Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Взаимосвязь арт-терапии и арт-педагогики в коррекционно-развивающем процессе

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 13 августа 2010
ОПУБЛИКОВАЛ: Зайцева Нина Владимировна
РУБРИКА:
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)

 

Зайцева Н.В., (c)

 

 
 

Арт-технологии, разрабатываемые и применяемые в последние годы, позволяют достаточно успешно решать множество дидактических проблем и проблем развития личности детей и подростков. В образовательном процессе арт-технологии начинают занимать одно из ведущих мест, что связано со сложностью контингента образовательных учреждений. В современную школу приходят дети, разные по характеру и поведению, по уровню своего развития и степени подготовленности.
Однако самым главным является то, что за последние 10 лет отмечено сокращение числа здоровых детей в 45 раз. Официальная статистика отмечает ухудшение здоровья наших школьников на 47% (за последние 5 лет). Причины снижения уровня здоровья школьников многообразны: это и отягощенная наследственность, и экологические проблемы, и социальный кризис. Однако влияние школы, где ребенок проводит около 70% своего времени, на растущий и развивающийся организм выражено особенно сильно. Еще в XIX веке сформировалось представление о так называемых школьных болезнях. Ф.Ф. Эрисман, один из основоположников отечественной гигиенической науки, писал о нарушениях здоровья, причиной которых является обстановка в учебных заведениях.
Современная школа с ее повышенными физическими и психическими нагрузками зачастую оказывает на ослабленный организм детей особенно резкое отрицательное воздействие, вызывая дезадаптацию, хроническое переутомление, провоцируя рост заболеваний. Не случайно уже на протяжении младшего школьного возраста резко увеличивается число детей, имеющих хроническую патологию. В стремлении интенсифицировать процесс обучения, реализовать свои узкопрофессиональные, дидактические цели педагоги нередко создают условия, при которых возникает перенапряжение функциональных систем организма ученика, что и приводит к неблагоприятным последствиям. Характерно, что учебная задача при этом неизбежно оказывается не выполненной. Влияние учебных нагрузок и условий школьной жизни на организм может быть как прямым, непосредственно воздействующим на вегетативные системы жизнеобеспечения, так и опосредованным, воздействующим на психику, регуляторные системы ребенка. Возникающее в учебном процессе нервно-психическое напряжение вместе с другими неблагоприятными социальными факторами в современном обществе может вызывать у детей со сниженными психофизиологическими возможностями срывы адаптации, что проявляется, в частности, в большом числе невротических реакций.
То, что именно условия школьной жизни являются основным фактором, формирующим здоровье детей, доказывается тем, что в специализированных школах, гимназиях с углубленным изучением ряда предметов и, соответственно, с большей нагрузкой на организм состояние здоровья детей, как правило, хуже, чем в обычных школах. В целом, по анализу специалистов НИИ возрастной физиологии РАО, в 2001 году до 96% выпускников школ имели какие-либо нарушения здоровья. В некоторых регионах России практически здоровыми остаются не более 23% учащихся. К призывному возрасту, по данным Института гигиены детей и подростков, если пользоваться мировыми стандартами при оценке здоровья юношей, только 20% из них могут служить в армии. Что касается девушек, то до 70-75% нуждается в оздоровлении и 20% имеют проблемы, связанные с нарушениями репродуктивной системы. Таким образом, новое поколение родителей имеет специфические характеристики здоровья, несущие повышенную угрозу для здоровья следующих поколений. Педиатры указывают: около 70% современных детей рождаются физиологически незрелыми, что резко снижает уровень их адаптивных возможностей и увеличивает вероятность заболеваний. В предотвращении угрозы физической и социальной деградации общества большая роль принадлежит школе.
Не случайно в своем первом обращении к Федеральному собранию президент России Д.Медведев выразил обеспокоенность в связи с неудовлетворительным, по его мнению, состоянием здоровья российских школьников, подчеркнув, что «сегодняшняя статистика здоровья школьников просто ужасающая». Дети проводят в школах значительную часть времени, поэтому заниматься их здоровьем должны, в том числе и педагоги, заявил Медведев. По его словам, одной из задач преподавателей должны стать минимизация рисков для здоровья, связанных с процессом обучения.
Со временем школы могут и должны стать настоящими оздоровительными центрами, осуществляющими комплексы мероприятий по предупреждению и лечению различных заболеваний. Примеры этому есть уже сейчас. Но недостаточно ограничиваться только проведением неких медицинских оздоровительных процедур в свободное от учебы время. Учебно-воспитательный процесс в целом, все педагогические концепции, методики, технологии должны иметь здоровье сберегающий характер. Необходимо иметь научно обоснованное представление о том, как следует организовать все стороны школьной жизни, чтобы исключить негативные воздействия на повышенно чувствительный организм детей и обеспечить его благоприятное развитие.
