Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 5 влияние произведений искусства




В произведениях искусства, независимо от вложенного в них мастерства и

передаваемых ими идей, существует некое чувство; оно как бы в них и за ними.

Когда я был в Берлине, я видел скульптуры вокруг дворца Кайзера; это были

произведения искусства, вызывающие мысли об ужасе, терроре, разрушении. Как

только я увидел это, я сказал: "Неудивительно, что все случилось так, как

случилось, поскольку эти статуи были созданы заранее". На произведение

искусства может быть приятно смотреть, в нем может быть заключено большое

мастерство, и все же ум художника действует через него, и эффект,

производимый картиной, не в том, что она внушает внешне, но в том, о чем она

говорит вслух голосом своего сердца. В каждой картине, в каждой статуе, в

каждой художественной конструкции можно это увидеть; в них есть скрытый

голос, постоянно говорящий о цели, с которой это произведение искусства было

создано.

 

Иногда художник не осознает своего творения. Он следует своему

воображению; он может действовать против собственного творения; он, может

быть, вызывает действие, которого он бы не хотел для себя или для того

человека, которому это произведение предназначается. Однажды я побывал в

одном храме. Я не мог назвать этот храм красивым; но он был замечательным,

уникальным в своем роде. Как только мой взгляд упал на его цветовое

построение и на стоящие в виде рельефов изображения, я был удивлен и

подумал, как такой храм мог просуществовать столь долгое время; он должен

был быть разрушен давным-давно. И вскоре после этого я узнал, что этот храм

и был разрушен. Идея заключается в том, что зодчий этого храма был столь

поглощен своим проектом, что забыл о гармонии духа, с которой следовало бы

создавать план; и поэтому все кончилось неудачно.

 

Однажды подруга позвала меня взглянуть на картины, созданные ее мужем.

Как только я увидел их, мне открылась вся история этого человека: как его

душа шла по жизни, мучения, через которые она прошла; все это было выражено

в картинах. А каково было состояние обладателя этих картин? Ничего, кроме

печали и депрессии.

 

Лучше бы художник боялся создавать работы, которые могут вызвать

что-либо нежелательное, потому что тогда бы он был более аккуратен; а если

бы он пытался узнать эффект, который они вызывают, то научился бы различать.

Очень легко наслаждаться красочной идеей, но человек должен понимать, что

важна не только идея, но также и ее результат: разрушительный он или

созидательный? Например, на пароходах, особенно в Ла-Манше, как только вы

заходите в каюту, - первое, что вы видите, это изображение тонущего

человека, надевающего спасательный жилет. Это первое, что оказывает на вас

впечатление, как первое знамение. Конечно, это инструкция; но эта инструкция

психологически выполнена неверно. Если нужны какие то инструкции, было бы

лучше распространять открытки с изображениями после того, как корабль

отойдет от берега, после того, как люди привыкнут к нему. Это более, чем не

yмудро -- надо бы подобрать другое слово для этого -- помещать в школьной

комнате или в часовне сцены смерти; особенно, связанные со святыми и

учителями, которые, будучи бессмертными, никогда не умирали.

 

То же самое и с поэзией. У индусов существует психология поэзии,

которой обучают поэта прежде, чем ему будет позволено писать стихи. Потому

что это не только выражение ритма или игры ума и мысли; но писать поэзию

означает конструировать что-то: создавать или разрушать. Иногда поэзия

оказывает влияние на благосостояние или упадок великих, во славу которых она

была создана. С ней связана наука. Человек может возвышенно говорить о

личности другого в стихах, но конструкция слов или мысль, стоящая за ними,

могут быть вредоносными. Они вредят не только тому человеку, для которого

были написаны; но иногда, если этот человек силен, обрушиваются и на поэта,

таким образом разрушая его навсегда.

