Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты разработки стратегии предприятия.

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»

 

 

Факультет Экономики и Предпринимательства

 

Кафедра менеджмента

 

 

К У Р С О В А Я Р А Б О Т А

На тему:

« Разработка стратегического плана предприятия ПАО Сбербанк»

Студент 3 курса, группы 35141-Ммт-1

Веретенников И.О.

Руководитель - доцент, к.э.н.

Иванов А.А.

 

 

Нижний Новгород, 2017 г

Содержание.

Введение.

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты разработки стратегии предприятия

ГЛАВА 2. Стратегический анализ деятельности предприятия

Характеристика объекта анализа – организации (фирмы).

Анализ внешней среды организации.

Анализ внутренней среды организации.

Анализ и оценка стратегических альтернатив деятельности компании.

Перечень стратегических проблем деятельности предприятия

ГЛАВА 3. Разработка мероприятий по решению стратегических проблем деятельности предприятия.

Разработка концепции стратегического развития организации (выбор стратегии развития организации и описание ее основных положений)

Оценка эффективности предлагаемой стратегии (или: оценка эффективности мероприятий по совершенствованию существующей стратегии)

Заключение.

Список литературы.

 

Введение

Курсовая работа состоит из введения, трёх глав, заключения и библиографии. В данный момент тема разработки стратегического плана очень актуальна для каждого предприятия. Конечно, у компаний, которые долгое время находятся на своём рынке, уже сформировалась определенная доля на нем, а значит и своя стратегия. Согласитесь, глупо было бы, если компания без определенной стратегии оставалась на плаву долгое время. То есть, у всех фирм есть свои стратегии, но с течением времени старые подходы уходят в прошлое, а на смену им приходят новые веяния. Таким образом, все фирмы корректируют время от времени свой план развития в зависимости от конъюнктуры рынка, показателей рентабельности и целого ряда других, но не менее значимых факторов.

Цель работы – подробное описание стратегии ПАО «Сбербанк», а также сопоставление сегодняшних результатов с ранее поставленными целями. Задача – используя различные источники, в том числе и статистические, найти ответ, насколько эффективна текущая стратегия Сбербанка.

Объект работы – ПАО «Сбербанк». Предмет курсовой работы – стратегический план развития ПАО «Сбербанк».

Я выбрал ПАО «Сбербанк» не случайно. В прошлом году я проходил там практику. Именно поэтому я решил взять для анализа именно это предприятие.

Разработкой стратегического плана Сбербанка занимаются его топ-менеджеры и менеджеры среднего звена. Для начала, разберемся, зачем вообще нужна стратегическая политика. Если говорить простыми словами, он нужен для адекватного ответа на угрозы завтрашнего дня. Без такого плана не мыслит о существовании ни одна более-менее крупная компания. Сейчас практически в любой сфере очень высок уровень конкуренции. И сфера оказания финансовых услуг – не является исключением. Ещё бы, официальный список банков России, имеющих лицензию в 2017 году, по состоянию на 1 марта включал 805 кредитных организаций. Из них действующими являлись 507 банков (имеющих лицензию на работу с физическими лицами). Это довольно большая цифра таких учреждений.

Раньше, во времена СССР, а значит, во времена плановой экономики такая отрасль хозяйства как кредитование была плохо развита. Какие-то положительные моменты, конечно же, существовали. Но и негативных действий хватало. Стоит вспомнить хотя бы оказание финансовой помощи «дружественным странам». К чему это я? К тому, что раньше было всего несколько банков. Все их крупные решения контролировались со стороны государства. Власти, в свою очередь, не всегда могли точно оценить ситуацию и принять правильное решение. Кадры тогда были довольно хорошего качества, но что касалось финансовой отрасли национальной экономики, стоит признать и сказать прямо – советские финансисты заметно уступали своим западным коллегам.

На решение почти всех важных вопросов требовалось достаточно продолжительное время. Из-за бюрократических проволочек проекты откладывались.

