Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общая характеристика психологии как науки.

При делении наук на группы по признаку предмета изучения выделяют естественные, гуманитарные и технические науки. Первые изучают природу, вторые — общество, культуру и историю, третьи связаны с изучением и созданием средств производства и орудий труда. Человек — существо социальное, и все его психические явления в значительной мере социально обусловлены, поэтому психологию принято относить к гуманитарным дисциплинам.

Понятие «психология» имеет как научный, так и житейский смысл. В первом случае оно употребляется для обозначения соответствующей научной дисциплины, во втором — для описания поведения или психических особенностей отдельных лиц и групп людей. Поэтому в той или иной степени каждый человек знакомится с «психологией» задолго до ее систематического изучения.

Уже в раннем детстве ребенок говорит «я хочу», «я думаю», «я чувствую». Эти слова свидетельствуют о том, что маленький человек, не отдавая себе отчета в том, чем он занимается, исследует свой внутренний мир. На протяжении всей жизни каждый человек, осознанно или неосознанно, изучает себя и свои возможности. Следует отметить, что уровень познания своего внутреннего мира во многом определяет то, насколько человек может понять других людей, насколько успешно может построить с ними взаимоотношения.

Человек — это социальное существо, и он не может жить вне общества, без контактов с окружающими. В практике живого общения каждый человек постигает многие психологические законы. Так, каждый из нас уже с детства умеет «читать» по внешним проявлениям — мимике, жестам, интонации, особенностям поведения — эмоциональное состояние другого человека. Таким образом, каждый человек — своего рода психолог, поскольку в обществе невозможно жить без определенных представлений о психике людей.

Однако житейские психологические знания очень приблизительны, расплывчаты и во многом отличаются от научных знаний.

Во-первых, житейские психологические знания конкретны, привязаны к конкретным ситуациям, людям, задачам. Научная же психология стремится к обобщению, для чего используются соответствующие понятия.

Во-вторых, житейские психологические знания носят интуитивный характер. Это обусловлено способом их получения — случайным опытом и его субъективным анализом на бессознательном уровне. В отличие от этого научное познание основано на эксперименте, а полученные знания вполне рациональны и осознаваемы.

В-третьих, существуют различия в способах передачи знаний. Как правило, знания житейской психологии передаются с большим трудом, а часто эта передача просто невозможна. Как пишет Ю. Б. Гиппенрейтер, «вечная проблема «отцов и детей» состоит как раз в том, что дети не могут и даже не хотят перенимать опыт отцов». В то же время в науке знания аккумулируются и передаются намного легче.

В-четвертых, научная психология располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем объеме ни одному носителю житейской психологии.

Так что же такое психология как наука?

Слово «психология» в переводе с древнегреческого буквально означает «наука о душе» (psyche — «душа», logos — «понятие», «учение»). В научном употреблении термин «психология» появился впервые в XVI в. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических, явлений, т. е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в XVII-XIХ вв. область, изучаемая психологией, расширяется и включает в себя не только осознаваемые, но и неосознаваемые явления. Таким образом, психология — это наука о психике и психических явлениях.

 

2. Основные этапы развития представлений о предмете психологии.

Особый характер психических явлений принадлежит внутреннему миру человека, который отличается от его окружения. Их можно отнести к области душевной жизни (сам термин «психическое» происходит от греческого слова «псюхе», что значит «душа»), что противопоставляется реальным событиям и фактам. Все эти явления группируются под названиями «восприятие», «память», «мышление», «воля», «чувство», в совокупности образуя то, что именуется психикой, психическим, внутренним миром человека, его душевной жизнью.

Житейские психологические сведения из общественного и личного опыта составляют донаучные психологические знания. Но эти знания не систематичны, они лишены доказательности, поэтому не являются опорой для серьезной работы с людьми, которая требует достоверных знаний в психике человека.

