Таблица 3. К. с. по Кратохвилу. Стиль спора 2 страница
См. также Автологокатарсис Атанасова, Гипнотическая абреакция, Декапсуляция Чолакова, Искусственная репродукция аффективных переживаний по Крестникову, Методика репродуктивных переживаний Асатиани, Психокатарсический метод Брейера, Фармакологическая абреакция. КАТАРСИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ. Под этим термином объединены психотерапевтические методы, использующие в качестве принципа лечебной техники катарсис — отреагирование, абреакцию (Атанасов Ат., 1990). Период научного исследования К. п. обычно связывается с именем Фрейда (Freud S. ). Около 1880 г. он начал свою работу и опубликовал ее результаты, совместно с Брейером (Breuer J. ), в 1895 г. (см. Психокатарсический метод Брейера). Метод, сходный с психокатарсисом Брейера, в 1889 г. описал француз Жане (Janet Р. ). В 1926 г. М. М. Асатиани предложил свою методику репродуктивных переживаний (см. Методика репродуктивных переживаний Асатиани). Позже А. Ф. Горидзе (1929) подчеркнул значение этого приема и напомнил слова М. М. Асатиани, что «катарсис — это хирургия в психотерапии». Московский психотерапевт С. Я. Лившиц опубликовал монографию (1927) на русском языке, а в 1928 г. детально описал на немецком языке свой метод отреагирования, который он назвал гипноанализом. Харьковский психотерапевт и последователь И. П. Павлова К. И. Платонов (1939) разработал свою методику «экспериментальной репродукции невротических синдромов». Больной вводится в глубокий гипноз, и ему внушается время перенесенного невроза, при этом наблюдаются те же самые симптомы и переживания, которые были установлены в активной стадии невроза. Эту технику используют и для диагностических целей. К. И. Платонов описал также метод, названный им психоанамнезом, — расширенный и углубленный анамнез как самая существенная часть врачебного подхода, имеющий и явное катарсическое значение.
Психокатарсическая терапия (Frank L, 1927) используется для отреагирования в «пассивном состоянии», или в полусне (по автору). Больной принимает лежа самую удобную позу и максимально расслабляется. Он не направляет свои мысли, не борется сними, а отдается пассивно нахлынувшим воспоминаниям и представлениям без их обсуждения и принятия во внимание. Врач ничего не внушает пациенту. Так создается пассивное состояние, которое, возможно, является легким гипнозом и самогипнозом (Атанасов, 1990) и нормализует болезненное восприятие проблемы, обсуждаемой с врачом. К катарсическим методам Атанасов относит еще один прием, названный «терапией отравленного пера». При конфликтных ситуациях больной пишет множество писем, в которых изливает всю свою обиду и злость на лиц, которые, как он считает, поступили с ним несправедливо. Письма не отправляются — они являются лишь поводом для отреагирования. Мур (Moore M. S., 1945) использовала метод, состоящий в многократном пересказывании психотравмирующих переживаний, больной при этом находится в постели с закрытыми глазами. Эта техника нашла применение при повторяющихся кошмарных снах. Среди множества других катарсических методов следует указать на метод, разработанный Лейнером (Leuner H. ). Большой вклад в развитие К. п. внесли болгарские ученые Крестников (Крестников Н. ), Чолаков (Чолаков К. ), Атанасов и др. Крестников обычно требовал от своих пациентов после репродукции обстоятельных письменных отчетов о пережитом во время сеанса, называя это графокатарсисом. В основе К. п. лежит повторное воспроизведение сильной эмоции, обусловленной психотравмирующей ситуацией. Механизм действия катарсиса состоит в освобождении от неотреагированных эмоций при отсутствии негативных последствий, имевших место в реальности. Это облегчает возможность пересмотра значимости психотравмы для пациента. Катарсис успешен, когда тревога, связанная с восстановлением контакта с ситуацией, подавляется другими позитивными эмоциями в психотерапевтических условиях (Grinker R. R., Spiegel J. P., 1945), чувством защищенности и безопасности (Wolpe J., 1973). Катарсис достигается полным погружением в психотравмирующую ситуацию или путем поэтапного приближения к ней (десенсибилизация).