Наложила свой отпечаток и политическая ситуация в стране. Все масштабные проекты нужно было согласовывать с партийным бюро. Если им что-то не нравилось, от проекта приходилось отказываться. Так же дела обстояли и с разработкой долгосрочной стратегии предприятия. То есть, создавались определенные рамки для руководства Сбербанка. А как можно вести свою деятельность эффективно, если изначально ставятся барьеры на пути достижения целей? Например, в 1987 году был проект по выпуску смарт-карт. Карточную систему в СССР планировалось строить таким образом, чтобы она была совместима с международными платежными системами. При этом предполагалось, что эта совместимость будет работать за границей, а в самом Союзе карта будет действовать как национальная, и внутренние транзакции по картам не будут выходить за пределы страны. Несмотря на то, что выбор был сделан в пользу карт с магнитной полосой, в Сбербанке уже знали о существовании смарт-карт. В итоге, проект так и не был реализован. Причиной тому послужила отсталость советской электронной промышленности. Все глобальные идеи применялись тогда в оборонной отрасли. Лучшие умы трудились именно там. Передавать такие технологии нашей стране тоже никто не собирался.

 

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты разработки стратегии предприятия.

В наши дни, в условиях переходной экономики, когда ускоряется процесс формирования институтов рынка и рыночных отношений, руководители многих российских фирм осознали необходимость концентрации внимания на разработке долгосрочной стратегии деятельности. Поэтому значение стратегического планирования, позволяющего фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, в нашей стране резко возросло в последние 3 десятилетия.

Одна из ключевых составляющих любого стратегического управления является стратегия. Выбор стратегии и дальнейшая ее реализация составляют основную часть содержания деятельности по стратегическому управлению. По мнению О.С. Виханского, в стратегическом управлении стратегия понимается как долгосрочное качественно определенное направление развития организации, в вопросах касающихся форм, средств и сферы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде.

В данном случае стратегию в общем виде можно определять как выбранный путь, направление дальнейшего поведения в среде, функционирование, в рамках которого организация должна достичь стоящие перед ней цели.

Если эти цели организации определяют то, к чему стремится организация, что логично. То стратегия дает ответ на вопрос, каким способом и с помощью каких действий фирма будет добиваться своих целей в условиях внешнего, постоянно меняющегося окружения.

Необходимость стратегического управления для каждой организации определяется рядом объективных причин, которыми являются такие как:

- Интернет. Куда же без него? Он усиливает процесс глобализации всей торговли в мире. Способствует облегчению процесса контактирования между представителями различных компаний;

- Проникновение на национальные рынки ТНК (транснациональных корпораций), МНК (международных корпораций), ФПГ (финансово-промышленных групп), крупных концернов, что существенно влияет на деятельность субъектов хозяйствования. Формирование Европейского Союза и свободных экономических зон обеспечивает ускорение процессов конкуренции, перемещения всех видов ресурсов, капитала и рабочей силы, что однозначно существенным образом сказывается на всей деятельности фирмы;

- всё большая роль интеллектуализации большинства сфер человеческой деятельности, когда около 60% всех товаров и услуг в мире являются информационными и становятся главным ресурсом организаций, что требует осуществлять перспективное планирование их развития с учетом данных реалий;

- ухудшение экологической обстановки и резкое сокращение значительного числа естественных природных ресурсов, что в условиях ожесточающегося национального и международного экологического законо­дательства требует по большей части экологически чистого производства в рамках перспективного планирования деятельности орга­низаций;

- нарастающая общемировая тенденция трансформации экономики, производящей товары, к экономике, производящей услуги, что уже выражается в доминировании среди занятого населения экономически занятых стран доли тех, кто трудится в сфере услуг.

- перемещение конкуренции в сферу управления основными ресурсами организаций, главными из которых выступают время, люди, информация, финансы, а значит, необходимость закладывать в стратегических планах развития организации их оптимальное соотношение;

- все большая открытость национальной экономики и ее ориентация на активное участие в международном разделении труда, что обусловливает усиление конкуренции на внутреннем рынке.