Предмет научного изучения в психологии - это конкретные факты психической жизни, которая характеризуется качественно и количественно. Понятно, что научная психология требует перехода от описания явлений к их объяснению. Объяснение предполагает объяснение законов, которым подчиняются эти явления. Следовательно, предметами изучения в психологии являются психологические законы.

Задачи психологии составляют изучение психологических фактов, установление механизмов психической деятельности,

На рубеже VII-VI вв. до н. э. начинается научный.период. Основная тема античности и Средних веков в психологической мысли - проблема души. В этот период бурно развивается философия. На первое место выходит душа человека. Показателен в этом плане труд Аристотеля «О душе». Душа рассматривается как источник активности тела. Ей свойственны функции познания и регуляции поведения. В этот период еще нет определенных методов исследований. Поэтому используются методы других наук - философии, медицины, математики. Основные достижения связаны с определением основных проблем психологии, которые связаны с исследованием познания, активности души.

В XVII—XVIII вв. складывается детерминистский подход к психике на основе механистической философии. В конце XVIII - начале XIX в. начинается период ассоцианистической психологии. Здесь центральную роль играет сознание, которое состоит из ощущений, чувств и представлений. Этот период характеризуется тем, что для исследования психики используются логика, естественные науки.

В середине XIX в. на стыке с физиологией возникает экспериментальная психология. Появляются такие науки, как психофизика, психофизиология и др. И только в 1870-1880-х гг. психология складывается как самостоятельная дисциплина, отличная от философии и физиологии. В русле идей неокантианства возникла дуалистическая концепция «двух психологии» естественно-научной и культурно-исторической.В XX в. главными течениями психологии стали гештальтпсихология, бихевиоризм, психоанализ. В начале 1960-х гг. сложились (преимущественно в США) гуманистическая психология, когнитивная психология.

 

 

3. Современные представления о предмете психологии.

 

Бихевиоризм. Основоположник направления -американский ученый Л. Уотсон (1878—1958). В этом направлении принято считать, что психология должна заниматься не сознанием, а поведением человека. По Л. Уотсону, задача бихевиоризма (от англ. behaviour- «поведение») состоит в накоплении наблюдений над поведением с расчетом на то, что человеческую реакцию можно будет предугадать (стимул). Позднее К. Халя и Б. Скиннер пришли к выводу, что связи между стимулами и поведенческими реакциями не являются прямыми.

Гештальтпсихология. Возникла в Германии. Это направление разрабатывали Г. Вертгеймер, В. Копер и К. Левши. Они изучали психику с точки зрения целостных структур (гештальтов). Понятие о гештальте (от нем. «форма») возникло при изучении сенсорных образований, когда обнаружилась «первичность» их структуры по отношению к входящим в эти образования компонентам (ощущениям). Свои положения гештальтпсихология противопоставила бихевиоризму. Заслуги гештальтпсихологии состоят в разработке понятия психологического образа, в утверждении системного подхода к психическим явлениям.

Глубинная психология. Это направление возникло в 1896 г. У истоков стоял австрийский психолог 3. Фрейд (1858-1939). Он считал, что физиологический подход недостаточен, и предложил свою систему анализа душевной жизни человека - психоанализ. Психика содержит, по 3. Фрейду, три образования: «я», «сверх-я» и «оно». «Оно» - это место сосредоточения

двух групп.влечений:, влечения к жизни, куда входят сексуальные влечения, и влечения к самосохранению «я»; влечения к смерти, к разрушению. «Оно» составляет движущую силу поведения. «Я» воспринимает информацию об окружающем мире и состоянии организма. «Сверх-я» проявляется в виде совести.

В произвольном внимании важную роль играет речь. Произвольное и непроизвольное внимание тесно связано с чувствами, прежним опытом человека, его интересами.

Существует еще такой вид памяти, как «послепроизвольный». Этот вид памяти связан с сознательными задачами и целями, следовательно, он не схож с непроизвольным вниманием, но так как здесь не требуются волевые усилия, то нет схожести и с произвольным вниманием.

