Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классификация служб, пользователей и услуг электросвязи




Службы электросвязи классифицируются по следующим признакам:

· функциональному назначению;

· виду передаваемых сообщений;

· по наличию оконечных устройств у пользователей;

· доступности для пользователей;

· характеру обмена сообщений;

· методу обслуживания пользователей;

· используемой среде передачи;

· возможности по обслуживанию подвижных абонентов.

По функциональному назначению службы разделяют на телекоммуника-ционные и информационные службы.

Телекоммуникационные службы электросвязи ориентированы на традиционные виды связи между пользователями (телефон, факсимильная связь, электронная почта и т.п.). Информационные же службы ориентированы на процессы обработки, хранения и поиска информации, на связь пользователей с поставщиками информации и информационных услуг.

По виду передаваемых сообщений службы электросвязи классифицируются в соответствии с таблицей 1.1.

Таблица 1.1 Классификация служб электросвязи ЕСЭ по виду передаваемых сообщений.

Службы электросвязи Используемые сети связи
Телефонная, в том числе подвижной связи и справочные ТфОП, в том числе: подвижной связи, “Искра”, ЦСС ОП, ЦСИС, ТфОгП
Телеграфная, в том числе передачи телеграмм общего пользования, телекс, АТ, АТ/телекс ТгОП, телекс, АТ, АТ/телекс, СДОП-КП
Передачи данных, в том числе подвижной связи: ПД-КК, ПД-КП, ПД-РК; по сетям ТфОП, ТфОгП, “Искра”; по арендованным каналам; по сетям АТ/телекса; по ЦСС ОП, ЦСИС СД КП, ТфОП, ЦСС ОП, ЦСИС, ТфОгП, некоммутируемых каналов, СД-КК, СД-РК, АТ/телекс, “Искра”
Телематические, в том числе подвижной связи: телефакс-3, телефакс-4, “смешанный режим”; факсимильная с промежуточным накоплением (“Комфакс”); бюрофакс; телетекст, видеотекст; обработки сообщений, справочная СД КП, ТфОП, ЦСС ОП, ЦСИС, ТфОгП Дополнительные сетевые средства, включенные в вышеперечисленные сети: центры факсимильной связи, видеотекстные центры, узлы обработки сообщений, конверторы “телекс/телетекст”, конверторы “телекс/факс”, центры телематических служб
Передачи газет Передачи газет (некоммутируемая)
Вещательные: проводного ЗВ, распределения программ ЗВ и ТВ, КТВ Проводного ЗВ (некоммутируемая), ЦСИС, распределения программ ЗВ (некоммутируемая), ЦСИС; распределения программ ТВ (некоммутируемая), ЦСИС; КТВ (некоммутируемые), ЦСИС
Персонального радиовызова Радиосети персонального радиовызова
Мультимедиа (мультимедийные службы), в том числе подвижной связи: видеотелефона, телеконференций, аудиовизуальные ТфОгП, СД-КП, СД-РК, ЦСИС, некоммутируемых каналов

Функционирование служб поддерживается соответствующими вторичными сетями связи. Как видно из таблицы 1.1, однозначное соответствие между видом передаваемых сообщений и сетью связи, которое существовало ранее, в настоящее время уже отсутствует. В частности, на базе одной и той же вторичной сети могут быть организованы различные службы. Например, сеть ТфОП (телефонная сеть общего пользования), созданная первоначально только для телефонной связи, в настоящее время используется для передачи данных и ряда телематических служб. Кроме этого, одна и та же служба может использовать более одной сети. Например, работа службы ПД обеспечивается ПД-КП и ТФОП (в качестве сети доступа). Другой пример – служба телефакс-3, в которой часть оконечных устройств включена в сеть ТФОП, а другая часть в сеть ПД-КП. Сети связи, обеспечивающие возможность предоставления услуг более чем одной службы электросвязи, называются в рекомендациях МСЭ сетями с интеграцией служб.

