Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Самооценка и уровень притязаний

 

Что такое самосознание? В психологической науке принято следующее определение: «Совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, называется самосознанием, а его представления о самом себе складываются в определенный «образ «Я» [3, стр. 58].

«Образ «Я» - это не просто представление или понятие личности о самой себе, а социальная установка, отношение личности к себе. Поэтому в образе «Я» можно выделить три компонента:

) познавательный (когнитивный) - знание себя, самосознание;

) эмоционально - оценочный - ценностное отношение к себе;

) поведенческий - особенности регуляции поведения.

Как уже говорилось, образ «Я» - не статическое, а чрезвычайно динамичное образование личности. Образ «Я» может возникать как представление о себе в момент самого переживания, обычно обозначаемого в психологии как реальное «Я». Это «Я» все время меняется, например «Я» до соревнования и после соревнования, «Я» до экзамена и после экзамена будут различны. Одновременно образ «Я» является идеальным «Я» субъекта, т.е. каким он бы должен стать, чтобы соответствовать социальным нормам и ожиданиям окружающих. Это то, к чему стремится человек, кем он хочет сделаться в будущем. Возможно еще существование и фантастического «Я». В этом случае человек смотрит на себя сквозь призму собственных желаний, не учитывая своих реальных возможностей. Обычно фантастическое «Я» сопровождается словами «если бы», что означает, каким субъект желал бы стать, если бы это оказалось для него возможным.

Все «Я» уживаются в человеке одновременно. И если одно из «Я» будет преобладать над другими, это может отразиться на его личности. Так, если перевес в структуре личности фантастических представлений о себе не сопровождается поступками, которые способствовали бы осуществлению желаемого, происходит дезорганизация деятельности и самосознания человека. Мальчик, которого все обижают, может в своих мечтах быть сильным и наказывать своих обидчиков. Но если эти мечты не подкрепляются занятиями спортом, ситуация в конце концов может его жестоко травмировать ввиду очередного несовпадения желаемого и действительного.

Степень правильности образа «Я» выясняется при изучении одного из важнейших его аспектов - самооценки личности, т.е. оценки личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Это наиболее существенная и наиболее изученная в психологии сторона самосознания личности.

Самооценка - непременный спутник нашего «Я». Она проявляется не столько в том, что человек думает или говорит о себе, сколько в его отношении к достижениям других. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности.

Как же личность осуществляет самооценку? Известно, что человек становится личностью в результате совместной деятельности и общения с другими людьми. Именно деятельность и общение дают ему некоторые важные ориентиры для поведения. Поэтому уже в детском саду часто можно слышать: «Коля - хороший мальчик, он всегда спит в мертвый час»; или: «Игорь - плохой, он плохо ест». Таким образом, воспитатель дает ребенку точку отсчета для оценки его поведения. По подобным ориентирам мы постоянно сверяем то, что делаем, с тем, чего от нас ожидают окружающие. В конечном счете, все, что человек делает для себя, он вместе с тем делает и для других, даже если ему кажется, что он делает что-то только для себя. Уже сложившиеся оценки собственного «Я» есть результат постоянного сопоставления того, что личность наблюдает в себе, с тем, что видит в других людях. Человек, уже зная что-то о себе, присматривается к другому человеку, сравнивает себя с ним, предполагает, что и тот небезразличен к его качествам, поступкам. Все это входит в самооценку личности и определяет ее психологическое самочувствие. Другими словами, у личности всегда имеется круг людей, с которыми она считается, среди которых черпает свои ценностные ориентации.

Таких людей в психологии называют референтными или значимыми, поскольку их идеалы являются идеалами этой личности, их интересы - ее интересами.

Самооценка тесно связана с уровнем притязаний личности, с желаемым уровнем ее самооценки. Уровнем притязаний называют уровень образа «Я», проявляющийся в степени трудности цели, которую человек ставит перед собой. Психолог Джемс вывел формулу, которая показывает зависимость самооценки человека от его притязаний.

успех
притязания

 

Самооценка =

 

Формула свидетельствует, что стремление к повышению самооценки может реализовываться двумя способами. Человек может или повысить притязания, чтобы пережить максимальный успех, или снизить их, чтобы избежать неудачи. В случае успеха уровень притязаний обычно повышается, человек проявляет готовность решать более сложные задачи, при неуспехе - соответственно, снижается. Уровень притязаний личности в конкретной деятельности может быть определен довольно точно.