Важная характерная особенность внимания -устойчивость внимания. Она определяется длительностью сохранения интенсивного внимания. Устойчивость - характеристика внимания во времени. Ее показатели - высокий объем, точность работы в течение некоторого промежутка времени.

Большое значение для устойчивости сосредоточения имеют активность личности, ее деятельность. Активность проявляется в практических действиях с объектами внимания. Важную роль играет и внутренняя мыслительная деятельность, которая связана с решением задач, требующих внимания.

Еще одна особенность - это колебание внимания. Это кратковременные непроизвольные изменения степени интенсивности внимания.

Такая особенность, как переключение, проявляется в быстром переходе от одной деятельности к другой.

 

4.Отрасли психологии и задачи психологической практики.

 

 


Современная психология, как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики, представляет собой широко разветвленную область человеческих знаний. В ней выделяют много различных отраслей, каждая из которых является относительно самостоятельным направлением научных исследований. Задачи, стоящие перед этими отраслями, являются конкретизацией основной проблемы психологии. Имея это в виду, правильнее было бы говорить не об одной науке психологии, а о комплексе психологических наук. Их, в свою очередь можно разделить на общие (базовые), прикладные и специальные.
Базовые отрасли психологии направлены на понимание и объяснение психики и поведения людей независимо от того, какой конкретной деятельностью они занимаются. Задача базовых отраслей психологии, часто объединяемых названием "общая психология" - поиск наиболее общих универсальных закономерностей развития и функционирования психика. Общая психология изучает общие закономерности психики и человеческого сознания, психические процессы, свойства, состояния и образования личности.
Прикладные отрасли – это те, достижения которых используются на практике. Они объединены понятием «практическая психология». К ним относятся практическая психодиагностика, консультирование и психотерапия.
Специальные отрасли психологии направлены на исследование поведения и психологии людей в условиях конкретной теоретической или практической деятельности. Их задача - поиск особенностей проявления общепсихологических закономерностей. Таким образом, специальные отрасли психологии активно используют достижения общей психологии, которая является фундаментальной основой их развития.
Социальная психология исследует психологические явления и процессы, обусловленные принадлежностью человека к конкретным общностям.
Зоопсихология (или сравнительная психология) раскрывает особенности и закономерности психики животных на разных этапах развития животного мира.
Педагогическая психология занимается исследованием психологических особенностей и закономерностей процессов обучения и воспитания подрастающего поколения.
Возрастная психология изучает особенности психики людей разного возраста, возрастные особенности психических процессов, интересов, мотивов деятельности и т.п.
Инженерная психология ставит своей целью разрешение проблем соотношения технических требований современных машин и психических возможностей человека.
Космическая психология изучает особенности психических процессов, происходящих в организме человека в условиях космических полетов.
Юридическая психология исследует психологию правонарушителей и преступников, а также вопросы, находящие свое отражение в судебной практике.
Военная психология изучает психологию личности воина, воинского коллектива и психологические особенности их профессиональной деятельности.
Медицинская психология занимается исследованием нарушений и расстройств психической деятельности при различных заболеваниях.
Таким образом, для современной психологии характерен процесс дифференциации порождающий значительную разветвленность на отдельные отрасли, которые отличаются друг от друга, хотя и сохраняют общий предмет исследования - факты, закономерности, механизмы психики. В то же время для нее характерна интеграция, в результате которой происходит стыковка психологии со всеми науками (через инженерную психологию - с техническими науками, через педагогическую психологию с педагогикой, через социальную психологию с общественными и социальными науками и т. д.).
Современная психология находится в ряду наук, занимая промежуточное положение между философскими науками, с одной стороны, естественными — с другой, социальными - с третьей. Объясняется это тем, что в центре ее внимания всегда остается человек, изучением которого занимаются и названные выше науки, но в других аспектах. Согласно классификации наук академика А. Кедрова психология занимает центральное место не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их формирования и развития.

