Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Направления воспитательной работы по О.С. Газмана:

1. «Учение» / «Интелект» - Главное здесь создать условия для продвижения детей в интеллектуальном развитии; формировать интеллектуальную культуру, развивать кругозор и любознательность

2. «Общение» - Работа направлена на формирование у детей культуры общения в системе «учитель - ученик», «ученик - ученик», «взрослый- ребенок». Для этого важно создать в детском коллективе одинаковые условия для общения всех ребят; учить приемам преодоления проблем в общении

3. «Образ жизни» / «Нравственность» - Научить детей понимать смысл человеческого существования, ценности своего существования, ценности своего существования и ценности существования других людей; поступать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях; формировать у детей умения отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора - вот главные приоритеты этого направления

4. «Досуг» - Основное здесь - создание условий для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности в реальных жизненных ситуациях; развитие интереса к внеклассной деятельности

5. «Здоровье» - Проведение мероприятий по формированию культуры сохранения и совершенствования здоровья, знакомство детей с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья - это основное при организации работы в этом направлении

6. «Семья» - Максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности - является главным при построении работы в этом направлении

Традиционные направления воспитательной работы:

1. Духовно – нравственное воспитание (Учащиеся научаться воспитывать в себе такие качества: как доброта, вежливость, честность, правдивость, дружелюбие, взаимовыручка)

2. Гражданско – патриотическое воспитание (Ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению. Учащиеся получат начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища)

3. Эстетическое воспитание (Учащиеся знакомятся основными направлениями эстетической культуры. Получат возможность для развития художественных способностей и эстетического вкуса.)

4. Воспитание здорового образа жизни (У учащихся формируются умения и навыки санитарно - гигиенической культуры, приучаются к здоровому образу жизни.)

5. Экологическое, экскурсионно – туристическое воспитание (Первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе. Первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства)

6. Трудовое воспитание (Приобщение учащихся к общественной работе, воспитание сознательного отношения к своим обязанностям, формирование трудового образа жизни)

7. Учебно – познавательная деятельность (Учащиеся научатся проявлять свои интеллектуальные достижения в школе и за её пределами)

Формы воспитания:

1. Классификация в зависимости от того сколько человек принимает в подготовке и проведение дела:

- Индивидуальные

- Микрогрупповые (2-3 человека)

- Групповые

- Массовые (общешкольные, классные)

2. Классификация в зависимости от времени поведения:

- Кратковременные (от минут до часа)

- Продолжительные (недели, месяцы)

- Традиционные (традиционные для образовательного учреждения)

3. Классификация по субъекту организации:

- Организаторы педагоги

- Организация на основе сотрудничества обучающихся и педагогов

- Организаторы обучающиеся

4. Классификация по результату:

- Информационный обмен

- Выработка общего мнения, решения

- Общественно- значимый продукт

- Отдых, развлечение

5. Классификация Титовой:

- Мероприятие

- Дело

- Игра

6. Классификация в зависимости от времени подготовки:

- Плановые

- Внеплановые

- Экспромтные

Формы организации (примеры):

Классный час, интеллектуальная игра, беседа, классный огонек, викторина, круглый стол, праздничное мероприятие, экскурсия, тренинг, лекция, диспут, дебаты, эстафета, квест- игра, встреча, поход, акция, конференция, аукцион, лекторий, олимпиада, конкурс, смотр, парад, ярмарка, устный журнал, живая газета, исследование, ….

Выбор формы воспитания зависит от:

- Цели и задачи воспитания

- Содержания воспитания (в каждой школе есть программа воспитания)

- Возраста детей

- Уровня воспитанности детей

- Личного социального опыта детей

- Уровня развития коллектива класса

- Особенности и традиции образовательного учреждения

- Интереса и желания детей

- Специфики образовательной организации

- Материальных возможностей

- Опыта и профессионализма классного руководителя

Классный час – это живое общение классного руководителя с детьми на морально - нравственно – эстетические темы

Функции классного часа:

1. Просветительная функция заключается в том, что классный час расширяет круг знаний воспитанников по этике, эстетике, психологии, физике, математике, литературоведению и другим наукам. Предметом классного часа могут быть и знания из области техники, народного хозяйства, а также сведения о событиях, происходящих в деревне, городе, стране, мире, т. е. объектом рассмотрения может стать любое явление социальной жизни. Примерные темы: «Как появился этикет», «Наша Конституция», «Проблемы современного общества» и т. д.

