПб.: изд- во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000.

. Макарова З. С. Оздоровление и реабилитация часто болеющих детей в дошкольных учреждениях/ З.С. Макарова, Л.Г. Голубева. - М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. - 270 с.

. Матвеев Э. М. Лыжный спорт. Учебник для средних учебных заведений/ Э.М. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 1975. - 271 с.

. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): Учебник для ин-тов физ. культуры. - М.: Физическая культура и спорт, 1991. 543с.

. Осокина Т.И. Лыжи и коньки - детям / Осокина Т.И. - М.: Просвещение, 1966. - 108 с.

. Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду/ Т.И. Осокина. - М.: просвещение, 1973. - 287 с.

. Осокина Т. И. Физические упражнения и подвижные игры для дошкольников/ Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева. - М.: просвещение, 1971. - 159 с.

. Пашко М. В. Формирование методических навыков у студентов факультета физической культуры на учебных занятиях по дисциплине «Лыжный спорт»: учеб. Пособие / М. В. Пашко, Г. Н. Блахин - СПб: изд- во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. - 58 с.

. Полтавцева Н. В. Физическая культура в дошкольном детстве/ Н.В. Полтавцева. - М.: Просвещение, 2004. - 272 с.

. Раменская Т. И. Лыжный спорт: учеб. пособие для самост. работы студентов вузов физ. культ. / Т. И. Раменская, А. Г. Баталов. - М.: Физическая культура, 2005.

. Раменская Т. И. Лыжный век России / Т. И. Раменская. - М.: Советский спорт, 1998

. Русакова Е. В. Одежда дошкольника/ Е.В. Русакова, Е.А. Лебедева. - М.: просвещение, 1973. - 141 с.

. Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. - М.: изд- во Астрель, 2003. - 119 с.

. Фарбей В. В. Лыжный спорт / В. В. Фарбей, Г. В. Скорохватова. - СПб.: Издательство РГПУ им, А.И. Герцена, 2007. - 623 с.

. Фролов В. Г. Физкультурные занятия на улице с детьми дошкольного возраста/ В.Г. Фролов, Г.П. Юрко - М.: просвещение, 1983. - 191 с.


Приложение 1

 

Уважаемый преподаватель!

Просим вас ответить на поставленные в анкете вопросы по теме:

«Организация лыжной подготовки детей старшего дошкольного возраста в дошкольном учреждении».

 

. Укажите должность:

А) Инструктор

Б) Воспитатель

В) Руководитель физической культуры

 

. Вид учреждения:

А) Общеобразовательный

Б) Оздоровительный

В) Компенсирующий

Г) Комбинированный

Д) Центр развития ребенка

 

. Стаж работы:

А) До 5 лет

Б) От 5 до 10 лет

В) Более 10 лет

 

. Ваше образование:

А) Среднее

Б) Среднее профессиональное

В) Высшее профессиональное

Г) Среднее педагогическое

Д) Высшее педагогическое

. Организуете ли вы лыжную подготовку:

А) Да, с лет

Б) Нет

 

. Есть ли лыжи в саду:

А) Да

Б) Нет

В) Лыжи приносят родители

 

. Проблемы при организации:

А) Инвентарь

Б) Место хранения инвентаря

В) Условия для проведения лыжной подготовки

Г) Отказ родителей

 

. Лыжная подготовка проводится:

А) Ваше желание

Б) Требование заведующей

В) Инициатива родителей

 


Приложение 2

 

ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЗАНЯТИЙ ПО ЛЫЖАМ

 

.   ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ.

    К занятиям по лыжам допускаются дети дошкольного возраста и учащиеся с 1-го класса, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

    При проведении занятий по лыжам соблюдать правила поведения, расписание учебных занятий, установленные режимы занятий и отдыха.

    При проведении занятий по лыжам возможно воздействие на обучающихся следующих опасных факторов:        

    - обморожения при проведении занятий при ветре более 1,5-2,0 м/с и при температуре воздуха ниже - 200С;        

    - травмы при ненадежном креплении лыж к обуви;

    - потертости ног при неправильной подгонке лыжных ботинок;       

    - травмы при падении во время спуска с горы или при прыжках с лыжного трамплина.

    При проведении занятий по лыжам должна быть медаптечка с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств для оказания первой помощи при травмах.

    При несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить учителю (преподавателю, воспитателю), который сообщает об этом администрации учреждения. При неисправности лыжного инвентаря прекратить занятия и сообщить об этом учителю (преподавателю, воспитателю).

    В процессе занятий обучающиеся должны соблюдать установленный порядок проведения учебных занятий и правила личной гигиены.

    Обучающиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности и со всеми обучающимися проводится внеплановый инструктаж по охране труда.

.   ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ ЗАНЯТИЙ.

    Надеть легкую, теплую, не стесняющую движений одежду, шерстяные носки и перчатки или варежки. При температуре воздуха ниже - 100С надеть плавки.

    Проверить исправность лыжного инвентаря и подогнать крепление лыж к обуви. Лыжные ботинки должны быть подобраны по размеру ноги.

    Проверить подготовленность лыжни или трассы, отсутствие в месте проведения занятий опасностей, которые могут привести к травме.

.   ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ ЗАНЯТИЙ.

    Соблюдать интервал при движении на лыжах по дистанции 3-4 м, при спусках с горы - не менее 30 м.

    При спуске с горы не выставлять вперед лыжные палки.

    После спуска с горы не останавливаться у подножия горы во избежание столкновений с другими лыжниками.

    Следить друг за другом и немедленно сообщить учителю (преподавателю, воспитателю) о первых же признаках обморожения.

    Во избежание потертостей ног не ходить на лыжах в тесной или слишком свободной обуви.

.   ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ.

    При поломке или порче лыжного снаряжения и невозможности починить его в пути, сообщить об этом учителю (преподавателю, воспитателю) и с его разрешения двигаться к месту расположения учреждения.

    При первых признаках обморожения, а также при плохом самочувствии, сообщить об этом учителю (преподавателю, воспитателю).

    При получении травмы немедленно оказать первую помощь пострадавшему, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение и сообщить об этом администрации учреждения.

.   ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ ЗАНЯТИЙ.

    Проверить по списку наличие всех обучающихся.

    Убрать в отведенное место для хранения спортивный инвентарь.

    Принять душ или тщательно вымыть лицо и руки с мылом

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...