Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Молодежная субкультура и неформальные молодежные объединения: характеристика проблемы




По данным социологов 30-40% школьников и молодежи юношеского возраста вливаются в неформальные объединения. Деятельность этих неформальных объединений направлена на реализацию всей гаммы интересов молодежи. Многие неформальные объединения создаются в условиях учреждений и собирают людей добрых, милосердных, творческих, которые действуют на пользу социуму. Например, «Дружина друзей природы» (БГУ), их цель - охрана окружающей среды. В основном неформальные объединения организуются самими молодыми людьми по месту жительства с целью проведения свободного времени (дворовые компании). Такие неформальные объединения являются для ребят способом свободного самовыражения, проявления инициативы и самостоятельности, бесконтрольного со стороны взрослых общения. Они существуют в виде небольших контактных групп, основанных на личном знакомстве, дружеских отношениях, общих интересах. В таких группах стихийно складывается паритетная демократическая организационная структура, появляются лидеры, ведущие и ведомые, причем каждый здесь имеет равные возможности и может стать лидером.

Неформальные объединения могут иметь не только социально-значимые, но и асоциальные цели, что определяет и образ жизни их членов. В асоциальных неформальных объединениях устанавливается, как правило, авторитарное управление. Ребята вместо желаемой свободы получают духовное и физическое закрепощение (Скины, РНЕ, и др.). Из объединений такого рода ребята уже не могут выйти свободно, так как в группе это считается предательством и строго карается.

Рассмотрим основные причины вступления молодежи в неформальные объединения. По данным опроса социологов 45% респондентов из молодежной среды заявляют, что официальные молодежные организации им не интересны для проведения досуга, так как их работа формальна; 35% - сообщили, что официальные организации не помогают развивать способности и реализовывать жизненные стремления; 13% - обратили внимание на то, что для них главное - это непринужденное общение, которое проще найти в неформальных объединениях и 7% респондентов заявили о том, что их деятельность в неформальных объединениях, членами которых они являются, идет вразрез с общепринятыми в социуме нормами морали, и им это нравится[7].

Отсюда первая причина вступления молодежи в неформальные объединения - психолого-педагогические противоречия, формализм воспитательной работы в условиях образовательно-воспитательных учреждений и официальных молодежных организаций, не дающий выхода творческой энергии ребят, лишающий возможности самовыражения, демонстрации оригинальных идей.

Вторая причина - психологические мотивы личности молодого человека. Это стремление к престижности, к утверждению своего мнения; желание познать и продемонстрировать свое «Я», потребность в общении, обмене чувствами и мыслями по волнующим вопросам; возможность чувствовать себя свободно.

Третья причина - противоречие между достаточным объемом свободного времени учащейся молодежи и недостаточным уровнем развития общей культуры юношей и девушек. Отсюда часто мы можем наблюдать удовлетворение эмоциональных и эстетических потребностей средствами культурно-массовой продукции очень низкого уровня (особенно кино- и видеопродукция), совершение правонарушений и асоциальных поступков как развлекательный способ проведения досуга. Нежелание тратить время на собственное самосовершенствование, социально значимую деятельность демонстрирует недостаточный уровень понимания жизни молодежью и низкий уровень их общекультурного развития в целом.

Четвертая причина - негативные характеристики современного общества взрослых: бездуховность, потребительское отношение к жизни, мещанство, обывательщина, лицемерие, отсутствие правды, агрессия и насилие и др. Вследствие названных негативных примеров и недостаточного жизненного опыта молодые люди многие ложные цели принимают за истинные. Отсюда стремление молодежи к реализации эгоистических потребностей иинтересов; отсутствие осознания ответственности за свои действия перед окружающими людьми и всем социумом и, как следствие, асоциальное поведение; самоутверждение путем самоуправления и подавления и т.д.

Неформальные объединения играют наиболее существенную роль в подростковом и юношеском возрасте. Жизнедеятельность неформального объединения, стиль поведения его членов определяется субкультурой, в рамках которой оно существует. Субкультура - автономное целостное образование внутри господствующей культуры, включающее трансформированную систему ценностей, а также комплекс специфических социально-психологических черт и поведенческих образцов, которые определяют стиль жизни и мышление ее носителей [6].