2. Ориентирующая функция состоит в формировании у школьников определенного отношения к объектам окружающей действительности, в выработке у них иерархии материальных и духовных ценностей. Ес­ли просветительная функция предполагает знакомство с миром, то ориентирующая - его оценку. Названные функции неразрывно связаны между собой. Так, трудно или даже невозможно привить детям любовь к классической музыке, которую они ни разу не слышали.

Часто классные часы помогают ученикам ориентироваться в общественных ценностях. Темы таких классных часов: «Как стать счастливым?», «Кем быть?», «Каким быть?», «О мужественности и женственности» и т. д.

3. Направляющая функция классного часа предусматривает перевод разговора о жизни в область реальной практики учащихся, направляет их деятельность. Эта функция выступает как реальное воздействие на практическую сторону жизни школьников, их поведение, выбор ими жизненного пути, постановку жизненных целей и их реализацию. Если в процессе проведения классного часа отсутствует определенная направленность, то эффективность его воздействия на воспитанников существенно снижается, а знания не переходят в убеждения. Например, классный час на тему «Международный год ребенка», «Твои права и обязанности»

4. Формирующая - формирует навыки обдумывания и оценки своих поступков и самих себя, помогает в выработке умелого ведения диалога, отстаивания своего мнения.

Чаще всего классный час одновременно выполняет указанные функции: он и просвещает, и ориентирует, и направляет учащихся.

Структура классного часа:

- Вступительная часть – постановка проблемы

- Основная часть – обсуждение проблемы

- Заключительная часть – принятие решения

Досуг – это …

Свободное от учебы время

Удовлетворение личных интересов, способностей и потребностей детей

Путь самореализации и самореабилитации

Программа досугового мероприятия:

1. Тема мероприятия

2. Цель мероприятия

3. Задачи мероприятия

4. Форма досугового мероприятия: конкурсно - развлекательная программа, праздничная программа, спортивно-соревновательная программа, игровая,…

5. Афиша мероприятия

6. Выразительные средства: технические, сенсорные, знаковые, динамические (видеоролик, музыка, когда участники только собираются)

Структура досугового мероприятия:

1. Экспозиции: звуковые, технические, световые эффекты

2. Завязка: стихотворение, притча, событие (то, что вызывает интерес у детей)

3. Основное развитие действия: речевые, музыкальные, хореографические, оригинальные номера

4. Кульминация: факел, фейерверк

5. Развязка: завершение сюжета

6. Финал: награждение, подарки, общая песня, шары и т.д.

Направления досуговой деятельности отображены в ФГОС:

- патриотическое воспитание – в рамках этого направления досуговой деятельности осуществляется воспитание любви и уважения к своей большой и малой родине, обучение основам взаимопонимания, уважение к своей национальной и мировой культуре. Для реализации целей и задач патриотического воспитания организуются походы по местам боевой и трудовой славы, «вахты Памяти», поисковые экспедиции, летние оборонно-спортивные лагеря, патриотические слёты, военно-патриотические игры, изучение исторического опыта, древних традиций; восстановление разрушенных церквей; ремонт помещений и техники социально значи­мых объектов (библиотек, музеев, выставочных залов и т.п.);

- профилактическое направление способствует предотвращению возникновения социально запущенной, маргинальной молодежи. Наиболее эффективна работа в данном направлении при установлении «случайных» контактов с молодежными асоциальными группами в периоды их сборов и проведения свободного времени. Кроме того в рамках этого направления осуществляются: определение потребностей и особых проблем уличных групп, оказание им соответствующей помощи, направление их активности в менее агрессивное русло; поиск помещений для уличных групп молодежи и организация для них различных форм досуга; посещение следственных изоляторов, тюрем, домов малютки, наркологических, психоневрологических, кожно-венерических диспансеров; присутствие на судебных слушаниях по преступлениям, совершенным молодежью; установление контактов с наркоманами, определение их в лечебные заведения; привлечение подростков к солидарной поддержке своих сверстников, т.е. формирование из их рядов добровольных помощников социального педагога и социального работника;

- трудовое направление (вопросы трудовой занятости, профориентационной работы): организация лагерей добровольного труда по восстановлению памятников "архитектуры, экологической очистке территорий; расчистка дорожек от снега; посадка цветов; утепление оконных рам; работа в огороде; сбор картофеля; помощь в выращивании рассады; уход за домашними цветами и животными; проведение, генеральной уборки и косметического, ремонта; предоставление рабочих мест детям, подросткам.и молодежи через создаваемые биржи труда и информационные банки данных; создание педагогических и строительных отрядов; организация молодежного строительства; разработка перспективных моделей электрических и активных колясок для инвалидов; поддержка, молодежного пред­принимательства; создание центров соци­альной адаптации инвалидов и «трудных» подростков;

