Методические рекомендации по становлению профессионализма артиста балета в последипломный период
⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7
На основе анализа подходов к организации педагогической деятельности по подготовке артистов балета в г. Красноярске были сформулированы следующие методические рекомендации: . Подготовка артиста балета должна вестись системно и включать в себя три связанных этапа: этап начальной подготовки в балетной школе, этап базовой подготовки в хореографическом училище, этап профессионализации в старших классах училища и в театре. Возможно совмещение данных этапов. Характерным примером здесь выступает нетиповое высшее учебное заведение - «Академия русского балета им. А.Я. Вагановой», которому удается вести подготовку с самого раннего возраста в течение 5-8 лет по различным специальностям. 2. Необходимо налаживать тесные контакты между хореографическими училищами и театрами. Это взаимодействие должно включать в себя отчетные постановки студентов училища, участие лучших студентов в постановках театра, преподавание некоторых дисциплин сотрудниками театра. 3. Необходимо активно использовать рейтинговую систему оценки успешности учащихся. С помощью этой системы, а также через посещения сотрудниками театра занятий в училище можно отбирать для постановок наиболее талантливых ребят. . В стенах училища необходимо развивать возможности для здоровой конкуренции среди учащихся, разрабатывать конкурсные программы с поощрением, заниматься контролем и оценкой успешности учебной деятельности. Все это позволит по окончанию училища наименее болезненно встроиться в график работы театра. . В театре должны быть созданы возможности для постоянного повышения мастерства молодыми исполнителями. Это подразумевает приглашение квалифицированных репетиторов, участие в стажировках, активную педагогическую деятельность со стороны балетмейстера, опытных исполнителей. хореографический образование профессиональный балет
. В процессе обучения в училище у будущего артиста балета необходимо сформировать стремление и способность к самообучению. Важно подчеркнуть необходимость постоянного самосовершенствования, показать пути саморазвития. Выводы
Современное российское профессиональное образование характеризуется переходом на двухуровневое обучение (система «бакалавриат-магитратура»), внедрением модульного принципа обучения, кредитно-рейтинговой системы оценки. Также наблюдаются тенденции к практикоориентированности образования, которые проявляются, как в активном внедрении практики, как инструмента обучения, так и в стремлении получить на выходе реальный, социально полезный и применимый в практике результат. Подобные веяния касаются и хореографического образования. Хореографические училища переходят к подготовке бакалавров. Этот процесс сопровождается пересмотром содержания образования, временных рамок обучения. Предъявляются новые требования к оценке качества получаемого на выходе результата. Компетентностный подход является главенствующим в современной образовательной практике. Будущие артисты балета должны обладать социально-личностными, общекультурными, общенаучными, инструментальными и профессиональными компетенциями. Процесс подготовки артистов балета в Красноярске является комплексным. Он включает в себя подготовительное и начальное обучение, базовую подготовку в хореографическом училище, профессиональную подготовку на старших курсах училища и в самом театре. В процессе становления профессионализма принимают активное участие не только педагоги училища, но и художественные руководители театра.
Профессионализм артиста балета формируется при следующих условиях: § при наличных внешних и физических данных, соответствующих профессиональной деятельности; § при условии начала обучения в раннем возрасте (не позднее 10 лет); § при условии наличия комплексного образования в хореографическом училище; § при наличии стремления к обучению и постоянному самосовершенствованию; § при наличии грамотного и высококвалифицированного педагогического сопровождения на всем пути становления профессионализма; § при наличии налаженных связей между учебным заведении и театром, возможности постоянной практики. Заключение
В первой главе нам удалось определить существенные признаки балета как искусства и как сферы профессиональной деятельности. Шаталов О.В. под балетом понимает вид театрального искусства, где основными выразительными средствами служит так называемый «классический» (исторически сложившийся, подчиненный строгому кодексу правил) танец и пантомима, сопровождаемые музыкой, а также сценическое произведение, принадлежащее этому виду искусства Профессия артиста балета разностороння и многогранна. Она требует достаточно длительной и качественной подготовки в процессе обучения, постоянного самосовершенствования по окончании обучения. Труд артиста балета - это каждодневные физические тренировки, это высокий уровень нравственного и эстетического воспитания, интеллекта, самосознания. Профессия артиста балета требует развития личностных качеств человека, постоянной активности познавательных функций, творческих способностей. Во второй главе нами были определены основные тенденции в современном хореографическом образовании, специфика педагогической деятельности по подготовке артиста балета. Современное российское профессиональное образование характеризуется переходом на двухуровневое обучение (система «бакалавриат-магитратура»), внедрением модульного принципа обучения, кредитно-рейтинговой системы оценки. Также наблюдаются тенденции к практикоориентированности образования, которые проявляются, как в активном внедрении практики, как инструмента обучения, так и в стремлении получить на выходе реальный, социально полезный и применимый в практике результат.