Логическим завершением описанной тенденции явились разработки и создание цифровых сетей с интеграцией служб, вершиной которых является мультисервисная сеть, специально рассчитанная на поддержку практически всех существующих и перспективных служб.

По наличию оконечных устройств пользователей различают два вида служб электросвязи: служба переноса и телеслужба (служба представления связи). Под службой переноса понимается служба электросвязи, обеспечива-ющая только возможность передачи сигналов между стыками сети с абонент-скими оконечными устройствами. Примером службы переноса является служба ПД, для которых устройствами обычно являются ЭВМ. Под теле-службой понимается служба электросвязи, обеспечивающая реализацию, (включая функции оконечных устройств) всех возможностей определенного вида связи между пользователями. Телеслужба организуется на базе служб переноса и оконечных устройств. Примером телеслужб являются службы телефонной связи, телефакса, передачи телеграмм, мультимедиа.
По доступности для пользователей службы электросвязи делятся на службы общего пользования и службы ограниченного (частного) пользования. Служба общего пользования – это служба электросвязи, открытая для пользования всем физическим и юридическим лицам. Служба ограниченного пользования представляет услуги ограниченному контингенту физических и юридических лиц.

По характеру обмена сообщениями службы делятся на двухсторонние диалоговые, двухсторонние недиалоговые и односторонние.
К двухсторонним диалоговымслужбам относятся: телефонная связь, АТ, телекс, передача данных, т. е. ДДС ориентированы на взаимодействие корреспондирующих пользователей в реальном масштабе времени.
К двусторонним недиалоговым относятся службы передачи телеграмм, бюрофакс, электронная почта и т. д
Односторонние службы обеспечивают одностороннюю передачу информации. К ним относятся: пейджинговая связь, передача газет, службы распределения ЗВ и ТВ.

По методу обслуживания пользователей службы электросвязи подразделяются на абонентские и клиентские. Абонентские службы предоставляют услуги пользователям в помещении абонентов с помощью оконечных устройств, находящихся у пользователей (квартирные и учрежденческие ТЛ, учрежденческие телексные факсимильные аппараты, стык “терминал – сеть”, стыки арендованных каналов, стыки сетей данных). Клиентские службы предоставляют услуги в пунктах коллективного пользования (прием телеграмм, телефонные переговоры, таксофоны, службы бюрофакса). Службы электросвязи общего пользования определяются и стандартизируются в международном масштабе МСЭ совместно с национальными Администрациями связи.

По используемой среде передачи службы электросвязи можно разделить на службы по проводным каналам и по радиоканалам.

По возможности обслуживания подвижных абонентов службы электросвязи делятся на службы фиксированной (стационарной) и подвижной связей. Пример: службы радиовызова, телефонная и документальная связъ на базе сотовых сетей подвижной связи.

Все службы и вторичные сети ССОП управляются соответствующими системами управления, которые обеспечивают выполнение службами и системами связи определенных требований в части устойчивости и эффективности функционирования. Потребителями услуг электросвязи являются пользователи услуг электросвязи.

Пользователем услуги электросвязи (УЭ) является любое физическое или юридическое лицо, которому представляются услуги электросвязи. Для правильной оценки тенденции роста потребностей в услугах связи с учетом закона неравномерности спроса на них необходимо произвести классификацилю пользователей электросвязи. Для классификации пользователей УЭ в настоящее время используют следующие признаки:

  • правовой статус;
  • временной характер пользования услугами;
  • принадлежность к службе электросвязи;
  • отношение к оплате за услугу;
  • подвижность.

По правовому статусу пользователи делятся на две группы – физические и юридические лица. Физические лица образуют сектор “население”. К юридическим лицам относятся предприятия и организации. Совокупность юридических лиц образуют “деловой сектор”. В деловом секторе выделяют две категории пользователей, отличающихся источниками финансирования:

· госбюджетные предприятия и организации;

· хозрасчетные предприятия и организации, включая новые структуры, появившиеся в настоящее время.