См. также Автологокатарсис Атанасова, Декапсуляция Чолакова, Искусственная репродукция аффективных переживаний по Крестникову, Катарсис, Психолиз, Фармакологическая абреакция. КАТАТИМНЫЕ ОБРАЗНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ ПО ЛЕЙНЕРУ. Автором этой методики, именуемой также «Symboldrama» и представляющей собой одну из наиболее удачных попыток упорядочения и систематизации «грез наяву», является Лейнер (Leuner H., 1980). Концептуально в ее основе лежит модель аналитической психодинамики. Методика была впервые опубликована автором в 1954 г. и постепенно дорабатывалась и развивалась. При неврозах (в том числе затяжных их формах) и психосоматических расстройствах проводится 15-50 сеансов 1-2 раза в неделю. В состоянии релаксации пациентам предъявляются и внушаются определенные образы, которые служат стимулом для проекции бессознательных конфликтов (в духе подсознательного обучения во сне или подсознательной символики). Экспериментально отработаны 10 стандартных образов: созерцание луга или текущего ручья, восхождение на гору, осмотр дома, вглядывание в темноту леса, встреча со значительными людьми, испытание установок на сексуальность и агрессивность, идеальный образ «Я», вызов архаических символических образов. Они служат стимулами для формирования пластических образов, имеющих символическое значение и отражающих типичные подсознательные конфликтные сферы по их тематике. Наиболее важным является отражение инфантильных объектных отношений, фиксаций на ранних фазах развития, защитных механизмов, стереотипов поведения. В процессе работы с К. о. п. п. Л. автором был открыт ряд психодинамических феноменов: фиксированные образы как проекции «ядер конфликта», фокусирование на релевантных проблемах, функциональное единство воображения и интрапсихического конфликта, развитие на этой основе терапевтических принципов («операция с символами»). Тем самым достигается возможность непосредственного воздействия на конфликтные структуры с коррекцией инфантильных объектных отношений, а также удовлетворения архаических потребностей в сфере нарциссических, оральных и анальных переживаний.
Терапевтические стратегии разделяются по дидактическим целям на 3 ступени. Базовая ступень сосредоточивается на методике обучения при работе с первыми 5 образами и на творческом развитии и развертывании «грез наяву». Психотерапевт занимает при этом протективную позицию при соблюдении основных психотерапевтических правил поведения — аутентичности, эмпатичности и теплоты. Средняя ступень — сосредоточение на свободном ассоциировании по поводу развертывающихся пластических образов с обращением к их генезу и реальному поведению. В то же время используются стратегии, фокусирующиеся на специфических конфликтных структурах, а также стимуляция регрессии в инфантильную конфликтную область. Пациентов обучают переработке невротических структур и анализу проекций, связанных с переносом. Высшая ступень предполагает сосредоточение на остальных 5 стандартных образах и вводит психоаналитические приемы. Психодиагностика осуществляется путем исследования неосознаваемых конфликтов в течение ряда сеансов, контроля за ходом психотерапевтического процесса благодаря повторяемости проецируемых установок и наблюдаемых феноменов трансформации в духе «движущейся проекции». В сравнении с классической психоаналитической техникой, в К. о. п. п. Л. значительно скорее протекает процесс эмоциональной регрессии (уже с первого сеанса), что приводит к сосредоточенности на неосознаваемых конфликтах. Отсюда следует значительное сокращение сроков психотерапии, даже при хронических расстройствах. Метод К. о. п. п. Л. отличается также от поведенческой психотерапии.