Поведение тех людей, которые стремятся к успеху, и тех, кто старается избегать неудач, существенно различается. Люди, мотивированные на успех, обычно ставят перед собой определенные положительные цели, достижение которых однозначно расценивается как успех. Они изо всех сил стараются добиться успеха. Человек активно включается в деятельность, выбирает соответствующие средства и способы, с тем, чтобы кратчайшим путем достигнуть цели.

Противоположную позицию занимают люди, мотивированные на избежание неудач. Цель их деятельности не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи. Все их действия в первую очередь направлены именно на реализацию этой цели. Для таких людей характерны неуверенность в себе, неверие в возможность достичь успеха, боязнь критики. Любая работа, и особенно та, которая чревата возможностью неудачи, вызывает у них отрицательные эмоциональные переживания. Поэтому человек не испытывает удовольствия от своей деятельности, тяготиться ею, избегает ее. Обычно в результате он оказывается не победителем, а побежденным. Таких людей нередко называют неудачниками.

Еще одна важная психологическая особенность, которая влияет на достижение человеком успеха, - это требования, предъявляемые им к самому себе. Тот, кто предъявляет к самому себе повышенные требования, в большей мере старается добиться успеха, чем тот, чьи требования к себе невысоки.

Очень много для достижения успеха значит и представление человека о своих способностях, необходимых для решения задачи. Установлено, что люди, имеющие высокое мнение о наличии у них таких способностей, в случае неудачи переживают меньше, чем те, кто считает, что соответствующие способности у них развиты слабо.

Психологи пришли к выводу, что уровень своих притязаний личность устанавливает где-то между чересчур трудными и чересчур легкими задачами и целями - так, чтобы сохранить на должной высоте свою самооценку. Формирование уровня притязаний определяется не только предвосхищением успеха или неудачи, но и прежде всего учетом и оценкой прошлых успехов и неудач. Однако, в целом для людей характерно некоторое завышение своих способностей, приписывание себе уникальности, непохожести на других. Так, опрос взрослых людей показал, что большинство считают себя более умными, чем средний человек; каждый водитель говорит, что он аккуратнее и осторожнее, чем остальные; женщины полагают, что они красивее большинства своих знакомых и т.п. Следовало бы задать себе вопрос: если все имеют показатели выше средних, то у кого же тогда все-таки они средние и у кого низкие? [4, стр. 106]

Характер проявляется не только отношением к другим людям, но и к самому себе. Каждый из нас, намеренно или сам того не осознавая, нередко сравнивает себя с окружающими и в итоге вырабатывает довольно устойчивое мнение о своем интеллекте, внешности, здоровье, положении в обществе, т. е. формирует «набор самооценок», от которого зависит: скромны мы или высокомерны, требовательны к себе или самоуспокоенны, застенчивы или кичливы.

Невозможно понять истоки некоторых межличностных столкновений без анализа самооценки конфликтующих людей. Как вы себя оцениваете? Какое место займете на шкале:

Самый умный-------------------------------Самый красивый

Самый красивый--------------------------Самый уродливый

У большинства людей проявляется тенденция оценивать себя чуть выше среднего. Это позволяет сделать вывод, что человеку свойственна потребность в достаточно высокой самооценке, т. е. каждому хочется уважать себя. Самоуважение - один из истоков психологической устойчивости, хорошего настроения. Допустим, человек совершил ошибку, сделал что-то не так. Если этот человек обладает достаточно высоким уровнем самооценки, он может успокоить себя: «Ничего страшного, ведь в целом я отнюдь не глупец и подобное для меня не характерно», т. е. срабатывает психологическая защита и человек успокаивается.

У людей, страдающих неврозами, самооценка чаще бывает завышенной или заниженной, а иногда даже крайней (самый добрый, самый стеснительный, самый честный). Люди с истерическими проявлениями высказывают такие суждения: «Я гораздо умнее, красивее, добрее большинства людей, но я самый несчастный и самый больной».