 

Могут спросить: "Тогда разве драма и трагедия не приносят вреда?" Есть

много вещей, ранящих нас, приносящих вред, но есть множество вещей, которые

в то же время очень интересны. Кроме того, существуют умы, которые трагедией

привлекаются сильнее, чем другими вещами. Это естественно, потому что иногда

есть рана, и эта рана болит какое-то время, но это ощущение может быть

полезным. Его можно назвать болью; но в то же время это полезная боль, --

боль от раны, которая потревожена. Несомненно, слишком много трагедии

нежелательно для человека, но артистичная натура, тот, кто любит поэзию,

находит что-то в трагедии. Не читать Шекспира -- это значит лишать себя

великой радости; поэзия Шекспира всеобъемлюща. Но когда люди пишут стихи,

связанные с конкретной личностью, -- королем или каким-либо повелителем --

тогда они имеют прямое действие. Однако и пьеса может производить сильный

эффект.

 

Вышесказанное соответствует психологической точке зрения; это не

значит, что это точка зрения Суфия. Суфии очень любят поэзию, но их страсть

к ней иногда заходит очень далеко в выражении чувств стремления, желания,

разбитого сердца, разочарования. Согласно психологии, это неправильно.

 

И также с музыкой. Для музыканта может быть очень интересно создавать

некую магическую музыку, рисующую наводнение или разрушение города и всех,

живших в этом городе; на какое-то время это может казаться ему развлечением,

эксцентричным воображением; но такая музыка имеет свое влияние.

 

Самым интересным является то, как посредством искусства, поэзии, музыки

или движений, совершаемых в танце, создается мысль или чувство, эффект от

которых является результатом всего действа; искусство, можно сказать, это

покров. Любому плану требуется покров, чтобы выразить жизнь этого плана.

Музыка -- это мир; поэзия -- это мир; искусство -- это мир. Человек, живущий

в мире искусства -- это тот, кто чувствует и знает этот мир, кто любит его;

человек, который живет в мире музыки, видит музыку, он ценит музыку. Для

того, чтобы обладать видением музыки, человек должен жить в ней и наблюдать

этот мир более пристально. Другими словами, недостаточно, чтобы человек был

музыкальным и чтобы он занял свое сердце и душу музыкой; но он также должен

развить интуицию, чтобы видеть с большей проницательностью.

 

Как прекрасно замечать, что искусство во всех своих аспектах является

чем-то живым, говорящим о добре и зле. Это не только то, какой смысл человек

видит во фресках в старых итальянских домах или какое искусство создано в

скульптуре древних времен; но эти же произведения искусства как бы говорят

нам об истории прошлого; они рассказывают нам о художнике, создавшем их,

степени его эволюции, его мотивах, его душе и о духе того времени. Это учит

нас, что наша мысль и чувство несознательно воспроизводятся во всем, что мы

используем: в месте, в камне, в дереве, в кресле, во всех вещах, которые мы

готовим; но в искусстве художник совершенствует музыку своей души, своего

ума. Для него это не автоматический процесс, а разумное творческое действие,

которое приводит к другому эффекту. Это показывает, что для нас недостаточно

просто учиться искусству или заниматься им; но для того, чтобы довести его

до совершенства, сделать его полным, мы должны понимать психологию

искусства, посредством которого человек достигает цели своей жизни.

Глава 6 ЖИЗНЬ МЫСЛИ

Бог есть всеведущий, всемогущий, всепроникающий и единственно Сущий.

Это наводит нас на мысль, что Абсолют является живым Существом; что нет

такой вещи как смерть; что нет такой вещи как конец; что каждая вещь, каждое

существо, каждая частица обладает некоей продолжительностью, потому что

продолжается жизнь.

 

Конец, или смерть, есть всего лишь изменение; следовательно, каждой

мысли, однажды пришедшей на ум, каждому чувству, когда-нибудь

промелькнувшему в сердце, каждому слову, однажды сказанному, и о котором,

может быть, больше никогда не думали, каждому деянию, однажды совершенному и

забытому, дается жизнь; и оно продолжает жить. Это подобно путнику,

держащему в ладонях семена и роняющему их на землю. Когда растения вырастают

на этом месте, он уже не видит их; он просто роняет семена, и они остаются

там. Земля принимает их, вода лелеет, а солнце и воздух помогают им расти.

