Обучение говорению на иностранном языке: формирование и развитие умений монологической речи школьников.
Говорение – продуктивный, мотивированный вид речевойдеятельности, 1 из способов речевого общения, протекающий во внешнем плане. Функции: 1. информационно-коммуникативная (передача и прием информации) 2. регуляционно-коммуникативная (направлена на регулирование поведения) 3. аффективно-коммуникативная (направлена на влияние на эмоциональную сферу человека) Условия, в которых протекает говорение, называют экстралингвистический контекст: компоненты: 1. цель говорения 2. содержание речевого акта 3. условия общения 4. своеобразие речевых партнеров Экстралингвистический контекст используется для того, чтобы приблизить коммуникативную ситуацию к более естественной. Это называют коммуникативной ситуацией – совокупность условий речевых и неречевых действий, необходимых и достаточных для того, чтобы осуществлять речевые действия по намеченному плану. Структура коммуникативной деятельности: кто? где? когда? с какой целью? о чем? Требования к владению диалогической речью: Ученик должен уметь: - непосредственно общаться, понимать, вербально и невербально реагировать на устные высказывания в разных сферах школьной тематики - связно высказываться о себе, об окружающей среде, о прочитанном и увиденном, услышанном, выражая свое собственное отношение + Углубленное изучение: - умение вести политематическую беседу, легко переходить от темы к теме - умение строить развернутое высказывание Общеучебные умения: - умение переспроса - перифраза (для уточнения информации) - умение извиняться за высказанные неточности
Принципы обучения говорению: Принцип аппроксимации (частнометодический принцип, направленный на то, что учитель должен замечать ошибки учащихся, нарушающие естественную коммуникацию)
Монолог – организованный вид речи, представляющий собой продукт индивидуальных высказываний одного лица обращенного к аудитории Монологическая речь – связное непрерывное изложение мыслей одним лицом, обращенное к одному или нескольким лицам (аудитории) с целью достижения необходимого воздействия на слушателя (слушателей) Монологическая речь является преимущественно контекстна, как правило, строится без учета ситуаций экстралингвистического характера. Она может быть иногда ситуативной, например, спонтанное высказывание – развернутые реплики в диалоги, которые можно рассматривать как краткие монологические высказывания – «микромонологи в диалоге». Монологическая речь в некоторых случаях может быть наглядно-ситуативной, если она сопровождается зрительным рядом в кинофильме, в телевизионных передачах.
Особенности: 1. непрерывность (позволяет говорящему связно и полно высказывать свои мысли), доступность и понятность 2. последовательность и логичность 3. полнота и связность изложения мыслей, развернутость 4. полносоставность предложений + однонаправленность Коммуникативные функции монологической речи: - информативная (сообщение новой информации в виде знаний о предметах и явлениях окружающей действительности, описание событий, действий, состояний) - воздейственная (убеждение кого-либо в правильности тех или иных мыслей, взглядов, убеждений, действий; побуждение к действию или предотвращение действия) - эмоционально-оценочная Для средней школы наиболее актуальной является информативная функция монологической речи. Для каждой из перечисленных выше функций монологической речи характерны свои языковые средства выражения и особые психологические стимулы.
С лингвистической точки зрения монологическая речь характеризуется полносоставностью предложений и, как правило, развернутым изложением мыслей. По коммуникативной цели различают следующие монологические высказывания: 1. по цели высказывания: - монолог – сообщение (информативная функция) - монолог – описание (информативная функция) - монолог – рассуждение (воздейственная функция) - монолог – повествование (3 функции) - монолог – убеждение (воздейственная функция) Все эти высказывания предполагают владение сложным монологическим умением связного изложения мыслей, фактов, событий, проявляющихся, в частности, во владении связующими элементами предложений – наречиями времени (später, dann, weiter, kurz, darauf), причинно-следственными (deshalb, folglich), наречиями, выражающими последовательность (erstens, zweitens), а также комбинированием известных учащимся речевых образцов в соответствии с целями и условиями общения, в частности, выбором соответствующего порядка слов в предложениях, союзов и союзных слов. 2. по степени подготовленности: - подготовленная монологическая речь (1) - неподготовленная монологическая речь (2) (собственные суждения, без опоры) Усилия учителя и учащихся должны быть направлены на 3 стороны высказывания: 1. формальная (грамматическая, лексическая, фонетическая правильность) 2. содержательная (соответствие теме) 3. соответствующая экстралингвистическим условиям Основные свойства монологических речевых умений: 1. логичность и связность изложения мыслей 2. коммуникативно мотивированное и творческое пользование языковыми средствами 3. правильность речи на коммуникативно достаточном уровне Целью обучения монологической речи является формирование умений монологической речи, под которыми понимаются умения коммуникативно-мотивированно, логически последовательно и связно, достаточно полно и правильно в языковом отношении излагать свои мысли в устной форме.