По временному характеру пользования услугами пользователи разделяются на абонентов, арендаторов и клиентов. Абоненты и арендаторы вступают в договорные отношения с операторами связи. Абоненты и арендаторы могут быть как физическими, так и юридическими лицами. Абоненты и арендаторы, как правило, применяют собственное оконечное оборудование. Клиенты – категория пользователей, которая получает услуги в пунктах коллективного пользования (переговорные пункты, таксофоны и т.п.).

По отношению к оплате за услуги можно выделить категорию граждан, которым устанавливаются льготы в соответствии с законами РФ. Состав категорий пользователей, которым предоставляют льготы по оплате, может быть расширен местными органами.

По подвижности пользователи делятся на стационарных и подвижных. Подвижные пользователи необходимо рассматривать в связи с развитием сотовых и других систем подвижной связи. Отличительным признаком стационарного пользователя является наличие у него стационарного абонентского устройства.

Услуга электросвязи – это результат деятельности оператора связи, осуществляемой с целью приема, передачи и доставки сообщения электросвязи. Услуги связи классифицируются по следующим признакам:

  • принадлежности к службе электросвязи (или к сети связи);
  • назначению услуги;
  • важности услуги для пользователей;
  • характеру использования услуги связи;
  • оплате за услуги связи;
  • новизне.

Услуги связи по принадлежности к службе электросвязи (или сети связи) классифицируются с учетом состава служб и сетей ССОП, приведенной в таблице1.1. С учетом названий служб можно назвать услуги телефонной сети общего пользования, сети данных и т. д.

По назначению услуги классифицируются следующим образом:

  • услуги по передачи сообщений (речевых, документальных и т.д.) - это услуги телеслужб.
  • услуги по передачи сигналов, т. е. предоставление пользователю средств для организации передачи сообщений – это услуги служб переноса.
  • услуги по обслуживанию средств связи (установка и переустановка оконечных устройств, техническое обслуживание, ремонт и т. д.).

По важности для пользователя услуги делятся на основные услуги и дополнительные. Основная (базовая) услуга электросвязи – это услуга, определяемая основным назначением службы электросвязи. Дополнитель-ная услуга электросвязи – это любая услуга, предоставляемая службой (или сетью) в дополнение к базовым услугам. Например, дополнительные виды обслуживания (ДВО), предоставляемые абонентам на цифровых АТС.
По характеру использования
услуги связи подразделяютсяна: постоян-ные, многократные и разовые. Постоянная услуга– это услуга, которая заключается в предоставлении пользователю технических средств электросвязи для длительного использования на договорной основе.

Примеры – аренда каналов, представление радиоточек, обеспечение абонентского доступа к телефонной сети т. д. Многократная услуга – это услуга электросвязи, которая заключается в передаче информации в случайные ограниченные интервалы времени. Примеры – телефонные разговоры, переговоры по телексу, пользование ЭП (электронной почте) и

т. д. Разовая услуга – это услуга электросвязи, предоставленная по разовой заявке пользователя. Примеры – замена номера телефонного аппарата, перестановка ОУ, ремонт ОУ и т. п.

По оплате услуги делятся на платные и бесплатные.
По новизне услуги электросвязи принято делить на традиционные и новые. К традиционным относятся услуги предоставляемые уже сложившимися и широко распространенными службами электросвязи (телефонные, телеграфные и т. д.). Новые услуги – это услуги предоставляемые новыми службами, создаваемыми в процессе развития техники электросвязи. В настоящее время к ним относятся услуги служб ПД, телематических служб, кабельного телевидения, мультимедийных служб и т. п. Границы между традиционными и новыми услугами достаточно условны.