Подобные веяния касаются и хореографического образования. Хореографические училища переходят к подготовке бакалавров. Этот процесс сопровождается пересмотром содержания образования, временных рамок обучения. Предъявляются новые требования к оценке качества получаемого на выходе результата. Компетентностный подход является главенствующим в современной образовательной практике. Будущие артисты балета должны обладать социально-личностными, общекультурными, общенаучными, инструментальными и профессиональными компетенциями. Процесс подготовки артистов балета в Красноярске является комплексным. Он включает в себя подготовительное и начальное обучение, базовую подготовку в хореографическом училище, профессиональную подготовку на старших курсах училища и в самом театре. В процессе становления профессионализма принимают активное участие не только педагоги училища, но и художественные руководители театра. Профессионализм артиста балета формируется при следующих условиях: § при наличных внешних и физических данных, соответствующих профессиональной деятельности; § при условии начала обучения в раннем возрасте (не позднее 10 лет); § при условии наличия комплексного образования в хореографическом училище; § при наличии стремления к обучению и постоянному самосовершенствованию; § при наличии грамотного и высококвалифицированного педагогического сопровождения на всем пути становления профессионализма; § при наличии налаженных связей между учебным заведении и театром, возможности постоянной практики. На основе анализа подходов к организации педагогической деятельности по подготовке артистов балета в г. Красноярске были сформулированы следующие методические рекомендации: . Подготовка артиста балета должна вестись системно и включать в себя три связанных этапа: этап начальной подготовки в балетной школе, этап базовой подготовки в хореографическом училище, этап профессионализации в старших классах училища и в театре. Возможно совмещение данных этапов. Характерным примером здесь выступает нетиповое высшее учебное заведение - «Академия русского балета им. А.Я. Вагановой», которому удается вести подготовку с самого раннего возраста в течение 5-8 лет по различным специальностям.
2. Необходимо налаживать тесные контакты между хореографическими училищами и театрами. Это взаимодействие должно включать в себя отчетные постановки студентов училища, участие лучших студентов в постановках театра, преподавание некоторых дисциплин сотрудниками театра. 3. Необходимо активно использовать рейтинговую систему оценки успешности учащихся. С помощью этой системы, а также через посещения сотрудниками театра занятий в училище можно отбирать для постановок наиболее талантливых ребят. . В стенах училища необходимо развивать возможности для здоровой конкуренции среди учащихся, разрабатывать конкурсные программы с поощрением, заниматься контролем и оценкой успешности учебной деятельности. Все это позволит по окончанию училища наименее болезненно встроиться в график работы театра. . В театре должны быть созданы возможности для постоянного повышения мастерства молодыми исполнителями. Это подразумевает приглашение квалифицированных репетиторов, участие в стажировках, активную педагогическую деятельность со стороны балетмейстера, опытных исполнителей. . В процессе обучения в училище у будущего артиста балета необходимо сформировать стремление и способность к самообучению. Важно подчеркнуть необходимость постоянного самосовершенствования, показать пути саморазвития. Таким образом, поставленные в начале исследования задачи можно считать выполненными, а сформулированную гипотезу доказанной. Список литературы
1. Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (в редакции, действующей в 2010 г.). 2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная постановлением Правительства РФ от 17.11.08 №1662-р // СЗ РФ. № 35. Ст. 2190. . Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования: Методические рекомендации для руководителей и актива учебно-методических объединений вузов / Науч. ред. д-ра техн. наук, профессора Н. А. Селезневой. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2008. . Федеральный закон Российской Федерации от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в редакции, действующей в 2010 г.).
