3 Общие требования к структуре выпускной квалификационной работы (ВКР) и содержанию ее разделов
3 Общие требования к структуре выпускной квалификационной работы (ВКР) и содержанию ее разделов Содержание бакалаврской работы должно удовлетворять требованиям ФГОС ВО к профессиональной подготовке выпускника по направлению 38. 03. 01 Экономика (квалификация (степень) «бакалавр») и включать в себя: - анализ поставленной проблемы, выполненный на основе изучения литературных источников, законодательных актов и нормативных документов; - формулировку задачи научного или методического направления; - обоснование предлагаемого автором решения с использованием математических методов, компьютерной техники и т. д.; - выводы, рекомендации по использованию полученных результатов в научной, практической деятельности; - список цитируемых научных публикаций, в том числе собственных. Работа бакалавра должна свидетельствовать о способности и умении автора решать практические задачи на основе применения теоретических знаний, вести поиск, анализ и обработку информации из различных видов источников (бумажных и электронных), излагать материал грамотно, логично, с соблюдением правил цитирования и указанием ссылок на работы других авторов, делать обоснованные выводы по результатам работы. ВКР выпускника-бакалавра по направлению подготовки 38. 03. 01 Экономика, представляет собой текстовый документ, содержащий следующие структурные элементы: - титульный лист; - задание; - реферат; - реферат на иностранном языке (при защите на иностранном языке); - содержание; - введение; - основную часть; - заключение; - список использованных источников; - приложения. Рекомендуемый объем текстовой части выпускной квалификационной работы должен составлять не менее 60 страниц машинописного текста, включая таблицы, рисунки и графики, без приложений.
4 Требования к содержанию и методические рекомендации по выполнению разделов выпускной квалификационной работы
Титульный лист ВКР бакалавра оформляется по форме, представленной в приложении А. Задание на выпускную квалификационную работу бакалавра оформляется на бланках установленной формы (приложение Б). Реферат ВКР – сокращенное изложение работы с основными фактическими сведениями и выводами. Реферат ВКР должен содержать: - сведения об объеме выпускной квалификационной работы; количестве иллюстраций, таблиц, приложений; количестве использованных источников; - перечень ключевых слов (от 8 до 15); - текст реферата. Ключевые слова, взятые из текста работы, должны в наибольшей степени характеризовать ее содержание и обеспечивать возможность информационного поиска. Ключевые слова приводят в именительном падеже и печатают прописными буквами. Текст реферата отражает следующие аспекты содержания: - объект исследования - организация, по материалам которой выполняется ВКР; - цель работы; - метод или методологию проведения работы; - результаты работы; - степень внедрения и рекомендации по внедрению; - значимость работы; - прогнозные предложения о развитии объекта исследования. Объем реферата не должен превышать 0, 75 страницы. Пример составления реферата приведен в приложении В. Реферат на иностранном языке должен содержать не более 10 страниц текста. Содержание ВКР включает: - наименования структурных элементов: «Введение», «Заключение», «Список использованных источников»; - наименования всех разделов, подразделов, пунктов основной части ВКР с указанием их нумерации; - обозначения и наименования приложений с номерами страниц, на которых они помещены.
Рубрики в содержании словесно должны быть точной копией рубрик в тексте. Слово «Содержание» записывают в виде заголовка (симметрично тексту) с прописной буквы. Наименования, включенные в содержание, записывают строчными буквами, за исключением первой, прописной; если заголовки (подзаголовки, пункты и т. п. ) занимают более одной строки, то их продолжают, располагая под началом первой строки. Сокращенное слово «страница» (с. ) не ставится. Пример оформления содержания приведен в приложении Г. Во в ведении обосновывается актуальность темы, ее теоретическое и практическое значение, формулируются цели и задачи, определяются объект, предмет и методы исследования, дается оценка современного состояния исследуемой проблемы, перечисляются источники, используемые при выполнении ВКР, программные продукты, ресурсы интернета. Рекомендуемый объем введения – до 2 страниц. Содержание основной части работы зависит от выбора темы ВКР. Тематика ВКР определяет следующие виды выпускных квалификационных работ: - ВКР по бухгалтерскому учету и анализу отдельных объектов учета; - ВКР по бухгалтерскому учету и аудиту отдельных объектов учета; - ВКР, выполненные по тематическому плану НИР кафедры или организации-заказчика, содержание которых предусматривает углубленное изучение отдельных вопросов учета и отчетности, экономического анализа, аудита и внутреннего контроля. Основная часть работы должна состоять из четырех разделов. Первый раздел носит теоретический характер, в нем освещается нормативно-законодательная база (действующая на момент написания работы), регулирующая учет (анализ, аудит) предмета исследования. Каждый, приведенный в работе документ необходимо кратко охарактеризовать и увязать с исследуемым участком учета (анализа, аудита). Далее следует раскрыть экономическую сущность изучаемого объекта учета, его классификацию (если изучаемый объект сложен по структуре), оценку, особенности отражения в отчетности организации и др. Необходимо привести различные точки зрения по исследуемым вопросам. Теоретические исследования можно проиллюстрировать цифровыми данными (целесообразно использовать справочные и обзорные таблицы, графики). Рекомендуется рассмотреть особенности налогообложения операций, связанных с исследуемым объектом учета (анализа, аудита). В последнем подразделе главы рекомендуется рассмотреть зарубежный опыт учета (анализа, аудита) исследуемого объекта, сравнить отечественные положения и международные стандарты финансовой отчетности, регулирующие учет объекта исследования или охарактеризовать передовой отечественный опыт (отраслевые особенности) организации учета (анализа, аудита) данного объекта.