Конечные требования программы к монологической речи учащихся VII (9) классов: «Учащиеся должны уметь без предварительной подготовки логично и последовательно высказываться в соответствии с учебной ситуацией, делать устные сообщения по теме, передавать своими словами основное содержание прослушанного или прочитанного текста в пределах программного языкового материала IV – VII (5-9) классов. От учащихся требуется умение не только сообщать о фактах, но и выражать свое отношение к изложенному. Объем высказываний – не менее 10 фраз, правильно оформленных в языковом отношении» При определении видов монологических упражнений необходимо учитывать следующие критерии: 1. вид монолога (сообщение, повествование, описание, рассуждение) 2. связность и логичность изложения мыслей и структурно-композиционная завершенность высказывания 3. объем (полнота) высказывания – степень раскрытия темы и количество предложений 4. степень комбинированности языковых (лексических и грамматических) средств (т.е. характер речевого творчества) 5. лексико-грамматическая (в том числе и синтаксическая) правильность Методически важными являются: 1. характер опор, с помощью которых выполняются упражнения при обучении монологической речи 2. цель высказывания Опорами могут быть: 1. наглядность 2. текст 3. ситуация 4. тема (фрагмент темы), проблема Эта последовательность соблюдается в основном лишь на начальном этапе, затем порядок использования опор меняется: на среднем этапе: 1. ситуация, 2. наглядность, 3. текст, 4. тема; на старшем этапе: 1. текст, 2. речевые ситуации, 3. наглядность (серия картин, кинофильм), 4. тема, проблема. Этот порядок работы обусловлен положением о целесообразности формировать сначала (в 4-5 (5-7)кл.) ситуативно-контекстную, лишь потом (6-7 кл. (8-9)) контекстную монологическую речь. При формировании контекстной речи главной опорой является письменный или устный текст. Для развития композиционно-структурных компонентов монологических умений может быть использован образцовый, «эталонный» текст с ясной структурой, состоящей из трех частей – вступление (зачина), основной части и заключения. При этом возможно использование специальной схемы – образца построения монолога.
К особым трудностям овладения связной монологической речью относятся выбор порядка слов в предложении в связном монологическом высказывании, постановка правильного логического ударения во фразах. Этапы обучения: 1. овладение основами монологического высказывания (4-7 кл. (5-9)) (монологические умения формируются в учебной монологической речи) 2. этап совершенствования монологических умений. На начальной стадии (4-5 кл.) на первом месте стоит развитие монологических высказываний по картинкам, серии картинок после усвоения языкового материала в диалогической речи. Эти высказывания, как правило, не имеют подлинно коммуникативной ценности, они преследуют учебную цель: употребить изучаемый или ранее усвоенный материал (лексику, грамматические формы и синтаксические конструкции) в самостоятельной связной речи с опорой на наглядно представленные предметы или лица, элементарные речевые ситуации. Так, после овладения речевыми образцами ответов на вопросы в диалогах-переспросах и диалогах-расспросах учащиеся описывают свой класс. Аналогичным образом строится элементарное монологическое высказывание-описание с опорой на картинку. Этот вид опоры (наглядность) сочетается часто с другим видом опоры – письменным или устным текстом. Аудирование связных элементарных текстов, содержащих полностью знакомый материал, может стать также опорой для монологического высказывания учащихся. Обучая этим элементарным высказываниям, учитель обращает внимание на последовательность в изложении мысли, на выбор порядка слов. В 6-7 классах, а затем в 8-11 могут использоваться те же опоры – наглядность, ситуация, текст, но уровень владения монологической речью будет более высоким. В старших классах тексты могут послужить материалом для обсуждения. При этом возможны различные трансформации исходного текста: частичная трансформация языковых средств (пересказ близко к тексту), частичная трансформация содержания (пересказ своими словами), комментарий, интерпретация текста при его обсуждении. На этом этапе особое значение приобретает работа с (прочитанным) текстом. Проводятся также творческие упражнения, как связанное высказывание об основных идеях отрывка (текста), поступках героев, изложение (возможно, критическое) содержания эпизодов, сцен и т.д. Эти упражнения способствуют развитию творческой монологической речи.