Какие же трудности общения возникают у людей с завышенной самооценкой? Человек, считающий себя намного умнее других и тем более намеренно это подчеркивающий, неминуемо вызывает раздражение окружающих. Это естественно - ведь мысль «видите, какой я умный» подразумевает пренебрежительное отношение к окружающим. А кому приятно, чтобы его кто-то считал глупым? Неадекватное самомнение, подчеркивание своих достоинств, надменность, пренебрежение к другим - неиссякаемый источник негативизма окружающих. Нередко приходится общаться с людьми, которые из-за неадекватно высокой самооценки ревниво-завистливо относятся к успехам сослуживцев. «Самый худший и злобный вид зависти: зависть к умственному превосходству», - утверждал Г. Филдинг. Когда чьи-то способности и успехи не сопровождаются скромностью, они провоцируют и негативное отношение окружающих. Завышенная самооценка способствует и такой черте характера, как чрезмерная обидчивость. Обида, как правило, - это чувство, возникающее в ответ на несправедливое к себе отношение окружающих. Но что значит для человека «несправедливое»? А то, что чье-то мнение о нем ниже его собственного мнения о себе. Отсюда ясно, завышенная самооценка способствует обидчивости, нетерпимости к малейшим замечаниям (правда, бывает и другая крайность: человек с высоты своего «Я» даже серьезную критику не принимает близко к сердцу). Человек с неадекватно высокой самооценкой потенциально конфликтен в ситуациях, когда речь заходит о вознаграждениях и поощрениях за труд. Несовпадение ожидаемой и реальной наград закономерно выливается в обиду и зависть, которые накапливаются и, наконец, прорываются резким обвинением в чей-либо адрес. [5, стр. 142]

Низкая самооценка может быть обусловлена многими причинами. Иногда человек перенимает ее в детстве у своих родителей, так и не вобравшихся со своими личностными проблемами, в других случаях она развивается у ребенка из-за плохой успеваемости в школе, что, в свою очередь, является результатом неблагоприятных условий для занятий дома или недостаточного внимания родителей. На самооценке ребенка могут пагубно отразиться как насмешки сверстников, так и чрезмерный критицизм со стороны взрослых. Личностные проблемы, неумение вести себя в определенных ситуациях, равно как и недостаток житейских навыков также формируют у человека нелестное мнение о себе. [6, стр. 207]

С какими же трудностями в общении сталкивается человек с заниженной самооценкой? Представления о себе как о менее способном, некрасивом, невезучем, несчастном, больном присущи, в основном, людям с тревожным, застревающим и педантичным типами акцентуации характера, они создают пониженный фон настроения, закрепляют «комплекс неполноценности». Стойкая излишне низкая самооценка влечет за собой чрезмерную зависимость от других, несамостоятельность и даже заискивание, появляются робость, замкнутость, даже искаженное восприятие окружающих. [5, стр. 78]

Трезвое и объективное отношение к себе составляет основу нормальной самооценки. В нашем окружении всегда будут люди, в чем-либо превосходящие нас: более сильные, красивые, обаятельные, интеллигентные, удачливые или популярные. И точно так же всегда найдутся те, кто уступает нам в этом. [6, стр. 341]

На формирование самоуважения и самооценки влияют многие факторы, действующие уже в раннем детстве, - отношение родителей, положение среди сверстников, отношение педагогов. Сопоставляя мнение о себе окружающих людей, человек формирует самооценку, причем любопытно, что человек вначале учится оценивать других, а потом уже оценивать себя. И лишь к 14-15 годам подросток овладевает навыками самоанализа, самонаблюдения и рефлексии, анализирует достигнутые собственные результаты и тем самым оценивает себя. («Если я не спасовал в трудной ситуации, значит, я не трус», «Если смог осилить трудную задачу, значит я способный» и т. п.) Сложившаяся у человека самооценка может быть адекватной (человек правильно, объективно оценивает себя), либо неадекватно завышенной или неадекватно заниженной. А это, в свою очередь, будет влиять на уровень притязаний личности, который характеризует степень трудности тех целей, к которым стремится человек и достижение которых представляется человеку привлекательным и возможным.

Уровень притязаний - тот уровень трудности задания, который человек обязуется достигнуть, зная уровень своего предыдущего выполнения. На уровень притязаний оказывает влияние динамика неудач и удач на жизненном пути, динамика успеха и неуспеха в конкретной деятельности. Уровень притязаний может быть адекватным (человек выбирает цели, которые реально может достичь, которые соответствуют его способностям, умениям, возможностям) либо неадекватно завышенным, заниженным. Чем адекватнее самооценка, тем адекватнее уровень притязаний.

