Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические рекомендации по становлению профессионализма артиста балета в последипломный период




 

На основе анализа подходов к организации педагогической деятельности по подготовке артистов балета в г. Красноярске были сформулированы следующие методические рекомендации:

. Подготовка артиста балета должна вестись системно и включать в себя три связанных этапа: этап начальной подготовки в балетной школе, этап базовой подготовки в хореографическом училище, этап профессионализации в старших классах училища и в театре. Возможно совмещение данных этапов. Характерным примером здесь выступает нетиповое высшее учебное заведение - «Академия русского балета им. А.Я. Вагановой», которому удается вести подготовку с самого раннего возраста в течение 5-8 лет по различным специальностям.

2. Необходимо налаживать тесные контакты между хореографическими училищами и театрами. Это взаимодействие должно включать в себя отчетные постановки студентов училища, участие лучших студентов в постановках театра, преподавание некоторых дисциплин сотрудниками театра.

3. Необходимо активно использовать рейтинговую систему оценки успешности учащихся. С помощью этой системы, а также через посещения сотрудниками театра занятий в училище можно отбирать для постановок наиболее талантливых ребят.

. В стенах училища необходимо развивать возможности для здоровой конкуренции среди учащихся, разрабатывать конкурсные программы с поощрением, заниматься контролем и оценкой успешности учебной деятельности. Все это позволит по окончанию училища наименее болезненно встроиться в график работы театра.

. В театре должны быть созданы возможности для постоянного повышения мастерства молодыми исполнителями. Это подразумевает приглашение квалифицированных репетиторов, участие в стажировках, активную педагогическую деятельность со стороны балетмейстера, опытных исполнителей. хореографический образование профессиональный балет

. В процессе обучения в училище у будущего артиста балета необходимо сформировать стремление и способность к самообучению. Важно подчеркнуть необходимость постоянного самосовершенствования, показать пути саморазвития.


Выводы

 

Современное российское профессиональное образование характеризуется переходом на двухуровневое обучение (система «бакалавриат-магитратура»), внедрением модульного принципа обучения, кредитно-рейтинговой системы оценки. Также наблюдаются тенденции к практикоориентированности образования, которые проявляются, как в активном внедрении практики, как инструмента обучения, так и в стремлении получить на выходе реальный, социально полезный и применимый в практике результат.

Подобные веяния касаются и хореографического образования. Хореографические училища переходят к подготовке бакалавров. Этот процесс сопровождается пересмотром содержания образования, временных рамок обучения. Предъявляются новые требования к оценке качества получаемого на выходе результата. Компетентностный подход является главенствующим в современной образовательной практике. Будущие артисты балета должны обладать социально-личностными, общекультурными, общенаучными, инструментальными и профессиональными компетенциями.

Процесс подготовки артистов балета в Красноярске является комплексным. Он включает в себя подготовительное и начальное обучение, базовую подготовку в хореографическом училище, профессиональную подготовку на старших курсах училища и в самом театре. В процессе становления профессионализма принимают активное участие не только педагоги училища, но и художественные руководители театра.

Профессионализм артиста балета формируется при следующих условиях:

§ при наличных внешних и физических данных, соответствующих профессиональной деятельности;

§ при условии начала обучения в раннем возрасте (не позднее 10 лет);

§ при условии наличия комплексного образования в хореографическом училище;

§ при наличии стремления к обучению и постоянному самосовершенствованию;

§ при наличии грамотного и высококвалифицированного педагогического сопровождения на всем пути становления профессионализма;

§ при наличии налаженных связей между учебным заведении и театром, возможности постоянной практики.


Заключение

 

В первой главе нам удалось определить существенные признаки балета как искусства и как сферы профессиональной деятельности. Шаталов О.В. под балетом понимает вид театрального искусства, где основными выразительными средствами служит так называемый «классический» (исторически сложившийся, подчиненный строгому кодексу правил) танец и пантомима, сопровождаемые музыкой, а также сценическое произведение, принадлежащее этому виду искусства

Профессия артиста балета разностороння и многогранна. Она требует достаточно длительной и качественной подготовки в процессе обучения, постоянного самосовершенствования по окончании обучения. Труд артиста балета - это каждодневные физические тренировки, это высокий уровень нравственного и эстетического воспитания, интеллекта, самосознания. Профессия артиста балета требует развития личностных качеств человека, постоянной активности познавательных функций, творческих способностей.