 

Жизнь -- это убежище; и всему в нем -- мысли или слову, деянию или

чувству, однажды родившимся, -- оказывается забота, и они растут и

становятся плодоносящими. Человеку зачастую трудно понять, что это так. Он

думает, что однажды сказанное им исчезает или сделанное заканчивается; что

чувство прошло и его больше нет. Но это только изменение, -- изменение,

которое нам трудно осознать. Мы видим что-то; а потом это больше не

находится перед нами, и мы думаем, что это ушло, но оно все еще там. Оно

остается и продолжает идти своим курсом; потому что оно живет, и все здесь

является жизнью. А жизнь живет; и так как все есть жизнь, то не существует

смерти.

 

Несомненно, что рождение и смерть, начало и конец - суть имена

различных аспектов этой механической деятельности всей вселенной. Именно

некий вид автоматической деятельности дает нам идею того, что что-то

начинается и что-то заканчивается. Когда вы звоните в колокол, само действие

занимает только мгновение, но резонанс продолжается. Он продолжается для

нашего знания лишь до тех пор, пока он слышим; а затем он идет дальше и

больше не слышим для нас; но где-то он существует, он продолжается.

 

Когда брошенная в море галька заставляет воду двигаться, человек редко

задумывается, до какой степени эта вибрация воздействует на море. Все, что

он может видеть, это небольшие волны и круги, которые галька создает перед

ним. Он видит только их. Но вибрация, которую она произвела в море,

простирается гораздо дальше, чем человек может вообразить. То, что мы

называем пространством -- это гораздо более тонкий мир. Если мы называем его

морем, то это море тончайшей жидкости. Если мы называем его землей, то это

земля неизмеримо более плодородная, чем та, которую мы знаем. Она принимает

все и взращивает это; она лелеет это и позволяет ему расти. Это то, чего не

видят глаза человека и не слышат его уши.

 

Разве знание этого не заставляет нас быть ответственными за каждое

совершенное нами движение, за каждую подуманную нами мысль, за каждое

чувство, пришедшее к нам на ум или в сердце? Ни один момент нашей жизни не

проходит зря, если мы только знаем, как использовать наше действие, как

направить нашу мысль, как выразить ее в словах, как продолжить ее нашим

движением, как почувствовать ее, так, чтобы она могла создать свою

собственную атмосферу. Какая ответственность! Ответственность, возложенная

на каждого человека, больше, чем ответственность короля. Кажется, будто

каждый человек имеет свое собственное королевство, за которое он

ответственен; королевство, которое никоим образом не меньше, чем любое

известное нам, но несравнимо больше, чем все королевства земли. Это учит нас

быть предусмотрительными и добросовестными и чувствовать ответственность за

каждое наше движение. Но не всегда человек чувствует это; не осознавая себя,

он не осознает секрет жизни. Он движется подобно идущему через город

пьянице. Он не знает, что он делает, во благо себе или во вред.

 

Как может мысль жить? Каким образом она живет? Есть ли у нее для жизни

тело, ум, дыхание? Да. Первая вещь, которую мы должны знать -- это то, что

дыхание, приходящее прямо из источника, ищет тело, поместившись в которое

оно могло бы функционировать. Мысль подобна телу, она приходит из источника

как луч того духа, который может быть сравнен с солнцем.

