Композиция художественного произведения
Композиция – своеобразная программа процесса восприятия произведения читателем. Композиция делает целое из отдельных частей, самим расположением и соотношением художественных образов выражает художественный смысл. «Что такое композиция? Это прежде всего установление центра, центра зрения художника», - так писал А.Н.Толстой. (Русские писатели о литературном труде. – Л., 1956, т.IV, с.491) Композиция художественного произведения понимается различно. Б.Успенский утверждает, что «центральной проблемой композиции произведения искусства» является «проблема точки зрения». «Предполагается, что структуру художественного текста можно описать, если вычленить различные точки зрения, то есть авторские позиции, с которых ведётся повествование (описание), и исследовать отношения между ними». (Успенский Б. Поэтика композиции. – СПб, 2000, с.16) Точка зрения в литературном произведении – «положение «наблюдателя» (повествователя, рассказчика, персонажа) в изображённом мире (во времени, в пространстве, в социально-идеологической и языковой среде), которое, с одной стороны, определяет его кругозор – как в отношении «объёма» (степень осведомлённости), так и в плане оценки воспринимаемого; с другой – выражает авторскую оценку этого субъекта и его кругозора». (Тамарченко Н.Д., Тюпа В.И., Бройтман С.Н. Теория литературы. В 2 томах. – М., 2004, т.1, с.221) «Композиция – система фрагментов текста произведения, соотнесённых с точками зрения субъектов речи и изображения, эта система организует, в свою очередь, изменение точки зрения читателя и на текст, и на изображённый мир».. (Тамарченко Н.Д., Тюпа В.И., Бройтман С.Н. Теория литературы. В 2 томах. – М., 2004, т.1, с.223) Эти авторы выделяют три композиционные формы прозаической речи: повествование, описание, характеристика.
В. Кожинов считает, что единицей композиции «является отрезок произведения, в рамках или границах которого сохраняется одна определённая форма (или один способ, ракурс) литературного изображения». «С этой точки зрения в литературном произведении можно выделить элементы динамического повествования, статического описания или характеристики, диалога персонажей, монолога и так называемого внутреннего монолога, письмо персонажа, авторскую ремарку, лирическое отступление… Композиция – связь и соотношение отдельных форм изображения и сцен». (Кожинов В.В. Сюжет, фабула, композиция. – В книге: Теория литературы. - М., 1964, с.434) Крупные единицы композиции – портрет (слагается из отдельных элементов повествования, описания), пейзаж, разговор. А.Есин даёт такое определение: «Композиция – это состав и определённое расположение частей, элементов и образов произведения в некоторой значимой временной последовательности». (Есин А.Б. Принципы и приёмы анализа литературного произведения. – М., 2000, с.127) Он выделяет четыре композиционных приёма: повтор, усиление, противопоставление, монтаж. Повтор – перекличка между началом и концом текста, или повторяющаяся деталь как лейтмотив произведения, или рифма. Усиление – подбор однородных образов или деталей. Противопоставление – антитеза образов. Монтаж – два соседних образа рождают новый смысл. В.Хализев называет такие композиционные приёмы и средства: повторы и вариации; мотивы; крупный план, общий план, умолчания; точка зрения; со-и противопоставления; монтаж; временная организация текста. (Хализев В.Е. Теория литературы. – М., 2005, с.276) «Композиция литературного произведения, составляющая венец его формы, - это взаимная соотнесённость и расположение единиц изображаемого и художественно-речевых средств».
