Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Значение и задачи ритмической гимнастики в жизни ребенка дошкольного возраста




 

Ритмическая гимнастика - это гимнастика с оздоровительной направленностью, основным средством которой являются комплексы гимнастических упражнений, различные по своему характеру, выполняемые под ритмическую музыку преимущественно поточным способом и оформленные танцевальным характером.

Программа по ритмической гимнастике, базирующаяся на учёте возрастных особенностей детей дошкольного возраста, повышает процесс физического воспитания в детских садах и оказывает положительное влияние на состояние здоровья и улучшение показателей физической подготовленности детей дошкольников. Выполнение движений поточным способом с большим количеством повторений дает возможность соединить преимущество циклических видов спорта с их аэробными возможностями с доступностью и эмоциональностью гимнастических упражнений. Такие занятия воздействуют на сердечно-сосудистую, нервно-мышечную, эндокринную системы организма, и как показывает практика, ритмическая гимнастика доступна даже 3-х летним детям, а дети 6-7 лет способны четко, качественно, красиво выполнять движения, менять их характер в соответствии с режимом и темпом музыки.

На первый план здесь выходят проблемы физического воспитания, направленные на укрепление детского организма, способствующие полноценному физическому и психическому развитию. В ходе последних исследований, проведенных в этой области, было выявлено, что программа по физическому воспитанию дошкольников, основанная на ритмической гимнастике сюжетно-ролевой направленности, создает предпосылки для всестороннего и гармонического воспитания личности на основе интегрального развития как двигательных, так и интеллектуальных способностей детей. Установлено, что в ходе использования средств ритмической гимнастики с сюжетно-ролевой направленностью происходит опережающее развитие умственных способностей по отношению к двигательным.

В настоящее время в теории и практике адаптивного физического воспитания стали появляться работы о возможностях использования ритмической гимнастики в работе с детьми, имеющими различные отклонения от возрастной нормы.

Так в работе Е.В. Чернобыльской получены результаты воздействия методики ритмической гимнастики в физическом воспитании слепых и слабовидящих детей, которые дают основание считать, что она применима для развития ритмических способностей, координации, точности движений указанной выше категории детей. А также достаточно эффективна при условии углубленного методического подхода и определения структуры содержания учебных занятий, направленных на комплексное развитие психических процессов и двигательных качеств. Занятие включает упражнения на умение ориентироваться в частях тела, в соотношении окружающих предметов; на тренировку зрительных функций глаза. Также сюда включены танцевальные элементы, ритмические упражнения, шаги и движения и пр.

Ритмическая гимнастика также применима при коррекции отклонений в развитии глухих дошкольников, что экспериментально доказано улучшением физического развития, подготовленности детей, психомоторики и функционального состояния различных систем организма, и как следствие, коррекцией имеющихся отклонений в развитии у данной категории детей. На занятиях с глухими дошкольниками использовались как традиционная схема занятий, так и с сюжетной направленностью, что позволило повысить процесс запоминания и усвоения упражнений, эмоциональный фон и сформировать устойчивый интерес к занятиям физической культурой.

Ритмическая гимнастика получила широкое распространение во всем мире. Ритмическая гимнастика - это разновидность гимнастики, такой системы упражнений, которая дает занимающимся бодрость, здоровье, мышечную радость, повышает тонус нервной системы. В ритмическую гимнастику входит неограниченный выбор движений, воздействующий на все части тела, на развитие всех физических качеств, таких как: ловкость, гибкость, выносливость, пластичность. Положительные эмоции вызывают стремление выполнять движения энергичнее, что усиливает их воздействие на организма. Ритмическая гимнастика сегодняшнего дня использует средства художественной гимнастики, общеразвивающих упражнений, свободную пластику, суставную гимнастику, элементы современного танца.

Физиологические особенности дошкольников подтверждают это положение. Интенсивность окислительных процессов в организме ребенка выше, чем у взрослого, а поэтому потребность ребенка в кислороде больше. Дыхательный аппарат шестилеток еще несовершенен, в связи с этим дыхание поверхностное и учащенное, не обеспечивающее должного потребления кислорода. Ритмическая гимнастика как раз и тренирует дыхательную систему и обеспечивает организм ребенка необходимым количеством кислорода.

Ритмическая гимнастика - одна из разновидностей оздоровительно-развивающего направления в гимнастике. По своему содержанию и используемым средствам ритмическая гимнастика - своеобразный синтез гимнастики и йоги, классического балета и аэробики, народного танца и диско. Однако при любом отношении используемых средств гимнастика является основной и доминирующей частью занятия. Лишь при таком условии обеспечивается многоплановый эффект оздоровительного и развивающего воздействия занятия. Большое разнообразие движений, выполняемых в различных плоскостях пространства, способствует совершенствованию двигательной памяти и координационных способностей. Отличительные признаки ритмической гимнастики заключаются в танцевальной манере выполнения упражнения. Она способствует быстрому переходу организма от сна к бодрствованию, настраивает центральную нервную систему на рабочий ритм, подготавливает организм к предстоящей активной деятельности.

Свобода, естественность, отсутствие всякого напряжения - вот что должно быть характерно при выполнении детьми музыкально-ритмических движений. Это сложная задача, но вполне осуществимая, если в своей работе с детьми педагог будет учитывать следующие принципы: комплексное решение основных задач физического воспитания, систематичность, постепенность, последовательность, повторность.

На шестом году жизни ребёнок физически крепнет, становиться более подвижным, успешно овладевает основными движениями, у него хорошая координация движений при ходьбе, беге, прыжках. Совершенствуются процессы нервной высшей деятельности: развивается способность анализировать, обобщать, делать простейшие умозаключения, улучшается произвольная память. Дети 5-6 лет способны осмыслить указания педагога и, опираясь на имеющийся опыт, без показа выполнить некоторые музыкально-ритмические задания.

Ритмические упражнения помогают ребёнку научиться владеть своим телом, координировать движения. К концу года, 6 лет имеют большой запас основных танцевально-ритмических движений. Всё это создаёт благоприятную почву для последующей работы педагога в старшей группе.

Главными задачами физического воспитания детей является укрепление организма, развитие и совершенствование движений. Выполнение физических упражнений под музыку является наиболее эффективной формой создания у детей правильного понимания характера движений. Для дошкольного возраста упражнения, выполненные с музыкальным сопровожденем, являются основными, базовыми при овладевании двигательной культурой, так как они способствуют формированию правильной осанки, красивой походки, развитию ритмичности и музыкальности, координации движений.

Итак, ребенку с рождения присуще двигаться. В беге, плавании, прыжках он удовлетворяет естественную потребность в движении, хотя и не осознает значения этой деятельности. Физкультурно - оздоровительные занятия должны развивать детей физически, приучать их к осознанному выполнению физических упражнений, формировать у них представление о здоровом образе жизни. Все эти задачи помогает решать ритмическая гимнастика.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...