Обычно основным принципом классификации отраслей психологии считают развитие психики в деятельности.

На этом основании выделяются следующие отрасли психологии

 

Общая психология изучает познавательную и практическую деятельность. Результаты исследований в области общей психологии — базисная основа развития всех отраслей и разделов психологической науки. Существует целый ряд подразделов общей психологии: психология личности, мышления, эмоций, женская психология и т.д., включая психофизику, которая занимается изучением чувствительности и находится у верховья современной экспериментальной психологии.

 

Социальная психология изучает человеческие взаимоотношения, явления, возникающие в процессе общения и взаимодействия людей друг с другом в разного рода группах, в частности в семье, школе, в ученическом и педагогическом коллективах. Такие знания необходимы для психологически правильной организации воспитания.

 

Возрастная психология исследует психику в онтогенезе, т.е. ее развитие от зачатия человека до его смерти. Она имеет ряд отраслей: детская психология, психология подростка, юности, взрослого человека и геронтология

 

Педагогическая психология имеет своим предметом психику (учащегося и преподавателя) в условиях образовательного процесса (обучение и воспитание).

 

Психология труда (исторически первое название — психотехника) рассматривает психику в условиях многоликой трудовой деятельности. Включает в себя немало самостоятельных разделов: инженерная психология, эргономика, космическая и авиационная психология, психология управления, организационная, военная, политическая, юридическая, судебная, психология торговли, рекламы, спорта, творчества и т.п.

 

Психолингвистика занимается изучением речи как вида психики, использующей языковые системы в качестве внутреннего средства. Здесь также выделяются разделы, например, психосемиотика, психосемантика.

 

Медицинская психология исследует психику в условиях болезни: душевной или телесной. Здесь выделены такие разделы, как нейропсихология, патопсихология, соматопсихология. В современной науке носит название клиническая психология.

 

Психология аномального развития, или специальная психология: олигофренопсихология, сурдопсихология, тифлопсихология.

 

Дифференциальная психология исследует всевозможные различия психики людей: индивидуальные, типологические, этнические и др. В былые времена ее обозначали термином сравнительная психология.

 

Психофизиология изучает соотношение взаимодействия биологического и психического, физиологии высшей нервной деятельности и психологии. В последние годы получила развитие психогенетика.

 

Из всего сказанного выше можно представить, насколько широк спектр практического применения психологии. Психология является одной из фундаментальных, системообразующих научных дисциплин, будущее которой лежит на стыке наук, на первый взгляд кажущихся далекими от нее.

 

Общей задачей психологической науки является изучение как психики субъекта, так и его психологии. Понятие “психолог” – обладатель этого знания. Психолог – это представитель науки, профессиональный исследователь закономерностей психики и сознания, особенностей психологии и поведения людей. Но далеко не всякое психологическое знание обязательно является научным. Практический психолог – это человек, “понимающий душу”, разбирающийся в людях, их поступках, переживаниях.

 

В широком смысле психологом фактически является каждый человек независимо от профессии, хотя чаще так называют подлинных знатоков человеческих отношений – видных мыслителей, писателей, педагогов.

 

 

5.Понятие отражения и психики.

 