(Хализев В.Е. Теория литературы. – М., 2005, с.276) Н.Николина выделяет разные аспекты композиции: архитектонику, или внешнюю композицию текста; систему образов персонажей; смену точек зрения в структуре текста; систему деталей; внесюжетные элементы. (Николина Н.А. Филологический анализ текста. – М.,2003, с.51) Композиция организует всю художественную форму текста и действует на всех уровнях: образной системы, системы персонажей, художественной речи, сюжета и конфликта, внесюжетных элементов. «Композиция – построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его восприятие. Композиция – важнейший, организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и целому». (Большая Советская Энциклопедия – М., 1973. Т.12. Ст.1765.-с.293) Читатель воспринимает текст, прежде всего, через особенности его построения. Широкий взгляд на монтаж как принцип стыковки элементов целого лежит в основе понимания композиции. С. Эйзенштейн утверждал: «… метод композиции всегда остается одним и тем же. Во всех случаях его основным определителем остается в первую очередь отношение автора … Решающие элементы композиционного строя взяты автором из основ своего отношения к явлениям. Оно диктует структуру и характеристику, по которой развернуто само изображение». (Эйзенштейн С. Избранные произведения. В 6 Т. Т.3. - М., 1956, -с.42) Композиция литературного произведения базируется на такой важнейшей категории текста, как связность. В то же время повторы и оппозиции (противопоставление) определяют смысловую структуру художественного текста и являются важнейшими композиционными приемами. Лингвистическая теория композиции зародилась в начале XX века. В.В.Виноградов писал о словесной, языковой композиции. Он выдвинул понимание композиции художественного текста «как системы динамического развёртывания словесных рядов в сложном словесно-художественном единстве» (Виноградов В.В. О теории художественной речи. – М.,1971, с.49) Компонентами языковой композиции являются словесные ряды. «Словесный ряд – это представленная в тексте последовательность (не обязательно непрерывная) языковых единиц разных ярусов, объединённых композиционной ролью и соотнесённостью с определённой сферой языкового употребления или с определённым приёмом построения текста». (Горшков А.И. Русская стилистика. – М., 2001, с.160)
Языковая композиция – это сопоставление, противопоставление и чередование словесных рядов в художественном тексте. Виды композиции. Кульминация Развитие Падение действия действия
Экспозиция Завязка Развязка Эпилог
Внесюжетные элементы 1.Описание: - пейзаж - портрет - интерьер 2.Авторские отступления 3.Вставные эпизоды Сильные позиции текста 1.Название. 2.Эпиграф. 3.Начало и конец текста, главы, части (первое и последнее предложения). 4.Слова в рифме стихотворения. Композиция драмы – организация драматического действия во времени и в пространстве. Библиография
1. Лазарева В.А. Принципы и технология литературного образования школьников. Статья первая. – Литература в школе, 1996, №1. 2. Сборник нормативных документов. Литература. Федеральный компонент государственного стандарта. – М., 2004. 3. Лавлинский С.П. Технология литературного образования. Коммуникативно-деятельностный подход. – М., 2003. 4. Лосева Л.М. Как строится текст. – М., 1980. 5. Москальская О.И. Грамматика текста. – М., 1981. 6. Ипполитова Н.А. Текст в системе изучения русского языка в школе. – М., 1992. 7. Виноградов В.В. О теории художественной речи. – М., 1971. 8. Русские писатели о литературном труде. – Л., 1956, т.IV. 9. Успенский Б. Поэтика композиции. – СПб, 2000. 10. Тамарченко Н.Д., Тюпа В.И., Бройтман С.Н. Теория литературы. В 2 томах. – М., 2004, т.1. 11. Кожинов В.В. Сюжет, фабула, композиция. – В книге: Теория литературы. - М., 1964. 12. Есин А.Б. Принципы и приёмы анализа литературного произведения. – М., 2000.
13. Хализев В.Е. Теория литературы. – М., 2005. 14. Николина Н.А. Филологический анализ текста. – М.,2003. 15. Большая Советская Энциклопедия – М., 1973. Т.12. Ст.1765.-с.293. 16. Эйзенштейн С. Избранные произведения. В 6 Т. Т.3. - М., 1956. 17. Горшков А.И. Русская стилистика. – М., 2001. 18. Кайда Л. Композиционный анализ художественного текста. – М., 2000. 19. Одинцов В. Стилистика текста. – М., 1980. 20. Исакова И. Литературное произведение: теория и практика анализа. – Русский язык и литература для школьников, 2008, № 2. 21. Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. – СПб, 1996 22. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. – М.,1988 23. Эткинд Е. Разговор о стихах. – М.,1970 24. Эткинд Е. Материя стиха. – СПб, 1998 25. Гинзбург Л. О лирике. – М.,1997 26. Холшевников В. Основы стиховедения. – М., 2002 27. Гаспаров М. О русской поэзии. – СПб, 2001 28. Баевский В. История русской поэзии. – М.,1994 29. Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. 30. Виноградов В.В. Стилистика.Теория поэтической речи. Поэтика. - М.,1963. 31. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М., 1981. 32. Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного. – М., 1991. 33. Лингвистика и поэтика. – М., 1979. 34. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. – М.,1982. 35. Зарубина Н.Д. Текст. – М., 1981. 36. Тураева З.Я. Лингвистика текста. – М.,1986. 37. Уэллс Г. Понимание текста. – Вопросы психологии, 1996, №6. 38. Мучник Б.С. Человек и текст. – М.,1985. 39. Рикёр П. Конфликт интерпретации. Очерки о герменевтики. – М., 1995. 40. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М., 1979.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|