Номенклатура услуг


В настоящее время номенклатура услуг электросвязи определяется Общероссийским классификатором услуг населению, введенным в действие Постановлением Госстандарта России.
Номенклатура услуг электросвязи устанавливается на определенный момент и подлежит регулярному обновлению. Разработка номенклатуры услуг электросвязи позволяет:

  • осуществить экономическую оценку деятельности операторов в разрезе отдельных предоставляемых услуг;
  • выделить услуги, тарифы на которые устанавливаются одинаковыми для всех операторов связи;
  • выделить услуги, на которые распространяются льготы по оплате;
  • лучше информировать пользователей о предоставленных услугах конкретными операторами и службами электросвязи.

Номенклатура услуг с указанием тенденции их развития указана в таблице 1.2.

 

Таблица 1.2 Номенклатура основных услуг в ЕСЭ

 

Службы электросвязи Услуги электросвязи Тенденция развития до 2015 гг
Телефонная Установка телефонного аппарата Местный телефонный разговор Междугородный телефонный разговор Международный телефонный разговор Телефонный разговор подвижного абонента Видеотелефонный разговор через ЦСИС Дополнительные услуги, в том числе для подвижных абонентов Интеллектуальные услуги Р Р Р Р Р Р   Р Р
Телеграфная Телеграммы Переговор по AT, телексу Дополнительные услуги У У С
Передача данных Постоянный виртуальный канал по сети ПД-РК Соединение по сети ПД-КП Факультативные услуги сети ПД Соединение для передачи данных по сети ТфОП, ЦСИС Сдача каналов в аренду для передачи данных Соединение для передачи данных подвижных абонентов Выход на сеть Интернет Интернет-кафе Электронная почта Электронная торговля, телебанкинг, телебизнес   Р Р H   С Р C   Р Р Н Р Н
Телематические Службы: телефакс-3 телефакс -4 бюрофакс, телетекс, видеотекс, обработка сообщений телематические для подвижных абонентов Р Н Н Р Н Н Р Р
Передачи газет Передача газетной полосы Передача цветных изображений С Р
Проводного 3В Установка радиоточки: Однопрограммной, многопрограммной У Р
Распределения программ 3В Передача сигналов ЗВ Интерактивное ЗВ Р Н
Распределения программ ТВ Передача сигналов ТВ Р
Кабельного телевидения Передача сигналов КТВ Дополнительные услуги Интерактивное телевидение Р Н Н
Персонального радиовызова Персональный радиовызов У
Мультимедиа Служба мультимедиа, в том числе для подвижных абонентов: видеотелефон, телеконференция, аудиовизуальная для телеобучения, телеторговли, телемедицины и др. Н Н Н

 

Примечание: Н- новая услуга, Р- услуга имеется и развивается, C- стабильная услуга, У- угасающая услуга. Важную роль в создании единого национального инфокоммуникацинного пространства играет универсальная услуга - минимальный набор услуг и обеспечивающий их набор инфраструктур, доступный всем пользователям за небольшую оплату. На данном этапе развития универсальная услуга предусматривает предоставление пользователям телефонной связи и выход на сеть Интернет. Выбор категории качества услуг(Quality of Service, QoS) будет осуществлять-ся самим абонентом. В свою очередь тарифы за услуги будут зависеть от категории качества QoS.


7.5 Тенденции развития электросвязи


Анализ мирового опыта развития электросвязи, а также результаты прогностических исследований, выполненных МСЭ и рядом передовых компаний в отрасли связи, позволяют выделить следующие основные технические и технологические тенденции развития электросвязи:

  • глобализация и цифровизация;
  • конвергенция телекоммуникационных и информационных сетей и превращение их в инфокоммуникационную сеть;
  • переход к построению мультисервисных сетей связи;
  • развитие концепции “сеть доступа - транспортная сеть”;
  • внедрение на транспортной сети методов пакетного способа доставки сообщений;
  • внедрение ВОЛС и волоконно – оптических технологий со спектральным уплотнением;
  • внедрение кольцевых структур на сети доступа и транспортной сети;
  • создание виртуальных частных сетей на базе сетей общего пользования;
  • развитие существующих сетей подвижной связи и сетей 3-го поколения (3G);
  • развитие спутниковой связи;
  • комбинированное использование проводных абонентских линий (медных и оптических) и радиолиний (сотовой и спутниковой связи) на сети доступа;
  • внедрение на абонентской сети широкополосного доступа для выхода на сеть Интернет и службы мультимедиа;
  • развитие универсальной услуги и персональной связи;
  • развитие услуг систем обработки сообщений;
  • развитие служб мультимедиа;
  • создание call – центров и платформ интеллектуальных сетей;
  • внедрение новых инфокоммуникационных услуг