В К. о. п. п. Л. символические функции противопоставляются воображению реальных ситуаций (как, например, в приемах Вольпе (Wolpe J. )), вметодиках поведенческой психотерапии последние подчеркиваются. КАУЗАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ (лат. causa — причина). Метод психотерапии, основанный на принципах анализа причинности в социальной сфере и устойчивых представлениях о конкретных причинных связях (каузальной схеме). Каузальная схема раскрывается 3 принципами: 1) принципом обесценивания, или восприятием роли данной причины в обусловливании события как меньшей вследствие наличия других причин, потенциально способствующих его наступлению; 2) принципом усиления, или восприятием роли данной причины в обусловливании события как большей в результате наличия факторов, препятствующих его наступлению; 3) принципом систематического искажения причинных суждений о людях, т. е. систематического отклонения причинных объяснений поведения людей от правил формальной логики. Структура каузальной схемы основывается на следующих трех положениях: 1) люди, познавая друг друга, не ограничиваются получением внешне наблюдаемых сведений, а стремятся к выяснению причин поведения и выводам, касающимся соответствующих личностных качеств субъекта; 2) поскольку информация о человеке, получаемая в результате наблюдения, чаще всего недостаточна для надежных выводов, наблюдатель находит вероятные причины поведения и черты личности и приписывает их наблюдаемому субъекту; 3) эта причинная интерпретация существенно влияет на поведение наблюдателя. Основными мишенями К. п. являются: 1) систематические различия в объяснении человеком своего поведения и поведения других людей; 2) отклонения интерпретации субъектом причин и мотивов поведения других людей от логических норм под действием субъективных (мотивационных и информационных) факторов; 3) стимулирующее воздействие на мотивацию и деятельность человека, которое провоцируется объяснением неудачных результатов этой деятельности внешними факторами, а успешных — внутренними. Рациональную психотерапию можно причислить к формам К. п., причем наиболее простым из них. В контексте рациональной психотерапии ориентируются в основном на самые простые и очевидные (прямолинейные) причинно-следственные отношения. В качестве одной из основных систем К. п. рассматривают когнитивную психотерапию. Описание события, имевшего следствием обращение к врачу в связи с ухудшением здоровья, и установление причинных связей между ними не требовало бы особых усилий от больного, если бы пациент не смешивал вместе то, что произошло, и то, как он воспринимает и как оценивает событие. Задача психотерапевта — путем кларификации развести эти процессы, но этому обычно мешает излишняя информация о событии, из-за чего основные параметры, по причине которых событие приобрело такое значение, теряются. Или противоположная тенденция: неясность при описании события, даже отрицание его наличия как отражение психологической защиты (неосознанного желания вытеснить его из сознания) также осложняет решение задачи. Еще один вариант, затрудняющий идентификацию события, — случай, когда следствие само становится активирующим событием. Например, возникновение тревоги, страха провоцирует дальнейшее усиление опасений за свое здоровье, что, в свою очередь, еще больше усугубляет эмоциональное расстройство. При существовании такого двухуровневого реагирования к анализу второго уровня эмоциональных нарушений приступают раньше, чем к исследованию причин первого уровня изменений, вызвавших эмоциональное напряжение.
Основной системой К. п. при неврозах, используемой в России, является личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия. В числе основных ее задач — достижение у больного осознания и понимания причинно-следственной связи между особенностями его системы отношений и его заболеванием. Многообразие целей, которые ставит перед собой психотерапевт при ее проведении, обусловливает чрезвычайную многогранность и сложность психотерапевтического процесса, основой которого является взаимодействие личности врача и личности больного. На основе уже выявленных закономерностей причинно-следственных связей (отношений) разрабатываются новые и совершенствуются старые приемы практического использования К. п. в целях более направленного воздействия на эмоциональные расстройства, мотивацию и эффективность деятельности пациентов. С внедрением в психотерапию современной видеотехники заметно расширились возможности К. п. за счет большей наглядности при демонстрации пациентам разнообразных причинно-следственных связей в психо- и патогенезе их заболевания. КИНЕСТЕТИЧЕСКИЕ ТРАНСЫ. В нейролингвистическом программировании и эриксоновском гипнозе — это трансовое состояние, вызванное применением невербальных технических приемов. Чаще всего к ним относят методики так называемого «рычажного наведения», «разрыва поведенческого шаблона», неожиданного «включения неактивного глазного доступа», а также неявного вовлечения гипнотизируемого в какое-либо ритмически повторяющееся действие или наблюдение за ним. Во всех этих случаях при создании и управлении трансовым состоянием используются (как правило, в дополнение к вербальным) невербальные приемы. Трансовое состояние, за исключением способа наведения, не имеет другой специфики. Прием «рычажного наведения» состоит в том, что гипнотизируемому