 

Это делает мысль сущностью; она живет подобно существу. Именно эти

существа в суфийских терминах называются муваккали, что означает

"элементаль". Они живые; у них есть определенная задача, к выполнению

которой они стремятся. Человек рождает их; и за ними стоит цель, их

направляющая. Представьте, как это ужасно, если под влиянием момента человек

выражает свой гнев, свою страсть, свою ненависть; потому что слово,

выраженное в такой момент, также продолжает жить и следовать своей цели. Это

подобно созданию армии врагов вокруг себя. Одни мысли обладают более долгой

жизнью, чем другие; это зависит от того, какая жизнь была дана им. Если тело

более сильное, то оно живет дольше. Сила тела мысли зависит от энергии ума.

 

Однажды кто-то спросил меня, на что похожи элементали. Элементали

выглядят точно также, как ваши мысли. Если у вас мысли о человеческих

существах, то элементали имеют человеческую форму; если вы думаете о птицах,

то элементали имеют форму птиц; если вы думаете о животных, то элементали

имеют форму животных; потому что элементали созданы из вашей мысли.

 

Элементали создаются человеком. Когда дует ветер и злится буря, вызывая

всяческое разрушение, человек смотрит на это как на механическое действие

природы. Но это не только механическое действие, оно направляется чувствами

человека, интенсивными чувствами людей. Эти чувства превращаются в огромных

существ -- существ, которые приказывают. Они, подобно батарее, усиливают

ветра и бури, наводнения и извержения вулканов. Но также и другие мысли, --

мысли, призываемые для благословения, такого как, например, дождь, должны

нести милость Бога другим. На Востоке дождь называют божественной милостью.

Солнечный свет в ясном небе и все другие благодати природы, такие как

веселящий чистый воздух, весна, хороший урожай, плоды, цветы и овощи, все

эти благословения, которые приходят к нам от земли или с небес, тоже

управляются стоящими за ними силами. Подобно тому как механическое действие

природы поднимает испарения в небо, и там они собираются вместе в облака и

вызывают дождь, также мысли и чувства, слова и действия совершают

механическую работу; и эта работа управляет деятельностью вселенной. Это

показывает нам, что существует не только механическая работа природы, но

также и механическая работа человеческого интеллекта, управляющая

деятельностью природы.

 

Это приводит к идее о том, что ответственность человека гораздо больше,

чем ответственность любого другого существа в мире. В Коране говорится, что

Бог сказал: "Мы предлагали наше доверие небесам, и земле, и горам, а они не

посмели принять его; но человек принял наше доверие". Это доверие есть наша

ответственность, -- ответственность не только перед теми, кто вокруг нас,

кого мы встречаем в повседневной жизни, или перед работой, в которой мы

принимаем участие, или перед интересами, которые есть у нас в жизни, но за

все творение; за то, что мы вкладываем в это творение и является ли это

чем-то полезным в деле создания лучших и более гармоничных условий в этой

сфере, в мире, на земле. Если мы поступаем так, тогда мы знаем, что такое

наша ответственность; если мы не сознаем этого, значит, мы еще не узнали

цель нашего бытия здесь.

 

В детстве ребенок не знает ничего. Он разрушает ценные и красивые вещи

из любопытства или фантазии. Но когда ребенок вырастает, он начинает

чувствовать свою ответственность, и это является признаком зрелости. И

именно с этого момента человек начинает свою жизнь; именно с этого момента

душа рождается вновь. Ибо пока душа не родится снова, она не войдет в

царство Божие. Царство Бога здесь. И покуда человек не сознает свою

ответственность, он не знает царство Божие. Именно то, что он начинает

осознавать свою ответственность, пробуждает его для царства Божьего, в

котором рождается душа.

 

Более того, в подтверждение этой идеи в санскрите существует

используемое бого сознающими людьми слово; и это слово -- Брахман --

"Создатель". Как только душа осознает эту идею, тогда она узнает, что каждый

момент ее жизни является созидательным как внутренне, так и внешне. А если

она ответственна за творение, то она ответственна и за каждый момент своей

жизни. В жизни ничто не проходит впустую. Какими бы безнадежными или

несчастными ни были условия, для души жизнь никогда не потеряна, не

потрачена впустую; потому что существует созидательная сила, действующая во

всех ее движениях; в каждой мысли, в каждом чувстве душа всегда создает

что-то.