Любая субкультура включает элементы жаргона, эстетическихпристрастий, норм воздействия на своих членов, образцов поведения. Принятый в субкультуре жаргон выступает как своеобразный пароль, позволяющий вступать в контакт со сверстниками данной группы. Другой элемент субкультуры - следование моде в одежде, прическе, макияже, с помощью которых ощущается единство со своими сверстниками данной группы и выделение из мира взрослых. Третий немаловажный элемент субкультуры - музыкальные пристрастия. Музыка позволяет выразить эмоции, переживания, которые юноши не могут выразить словами. Выбор конкретных объединений имеет возрастные особенности и социальный статус. Кроме названных элементов субкультуры членам неформальных объединений присущ и своеобразный субъективный мир, отражающий их взгляды на жизнь и нравственные позиции.

Таким образом, вхождение в неформальное объединение диктует молодым людям соблюдение определенных ритуалов, поддержание соответствующего имиджа в одежде, прическе, во всем внешнем виде, а также в музыкальных пристрастиях, отношениях к себе и окружающим, всему социуму в целом. Рассмотрим некоторые неформальные объединения наиболее распространённые в молодёжной среде.

Панки представляют антисоциальное, анархическое течение, с элементами отрицания культуры старших поколений и цивилизаций. Они впервые появились в Великобритании (Уэльсе) в первой половине 1930 - х годов. Панками назывались люди, проживающие в бедных районах города, как правило, дети угольщиков. Они пили хуч (индейский самогон), курили опиум, нюхали токсичные вещества. Средства к существованию - бандитизм, развлечения - драки. Музыкальное пристрастие - «черный джаз» (исполнялся неграми). Идеология - анархия и полное отрицание государственных норм и нравственных норм социума.

Условно выделяются две возрастные группы панков. Первая - подражают панкам 30-х г., также нарочито неприглядны. Вызывающе одеваются, сквернословят, хулиганят, совершают правонарушения, курят «травку» и т.п. Слушают «панк» и «панк-рок», даже не отличая их. Вызывающие прически (петушиный гребень, чуб и т.д.), одежда (на голом теле кожаный пиджак и т.д.), серьги на лице и в ушах. Культ нечистоплотности во всем. Грубый жаргон, близкий к жаргону «зоны». Непристойное поведение: употребление спиртных напитков, наркотиков, токсических веществ; драки, грабежи, насилие с целью надругательства над личностью. В интимной жизни также преобладает культ нечистоплотности. Вторая группа - старше возрастом. Они явно интеллектуальнее. Ведут себя не агрессивно, одеваются солиднее, к музыке относятся серьезно, многие сами играют на музыкальных инструментах, иногда даже читают книги[8].

Гранджеры - близки к панкам первой группы, но слушают «грандж».

Мажоры - молодые люди, преклоняющиеся перед всем, произведенным во Франции, Англии, США. Одеваются и обуваются только в то, что произведено в этих странах, следуя последнему «писку» моды. Собираются около гостиниц «Интурист», во всех местах, где можно встретить иностранцев. В их кругу считается престижным знать 2-3 иностранных языка. Выступают против алкоголя и наркотиков, многие занимаются модными видами спорта (бодибилдинг, скейтборд и др.). Мажоров не любят панки, из-за чего между ними происходят стычки.

Реднеки - молодые люди, накапливающие капитал. Они занимаются перепродажей различных товаров. Интереса к учебе и получению профессии у них нет. Их идеология основывается на отрицании образования и стремлении иметь побольше денег, что единственное может вызывать, по их мнению, любовь и уважение.

Байкеры - их страсть машины и особенно мотоциклы, готовы отдать самое ценное за хороший мотоцикл. Многие из них не имеют прав. Бывают замешаны в угоне автомобилей и мотоциклов. Слушают рок-музыку, предпочитают «тяжелый рок», поэтому часто их ошибочно называют «рокерами». Уважают физическую силу. Тусовки мажоров, реднеков и байкеров подразумевают дорогой образ жизни, поэтому они, как правило, дети из состоятельных семей. Можно отметить и положительные характеристики байкеров, особенно старший возраст.