Заниженный уровень притязаний, когда человек выбирает слишком простые, легкие цели (хотя он мог бы достичь значительно более высоких целей), возможен при низкой самооценке (человек не верит в себя, низко оценивает свои способности, возможности, чувствует себя «неполноценным»), но также возможен и при высокой самооценке, когда человек знает, что он умный, способный, но цели выбирает попроще, чтобы «не перетруждаться», «не высовываться», проявляя своеобразную «социальную хитрость». Завышенный уровень притязаний, когда человек ставит перед собой слишком сложные, нереальные цели, объективно может приводить к частым неудачам, к разочарованию, фрустрациям. В юности часто выдвигают завышенные, нереалистические притязания, переоценивают свои способности, а в результате эта беспочвенная самоуверенность часто раздражает окружающих, вызывает конфликты, неудачи, разочарования.[5, стр. 205]

В социальной психологии выделяют три сферы, в которых осуществляется становление, формирование личности: деятельность, общение, самосознание.

На протяжении всего процесса социализации личность имеет дело с освоением все новых и новых видов деятельности. В результате каждая личность выявляет особо значимые для себя аспекты деятельности, концентрирует свое внимание на этом выбранном главном аспекте, соподчиняя ему все остальные деятельности. В ходе социализации расширяются и углубляются связи общения человека с людьми, группами, обществом в целом, происходит становление в человеке образа его «Я». Критерии самосознания:

1) выделение себя из среды, сознание себя как субъекта, автономного от среды (физической среды, социальной среды);

2) осознание своей активности - «Я, управляю собой»;

)   осознание себя «через другого» («То, что я вижу в других, это может быть и мое качество»);

)   моральная оценка себя, наличие рефлексии, осознание своего внутреннего опыта.

В структуре самосознания можно выделить:

1) осознание близких и отдаленных целей, мотивов своего «Я» («Я» как действующий субъект»);

2) осознание своих реальных и желаемых качеств «Реальное Я» и «Идеальное Я»);

)   познавательные, когнитивные представления о себе («Я как наблюдаемый объект»);

) эмоциональное, чувственное представление о себе. Таким образом, самосознание включает в себя:

самопознание (интеллектуальный аспект познания себя);

самоотношение (эмоциональное отношение к самому себе).

В целом можно выделить 3 пласта сознания человека:

1) отношение к себе;

2) отношение к другим людям;

)   ожидание отношения других людей к себе (атрибутивная проекция).

Отношение к другим людям, осознание этого отношения бывает качественно различным:

1) эгоцентрический уровень отношений (отношение к себе как самоценности влияет на отношение к другим людям («Если мне помогают, то - хорошие люди»);

2) группоцентрический уровень отношений («Если другой человек принадлежит к моей группе, он - хороший»);

)   просоциальный уровень («Другой человек - это самоценность, уважай и прими другого человека таким, каков он есть». «Поступай с другим так, как ты бы хотел, чтобы поступили с тобой;»);

)   эстохолический уровень - уровень исходов («Каждый человек находится в определенном соотнесении с духовным миром, с богом. Милосердие, совесть, духовность - главное в отношении к другому человеку»). [7, стр. 191]

Самоуважение - обобщенное отношение личности к самой себе, прямо пропорциональное количеству достигнутых успехов и обратно пропорциональное уровню притязаний (самоуважение = успех/притязание), т. е. чем выше притязание, тем большими должны быть достижения человека, чтоб он мог себя уважать.

Низкое самоуважение означает острую неудовлетворенность собой, отрицательную оценку своей личности, склонность к неврозу, депрессии, когда признание и гипертрофия собственных недостатков служат для невротика не стартовой площадкой для их преодоления, а средством самооправдания, отказа от деятельности.

Но неудовлетворенность собой и высокая самокритичность далеко не всегда свидетельствуют о пониженном самоуважении; так, у интеллектуально развитых и творческих людей остро осознается расхождение между теми свойствами, которые есть, и теми, которыми он хотел бы обладать. Отсюда недовольство собой, которое побуждает человека ставить себе более сложные задачи, стремиться к усовершенствованию, к самоактуализации. Если человек выдвигает нереалистические притязания, он часто сталкивается с непреодолимыми препятствиями на пути к достижению цели, терпит неудачи, испытывает фрустрацию.

Фрустрации - специфические эмоциональные состояния человека, возникающие в случае появления непреодолимых препятствий на пути к достижению желаемой цели. Фрустрация проявляется как агрессия, озлобленность, которая может быть направлена на других («агрессивная фрустрация»), либо на себя (обвинение в неудачах самого себя - («регрессивная фрустрация»).