Психика – это свойство высокоорганизованной животной материи головного мозга отражать окружающую действительность, строить на этой основе неотчуждаемый от субъекта образ этого мира, с помощью которого происходит регуляция поведения и деятельности человека.
Психика есть именно продукт усложнения жизни.
Психика возникает на определенной ступени развития жизни, не случайно, а необходимо, то есть закономерно. Если психика не есть только чисто субъективное явление, не только «эпифеномен» объективных процессов, но представляет собой свойство, имеющее реальное значение в жизни, то необходимость её возникновения определяется развитием самой жизни, более сложные условия, которой требуют от организмов способности отражения объективной действительность в форме простейших ощущений. Психика не просто «прибавляется» к жизненным функциям организмов, но, возникая в ходе их развития, дает начало качественно новой высшей форме жизни – жизни, связанной с психикой, со способностью отражения действительности.
Основные функции:
• отражение окружающего мира;
• регуляция активности, т.е. поведения, деятельности;
• адаптация, т.е. сохранение целостного организма.
Само развитие и специализация органов чувствительности определяется необходимостью адекватного отражения той предметной деятельности, с которой организм вступает во все более и более сложные соотношения.
Внимание было привлечено работами Н. Б. Познанской, экспериментально изучавшей чувствительность кожи человека к инфракрасным и к видимым лучам. Автором было установлено, что под влиянием длительной тренировки у испытуемых наблюдается понижение порогов чувствительности кожи к воздействию лучистой энергии, причем такое понижение гораздо более резко сказывается в случае воздействия лучей видимой части спектра.
В опытах с облучением видимыми лучами по мимо тепловой чувствительности имеет место проявление чувствительности также к видимым лучам, но что последнее сказывается лишь после тренировки и только по отношению к слабым облучениям; при сильных облучениях чувствительность к свету целиком перекрывается тепловой чувствительностью. Все опыты были внешне построены по схеме опытов с условными двигательными рефлексами.
Существует процесс перехода от простейшей формы жизни, жизни, ограничивающейся только прямыми безусловными отношениями, к жизни, включающей в себя отношения условные, сигнальные; существует следовательно и проблема генезиса этих отношений. Это и есть проблема генезиса чувствительности, генезиса ощущений.
Свойства психики:
1. это особое свойство т. е. то, что проявляется во взаимодействии с другими вещами это особая функция материи.
2. это свойство высокоорганизованной материи – человек или животное:
а) обязательно живая материя;
б) обязательно живая жизнь от простейшего до человека, которые ведут активную подвижную жизнь в сложно расчлененной среде, т.к. среда все время изменяется и усложняется, им приходится активно и постоянно приспосабливать свое поведение, а это требует вспомогательного аппарата – психики.
Панпсихизм – вся материя (живая и неживая) обладает психикой.
Биопсихизм – психика возникает у жизни вообще.
Зоопсихизм – психика на уровне животной жизни.
Нейропсихизм психика с появлением нервной системы у животных.
Антропопсихизм – психика только у человека…
Леонтьев о появлении психики «появление чувствительности – реакция живого организма на абиотические раздражители, т.е. не несущие жизненно важной функции (влага, свет, тепло) или не связанный с необходимыми внутренними процессами, но который связан с биологически важным раздражителем и является сигналом о нем».
3. это свойство субъективно отражать объективную реальность.
Отражение - понятие в соответствии с которым все психические процессы и состояния человека рассматриваются как отражения в голове человека объективной, независимой от него действительности (буквально – отражение – это взаимодействие чего-то с чем-то).
Переживание – субъективный образ объективной реальности.
Виды отражения субъективного (психич. переживания):
Ощущение (отражение отдельными огранами чувств отдельные функции предмета (свойства));
Восприятие (отражение целостных предметов органами чувств (полное представление о предмете));
Мышление (отражение отношений и закономерностей между предметами (общие функции, анализ, сортировка), ситуациями, объектами);
Эмоции (отражение важных событий, значимость происходящего (субъективная оценка – для одного радость, для другого горе));
Память (вид отражения событий, которое обеспечивает нам запечатление событий, их хранение и возможность воспроизведения).
Отражение: внутренние (память, эмоции, мышление) и внешнее (ощущение и восприятие).
4. это свойство, необходимое человеку и животным для ориетнирования в окружающем мире и активного взаимодействия с ним.
А) необходимость- это функция (свойство)
Б) наличие у человека, и у животного (у человека как у части животного мира). Живое – это система, находящаяся во взаимодействии с внешним миром.
В) связи с усложнением условий и взаимодействий для адаптации в среде меняется организм, меняются и усложняются отражения для выживания. Появляются потребности – отражения, состояние нужды организма в чем-то, находящимся вне его. (пример – потребность в адаптации к внешней среде).
5. это свойство нужное, на уровне человека для управления свои поведением (о специфичности психики человека). Животное обязательно должно подчиняться природе, ее законам, а человек научился подчинять природу себе. Человек существо социальное, появляется речь как средство общения, появляются орудия труда, с которыми человека меняет природу. У человека натуральная психика (думать, видеть, слышать, чувствовать) + произвольная психика (управляемая - слово). Пример: произвольное поведение – ВПФ – память натуральная и память произвольная.
Свойства произвольного поведения:
а) произвольность (управляемость);
б) опосредованность – с помощью средств и способов. Животное никогда не заставит себя что-нибудь сделать, а человек управляет своим поведением.
Формы проявления психической активности:
1. Психические процессы: когнитивные; эмоциональные; волевые
2. Психические состояния: мотивационно-волевые; эмоциональные; уровни организованности психической активности
3. Психологические качества: направленность; характер; темперамент
Основные черты психического отражения
1. Носит активный характер, а не пассивно-зеркальный, что проявляется в избирательности реагирования на внешнее воздействие.
2. Носит индивидуальный характер.
3. В течение времени психическое отражение развивается, углубляется, совершенствуется.
Отражение обеспечивает прогнозирование будущих событий на основе опережающего отражение происходящего.