Рекомендуемый объем данного раздела –– 12-15 страниц. Второй раздел работы носит практический характер и, как правило, посвящается вопросам организации и ведения бухгалтерского учета по избранному участку учета в конкретной организации. В первом подразделе следует дать организационно-экономическую характеристику исследуемой организации, в которой необходимо осветить следующие вопросы: - точное наименование организации и ее юридический адрес; - организационно-правовая форма организации, краткая история ее развития; - цель и основные виды деятельности организации; - организационно-управленческая структура предприятия и ее краткая характеристика (представить в виде схемы); - положение организации во внешней среде (регионе, отрасли) - основные финансово-экономические показатели деятельности организации за последние три года (оформить в виде таблицы) и их анализ. Пример таблицы экономических показателей деятельности организации представлен в приложении Д. Во втором подразделе должна быть отражена следующая информация: - структура бухгалтерского аппарата организации, состав и соподчинённость взаимосвязанных организационных единиц или звеньев бухгалтерии, выполняющих различные функции, степень централизации учёта; - положение о бухгалтерии организации (функции, права и обязанности работников, руководство бухгалтерией, взаимоотношения с другими структурными подразделениями, организация работы); - форма бухгалтерского учёта, применяемая в организации, характеристика учётных регистров, использование систем автоматизации бухгалтерского учёта, организация автоматизированных рабочих мест бухгалтера;
- характеристика рабочего плана счетов организации и номенклатуры объектов аналитического учёта; - организация первичного учёта, характеристика бухгалтерской документации, стандартизация документов, использование разработанных в организации форм первичной учётной документации, схема и график документооборота, сроки хранения бухгалтерских документов; - определение объектов, порядка и сроков проведения инвентаризаций (определение материальной ответственности работников, наличие договоров о полной или частичной материальной ответственности, положение о проведении инвентаризации, состав комиссии, документальное оформление результатов инвентаризаций); - характеристика учётной политики организации (в качестве приложения рекомендуется привести действующий приказ об учетной политике организации). Характеризуя учетную политику организации, следует убедиться, все ли элементы закреплены в Приказе об учетной политике предприятия и сделать вывод о соответствии организации бухгалтерского учета и учетной политики требованиям законодательства и особенностям деятельности предприятия. - состав и порядок представления бухгалтерской (финансовой отчетности); - оценка системы внутреннего контроля и аудита. Здесь необходимо дать оценку организации внутреннего контроля на предприятии путем описания принятого на предприятии локального документа, регламентирующего этот процесс. Если такой документ на предприятии не разработан, то следует описать какие процедуры проводятся на предприятии в рамках выполнения функций внутреннего контроля, проходило ли предприятие аудиторскую проверку и какое заключение получило. Если на предприятии есть служба внутреннего аудита, то необходимо описать ее структуру, функциональные обязанности каждого сотрудника и дать оценку эффективности её деятельности. В следующих подразделах главы необходимо дать оценку состояния бухгалтерского учета исследуемого объекта. Здесь нужно охарактеризовать организацию первичного учета и документальное оформление хозяйственных операций, а именно описать применяемые в организации первичные документы, оформляющие операции с участием исследуемого объекта учета (отдельные заполненные документы следует приложить), Далее следует охарактеризовать состояние аналитического учета исследуемого объекта учета. Аналитический учет - это учет, который ведется в аналитических счетах бухгалтерского учета, группирующих детальную информацию об имуществе, обязательствах и о фактах хозяйственной жизни внутри каждого синтетического счета. Пример отражения информации по аналитическому учету к счету 10. 02 «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали» представлен в таблице 1.