Часто повторяющиеся состояния фрустрации могут закрепить в личности человека некоторые характерные черты: агрессивность, завистливость, озлобленность - у одних; вялость, неверие в себя, «комплекс неполноценности», безразличие, безынициативность - у других. Если человек длительное время не выходит из фрустрациониого состояния, то формируется невроз - болезнь, возникающая вследствие конфликта человека с окружающей средой на почве столкновений желаний человека и действительности, которая их не удовлетворяет. [5, стр. 378]

 

Особенности развития самооценки детей младшего подросткового возраста

 

Один из самых важных моментов в развитии личности подростка - формирование у него самосознания, потребности осознать себя как личность. У подростка возникает интерес к себе, своей внутренней жизни, качествам собственной личности, потребность в самооценке, сопоставлении себя с другими людьми. Он начинает всматриваться в самого себя, стремится познать сильные и слабые стороны своей личности. Потребность самосознания возникает из жизни, практической деятельности, определяется растущими требованиями взрослых коллектива. У подростка возникает потребность оценить свои возможности, для того чтобы найти свое место в коллективе. На первых порах в основе самосознания подростка лежат суждения о нем других- взрослых (учителей и родителей), коллектива, товарищей. Младший подросток словно смотрит на себя глазами окружающих. С возрастом, помимо этого, начинает сказываться тенденция самостоятельно анализировать и оценивать собственную личность. Но поскольку подросток еще не обладает достаточным умением правильно анализировать собственные личностные проявления, то на этой основе возможны конфликты, порождаемые противоречием между уровнем притязаний подростка, его мнением о себе и его реальным положением в коллективе, отношением к нему со стороны взрослых и товарищей.

Выводы по главе 1.

В главе 1 мы провели анализ психологической литературы, дали определение самим понятиям «самооценка», «самоуважение», «уровень притязаний» и рассмотрели их особенности. На основании полученных данных можно сделать следующие выводы:

. Самооценка является сложным личностным образованием. В ней отражается то, что человек узнает о себе от других, и его собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств.

. Знать самооценку человека очень важно для установления отношений с ним, для нормального общения, в которое люди, как социальные существа, неизбежно включаются.

. Неадекватная самооценка осложняет жизнь не только тех, кому она свойственна, но и окружающих, тех людей, которые, в разных ситуациях общаются с ними.

. Уровень своих притязаний личность устанавливает где-то между чересчур трудными и чересчур легкими задачами и целями - так, чтобы сохранить на должной высоте свою самооценку. Формирование уровня притязаний определяется не только предвосхищением успеха или неудачи, но и прежде всего учетом и оценкой прошлых успехов и неудач.

. Один из самых важных моментов в развитии личности подростка - формирование у него самосознания, потребности осознать себя как личность. У подростка возникает интерес к себе, своей внутренней жизни, качествам собственной личности, потребность в самооценке, сопоставлении себя с другими людьми.

В I-ой главе мы выполнили 1-ую задачу нашей работы: проанализировали психологическую литературу с целью изучения влияния материального и статусного положения родителей на самооценку детей. Теперь мы можем приступить ко 2-ому этапу нашей работы: экспериментальное изучение самооценки подростков младшего возраста и статусного положения их родителей.


Глава 2. Экспериментальное исследование влияния материального положения и социального статуса родителей на самооценку детей

 

Контингент испытуемых и методики исследования

 

В нашем эксперименте принимало участие 43 человека. Исследование проводилось среди учащихся пятых классов, в общеобразовательной школе №53, в которой предположительно обучаются дети с менее богатыми родителями, исходя из ее местоположения в более бедном районе: всего 23 человека, среди них 14 девочек и 9 мальчиков. Возраст детей 10 - 11 лет. А также, в лицее №3, располагающимся в центре города: всего 20 человек, 11 мальчиков и 9 девочек. Возраст детей 10 - 11 лет.

Для исследования была применена методика изучения самооценки качеств личности Т. Дембо - С. Рубинштейна.

Целью данной методики является выявление уровня самооценки школьника по заранее заданным качествам личности; выбор тех или иных качеств личности обусловлен целями исследования.

Материалом для исследования послужили ряд шкал (100 мм.), условно обозначающих проявление различных качеств личности. В нашем случае мы использовали семь шкал: «здоровье», «ум», «характер», «счастье», «удовлетворенность собой», «оптимизм», «внешность».