ð Упражнения в развитии монологических умений можно классифицировать по: 1. видам опор: - по наглядности - речевой ситуации - теме - мотивам темы - тексту (прочитанному или воспринятому на слух) 2. по объему высказываний: отдельные предложения, краткие связные высказывания, полные тематические связные высказывания (монолог-сообщение, монолог-описание, монолог-рассуждение)
Сверху 1. знакомство учащихся с текстом (упражнения: прочитать текст, ответить на вопросы; план, порядок предложений; краткий пересказ) 2. передача содержания текста (от лица одно из персонажей) 3. изменение ситуации Снизу 1. высказывания школьников на определенную тему (высказывания выстраиваются в логическом порядке, учащиеся при помощи учителя разворачивают свои высказывания) 2. этап установления текстовых и логических связей между высказываниями 3. учащиеся продуцируют свой монолог по заданной теме, включая в него мнение и оценку Контроль: 1. соответствие видам монолога, конкретной ситуации 2. логичность, связанность высказываний 3. объем высказываний 4. лингвистическая правильность Методика обучения умениям диалогического общения Г.В.Роговой Монолог является такой формой речи, когда ее выстраивает один человек, сам определяет структуру, композицию и языковые средства. Хотя монолог, как и другие формы речи, мотивирован стимулом, исходящим из ситуации, он относительно автономен от нее. Ситуация является для монолога отправным моментом, потом он как бы отрывается от нее, образуя свою среду – контекст. Поэтому о монологе принято говорить, что он контекстен, в отличие от диалога и полилога, которые находятся в теснейшей зависимости от ситуации, она постоянно «вторгается» в них. Диалог и полилог называются, как правило, ситуативными. Существует ряд разновидностей монолога, обслуживающих различные сферы общения. Это – приветственная речь, похвала, порицание, лекция, рассказ, характеристика, обвинительная или защитительная речь и т.д. Во всех этих случаях говорящий является автором своего высказывания, заинтересованным в понимании его слушающими, которые могут находиться непосредственно в поле его зрения или вне пределов непосредственного контакта (телевидение, радио). Монологическая речь всегда обладает признаками адресованности, что выражается в словах-обращениях: «Дорогие товарищи!», «Послушайте, дети…» и т.д. и интонационно. Адресованность монологической речи зависит от ее логичности, от четкой разбивки на смысловые куски, которые последовательно разворачиваются перед слушающим. Важную роль в этом плане выполняют риторические вопросы, привлекающие внимание к существенным моментам содержания. В обучении монологической речи в методике приняты два пути: «путь сверху»- исходной единицей обучения является законченный текст; «путь снизу», где в основе обучения – предложение, отражающее элементарное высказывание. «Путь сверху» Работа состоит из 3 этапов. 1. максимальное «присвоение» содержательного плана текста, его языкового материала и композиции, т.е. всего того, что может быть использовано затем в текстах, которые будут строить сами учащиеся, создавая свои монологи. В связи с этим рекомендуются следующие задания: - Прочитать текст, ответив на вопросы по содержанию. - Составить план текста в виде вопросов или тезисов (как облегченный вариант: упорядочить предлагаемый план с нарушенной последовательностью в соответствии с содержанием текста). - Составить программу, т.е. каждому пункту плана подобрать необходимый «строительный» материал. Каждый ученик подбирает свой материал, поэтому программа носит индивидуальный характер. Этот этап предполагает проникновение в текст и интенсивную инвентаризацию его материала, что приводит к его усвоению и запоминанию.