на начальных этапах наведения транса внушается связь какого-либо события, обычно имеющего четко очерченное завершение, с углублением транса. Например, психотерапевт поднимает руку гипнотизируемого и производит внушение: «По мере того как ваша рука будет опускаться, состояние вашего транса будет углубляться, и как только ваша рука опустится полностью... вы заснете... » «Разрыв шаблона» — другой технический прием. Смысл его состоит в том, что психотерапевт неожиданно меняет привычный уклад действия (в терминах нейролингвистического программирования «поведенческий шаблон» — неосознаваемые сложные действия), чем заставляет гипнотизируемого менять фокус внимания, и это приводит к наступлению транса. Классический пример: психотерапевт подходит к гипнотизируемому в неожиданной обстановке (например, в коридоре) и протягивает руку. В ответ пациент также протягивает руку, но рукопожатия не происходит, так как психотерапевт вдруг захватывает протянутую руку за кисть и подносит ладонь гипнотизируемого к его глазам. Психотерапевт может, задержав рукой гипнотизируемого, начать производить своими пальцами смещающиеся прикосновения к кисти пациента, что приводит того в замешательство и способствует развитию транса. Прием «включения глазного доступа» основывается на представлении в нейролингвистическом программировании о глазных доступах — о влиянии положения глазного яблока на способ переработки информации в мозге. Примером может быть неожиданное привлечение внимания собеседника к руке психотерапевта и затем резкое перемещение руки вправо вверх по отношению к гипнотизируемому. Если он неожиданно для себя переместит направление оси зрачков вправо и вверх, то «включится» глазной доступ к зрительному конструированию — созданию зрительных образов. С точки зрения нейролингвистического программирования большинство людей именно в этом положении глаз способны к созданию зрительных образов. Возможны и другие приемы наведения К. т. Психотерапевт берет руку пациента и начинает совершать ею круговые движения, или же психотерапевт ритмично покачивает своей рукой и привлекает к ней внимание пациента. В классическом гипнозе, а также в приемах месмеризма (пасса), в более старых суггестивных техниках существуют многочисленные приемы невербального быстрого овладения вниманием и ощущениями субъекта и погружения его в гипнотический транс. Несмотря на отсутствие строго научного обоснования указанных подходов, они прочно закрепились в арсенале приемов, используемых современными психотерапевтами. Применение не только словесных, но и несловесных технических приемов делает работу психотерапевтов более успешной, результативной. КЛАРИФИКАЦИЯ. Означает просветление, прояснение. Психоаналитический термин, обозначающий возникновение сильного чувства, внутренней уверенности в том, что со всей многозначностью или противоречивостью покончено и человек твердо знает, что именно он должен делать дальше. _Кларификационное замечание_ — особое высказывание психотерапевта, повторяющее то, что сказал пациент, в более ясных терминах. Иногда психотерапевт в точности пересказывает замечание больного; но он никогда не пытается связывать между собой факты или высказывания, полученные им от больного в различное время. Важно, что в кларификационном замечании психотерапевт никогда не стремится давать оценки. В своих высказываниях он намеренно избегает проявлений собственной экспрессии, отражающей его отношение к больному, его словам или каким-то обстоятельствам его жизни. Сохраняются лишь те эмоциональные акценты, которые были допущены самим пациентом. Кларификационное замечание относится к разряду недирективных процедур и представляет собой попытку психотерапевта вернуть пациенту то, что он сказал, почувствовал, выразил. _Отражение чувства_ (reflection of feelling) — методика, состоящая в том, что психотерапевт повторяет то, что сказал пациент, таким образом, чтобы высветить не столько интеллектуальное, сколько эмоциональное значение сказанного. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ПСИХОТЕРАПИИ. С развитием психотерапии возрастает потребность в систематике используемых психотерапевтических методов. Каждый из них представляет собой способ лечебного воздействия на психику и через психику на весь человеческий организм. Понятие метода в психотерапии крайне размыто. Прежде всего это проявляется в различных классификациях. Наибольшее развитие и признание получили 3 психотерапевтических направления и возникшие на их основе методы: 1) динамическое (психодинамическое, психоаналитическое) (см. Динамическое направление в психотерапии), 2) бихевиористское (см. Поведенческая психотерапия)и 3) гуманистическое (см. Гуманистическое (экзистенциально-гуманистическое, опытное) направление в психотерапии). В этих трех направлениях психотерапии, ориентированных на личностные изменения, а не на один лишь симптом, наличие определенной личностной концепции позволило создать психотерапевтическую систему, характеризующуюся логической последовательностью взглядов, которая присуща и другим областям медицины. Это представление о норме (в психотерапии — о личности), о патологии (в психотерапии — о личностных изменениях) и логически вытекающее из этого представление о задачах и способах лечения. Так, психоанализ, рассматривающий в качестве основной детерминанты личностного развития и поведения первичные влечения и