Во второй главе нами были определены основные тенденции в современном хореографическом образовании, специфика педагогической деятельности по подготовке артиста балета.

Современное российское профессиональное образование характеризуется переходом на двухуровневое обучение (система «бакалавриат-магитратура»), внедрением модульного принципа обучения, кредитно-рейтинговой системы оценки. Также наблюдаются тенденции к практикоориентированности образования, которые проявляются, как в активном внедрении практики, как инструмента обучения, так и в стремлении получить на выходе реальный, социально полезный и применимый в практике результат.

Подобные веяния касаются и хореографического образования. Хореографические училища переходят к подготовке бакалавров. Этот процесс сопровождается пересмотром содержания образования, временных рамок обучения. Предъявляются новые требования к оценке качества получаемого на выходе результата. Компетентностный подход является главенствующим в современной образовательной практике. Будущие артисты балета должны обладать социально-личностными, общекультурными, общенаучными, инструментальными и профессиональными компетенциями.

Процесс подготовки артистов балета в Красноярске является комплексным. Он включает в себя подготовительное и начальное обучение, базовую подготовку в хореографическом училище, профессиональную подготовку на старших курсах училища и в самом театре. В процессе становления профессионализма принимают активное участие не только педагоги училища, но и художественные руководители театра.

Профессионализм артиста балета формируется при следующих условиях:

§ при наличных внешних и физических данных, соответствующих профессиональной деятельности;

§ при условии начала обучения в раннем возрасте (не позднее 10 лет);

§ при условии наличия комплексного образования в хореографическом училище;

§ при наличии стремления к обучению и постоянному самосовершенствованию;

§ при наличии грамотного и высококвалифицированного педагогического сопровождения на всем пути становления профессионализма;

§ при наличии налаженных связей между учебным заведении и театром, возможности постоянной практики.

На основе анализа подходов к организации педагогической деятельности по подготовке артистов балета в г. Красноярске были сформулированы следующие методические рекомендации:

. Подготовка артиста балета должна вестись системно и включать в себя три связанных этапа: этап начальной подготовки в балетной школе, этап базовой подготовки в хореографическом училище, этап профессионализации в старших классах училища и в театре. Возможно совмещение данных этапов. Характерным примером здесь выступает нетиповое высшее учебное заведение - «Академия русского балета им. А.Я. Вагановой», которому удается вести подготовку с самого раннего возраста в течение 5-8 лет по различным специальностям.

2. Необходимо налаживать тесные контакты между хореографическими училищами и театрами. Это взаимодействие должно включать в себя отчетные постановки студентов училища, участие лучших студентов в постановках театра, преподавание некоторых дисциплин сотрудниками театра.

3. Необходимо активно использовать рейтинговую систему оценки успешности учащихся. С помощью этой системы, а также через посещения сотрудниками театра занятий в училище можно отбирать для постановок наиболее талантливых ребят.

. В стенах училища необходимо развивать возможности для здоровой конкуренции среди учащихся, разрабатывать конкурсные программы с поощрением, заниматься контролем и оценкой успешности учебной деятельности. Все это позволит по окончанию училища наименее болезненно встроиться в график работы театра.

. В театре должны быть созданы возможности для постоянного повышения мастерства молодыми исполнителями. Это подразумевает приглашение квалифицированных репетиторов, участие в стажировках, активную педагогическую деятельность со стороны балетмейстера, опытных исполнителей.

. В процессе обучения в училище у будущего артиста балета необходимо сформировать стремление и способность к самообучению. Важно подчеркнуть необходимость постоянного самосовершенствования, показать пути саморазвития.

Таким образом, поставленные в начале исследования задачи можно считать выполненными, а сформулированную гипотезу доказанной.


Список литературы

 

1. Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (в редакции, действующей в 2010 г.).

2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная постановлением Правительства РФ от 17.11.08 №1662-р // СЗ РФ. № 35. Ст. 2190.

.   Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования: Методические рекомендации для руководителей и актива учебно-методических объединений вузов / Науч. ред. д-ра техн. наук, профессора Н. А. Селезневой. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2008.

.   Федеральный закон Российской Федерации от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в редакции, действующей в 2010 г.).

.   Абасов, З.А. Традиционное и инновационное в современном российском образовании // Философия образования. - М., 2005. - №9. - С.101-114.