Практика подтверждает успешность обучения, которое максимально приспособлено к психофизиологической природе ребенка. В связи с этим, на наш взгляд, актуализирована проблема создания системы комплексного сопровождения обучения (социального, психологического, педагогического, медицинского) в современной школе. Наиболее реальным вариантом на сегодня является модель психолого-педагогического сопровождения, включающая в себя диагностику, консультирование и специальные психокоррекционные занятия, тренинги.
Многие учебные трудности и конфликтные поведенческие ситуации возникают на психологической основе, поэтому помочь ребенку справиться с личными проблемами может только психолог, специализирующийся на работе с детьми школьного возраста. Он должен грамотно установить истинные причины школьных проблем и обеспечить помощь учащимся, адекватную их трудностям. Одним из направлений психолого-педагогического сопровождения может выступать применение арт-технологий: арт-терапии и арт-педагогики.
Все больше специалистов осознают роль природных сил, заложенных в человеке. Не случайно, поэтому, арт-терапия занимает достойное ее значимости место в комплексе средств, направленных на восстановление здоровья человека. Существуют уже и практики использования арт-терапии в области образования. Основой для образовательных арт-терапевтических технологий стала арт-педагогика, со своими богатыми традициями эстетического воспитания. Л.Д. Лебедева, рассматривая арт-терапию как новое направление в отечественной педагогической практике, относит ее к разряду инноваций, которые обобщают три понятия: новшество, новацию и нововведение.
Арт-терапия представляет собой терапию искусством, которая возникла на стыке искусства, педагогики, психологии, культурологии, медицины, социологии. Она рассматривается как творческая деятельность с терапевтическим эффектом. Поэтому арт-терапия является одним из методов психолого-педагогической работы, использующей возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, эмоциональном и личностном развитии ребенка. Активное воздействие искусства обусловлено его направленностью на эмоционально-чувственную сферу человека, более восприимчивую и отзывчивую, чем абстрактно-логические структуры.
Методический арсенал арт-терапии представлен, прежде всего, танцевальным, драматическим, изобразительным искусством. В каждом человеке предполагается наличие скрытых возможностей (творческого потенциала), поэтому задача арт-терапии пробудить эти возможности, развить индивидуальную активность, способствовать осознанию собственной уникальности. Именно поэтому в последние годы в нашей стране технологии арт-терапии стали активно развиваться в различных отраслях, в том числе в педагогике и психологии. Создана концепция системной арт-терапии, содержащая факторы терапевтического воздействия, формы психотерапевтических интервенций на различных этапах коррекционно-развивающих или иных занятий.
Арт-терапия – терапия искусством. Вместе с тем, она сама является искусством. Вот какое определение мы видим в глоссарии: «Арт-терапия – искусство пробуждения глубинных сил самоорганизации, присущих всякому организму, с помощью индивидуально точного применения средств красоты; мастерство переориентирования человека на новые качественно стили самореализации с помощью проникновенного восприятия шедевров прекрасного; обращение к сокровенному в человеке с тем, чтобы жизнь могла самоорганизовываться по законам красоты».
В научно-методической литературе мало представлено материала по целенаправленному использованию методов арт-терапии в работе педагогов-психологов образовательных учреждений. Это же относится и к арт-педагогике, которая рассматривается как художественная педагогика, представляющая собой синтез искусства и педагогики, как педагогическая технология, основанная на взаимодействии личности с различными видами искусства.
На наш взгляд, наибольший эффект может принести объединение этих двух арт-технологий в коррекционно-развивающем процессе в школе любого вида. Результаты проведенных экспериментов на базе школы-интерната № 5 г. Саратова и Областного центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции показывают не только возможность такой взаимосвязи, но и обоснованную необходимость. В проводимых исследованиях ведущим видом искусства в контексте арт-терапии и арт-педагогики, выступало декоративно-прикладное (в частности флористическая деятельность). Это связано с позитивной полинаправленностью данной деятельности в отношении развития, совершенствования личности ребенка, его психофизических способностей.