 

6.Виды неосознаваемых психических явлений. З.Фрейд о природе

бессознательного. Классификация неосознаваемых явлений

 

Все неосознаваемые процессы можно разбить на три больших класса: (1) неосознаваемые механизмы сознательных действий; (2) неосознаваемые побудители сознательных действий; (3) - "надсознательные" процессы.

 

В первый класс - неосознаваемых механизмов сознательных действий - входят в свою очередь три различных подкласса: а) неосознаваемые автоматизмы; 6) явления неосознаваемой установки; в) неосознаваемые сопровождения сознательных действий.

 

Рассмотрим каждый из названных подклассов. а) Под неосознаваемыми автоматизмами подразумевают обычно действия или акты, которые совершаются "сами собой", без участия сознания. Иногда говорят о "механической работе", о работе, при которой "голова остается свободной". "Свободная голова" и означает отсутствие сознательного контроля.

В группу автоматических действий входят либо врожденные акты, либо те, которые формируются очень рано, часто в течение первого года жизни ребенка. Их примеры: сосательные движения, мигание, схватывание предметов, ходьба, конвергенция глаз и многие другие.

 

Группа автоматизированных действий, или навыков, особенно обширна и интересна. Благодаря формированию навыка достигается двоякий эффект: во-первых, действие начинает осуществляться быстро и точно; во-вторых, как уже говорилось, происходит высвобождение сознания, которое может быть направлено на освоение более сложного действия. Этот процесс имеет фундаментальное значение для жизни каждого индивида. Не будет большим преувеличением сказать, что он лежит в основе развития 1 всех наших умений, знаний и способностей.

 

Рассмотрим какой-нибудь пример. Возьмем обучение игре на фортепиано. Если вы сами прошли через этот процесс или наблюдали, как он происходит, то знаете, что все начинается с освоения элементарных актов. Сначала нужно научиться правильно сидеть, ставить в правильное положение ноги, руки, пальцы на клавиатуре. Затем отрабатываются отдельно удары каждым пальцем, подъемы и опускания кисти и т. д. На этой самой элементарной основе строятся элементы собственно фортепианной техники: начинающий пианист учится "вести" мелодию, брать аккорды, играть стаккато и легато... И все это - лишь основа, которая необходима для того, чтобы рано или поздно перейти к выразительной, игре, т. е. к задачам художественного исполнения.

Явления неосознаваемой установки

Прежде всего, что такое установка. По определению, это - готовность организма или субъекта к совершению определенного действия или к реагированию в определенном направлении.