Кроме вышеперечисленных внешних объективных причин, вынуждающих организации все большее значение придавать вопросам стратегического управления, не менее важными являются внутриорганизационные факторы. Наиболее существенное значение среди них имеют следующие факторы:

- около четырёх из пяти всех угроз для организаций исходит из внешней среды. Выявить их и принять необходимые меры по управлению рисками с целью их минимизации - задача менеджеров и всего работающего персонала. Только они способны адекватно отреагировать на внешние угрозы. Следовательно, стратегия управления людьми в организациях выходит сегодня на первый план;

- потребность в высокой внутриорганизационной динамике как адекватной реакции на быстрые изменения во внешней среде обусловливает необходимость разработки стратегии развития корпоративной культуры в качестве важнейшего условия реализации всех планов организации;

- переход от узкоспециализированных операций к органичному синтезу работ, ориентированных на весь процесс в целом, требует пересмотра ключевых бизнес-процессов в организации, что влечет за собой кардинальные изменения в структуре технологических циклов, занятости персонала, его подготовке и вызывает необходимость все более частой корректировки стратегии деятельности организаций.

Прежде всего, при стратегическом планировании проводится изучение среды организации. Стратегическое управление рассматривает окружение как совокупность трех сред: макроокружения, непосредственного окружения и внутренней среды организации. Поэтому анализ среды предполагает изучение этих трех ее составляющих.

Именно внутренняя среда организации становится источником её жизненной силы. Она заключает в себе тот потенциал, который дает возможность организации функционировать, а, следовательно, существовать и выживать в определенном промежутке времени. Но внутренняя среда может также быть и источником проблем и даже гибели организации в том случае, если она не обеспечивает необходимого функционирования организации.

Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Однако, ресурсы внешней среды не безграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям.

В рамках перспективного планирования обычно различают традиционное долгосрочное и стратегическое планирования. Различие между ними заключается в трактовке будущего. В системе стратегического планирования не делается предположение, что будущее непременно должно быть лучше прошлого и его можно изучать методами экстраполяции. Главным фактором здесь выступает состояние внешней среды. Поэтому в стратегическом планировании важное место отводится анализу перспектив организации, задачей которого является выяснение тех тенденций, опасностей, возможностей, а также отдельных чрезвычайных ситуаций, которые способны изменить сложившиеся тенденции.

Этот анализ дополняется анализом позиций в конкурентной борьбе. Известно, термин долгосрочное планирование употребляют для обозначения работ по планированию мероприятий, которые будут сказываться на деятельности фирмы в долгосрочной перспективе. При этом в зависимости от сферы деятельности эта перспектива может охватывать 5, 10 лет или несколько десятилетий.

Стратегия в той или иной форме присуща любой системе управления, хотя и будет отличаться спецификой в зависимости от ее типа, портфельная или корпоративная, конкурентная или бизнес-стратегия и функциональная.

Выделяются соответственно и три уровня стратегических решений. Корпоративные портфельные решения касаются деятельности предприятия в целом. Исторически бизнес был однопродуктовым, затем наступила его диверсификация, поэтому данный уровень в настоящее время связан с управлением многопродуктовым многопрофильным предприятием. Основной целью портфельной стратегии является выбор тех подразделений, в которые следует направлять инвестиции.

Главные моменты такой стратегии охватывают распределение ресурсов между подразделениями на основе портфельного анализа диверсификацию производства с целью снижения хозяйственного риска и получения эффекта синергии изменение организационной структуры корпорации выработку единой стратегической ориентации подразделений.

Конкурентные решения распространяются на хозяйственные подразделения предприятия. Их цель - обеспечить бизнес-план, показать, как предприятие будет конкурировать на конкретном товарном рынке, кому и по каким ценам будет продаваться продукция, как ее рекламировать, как побеждать конкурентов и т.д. Функциональные решения принимаются в интересах отделов и служб предприятия. Это стратегии производства, маркетинга, финансов, персонала, инноваций и т.д.

Итогом процедуры разработки стратегии организации является предварительный проект развития на перспективу.

Он, как правило, включает выбор конкретных сфер рынка, на деятельность которых должна быть ориентирована фирма определение источника и типа используемых ресурсов составление перечня технологий, планируемых к пользованию выбор способов, отраслей и направлений будущей деятельности, а также вида производимого продукта.

В совокупности это и составляет стратегию организации.

Компания без стратегии роста - это всего лишь набор активов, отягощенных обязательствами. Оценивать ее как бизнес невозможно, так как в основе оценки бизнеса лежит анализ способности фирмы приносить прибыль и обеспечивать рост. Ясная и хорошо аргументированная стратегия предприятия позволит не только избежать рисков, реализовать потенциал роста, рационально распорядиться своими ресурсами, но и повысить управляемость бизнеса.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...