Металлисты - поклонники тяжелого металлического рока («хэви метал рок»), черного металлического рока («блэк метал рок»), скоростного металлического рока («спид метал рок»). Агрессивный внешний вид: черная одежда с большим количеством металла, изображением черепов, надписью «сатана» на английском языке; узкие черные джинсы, высокие ботинки, серьги в левом ухе, перстни с изображением черепов, скелетов и др. Пьют преимущественно пиво. Некоторые металлисты исповедуют культ сатаны («сатанисты»). Они пьют спиртные напитки, хулиганят, курят во время концертов анашу и марихуану. Посвящение в сатанисты часто происходит на кладбище с жертвоприношением животных. Идеология - культ насилия, жестокости, расизма и шовинизма. К ним часто примыкают панки из-за стремления к насилию, бунту и т.д. К металлистам примыкают группы подростков, которым нравится рок-музыка. Их называют лохами. Как правило, именно они устраивают драки и погромы после концертов в залах и на улице. Но в среде металлистов есть и настоящие знатоки и ценители тяжелого рока. В основном те, которые старше 25 лет. Они более серьезны, миролюбивы, хорошо разбираются в музыке, даже в классической[8].

Рокеры - молодые люди, слушающие рок-музыку 1960-х г. и современную. Внешне похожи на металлистов (одежда, цепи, перчатки и т.д.). Особый шик - сапоги или ботинки с острыми носами. Есть немало интеллектуальных тусовок рокеров. Среди них выделяются те, кто слушает «русский рок». Многие рокеры являются авторами песен, увлекаются философией, религией, историей культуры, театром. В их числе А. Макаревич, Ю. Шевчук, Б. Гребенщиков и другие. Многие рокеры владеют несколькими музыкальными инструментами, актерским мастерством.

Скины - (от англ. «скин хэд» - бритая голова). Неофашистские молодежные группировки закрытого типа. Система подчинения как у гитлеровских фашистов: гауптштурмфюреры, штурмбанфюреры, оберы. Приветствие - вытянута вперед рука. На куртках черного цвета - фашистская символика. Идеология основывается на расизме, шовинизме, антисемитизме, национал-социализме, культе черной магии, культе сильной личности - все слабые и немощные не имеют права на жизнь. Организация военного образца. Средний возраст скинов - 17-18 лет. Во главе группировки стоит взрослый человек старше тридцати лет с профашистскими взглядами. Скины ненавидят панков, гранджеров, рэперов, хиппи, рэйверов и людей с другим цветом кожи. Металлистам и рокерам симпатизируют. Байкеров побаиваются. Любят слушать военные гимны и марши, «металл» середины 1980-х г.

РНЕ (русское национальное единство) - организация с фашистской идеологией полувоенного образца. Похожи на скинов: черная полувоенная одежда, фашистская символика, знамя с фашистской свастикой, приветствие вытянутой рукой, строгая иерархия подчинения членов организации. Такая же идеология. Присваивают звание и эмблему (рысь, лев, волк и т.д.). Употребление наркотиков, табака и алкоголя строго запрещается. Занимаются силовыми видами спорта, для этого арендуют спортивные и тренажерные залы; изучают тактику ведения уличных боев. Летом вывозят молодое пополнение в спортивные лагеря. Активно привлекают в свои ряды ребят из неблагополучных семей; агитируют в школах, ПТУ; издают газету «РНЕ». Новичкам устраивают испытание боем. Жертвами подобных акций становятся бомжи, лица «кавказской национальности», все так называемые «неславяне». Называют себя «санитарами общества», имеющими право решать, кому жить, а кому нет.