 

Замечу, что речь идет именно о готовности к предстоящему действию. Если навык относится к периоду осуществления действия, то установка - к периоду, который ему предшествует.

 

Фактов, демонстрирующих готовность, или предварительную настройку организма к действию, чрезвычайно много, и они очень разнообразны. Как я уже говорила, они относятся к разным сферам психической жизни индивида.

 

Например, ребенок задолго до годовалого возраста, пытаясь взять предмет, подстраивает кисть руки под его форму: если это маленькая крошечка, то он сближает и вытягивает пальцы, если это круглый предмет, он округляет и разводит пальцы и т. д. Подобные пред настройки позы руки иллюстрируют моторную установку.

 

Если вы сидите в темной комнате и со страхом ждете чего-то угрожающего, то иногда и в самом деле начинаете слышать шаги или подозрительные шорохи. Поговорка "у страха глаза велики" отражает явления перцептивной установки.

Неосознаваемые сопровождения сознательных действий

Наконец, существуют неосознаваемые процессы, которые просто сопровождают Действия, и они выделены нами в третий подкласс. Этих процессов большое количество, и они чрезвычайно интересны для психологии. Приведу примеры. Вам, наверное, приходилось наблюдать, как человек, орудующий ножницами, двигает челюстями в ритме этих движений. Что это за движения? Можно ли отнести их к двигательным навыкам? Нет, потому что движения челюстями не реализуют действие; они также никак не подготавливают его, они лишь сопровождают его.

 

Другой пример. Когда игрок на бильярде пускает шар мимо лузы, то часто он пытается "выправить" его движение вполне бесполезным движением рук, корпуса или кия.

 

Студенты на экзаменах часто очень сильно зажимают ручку или ломают карандаш, когда их просишь, например, нарисовать график, особенно если они в этом графике не очень уверены.

 

 

59.Различают собственно темперамент как определенное устойчивое сочетание психодинамических свойств, проявляющихся в деятельности и поведении, и его органическую основу.
Физиологическую основу темперамента составляет нейродинамика мозга, т.е. нейродинамическое соотношение коры и подкорки. Нейродинамика мозга находится во внутреннем взаимодействии с системой гуморальных, эндокринных факторов. Ряд исследователей (Пенде, Белов, отчасти Э.Кречмер и др.) склонны были поставить и темперамент, и даже характер, в зависимость, прежде всего, от этих последних. Не подлежит сомнению, что система желез внутренней секреции включается в число условий, влияющих на темперамент.

Было бы неправильно, однако, изолировать эндокринную систему от нервной и превращать ее в основу темперамента, поскольку сама гуморальная деятельность желез внутренней секреции подчиняется центральной иннервации. Между эндокринной системой и нервной существует внутреннее взаимодействие, в котором ведущая роль принадлежит нервной системе.
Для темперамента существенное значение при этом, несомненно, имеет возбудимость подкорковых центров, с которыми связаны особенности моторики, статики и вегетатики. Тонус подкорковых центров, их динамика оказывает влияние и на тонус коры и ее готовность к действию. В силу той роли, которую они играют в нейродинамике мозга, подкорковые центры, несомненно, влияют на темперамент. Но опять-таки совершенно неправильно было бы, эмансипируя подкорку от коры, превратить первую в самодовлеющий фактор, в решающую основу темперамента, как это стремятся сделать в современной зарубежной неврологии течения, которые признают решающее значение для темперамента серого вещества желудочка и локализуют "ядро" личности в подкорке, в стволовом аппарате, в субкортикальных ганглиях. Подкорка и кора неразрывно связаны друг с другом. Нельзя поэтому отрывать первую от второй. Решающее значение имеет, в конечном счете, не динамика подкорки сама себе, а динамическое соотношение подкорки и коры, как это подчеркивает И.П.Павлов в своем учении о типах нервной системы.
Деятельность коры головного мозга неразрывно связана с деятельностью подкорковых механизмов. Характерной особенностью темперамента является высокая или низкая эмоциональность. В протекании эмоций всегда принимают участие подкорковые механизмы.