Декоративно-прикладная деятельность дает широкую возможность организации продуктивного взаимодействия ее участников, основанного на принципах творческого сотрудничества. Флористическая деятельность как вид декоративно-прикладного искусства близка по своему содержанию природе и живописи, так как флористика – это искусство создания картин, композиций с использованием засушенного растительного материала: листьев, цветов, плодов и т.п. Овладение всеми этапами флористической деятельности предполагает знакомство школьников с основами изобразительной деятельности, с произведениями искусства (полотнами художников, вышивкой, изделиями из соломки и др.); получение знаний биологического и природоохранного характера; применение организационных форм работы, соответствующих возрастным и психофизическим особенностям учащихся.
Разработанная арт-технология флористической деятельности апробировалась в серии педагогических экспериментов. Многолетняя экспериментальная работа (более десяти лет) позволила оценить ее эффективность. В данной статье для примера мы рассмотрим реализацию арт-технологии в группах детей младшего школьного возраста. Арт-технология реализовывалась на базе Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции г. Саратова в 2005-2009 годах. Ежегодно выделялись контрольная и экспериментальная группы (по 12 человек), в которых находились дети 8-9-ти лет. По психофизическим особенностям школьники обеих групп были похожи. Все они обучались в Центре с диагностической целью: для уточнения диагноза (задержка психического развития или умственная отсталость) и выбора адекватного дальнейшего образовательного маршрута. Дети, направленные средними общеобразовательными школами в Центр, не только имели проблемы с учебой, но и различного рода отклонения в поведении. В первую очередь, это сказывалось на характере межличностного общения. Наличие у многих детей агрессивных реакций мешало организовывать продуктивное взаимодействие на уроке и во внеурочное время. Практически у всех школьников была занижена самооценка.
Уроки в экспериментальной и контрольной группе вели опытные коррекционные педагоги, владеющие специальной методикой, успешно реализующие на практике принципы дифференцированного и индивидуального подхода. Во внеурочное время проводились индивидуальные и групповые занятия с психологом, учителем-дефектологом, логопедом. Таким образом, условия проведения эксперимента были одинаковы для обеих групп.
Одновременно с детьми экспериментальной группы три раза в неделю организовывались занятия по флористике, на которых создавались условия для творчества. Особое внимание уделялось организации групповой работы. С помощью арт-терапевтических методик школьников учили сотрудничеству, формировали умения работать в малых группах (по 2-3 человека).
Несмотря на то, что овладение техникой создания картин и аппликаций из природного материала не было главной целью работы, учащимися по ходу эксперимента было создано много различных флористических произведений. Проводились выставки творческих работ школьников, на которых они рассказывали другим детям, находящимся в Центре о том, как выполняется та или иная работа, из какого материала. Лучшие работы были представлены на районном и городском конкурсах, отмечены дипломами. Наглядная результативность художественной творческой деятельности служила дополнительным стимулом для занятий.
Наблюдая за процессом работы детей, можно было видеть, какие изменения происходят в каждом школьнике. У них появился стойкий интерес к флористической деятельности, выработалась целенаправленность при выполнении заданий и работ творческого характера, сформировались навыки самостоятельной работы. Проводимые занятия повлияли на психоэмоциональное состояние школьников, их поведение: они стали более сдержанными в общении, уменьшилось число агрессивных реакций, у большинства детей преобладающим стал позитивный настрой.
В последующие два года проводилась перепроверка полученных результатов. Поэтому можно считать, что в эксперименте приняли участие 72 школьника (36 – в экспериментальной группе, 36 – в контрольной). Полученные результаты позволили сделать вывод, что эффективное применение арт-технологий в учебном процессе, будет обеспечено реализацией следующих психолого-педагогических условий: осознание школьниками необходимости овладения арт-терапевтическими методиками; психолого-педагогическое сопровождение учебного процесса и его практико-ориентированный характер, а также, необходимое организационно-методическое обеспечение коррекционных арт-терапевтических и арт-педагогических занятий.
В целом же занятия декоративно-прикладным искусством (в частности флористикой) показывают, что художественное творчество способствует выработке адекватного поведения и повышению самооценки детей, имеет высокую образовательную ценность при развитии когнитивных и творческих умений, коррекции и развитии практически всех психических функций и моторных способностей. Это позволяет рекомендовать широкое использование арт-технологий как в образовательном процессе, так и в ходе социально-реабилитационных мероприятий.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...