2. Разнообразные пересказы исходного текста (например, текст «Распорядок дня Нины»): сначала близко к тексту (с минимальными преобразованиями, объективно, о лица его автора), затем от имени разных действующих лиц (мамы, брата), что ведет определенным преобразованиям, к внесению дополнений, оценки, наконец, от имени учащегося тоже с элементами оценки (для описания собственного распорядка дня). 3. предполагает изменение ситуативных условий, включает задания следующего характера: - Моя знакомая работает в зоопарке. Она ухаживает за медвежонком. Вот что она рассказывает о его распорядке дня… - Давайте представим себе распорядок дня «Человека рассеянного с улицы Бассейной». Как вы оцениваете его распорядок дня? - Ребята, вы знаете, что сейчас в космосе работают космонавты... Что вы знаете об их распорядке дня? Как они проводят свой выходной день? Таким образом, исходный текст полностью перерабатывается, тексты-монологи, представляющие собой редакцию на новую ситуацию, мотивированы, личностно-окрашены; их можно расценивать, следовательно, как собственную речь учащихся. «Путь снизу» предполагает развертывание высказывания от элементарной единицы-предложения к законченному монологу. Этот путь состоит также из 3 этапов: 1. учащимся предлагаются задания, стимулирующие их короткие высказывания в связи с темой (ситуацией) типа: - Ребята, я очень люблю зиму. А вы? Давайте выясним, кто как относится к этому времени года. - Давайте выясним, кого в классе больше – тех, кто любит зиму, или тех, кто ее не любит. Аналогичные задания распространяются на ситуации о зимнем спорте и забавах. В результате, создается общая картина отношения учащихся к зиме. 2. предполагает конкретизацию и уточнение сказанного, что влечет за собой нарастание объема высказывания каждого учащегося, овладение умениями пользоваться такими способами связи между предложениями, как местоимение 3-го лица, указательные, притяжательные местоимения, присоединительные союзы, противительный союз. Задания направлены, следовательно, на стимулирование более развернутого высказывания: - Скажи, любишь ли ты зиму и что ты делаешь зимой. - Любишь ли ты кататься на лыжах, с кем ты обычно катаешься на лыжах? - Учитель показывает картину, на которой изображен толстяк, и спрашивает: «Как вы думаете: он катается на лыжах, коньках? Что он делает обычно?» 3. этап самостоятельного развернутого высказывания. В речь учащихся включаются элементы аргументации, оценки, характеризуются причинно-следственные отношения. Следующее задание типично для этого этапа: - Объясни, почему ты любишь зиму. Может быть, все-таки что-то в ней тебе не нравится?
Оба подхода – «сверху» и «снизу» - используются как при подготовленной, так и при неподготовленной речи, т.е. либо с использованием опор, либо без них. Чем тщательнее проработаны опоры на стадии подготовленной речи, тем качественнее будет неподготовленный монолог. Методике использования опор для обучения монологической речи сейчас уделяется много внимания. Опоры носят индивидуальный характер: более подготовленные учащиеся пользуются минимальными опорами, более слабые – развернутыми (в форме, готовой к употреблению). Очень важно, чтобы учащиеся соотносили опоры с пунктами плана своего будущего высказывания, составляя, таким образом, его программу. Важно также, чтобы опоры содержали материал, придающий высказыванию личностную эмоциональную окраску: «По-моему…», «Мне это нравиться…», «На мой взгляд…». При развития монологического высказывания следует использовать игровые приемы типа: «Придумайте загадку о художнике, композиторе и т.д., включите в нее данные, необходимые для отгадки, но не подсказывающие ответ прямо»; «Постойте коллективный рассказ о знаменитом человеке; Наташа начнет рассказ, остальные продолжат его».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|