 

 

Темперамент (Небылицын) – характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т.е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности, составляющих эту деятельность психических процессов и состояний. Темперамент является проявлением физиологических процессов. Изучается чаще в диагностическом подходе.

Типы теорий темперамента:

Гуморальные теории. Гиппократ, Кант, Лесгафт. Темперамент определяется соотношением (красис) между четырьмя жидкостями, циркулирующими в организме – желчью, кровью, черной желчью и лимфой. По преобладающей в соотношении жидкости определялся темперамент: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик. Кант логически доказал, что существуют и должны существовать именно такие типы человека. У Лесгафта - свойства системы кровообращения (напор, толщина и упругость стенок кровеносных сосудов, их диаметр и т.д.).

Морфологические теории. Кречмер, Шелдон. Связь между типом телосложения и типом темперамента. Кречмер выделил основные конституциональные типы телосложения и определил темперамент через эти типы. Шелдон - 3 соматотипа - эндоморфный, мезоморфный и эктоморфный. У обоих: фатальная соматическая обусловленность разнообразных психических черт личности.

I и II теории первопричиной темперамента считают такие системы организма, которые не обладают для этого необходимыми свойствами.

Нейрофизиологические теории. Павлов, Теплов. Объяснение темперамента через особенности ЦНС. Павлов, основные свойства НС:

сила нервных процессов (сила - слабость) – способность НС выдерживать действие длительных или часто повторяющихся воздействий раздражителя возбуждающего или тормозного типа;

уравновешенность (уравновешенность - неуравновешенность) – способность к переходу от возбуждения к торможению в критической ситуации;

подвижность (подвижность - инертность) - скорость перехода от возбуждения к торможению, и наоборот.

Эти свойства образуют сочетания, через которые можно объяснить свойства темперамента.

Шаги:

выделение свойств НС

построение типов НС

называние типов, соотнесение их с определенной поведенческой картиной.

Сангвиник - сила, уравновешенность, подвижность;

Флегматик - сила, уравновешенность, инертность;

Холерик - сила, неуравновешенность;

Меланхолик - слабость.

Теплов добавил еще 2 свойства:

динамичность – легкость и быстрота (нарастания и распространения), с которой НС генерирует возбуждение и торможение.

лабильность – скорость возникновения и прекращения нервных процессов (время реакции, скорость ответа) – взамен подвижности.

Заменяет понятие «тип» на «синдром свойств» – совокупность свойств НС, коррелирующих между собой. т.е. не сверху от типов, а снизу от свойств. Свойство, синдром силы становится центральным для образования 2 групп свойств, коррелирующих с ней:

Сила НС коррелирует с низкой чувствительностью (высокие пороги слуховой, звуковой чувствительности);

Слабость НС коррелирует с высокой чувствительностью.

Свойства НС не предопределяют однозначно никаких форм поведения. Но они образуют почву, на которой легче формируются одни формы поведения и труднее другие. Т.е. существует более сложная связь, чем думал Павлов.

Небылицин: Обобщение темпераментов провел без выделения типов, но и не стал выделять отдельные частные свойства НС. Основные характеристики темперамента следует выделять как функции анатомических структур. Компоненты темперамента:

1) Общая психологическая активность индивида (энергетическая активность - настойчивость, воля или вялость, инертность) – активность ретикулярной формации, «энергетического центра» организма.

2) Моторный компонент (общая двигательная активность - быстрота, резкость, ритмичность, амплитуда движений).

3) Эмоциональные процессы (динамические характеристики: впечатлительность, импульсивность, лабильность) – активность лобно-лимбической коры, отделов гиппокампа, гипофиза.

Сангвиник - высокая энергетическая активность, разнообразная мимика; впечатлительность, лабильность (большая скорость с

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...