Методика предполагает следующую процедуру проведения: Ребенку предлагается ряд шкал, условно обозначающих проявление различных черт личности, и следующая инструкция: "Допустим, что на этой линии расположились все люди мира в порядке повышения их состояния здоровья (пример со шкалой здоровья): внизу - самые больные люди, вверху - самые здоровые (те, которые никогда не болеют). Как ты думаешь, где твое место среди всех людей мира по состоянию здоровья?".

На примере оценки качества "здоровье" ребенок с помощью экспериментатора усваивает выполнение инструкции. Работу с остальными шкалами он осуществляет самостоятельно.

 

Пример шкалы:                высокое

 

                                                   низкое

 

Высота самооценки определяется с помощью условного разбиения шкал на отрезки в соответствии с пятибальной системой. При этом одно деление на шкале является равным 0,5 балла. Исходя из этого подсчитывается средний балл самооценки. "Нормальной", "Средней" самооценкой принято считать самооценку со средним баллом 2.5 и немного выше; "Высокой" - со средним баллом 4-5; "Низкой" - со средним баллом 0-2.5.

Помимо методики Дембо- Рубинштейн, для выявления материального и статусного положения родителей испытуемых, мы использовали анкету, составленную самостоятельно.

Анкета содержит 11 косвенных вопросов, на которые подросток может адекватно ответить, не задумываясь, с целью выявления чего анкета составлена. Что может привести испытуемого к желанию соврать.


2.2 Анализ и интерпретация результатов

 

После проведения анкеты мы выявили уровень социального статуса и материального положения родителей испытуемых. В результате полученные статусы можно разделить на три уровня:

высокий

средний

низкий

 

Таблица №1. Статусное и материальное положение родителей испытуемых

  высокий средний низкий
Школа 4 чел. 10 чел. 9 чел.
Лицей 11 чел. 8 чел. 1 чел.
Всего 15 чел. 18 чел. 10 чел.

 

Согласно полученным уровням мы можем разделить испытуемых на группы. В качестве экспериментальной группы «А» обозначим детей, родители которых имеют высокий статус: 15 человек. В качестве экспериментальной группы «В» обозначим детей, имеющих родителей со средним достатком и статусом: 18 человек. И в качестве группы «С» возьмем детей с более бедными родителями: 10 человек.

После обработки методики Дембо-Рубинштейн нам необходимо сделать сводную таблицу данных:


Таблица №2. Исследование самооценки у экспериментальной группы «А»

Качества личности

Сред. балл Уровень
  Здор. Ум Характер Счастье Удовл. собой Оптимизм Вешн.    
1 4,0 4,7 4,2 4,5 5,0 4,3 4,8 4,5 высокий
2 4,2 3,5 2,7 3,5 4,3 5 2 3,6 средний
3 4 4,2 4 5 3,5 4 4,7 4,2 высокий
4 3,9 4,2 4,9 4,7 3,2 3,1 4,6 4,1 высокий
5 4,2 4,9 3,1 3,9 4,6 4,2 3,3 4,1 высокий
6 3,2 2,8 3,4 2,6 3,3 3,1 4,7 3,3 средний
7 4,1 3,6 2,9 3,7 4,4 4,8 2,4 3,7 средний
8 4 3,6 4,2 4,9 3,9 4,1 4 4,1 высокий
9 2 4,2 3,5 5 3,5 4,3 2,7 3,6 средний
10 4,5 4 2,5 4,5 4,5 5 4,5 4,2 высокий
11 4,8 5 3,5 4,8 5 5 4,1 4,6 высокий
12 4,5 4,5 5 5 4,5 3,7 5 4,6 высокий
13 4,2 3,3 4,9 4,2 3,9 4,6 3,1 3,1 средний
14 3,5 4,2 2,5 4,5 4,3 5 4,7 4,1 высокий
15 3,5 2 3,5 4,5 4,5 5 5 4 высокий

 

После проведения методики Дембо - Рубинштейн, как видно из таблицы №2, в экспериментальной группе «А» мы получили следующие результаты:

из общего количества детей 67% имеет высокую самооценку

% имеет среднюю самооценку

 

Таблица №3. Исследование самооценки у экспериментальной группы «В»

Качества личности

Сред.балл Уровень
 

Здор.