 

В санскрите есть еще одно слово -- "двиджа" -- "душа, рожденная

дважды". В тот момент, когда человек постиг все это, его душа рождается

заново; его осознание жизни меняется, планы его бытия и его действия

становятся другими.

 

Теперь пройдем еще немного дальше. Существуют души, которые, как иногда

кажется, ничего не делают; и человек может подумать: "Их считают духовными

людьми. Но что они делают?" Наше представление о действии -- это суетиться,

толкаться и быть все время занятым. Сколь угодно неважное, но что-то должно

быть сделано; так мы думаем. Но если человек развит, то внешне кажется, что

он ничего не делает, но он делает, только внутренне, ион может совершить

гораздо большую работу, чем можно заметить внешне.

 

Существует история о мадзубе. Мадзуб -- это такой человек, которого в

мире считают блаженным, юродивым; многие думают о нем, как о не очень

уравновешенном человеке. На Востоке некоторые знают о таких существах и

уважают их. Несколько столетий назад в Кашмире жил мадзуб; и ему был дан

магараджей надел земли, где он мог жить, и ему было разрешено бродить по

дворцу и садам, когда бы он ни захотел. Ему разрешалось везде ходить по

садам магараджи. А в одном саду была миниатюрная игрушечная пушка; и иногда

мадзубу приходила на ум фантазия поиграть с ней. Он обычно брал это орудие и

поворачивал его, на юг или на север, или куда угодно; а потом он снова

крутил ее и совершал всякие телодвижения. Казалось, будто он сражается, а

после этой битвы у него был вид победителя и он был доволен. И всякий раз,

когда он вел себя так, магараджа Ранджит Сингх обычно отдавал приказы своей

армии готовиться к войне; и всегда была удача. Война длилась многие, многие

годы, она шла медленно и ничего не происходило, но каждый раз, когда мадзуб

играл с пушкой, достигались определенные результаты.

 

В Хайдарабаде был мадзуб, который имел привычку всех оскорблять,

называя людей такими именами, что они уходили от него прочь. Но все же один

человек посмел пойти туда, несмотря на все оскорбления. Мадзуб сказал: "Чего

ты хочешь?" Он ответил: "Мое дело должно рассматриваться в суде через шесть

дней, а у меня нет денег, нет средств. Что мне делать?" Мадзуб сказал:

"Расскажи мне об этом деле; но говори правду". И человек рассказал ему все,

а мадзуб выслушал это и написал на земле: "Кажется, в этом деле ничего нет,

оно должно быть прекращено"; и он сказал: "Иди, все сделано". Человек пошел

в суд. Адвокаты и представители противоположной стороны были там; а на его

стороне никого не было, потому что он был бедным человеком. Судья выслушал

дело из уст обеих сторон, а потом произнес точно те же слова, которые мадзуб

написал на земле.

 

Что это значит? Это объясняет сказанные Христом слова: "Войдите в

Царствие Божие": что каждая душа несет в себе царство Бога. Осознать эту

тайну жизни -- значит открыть свои глаза для царства Бога; и тогда что бы

человек ни делал, все облекается смыслом, влиянием; и это никогда не

теряется. Не имеет значения, видимо ли это глазами, материализовано или нет

- оно одухотворено. Ничто не уходит, ничто не теряется тогда. Если действие

не проявилось на одном плане, значит, оно было совершено на другом. Но все

равно оно отражается на всех планах, потому что всегда существует

взаимодействие, связь между планами. Все, совершаемое человеком, если оно не

материализовано на физическом плане, отражается на этом плане с другого

плана, проявляясь таким способом. Если человек думает: "Я не материализовал

это", то это значит, что время и обстоятельства не позволили этому

материализоваться сейчас. Но если однажды была выпущена мысль, она

непременно будет материализована.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...