потребности, а невроз — как следствие их вытеснения в бессознательное и конфликта с сознанием, логически понятно определяет и основную задачу психотерапии — осознание этого конфликта. Для бихевиоризма личность есть поведение, а невроз — это неадаптивное поведение, возникшее в результате неправильного научения, поэтому основная задача психотерапии формулируется как обучение новым, адаптивным способам поведения. Гуманистическая психология рассматривает в качестве основной потребность личности в самоактуализации, а невроз — как результат блокирования этой потребности. Из такого понимания следует и задача психотерапии, которая заключается в приобретении пациентом нового эмоционального опыта, способствующего становлению адекватного целостного образа «Я», и возможностей для самоактуализации личности. Разработка и применение нового, более широкого психотехнического арсенала определяют специфику и относительную самостоятельность позитивной психотерапии в рамках гуманистического направления, но отнюдь не выводят за его пределы, точно так же как когнитивная психотерапия, использующая технические приемы, отличные от классического и оперантного обусловливания, но теоретически рассматривающая когнитивные структуры как «промежуточные переменные», находится в русле поведенческой традиции. В рамках каждого из указанных психотерапевтических направлений возникают новые течения, подходы, формы, виды, методы, методики, технические приемы, названия которых нередко призваны отразить уникальность каждого из них (Karasu Т. В., 1977), замаскировать производный их характер по отношению к основным направлениям в психотерапии и уже существующим в них методам. Это во многом объясняется тем, как замечает Шкода (Skoda С. ), что мечтой каждого честолюбивого психотерапевта является создание нового, необычного приема, внесение своего оригинального вклада в историю психотерапии. Александрович (Aleksandrowicz J. W., 1979) сделал попытку проанализировать все многообразие значений, в которых используется понятие метода в психотерапии: 1) методы психотерапии как конкретные методические приемы и техники (гипноз, релаксация, беседа, дискуссия, психогимнастика и др. ); 2) методы психотерапии, определяющие условия, которые способствуют оптимизации достижения психотерапевтических целей (семейная психотерапия и др. ); 3) методы психотерапии в значении инструмента психотерапевтического воздействия (таким инструментом может быть психотерапевт в случае индивидуальной психотерапии или группа при групповой психотерапии); 4) методы психотерапии в значении терапевтических интервенций (вмешательств), рассматриваемых либо в параметрах стиля (директивный, недирективный), либо в параметрах теоретического подхода, который и определяет характер этих вмешательств (интерпретация, научение, межличностное взаимодействие). Представляется, что собственно понятию «метод» соответствует 1-й уровень — это методы как конкретные техники и приемы; 2-й уровень — отражает виды психотерапии (на основании условий, в которых она протекает); 3-й уровень — формы психотерапии (на основании инструментов психотерапевтических воздействий) и 4-й уровень — теоретические направления. Для практического применения тех или иных методов психотерапии имеет значение их классификация по поставленным целям. Волберг (Wolberg L. R. ) различает 3 типа психотерапии: 1) поддерживающая психотерапия, целью которой является укрепление и поддержка имеющихся у больного защитных сил и выработка новых, лучших способов поведения, позволяющих восстановить душевное равновесие; 2) переучивающая психотерапия, целью которой является изменение поведения больного путем поддержки и одобрения положительных форм поведения и неодобрения отрицательных. Пациент должен научиться лучше использовать имеющиеся у него возможности и способности, однако при этом не ставится цель по-настоящему разрешить неосознаваемые конфликты; 3) реконструктивная психотерапия, целью которой является осознание интрапсихических конфликтов, послуживших источником личностных расстройств, и стремление достичь существенных изменений черт характера и восстановления полноценности индивидуального и социального функционирования личности. Приведем также ряд других принципов, используемых при группировке методов психотерапии. Граве (Grawe K. ) отмечает: поскольку психотерапия направлена на преодоление проблем пациента, то естественно, что с помощью одних методов психотерапевт стремится понять проблемы пациента и активно их преодолевать. При этом он не ищет скрытой мотивации и не придает проблемам иного значения, нежели сам пациент, а смотрит на них как на трудности, которые пациент без помощи не может преодолеть. При использовании другой группы методов психотерапевт не помогает преодолевать проблемы (например, при клиент-центрированной психотерапии), а способствует лучшему пониманию пациентом себя, своих мотивов, ценностей, цели своего поведения и стремлений. Если в первом случае психотерапия является помощью в преодолении проблем, то во втором — помощью в лучшем понимании себя. Граве, основываясь на метаанализе существующих данных по эффективности психотерапии, полагает, что большинству пациентов нужна помощь в преодолении своих проблем, а не в обнаружении скрытых мотивов. В клинической практике принято деление методов психотерапии на симптомоцентрированные, личностноцентрированные и