Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности и проблемы развития малых фирм в России




 

Как показывает исследование, в России за 2008-2010 гг. число малых предприятий (без микропредприятий) уменьшилось с 282,7 до 219,7 тыс. (22,3%). Численность работников, занятых на малых предприятиях, за этот период сократилось с 6736,4 до 6016,9 тыс. человек (10,7%). Оборот малых предприятий с учётом индекса потребительских цен (1,183) сократился на 14,3%. Углубляется процесс естественного реструктурирования производства с учетом региональных и местных потребностей.

Наиболее представлены в структуре малых предприятий торговля и общественное питание, ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного потребления, операции с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг, обрабатывающие производства и строительство.

Рассмотрим влияние кризисных тенденций на нескольких уровнях, представленных на рисунке 1.

 

Рис. 1. Влияние кризисных тенденций

 

Проанализируем влияние факта вступления России в ВТО на малые предприятия.

Большинство малых предприятий лишь косвенным образом будет затронуто изменениями в российской экономике в связи со вступлением в ВТО. Это обусловлено небольшой концентрацией малых предприятий в сфере услуг и в торговле, около 10% от их общего количества в реальном секторе экономики. Исключение составляют организации, являющиеся смежниками или субподрядчиками крупных предприятий.

Следует также опасаться снижения позиций малых отечественных предприятий, связанных с производством и сбытом продукции. Установление новых технических норм ВТО и снижение таможенных пошлин обострят конкуренцию на внутреннем рынке. В результате изменения действующего законодательства в соответствие с требованиями Соглашения ВТО по субсидиям и компенсационным мерам, малый бизнес может потерять и те немногие имеющиеся на данный момент льготы, которыми он обладает. К негативным последствиям для малых предприятий может привести уменьшение прямого государственного регулирования внутренних цен на энергоносители и транспортные тарифы. Кроме того, существует реальная опасность вытеснения отечественных предприятий даже из тех секторов экономики, где малый бизнес считался весьма конкурентоспособным. Это связано с угрозой повышения производственных издержек, как для предприятий реального сектора экономики, так и для предприятий непроизводственной сферы. Малые предприятия могут потерять свое значение как основного поставщика рабочих мест.

Таким образом, отечественным предприятиям необходимо подготовиться к приходу конкурентов со стороны зарубежных стран, и постараться усилить позиции своего бизнеса, сохранить контроль над национальной экономикой. Региональным и федеральным властям следует искать возможности поддержки стратегических отраслей российской экономики, в особенности малого бизнеса.

Сохраняется актуальность решения целого ряда проблем в формировании благоприятной среды для развития малого и среднего предпринимательства.

Анализ федеральных и региональных программ поддержки малого предпринимательства показывает наличие таких существенных недоработок, как:

- нечеткость определения конечных целей, делающая невозможным контроль за их достижением;

- неполнота мер, предусматриваемых для достижения желаемых результатов, и их ресурсная необеспеченность;

- нескоординированность мер поддержки, осуществляемых на разных уровнях принятия решений и по разным направлениям.

Основные проблемы малого предпринимательства, с одной стороны, связаны с общими проблемами развития национальной экономики, процессами реформирования бюджетной и кредитно-финансовой систем, рынка труда и инвестиций. С другой стороны, как показывает анализ, проблемы развития малого предпринимательства обусловлены нечеткостью концептуальных целей в разрабатываемых федеральных программах, делающими невозможным контроль за их достижением, неполнотой мер, предусматриваемых для достижения желаемых результатов.

Наиболее острой остается проблема доступности и обеспеченности малых предприятий офисными и производственными площадями, причем препятствием выступают как высокая арендная плата, так и отсутствие самих площадей. Более половины (58%) предпринимателей считают, что подходящее помещение найти крайне сложно. Наиболее востребованы небольшие помещения офисного типа площадью до 200 кв. м. Средний же метраж одного помещения, используемого предприятием - 157 кв. м.

Особо критично ситуация в этой сфере складывается в промышленном секторе для малых предприятий. Более половины из них испытывают потребности в дополнительных производственных площадях до 600 кв. м и складских до 300 кв. м, а такая потребность составляет порядка 5,5 млн. кв. м, притом, что общая площадь технопарков к 2010 г. составит около 3 млн. кв. м., т.е. потребность промышленных малых предприятий в производственных помещениях значительно превышает этот показатель. Невозможность решения этой проблемы заставляет все большее количество таких малых предприятий рассматривать целесообразность вывода своего бизнеса за пределы города.

Большинство московских малых предприятий с высоким интересом рассматривают возможность использования помещений в специальных комплексах для малых предприятий. При этом выказывается готовность не только арендовать их, но и принять участие в строительство таких комплексов. малый средний крупный фирма

Концентрируясь на поддержке реального сектора малого и среднего бизнеса в сфере промышленного производства наукоемкой и высокотехнологичной продукции необходимо продолжить работу по строительству имущественных комплексов для предпринимателей.

За последний год сотрудники половины малых московских производственных предприятий проходили обучение или переподготовку. В большинстве случаев оплату обучения персонала производило само предприятие (88%). Около половины предприятий испытывают потребность в подобных программах обучения сотрудников. Около 60% из них отмечают, что по итогам обучения им потребуются сертификации/аттестации обученных кадров.