. Абасов, З.А. Традиционное и инновационное в современном российском образовании // Философия образования. - М., 2005. - №9. - С.101-114. . Бахрушин, Ю.А. История русского балета. - М.: Советская Россия, 1965. - 227 с. . Болотов, В.А. Новые стандарты и новое время / В.А. Болотов // Лидеры образования, 2004. - № 3. - С. 22-24. . Ванслов, В.В. В мире балета. - М., 2010. - 296 с. . Габович, М.М. Душой исполненный полет (об искусстве балета). - М.: Молодая гвардия, 1966. - 173 с. . Голуб, Г.Б., Коган, Е.Я., Прудникова, В.А. Парадигма актуального образования / Г.Б. Голуб, Е.Я. Коган, В.А. Прудникова // Вопросы образования. - М., 2007. - №5. - С. 20-31. . Дебердеева, Т. Х. Новые ценности образования в условиях информационного общества / Т. Х. Дебердеева // Инновации в образовании. - М., 2005. - № 3. - С. 5-7. . Демидов, Е.А., Мухаметзянова, Л.Ю. Педагогическое общение в логике театральной теории действия / Е.А. Демидов, Л.Ю. Мухаметзянова // Вестник академии русского балета имени А.Я. Вагановой. - СПб., 2008. - №2. - С. 198-213. . Дудинская, Н.М. На педагогическом поприще / Н.М. Дудинская // Вестник академии русского балета имени А.Я. Вагановой. - СПб., 1995. - №3. - С. 23-30. . Иванов, Д.А. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании / Д.А. Иванов // Завуч. - М., 2008. - №1. - С. 4-29. . Иванова, Т.В. Стандарты и мониторинг в образовании / Т.В. Иванова // Лидеры образования, 2004. - №1. - С. 16-20. . Илларионов, Б.И. Балетное образование в России / История художественного образования в России. - СПб: Композитор, 2007. - С. 122-161. . Карпухин, К. Балет как стиль жизни / К. Карпухин // Стольник, 2009. - №6. - С. 52-53. . Кларин, М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. - Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995 - 176 с. . Коновалова, Е. Балет все больше превращается в спорт / Е. Коновалова // Вечерний Красноярск. - Красноярск, 2010. - № 22.- С. 24-25. . Лопухов, Ф.В. Хореографические откровенности. - М.: Искусство, 1972. - 215 с. . Макарова, В.Г. Некоторые аспекты педагогики балета / В.Г. Макарова // Вестник академии русского балета имени А.Я. Вагановой. - СПб., 2009. - №2. - С. 105-114. . Маркова, А.К. Психология профессионализма. - М., 1996. - 308 с . Меньшикова, Е.А. Специфика работы «детского» хореографа / Е.А. Меньшикова // Вестник академии русского балета имени А.Я. Вагановой. - СПб., 2007. - №2. - С. 91-99. . Практическая психология образования: Учеб пособие для вузов; Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Просвещение. 2003. - 480с. . Психология процессов художественного творчества. - Л.: Наука, 1980. - 285 с. . Рождественская, Н.В. Быть или казаться: Истоки современного театра и психотехника актера: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во СПбГАТИ, 2009. - 96 с. . Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1989. . Севастьянов, А.И. Общая и театральная психология: Учебное пособие для студентов вузов. - СПб.: КАРО, 2007. - 256 с. . Сластенин, В.А., Чижакова, Г.И. Введение в педагогическую аксиологию: учеб. пособие. - М.: Академия, 2003. - 192 с. . Тарасов, Н.И. Классический танец. Школа мужского иполнительства. - СПб.: Изд-во «Лань», 2005. - 496 с. . Театр: балет и опера / под ред. О.В. Шаталова. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 2008. - 173 с. . Фомкин, А.В. Проект актуального набора компетенций бакалавров для ФГОС ВПО третьего поколения направления подготовки 070300 «Хореографическое искусство» / А.В. Фомкин // Вестник академии русского балета имени А.Я. Вагановой. - СПб., 2008. - №1. - С. 28-51. . Хуторской, А. В. Проектирование нового содержания образования / А. В. Хуторской // Школьные технологии. - М., 2006. - № 2. - С. 74-88. . Ялалов, Ф.Н. Деятельностно-компетентностный подход к практико-ориентированному образованию / Ф.Н. Ялалов // Высшее образование в России. - М., 2008. - №1. - С. 89-93.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|