.   Бахрушин, Ю.А. История русского балета. - М.: Советская Россия, 1965. - 227 с.

.   Болотов, В.А. Новые стандарты и новое время / В.А. Болотов // Лидеры образования, 2004. - № 3. - С. 22-24.

.   Ванслов, В.В. В мире балета. - М., 2010. - 296 с.

.   Габович, М.М. Душой исполненный полет (об искусстве балета). - М.: Молодая гвардия, 1966. - 173 с.

.   Голуб, Г.Б., Коган, Е.Я., Прудникова, В.А. Парадигма актуального образования / Г.Б. Голуб, Е.Я. Коган, В.А. Прудникова // Вопросы образования. - М., 2007. - №5. - С. 20-31.

.   Дебердеева, Т. Х. Новые ценности образования в условиях информационного общества / Т. Х. Дебердеева // Инновации в образовании. - М., 2005. - № 3. - С. 5-7.

.   Демидов, Е.А., Мухаметзянова, Л.Ю. Педагогическое общение в логике театральной теории действия / Е.А. Демидов, Л.Ю. Мухаметзянова // Вестник академии русского балета имени А.Я. Вагановой. - СПб., 2008. - №2. - С. 198-213.

.   Дудинская, Н.М. На педагогическом поприще / Н.М. Дудинская // Вестник академии русского балета имени А.Я. Вагановой. - СПб., 1995. - №3. - С. 23-30.

.   Иванов, Д.А. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании / Д.А. Иванов // Завуч. - М., 2008. - №1. - С. 4-29.

.   Иванова, Т.В. Стандарты и мониторинг в образовании / Т.В. Иванова // Лидеры образования, 2004. - №1. - С. 16-20.

.   Илларионов, Б.И. Балетное образование в России / История художественного образования в России. - СПб: Композитор, 2007. - С. 122-161.

.   Карпухин, К. Балет как стиль жизни / К. Карпухин // Стольник, 2009. - №6. - С. 52-53.

.   Кларин, М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. - Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995 - 176 с.

.   Коновалова, Е. Балет все больше превращается в спорт / Е. Коновалова // Вечерний Красноярск. - Красноярск, 2010. - № 22.- С. 24-25.

.   Лопухов, Ф.В. Хореографические откровенности. - М.: Искусство, 1972. - 215 с.

.   Макарова, В.Г. Некоторые аспекты педагогики балета / В.Г. Макарова // Вестник академии русского балета имени А.Я. Вагановой. - СПб., 2009. - №2. - С. 105-114.

.   Маркова, А.К. Психология профессионализма. - М., 1996. - 308 с

.   Меньшикова, Е.А. Специфика работы «детского» хореографа / Е.А. Меньшикова // Вестник академии русского балета имени А.Я. Вагановой. - СПб., 2007. - №2. - С. 91-99.

.   Практическая психология образования: Учеб пособие для вузов; Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Просвещение. 2003. - 480с.

.   Психология процессов художественного творчества. - Л.: Наука, 1980. - 285 с.

.   Рождественская, Н.В. Быть или казаться: Истоки современного театра и психотехника актера: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во СПбГАТИ, 2009. - 96 с.

.   Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1989.

.   Севастьянов, А.И. Общая и театральная психология: Учебное пособие для студентов вузов. - СПб.: КАРО, 2007. - 256 с.

.   Сластенин, В.А., Чижакова, Г.И. Введение в педагогическую аксиологию: учеб. пособие. - М.: Академия, 2003. - 192 с.

.   Тарасов, Н.И. Классический танец. Школа мужского иполнительства. - СПб.: Изд-во «Лань», 2005. - 496 с.

.   Театр: балет и опера / под ред. О.В. Шаталова. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 2008. - 173 с.

.   Фомкин, А.В. Проект актуального набора компетенций бакалавров для ФГОС ВПО третьего поколения направления подготовки 070300 «Хореографическое искусство» / А.В. Фомкин // Вестник академии русского балета имени А.Я. Вагановой. - СПб., 2008. - №1. - С. 28-51.

.   Хуторской, А. В. Проектирование нового содержания образования / А. В. Хуторской // Школьные технологии. - М., 2006. - № 2. - С. 74-88.

.   Ялалов, Ф.Н. Деятельностно-компетентностный подход к практико-ориентированному образованию / Ф.Н. Ялалов // Высшее образование в России. - М., 2008. - №1. - С. 89-93.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...