Ум Характер

Счастье

Удовл.собой Оптимизм Вешн.    
1

4

3,7 2,6

3,2

3,3 2,4 3,2 3,2 средний
2

3,8

4 3,5

3,5

3,6 4 2,1 3,5 средний
3

3,2

3,8 3,4

4,8

3,6 3,4 3 3,6 средний
4

2,1

2,9 2,5

3,1

3,3 0,5 3,1 2,9 низкий
5

3,8

3,9 4,2

3,9

3,6 3,7 2,1 3,6 средний
6

4

3,7 3,8

4

3,5 3,2 3 3,6 средний
7

4

3,5 3,6

4

3,5 1,3 3,2 3,3 средний
8

3,3

3,5 3,6

2,6

3,5 2,2 1,6 2,9 низкий
9

4

3,5 2,3

5

3,5 0,5 4,3 3,3 средний
10

4,5

4 2,6

4,5

4,5 5 5 4,3 высокий
11

3,5

3 5

4,5

3 1 4,5 3,5 средний
12

4

3,5 4,8

1,4

3,6 3,7 4,9 3,7 средний
13

3,5

3 3

5

2,5 3 4,5 3,5 средний
14

2

2,5 2,5

5

2,5 3 5 3,2 средний
15

4,5

4 2,5

4

4,5 4,5 5 4,1 высокий
16 1,5

2

2,7

2,8 3 3,5 2 2,9 низкий
17 3,5

3

3

5 2,5 3,2 5 3,6 средний
18 3

2

3

5 4 5 5 3,8 средний
                       

 

После проведения методики Дембо - Рубинштейн, как видно из таблицы №3, в экспериментальной группе «В» мы получили следующие результаты:

из общего количества детей 11% имеет высокую самооценку

% имеет среднюю самооценку

% имеет низкую самооценку

 

Таблица №4. Исследование самооценки у экспериментальной группы «С»

Качества личности

Сред.балл Уровень
  Здор. Ум Характер Счастье Удовл.собой Оптимизм Вешн.    
1 2,5 2 2 4 3,5 2 4,5 2,9 Низкий
2 2 2,2 3 2,5 2,6 2 2,2 2,9 низкий
3 2,5 2 2 2,3 1,3 5 4,5 2,8 низкий
4 3,5 2,5 2,5 4,5 4,5 4 3,5 3,7 средний
5 3,5 3 2,5 2,6 3,5 1,5 3 2,8 низкий
6 2,5 2 2 4 3,5 2 4,5 2,9 низкий
7 3,5 2,5 2 5 2,5 3 5 3,4 средний
8 5 3 2,5 3,5 2,5 4,5 5 3,7 средний
9 5 4,5 1,3 2,3 2,5 2 2 2,8 низкий
10 1,6 3,6 2,2 3,3 3,5 3,5 2,6 2,9 низкий

 

После проведения методики Дембо - Рубинштейн, как видно из таблицы №4, в экспериментальной группе «В» мы получили следующие результаты:

из общего количества детей 30% имеет среднюю самооценку 70% имеет низкую самооценку.

Исследовав самооценку подростков младшего возраста, при этом, разбив их на группы согласно социальному статусу и материальному положению их родителей, мы можем сопоставить результаты

 

Уровень

самооценки

 

выс

 

средн

 

низк статус

низк. средн. выс.

Рисунок №1. Сопоставление результатов

 

Как видно из рисунка №1, в результате мы получаем, что чем выше статус, тем выше и самооценка.

В качестве конкретного примера возьмем девочку, учащуюся в школе №53, 11 летнего возраста. По результатам проведения анкеты материальное положение и социальный статус семьи испытуемой находится ниже среднего.

Проведение методики Дембо - Рубинштейн дало следующий результат: высота самооценки (фон настроения) выражено низкая (низкий фон настроения) - актуальная самооценка находится в нижнем интервале. (испытуемая находится в таблице в группе «С» под номером 10). Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость часто свойственны детям с заниженной самооценкой. Они не хотят участвовать в играх, потому что боятся оказаться хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются. Иногда дети, которым дается негативная оценка в семье, стремятся компенсировать это в общении со сверстниками. Они хотят всегда и везде быть первыми и принимают близко к сердцу, если это им не удается.

В качестве другого примера возьмем мальчика, учащегося в Лицее №3, возраст 10 лет. По результатам проведения анкеты материальное положение и социальный статус семьи мальчика является высоким. После проведения методики Дембо - Рубинштейн, выявили самооценку мальчика: высота самооценки (фон настроения) чрезмерно высокая (высокий фон настроения) - актуальная самооценка находится в третьем инте

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...