Таблица 1 – Данные аналитического учета к счету 10. 02 «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали» за период с 01. 02. 19 г. по 28. 02. 19 г. в рублях
Далее следует оценить организацию и порядок ведения синтетического учета и правильность отражения фактов хозяйственной жизни в системе счетов бухгалтерского учета. Для анализа можно использовать итоговые данные учетных регистров за три года или поквартальные (помесячные) данные за последний год работы предприятия. Анализ ведения бухгалтерского учета необходимо проиллюстрировать бухгалтерскими проводками на примерах конкретных операций. Материал можно представлять как в табличной форме, так и в форме бухгалтерских записей с указанием конкретных сумм. В ходе проводимого анализа следует обратить внимание на недостатки и ошибки, допущенные организацией при оформлении и отражении на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций. Факты хозяйственной жизни по теме исследования могут быть оформлены в виде рисунка (рисунок 1) или таблицы (таблица 1).
Рисунок 1- Схема учетных записей ООО «Меридиан» по счету 90 «Продажи» за 2018 г.
Т а б л и ц а 1 - Корреспонденция счетов по учету операций на счете (объекта по теме) в ООО «Меридиан» за октябрь 2018 г.
Рекомендуемый объем данного раздела –– 20 страниц. Содержание третьего раздела ВКР определяется выбранной темой. Если тема работы посвящена рассмотрению вопросов бухгалтерского учета и аудита, то в данном разделе проводится аудит исследуемого объекта учета. В первом подразделе главы необходимо разработать стратегию аудита исследуемого объекта учета. На основании оценки системы внутреннего контроля, разработанной стратегии, составить план проведения аудита и определить уровень существенности и аудиторского риска. Во втором подразделе главы необходимо провести аудиторскую проверку в соответствии с разработанным планом, используя рабочие документы аудитора, изложить результаты аудиторской проверки, охарактеризовать выявленные нарушения в организации ведения бухгалтерского учета и составлении отчетности и дать рекомендации по их исправлению. Результаты проведенной проверки необходимо оформить в виде развернутого отчета аудитора. Если тема работы посвящена рассмотрению вопросов бухгалтерского учета и анализа, то в данном разделе работы необходимо провести анализ объекта исследования учета (анализа и аудита) с использованием существующих методов и методик экономического анализа, выявить имеющиеся проблемы и дать рекомендации по улучшению показателей финансово-хозяйственной деятельности организации и/или совершенствованию аналитической работы в организации. Цифровой материал для анализа должен быть подобран за последние 3 года. Рекомендуемый объем данного раздела –– 12-15 страниц. Содержание второго и третьего раздела ВКР зависит от особенностей финансово-хозяйственной деятельности организации и наличия собранного во время преддипломной практики материала. Четвертый раздел работы должен содержать 2-3 рекомендации по совершенствованию бухгалтерского учета и отчетности, аудита и внутреннего контроля на исследуемом предприятии, а также мероприятия, направленные на улучшение показателей его финансово-хозяйственной деятельности. Содержащиеся в данном разделе рекомендации должны быть увязаны с результатами ранее проведенного анализа и аудита, обоснованы и при необходимости подтверждены соответствующими расчетами. Размер данного раздела должен быть не менее 10 страниц. Заключение должно содержать общие выводы, авторскую оценку работы с точки зрения решаемых задач, поставленных в выпускной квалификационной работе, данные о практической эффективности внедрения рекомендаций или научной ценности решаемых проблем. В этом разделе применение цифрового материала в форме таблиц не рекомендуется. Объем заключения –– до 3 страниц. Список использованных источников должен включать сведения об источниках, использованных в ходе написания ВКР. На каждый источник должна быть, по крайней мере, одна ссылка в тексте работы. Список должен включать не менее 25-30 наименований. В раздел Приложения могут быть включены заполненные копии следующих документов: - формы бухгалтерской (финансовой), налоговой и статистической отчетности за последние три года; -приказ об учетной политике; -график документооборота; - копии первичных документов и регистров синтетического и аналитического учета: справки-расчеты; разработочные таблицы; ведомости; справки-расшифровки; копии аналитических расчетов; выписки из Главной книги и другие документы; - аналитические таблицы, схемы и другие материалы, иллюстрирующие содержание ВКР. Объем всей текстовой части выпускной квалификационной работы без приложений должен составлять от 60 до 70 страниц.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|