Реализация вышеуказанных тенденций будет способствовать превращению российского общества в электронно –информационное общество. Дальнейшее развитие электросвязи и информатизации, оперативное использование информации и знаний будет способствовать ускорению развития других секторов экономики России, совершенствованию социальной сферы и государственного управления, улучшению экономических показателей страны, повышению благосостояния граждан.

Этапы развития ЕСЭ России


Стратегия развития российских телекоммуникаций предусматривает эволюционное развитие ЕСЭ. Сети должны развиваться без ломки основ и принятых принципов их функционирования, с сохранением вложенных инвестиций, наращивая количественные и качественные характеристики. Естественная смена технологий должна сопровождаться максимально возможным использованием имеющихся основных фондов (кабели, оборудование, здания). Внедрение новых технологий, оборудования и расширение номенклатуры услуг, предоставляемых пользователям ЕСЭ, не должны вносить координальных изменений в устоявшиеся услуги. Новые технологии должны, как правило, использоваться для организации новых услуг и повышения качества имеющихся.
До 2015 г. в стратегии предусматривается параллельная реализация двух методов развития сетей ЕСЭ:

  • интеграция (объединение) существующих сетей (включая сети подвижной связи, вещания и Интернет) в единую "федерацию сетей";
  • разработка и реализация мультисервисных сетей. Такие сети должны более полно реализовать тенденцию конвергенции (слияния) сетей электросвязи между собой и с информационными сетями.

С учетом вышеизложенного в период до 2015 г. можно наметить три этапа развития ЕСЭ с выделением их основных задач.
На I этапе (2002 — 2005 гг.) было предусмотрено:

  • продолжение либерализации рынка услуг связи и совершенствование нормативно-правовой базы ЕСЭ, исходя из духа и буквы нового закона "О связи";
  • удовлетворение спроса на телефон (проводный и безпроводный), доступ к сети Интернет, внедение услуг частных сетей, интеллектуальных услуг;
  • развитие средств высокоскоростного подключения абонентов к сетям;
  • завершение первого этапа развития системы предоставления универсальной услуги в России, определенной новым законом "О связи";
  • продолжение строительства первичных цифровых сетей, на базе которых начинают создаваться фрагменты транспортной инфраструктуры мультисервисных сетей регионального и национального уровней;
  • формирование основы технических стандартов и нормативно-правовых документов для скоординированного перехода от традиционных к мультисервисным сетям;
  • развитие систем подвижной связи на базе технологии GPRS и систем 3-го поколения на основе европейских технологий UMTS;
  • создание единой федеральной транкинговой радиосети на основе общеевропейского стандарта TETRA;
  • запуск на геостационарную орбиту новых отечественных космических аппаратов, ликвидация острого дефицита спутникового ресурса, создание предпосылок для эффективного развития спутниковых услуг, включая организацию спутниковых сетей с использованием малых земных станций (VSAT) для обеспечения доступа к сети Интернет;
  • внедрение спутникового цифрового звукового и телевизионного вещания;
  • начало внедрения централизованной системы управления ЕСЭ.