В 2007 году в рамках поддержки было реализовано более 50 учебных программ, по которым в числе других прошли обучение 2728 руководителей и специалистов московских малых предприятий, 625 начинающих предпринимателей из числа учащейся молодежи, 617 женщин после декретного отпуска или отпуска по уходу за ребенком, 120 преподавателей школ и колледжей, занятых в эксперименте по внедрению в учебных заведениях курса "Основы предпринимательской деятельности".

Тем не менее, как показывает практика и с учетом влияния финансового кризиса на состояние рынка труда и рост предпринимательской активности населения, следует ожидать существенного увеличения спроса на государственные услуги по подготовке и переподготовке кадров для малого и среднего предпринимательства.

По экспертным оценкам порядка 20% малых и микропредприятий испытывают потребности в налаживании и расширении межрегиональных и международных связей. Основные направления интересов производственных и научно-технических малых предприятий в этой сфере - это продвижение своей продукции на региональных и зарубежных рынках, поиск торговых партнеров, поставщиков сырья, материалов и комплектующих Торговые предприятия заинтересованы в налаживании устойчивых связей с поставщиками и потребителями товаров из других регионов и стран.

Наряду с тем, что малый и средний бизнес является активным и крайне заинтересованным участником процесса межрегиональной и международной интеграции экономики, практически все предприятия при решении задач выхода на новые рынки сталкиваются с проблемами внутреннего и внешнего характера.

К внутренним проблемам, возникающим и действующим внутри предприятий, следует отнести:

финансовую - ограниченные возможности оплаты маркетинговых мероприятий по продвижению товаров, программ поиска торговых, кооперационных и инвестиционных партнеров;

информационную - недостаток сведений о состоянии региональных и международных товарных рынков, о конкурентной ситуации, о сложившихся на данный момент потребительских предпочтениях;

образовательную - недостаточный уровень компетенции руководителей самих малых предприятий для выработки эффективных маркетинговых стратегий повышения конкурентоспособности предприятий и производимой продукции, продвижения товаров на новые рынки.

Наряду с внутренними проблемами существуют и внешние, сформировавшиеся под влиянием складывающихся экономической конъюнктуры и рыночных условий. К ним следует отнести:

наблюдающийся крен потребительских предпочтений россиян в пользу товаров крупных российских и зарубежных производителей;

недостаточную конкурентоспособность продукции малых предприятий в условиях растущего давления со стороны импортных товаров и крупных отечественных предприятий;

неразвитость рыночно ориентированных малобюджетных маркетинговых технологий, позволяющих решать проблемы малых и средних предприятий, связанных с освоением новых рынков;

значительные региональные и структурные диспропорции уровней спроса и предложения продукции малого и среднего бизнеса.

Все эти проблемы внутреннего и внешнего свойства и создают в своей совокупности тот барьер на пути активного выхода на региональные и международные рынки, перейти через который столичному малому и среднему бизнесу без поддержки и помощи со стороны государства и, в частности, Правительства в обозримом будущем не представляется возможным.

Существенной проблемой для всех предприятий, а для малых в особенности, является получение достоверной и оперативной информации, необходимой для рациональной организации бизнеса. При этом характер востребованной информации самый разнообразный: от правовой до маркетинговой.

Решение вышеперечисленных проблем лежит в основном в плоскостях финансовой, информационной, консультационной и образовательной поддержки. Решать эти проблемы необходимо комплексно, совмещая общедоступную и адресную поддержку по различным ее направлениям, организуя участие предпринимателей в сотнях и тысячах мероприятий. Финансовая поддержка должна предполагать предоставление государственных гарантий по обязательствам перед кредиторами, микрофинансирование, субсидирование части затрат малых и микропредприятий на приобретение основных средств и аренду помещений, финансирование начинающих, компенсацию части затрат на энергоприсоединение, сертификацию продукции, участие в деловых миссиях и выставочно-ярмарочных мероприятиях и пр. Информационное обеспечение предпринимательской деятельности должно предусматривать создание консультационных пунктов и электронных площадок для представления информации по порядку создания и защиты бизнеса от противоправных действий, применению гражданского, налогового, таможенного законодательства продвижению своей продукции, размещению заявок на партнерство в целях поддержки интерактивного взаимодействия предпринимателей разных стран через каналы Интернета.

В качестве отдельного направления консультационной поддержки следует рассматривать помощь производственным предприятиям в создании брендов их продукции, с организацией продвижения отраслевых групп малых предприятий под специально разработанными для них коллективными брендами.

Представленные данные свидетельствуют, что деятельность и развитие сектора малого и среднего предпринимательства не могут быть сведены к отдельным отраслевым направлениям или элементам предпринимательской деятельности. Комплексный характер взаимосвязанных проблем в секторе малого и среднего предпринимательства определяет в качестве единственно возможного программно-целевой метод их решения, предполагающий увязку в рамках единой программы значительного множества мероприятий по целям, содержанию работ, их исполнителям и ресурсам. В противном случае даже при неполном решении проблем по отдельности суммарные затраты на это значительно превысит те, которые потребовались бы при комплексном решении той же группы проблем.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...