Хиппи - организация, имеющая многолетние традиции. Особенно проявлялась в 1960-х, 1980-х гг. Своего рода клуб, куда принимают не каждого, т. к. здесь своя философия. Делятся на две группы: «пионеры» - юноши и «олдовые» - взрослые члены. «Старики» серьезно занимаются вопросами религии, мистики, художественного творчества; носят длинные волосы и, часто, бороду, чтобы быть ближе к природе, подражать Иисусу Христу внешне и т.д. Одежда - джинсы, свитера, футболки, старые пальто. Все потрепанное или специально приведенное в такой вид. Носят «феньки» - браслеты из бисера, кожи и т.д. Зимой ходят на «тусовки», летом путешествуют автостопом, живут в палаточных городах. Идеология - человек должен быть свободен, прежде всего, внутренне. Выступают против службы в армии, пропагандируют пацифизм. Верят в высший разум и высшую реальность, которые могут изменить сознание человека и жизнь, отсюда интерес к религии, творчеству. Хиппи - романтики, непритязательны в быту, умеют переносить невзгоды и лишения. Из музыки предпочитают «мягкий» рок (например, группу «Аквариум») [8].

Битники - внешне похожи на рокеров, идеология ближе к хиппи. Слушают «Бит-бит», «Битлз», «Ролинг Стоунз» и т.д.

Рэперы - слушают музыку в стиле «рэп». Занимаются спортом (чаще баскетболом). Носят широкую одежду, серьги, значки. Коротко стрижены. Многие из них не употребляют спиртное, однако употребляют наркотики. Рэперы не агрессивны, кроме тех, кто относится к течению «Гангста», проповедующему насилие.

Рэйверы - приверженцы стиля «рэйв» в музыке, а также ярких цветов в одежде, ярко окрашенных волос, возможно с рисунком. Носят особые серьги, браслеты. Их культ - развлечение (танцы, секс, наркотики, а также кинематограф, живопись, реже театр). Потребительское отношение к жизни критикуют, могут потрудиться, чтоб заработать для себя. Однако только на престижной работе, в солидной фирме за большие деньги. К ним примыкают кислотники, которые исповедуют ту же идеологию и имеют сходный внешний вид.

Хакеры и юзера - молодые люди, очень хорошо разбирающиеся в компьютерах. Чаще всего учатся в вузах на математических факультетах. Компьютеры считают верхом совершенства из всего, что создано умом человека. К гуманитариям относятся с презрением. Многие из них музыку и искусство отодвигают на задний план. Хакеры отличаются тем, что способны очень виртуозно «взламывать» чужые системы, и тем самым за приличные суммы совершать незаконные действия, похищая информацию.

Гопники - самая многочисленная часть молодежи. Встречаются в любом неформальном объединении, а также бывают вне всяких объединений. Основные занятия - хулиганство, драки, грабежи, пьянство, наркотики. Самая неинтеллектуальная часть молодежи[8].

Сделаем вывод - молодёжное движение-это деятельность различных объединений и организаций и организаций, направленная на изменение молодыми людьми самих себя, своего отношения к государству и обществу, своего статуса в нем.

Молодёжное движение является основой формирования демократической культуры общества. Оно создаёт условия для самораскрытия, самореализации личности юноши или девушки в среде, где они наиболее комфортно себя чувствуют, и поэтому свободны в своём волеизъявлении. Молодёжное движение представляет собой открытый и многоярусный процесс, для которого характерны взаимодействие и конкуренция.

Молодёжное движение можно рассматривать как совокупность координированных действий юных граждан, направленных на реализацию какой-либо цели, связанной с изменением социальной действительности или своего положения в социуме. Цели молодёжного движения могут находиться в области прав человека, благотворительности, образования, науки, искусства, физкультуры и спорта, экологии и т.д. Таким образом, создаются движения миротворцев, защитников природы, сотрудников «красного креста».

Можно сказать: детское движение - это рождение, становление и отмирание различных групп, группок, объединений, в которых консолидируются дети или дети и взрослые по принципу общности их личных и общественных устремлений.

Детское движение помогает (создаёт условия) самораскрытию, самореализации личности ребёнка в среде, где он наиболее комфортно себя чувствует и поэтому свободен в своём волеизъявлении. Детское движение - одно из основ формирования демократической культуры общества. В этом смысле оно представляет собой социальную систему, основными элементами которой являются люди, их отношения и связи, объединения.

Детское движение - процесс открытый, многоярусный. Для него характерны: взаимодействие, конкуренция, дифференциация и интеграция составляющих.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...