На II этапе (2006 — 2010 гг.) должно быть предусмотрено:

  • полное удовлетворение спроса на услуги традиционной связи;
  • формирование устойчивого спроса пользователей на новые инфокоммуникационные услуги, в том числе мультимедийные и персональные;
  • завершение создания нормативно-правовой базы для построения, эксплуатации и развития мультисервисных сетей;
  • продолжение внедрения в России универсальной услуги;
  • завершение модернизации инфраструктуры доступа, продолжение строительства широкополосных сетей проводного и беспроводного доступа;
  • начало опытной эксплуатации открытых платформ мультисервисных сетей для создания новых услуг;
  • завершение разработки стандартов по принципам построения мультисервисных сетей и по применению новых технологий на традиционных сетях связи;
  • дальнейшее развитие федеральной сети подвижной связи GSM в соответствии с последними версиями стандартов UMTS, в том числе переход на технологию EDGE, которая обеспечит передачу данных со скоростями до 384 кбит/с;
  • разработка и производство космических аппаратов нового поколения на базе легких, средних и тяжелых платформ с функциями сетевого узла, удовлетворение спроса на все виды спутниковых услуг;
  • интенсивный переход с аналогового на цифровое звуковое и телевизионное вещание;
  • применение в области кабельного телевидения гибридных волоконно-коаксиальных систем;
  • создание центров управления и мониторинга на уровне федеральных округов и подключение их к национальному центру;
  • переход в сетях ограниченного пользования(ОгП) к современным принципам построения сетей (интеграция телефонной службы и служб передачи данных, мультисервисное обслуживание, расширение номенклатуры услуг, обеспечение информационной безопасности);
  • организационная интеграция телекоммуникационных и информационных сетей и систем административного управления этими сетями, организация Российской информационной инфраструктуры (РИИ) на базе ЕСЭ и российских секторов информационных сетей. Конвергенция операторов связи и поставщиков услуг Интернета;
  • формирование единого инфокоммуникационного пространства России и его интеграция в мировое инфокоммуникационное пространство на базе услуг ЕСЭ и РИИ.

В этот же период должны быть реализованы проекты и программы развития сетей, входящих в ЕСЭ, включая:

  • строительство Балтийской кабельной системы на основе ВОЛП и технологии DWDM;
  • проект "Поларнет". Его цель — объединение трех континентов (Европа — Азия — Америка) посредством ВОЛП;
  • Федеральная целевая программа “Электронная Россия (2002 - 2010 гг.)”;
  • строительство Транс-Российской волоконно-оптической кабельной системы на базе инфраструктуры электроэнергетики;
  • цифровая сеть федерального железнодорожного транспорта Российской Федерации.

На III этапе (2011 — 2015 гг.) должно быть предусмотрено:

  • полное удовлетворение спроса на традиционные и новые инфокоммуникационные услуги;
  • завершение создания системы универсального обслуживания;
  • создание и распространение мультисервисных сетей общего пользования на всей территории России, использование на междугородном и международном уровнях, в основном, метода коммутации пакетов;
  • внедрение систем подвижной связи 4-го поколения;
  • полный переход к цифровому звуковому и телевизионному вещанию, внедрение телевидения высокой четкости;
  • создание системы централизованного мониторинга и управления ЕСЭ в полном объеме;
  • использование на базе мультисервисных сетей для развития сетей ОгП услуг "виртуальная частная сеть";
  • достижение заданных качественных и количественных показателей ЕСЭ, обеспечивающих развитие Российской информационной инфраструктуры и переход России к развитому "электронному" (информационному) обществу.
  • Цели и задачи II и III этапов должны уточняться и конкретизироваться с учетом итогов выполнения предыдущего этапа.

В развитии телекоммуникаций России начинается новый этап. Объективно он связан с повышением роли телекоммуникаций и информатизации в жизни российского общества, необходимостью построения информационно-электронного общества путем изменения условий функционирования телекоммуникационного комплекса. Правовой основой для новых условий является новый федеральный закон "О связи" 2003 г. Требуется большая научная проработка всех аспектов работы сетей связи в новых условиях, выработка стратегии и научно-технической политики развития Единой сети электросвязи России и разработки соответствующих руководящих и технических документов, увязанных с законом "О связи" с тем, чтобы успешное развитие телекоммуникаций в последнее десятилетие продолжалось и в XXI веке.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...