социоцентрированные, интеграция которых часто обеспечивает наилучший терапевтический эффект. Учитывая, что в настоящее время возрастает значение искусства в жизни современного человека — более высокий уровень образования, культуры, повышение престижности искусства в обществе, — существуют многочисленные методы, в которых искусство и природа выступают как терапевтический фактор. Это методы психотерапии, основанные на лечебном влиянии: а) общения с искусством (музыкотерапия, библиотерапия и др. ), б) творческой деятельности (имаготерапия, арттерапия и др. ), в) природы (натурпсихотерапия и др. ). Увеличение числа методов психотерапии, в последнее время приведшее к усилению интегративного движения в психотерапии, подтверждает положение о том, что имеющиеся психотерапевтические подходы не столько различаются по отношению к единому объекту — человеческой личности, сколько концентрируются на разных ее аспектах и проблемах, чем и обусловлено различие в методах психотерапии и множество их классификационных делений. КЛАССИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ. Этим термином обозначается: 1) направление глубинной психологии, рассматривающее бессознательное в качестве детерминанты развития и функционирования личности; 2) психотерапевтическая система, в основе которой лежит выявление особенностей переживаний и действий человека, обусловленных неосознаваемыми мотивами. В работе «Эго и Ид» Фрейд (Freud S. ) писал: «Психоанализ — инструмент, дающий возможность Эго достичь победы над Ид». Он считал, что в психоанализе основные усилия направлены на то, чтобы «усилить Эго, сделать его более независимым от Супер-Эго, расширить сферу действия перцепции и укрепить его организацию... Где было Ид, там будет Эго». Цель психоанализа Фрейд видел в том, чтобы сделать бессознательное сознательным; он утверждал, что «дело анализа — обеспечить, насколько это возможно, хорошие условия для функционирования Эго». Ключевыми, определяющими понятиями психоанализа являются: свободные ассоциации, перенос и интерпретация. Классическая аналитическая техника включает ежедневные (5 раз в неделю) встречи с пациентом, укладывание его на кушетку, избегание всяческих советов, прописывания лекарств, воздержание от управления его жизнью, ограничение высказываний интерпретациями и инструктирование по выполнению основного правила свободных ассоциаций. Психоанализ можно охарактеризовать как долгосрочную, интенсивную, интерпретативную психотерапию. Техника свободного ассоциирования основана на трех предположениях: все мысли направлены к тому, что является значимым; потребность пациента в психотерапии и значение того, что его лечат, поведут его ассоциации в направлении значимого, за исключением того случая, когда действует сопротивление; сопротивление проявляет себя во время сеансов в невозможности свободно ассоциировать. В соответствии с инструкцией психоаналитика пациент должен выполнять «основное правило», т. е. сообщать свои мысли безоговорочно и не делать попыток сосредоточиваться во время этого. Вторым ключевым понятием анализа является перенос, процесс, посредством которого пациент перемещает на психоаналитика чувства, мысли, фантазии и пр., вызванные ранее действовавшими в жизни пациента фигурами. Благодаря переносу больной наделяет психоаналитика значимостью другого, обычно ранее существовавшего объекта. Первое описание и обсуждение роли переноса дано Фрейдом в работе об истерии. Перенос является переживанием чувств, побуждений, фантазий и защит по отношению к личности в настоящем, которая не является подходящей для этого, но это есть повторение реакций, образованных по отношению к значимым фигурам раннего детства. Основная важность реакций переноса вытекает из того факта, что пациент испытывает в ситуации лечения и в отношении к психоаналитику все значимые человеческие чувства своего прошлого. Перенос — это особый вид отношений, главной характеристикой которого является переживание некоторых чувств, действительно обращенных к другой личности. На личность в настоящем пациент реагирует, как будто это личность из прошлого. Перенос есть повторение, новое «издание» старых объектных отношений. Это анахронизм, временная погрешность; имеет место перемещение: импульсы, чувства и защиты по отношению к личности в прошлом перемещаются на личность в настоящем. Поскольку это бессознательное явление, человек, реагирующий чувствами переноса, большей частью не осознает искажения. Определение переноса включает 4 основных утверждения: перенос является разновидностью объектных отношений; явления переноса повторяют прошлое отношение к объекту; механизм перемещения играет важную роль в реакциях переноса; перенос является регрессивным феноменом. Существует много способов классификации различных клинических форм реакций переноса. В соответствии с объектом переноса и повторяемой стадией развития сексуальности перенос может быть отцовским, материнским, эдиповым, доэдиповым. Перенос может быть объектным или нарциссическим в соответствии с тем, представляет ли пациент своего психоаналитика как внешнюю персону, от которой он зависит, которую он любит или ненавидит, или как часть самого себя. Перенос может быть положительным или отрицательным в зависимости от того, расценивает ли пациент психоаналитика как доброжелательную фигуру или недоброжелательную.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|