- валеалогическое направление (формирование здорового образа, жизни): обучение оказанию первой медицинской помощи; сбор лекарственных трав и ягод; организация оздоровительных процедур; работа фитобара; запись клиента к врачу; посещение больных, в лечебных. учреждениях; совместное посещение спортивных, мероприятий и секций; поддержка любительского клубного спортивного движения; организация соревнований «Кожаный –мяч» «Чудо-шашки», «Детские старты», проведение туристиче­ских слетов, «школ выживания»; проведение «физкультминуток» с дошкольниками, младшими школьниками и подростками;

- лидерское направление (формирование активной жизненной позиции, развитие инициативы, укрепление и развитие демократических норм жизни): обучение основам управления, психологии, права, бизнеса, педагогики, делопроизводства, социальной работы, журналистики, экологии, валеологии; организаторская работа в коллективе, проведение психологических тренингов, деловых игр, «круглых столов», изучение иностранных языков, компьютерных технологий, проведение лагерей актива; сотрудничество с неправительственными и государственными организациями; занятия с детьми и молодыми лидерами общественных объединений; переписка, телефонные переговоры, командировки, реализация совместных программ - представителей разных организаций; оказание помощи в программировании и проектировании деятельности детско-молодежных общественных объединений;

- психолого-педагогическое направление (воздействие на самочувствие и поведение клиента): составление социальной карты местности; консультирование по интересующим проблемам; совместное обсуждение конкретного случая; наблюдение; беседа; групповые дискуссии; тренинги;

- социально-бытовое направление (материальные, моральные, национальные, семейные и другие интересы и потребности клиентов): доставка продуктов, гуманитарной помощи; оплата коммунальных, услуг; доставка литературы из библиотеки; оформление подписки на газеты и журналы; написание писем; фотоателье на дому, мастерская по ремонту одежды, домашняя, парикмахерская; подготовка и доставка, праздничных посылок; патронаж; моральное и материальное поощрение социально активных клиентов;

- социокультурное направление (повышение уровня культуры клиентов, организация досуга): проведение дней рождения, поздравление. с праздником: оформление, праздничных газет; выпуск «настенной, газеты, организация выставок; подготовка видеофильмов о жизни клиентов; организация, поездок, экскурсий, концертов; сборы благотворительных пожертвований; конкурсы на лучшего помощника., социального работника; приобретение билетов в театр, кино, выставочные залы; поддержка и. развитие авторской песни; зарубежные поездки, прием зарубежных делегаций, совместные образовательные проекты с зарубежными коллегами;

- социально-правовое (повышение уровня правовой культуры, зашита прав человека): организация встреч клиентов с юристами, работниками коммунальных служб; создание специальных общественных судов для несовершеннолетних; организация деловых игр «Выборы», участие в избирательных кампаниях и выборах; привлечение клиентов к работе общественных комиссий, комитетов, организаций, фондов; поддержка подростков и молодежи в местах заключения;

- информационное направление (внедрение новых технологий, обеспечение взаимосвязи между специалистами, пропаганда новых форм социальной работы): поддержка детско-молодежных средств массовой информации; организация работы «Интернет-кафе»; журналистская работа (подготовка заказных материалов и интервью, информирование об основных событиях, фоторепортажи с мест событий и др.); режиссерская и операторская работа (съемка, монтаж, звукооформление фильмов)

Цель планирования воспитательной работы – упорядочить педагогическую деятельность классного руководителя, придать ей планомерность, систематичность, целенаправленность, управляемость и преемственность результатов

Функции планирования воспитательной работы:

- Направляющая

- Прогнозирующая

- Координирующая / организаторская

- Контрольная

- Воспроизводящая / репродуктивная

Алгоритм планирования воспитательной работы:

1. Психолого-педагогический анализ результатов воспитательной работы за прошедший год

2. Изучение мнений, интересов, желаний, потребностей детей

3. Моделирование классным руководителем образа воспитательной системы, ее цели и задачи

4. Коллективное планирование

5. Корректировка педагогического замысла. Оформление плана воспитательной работы.

Структура плана по воспитательной работе:

1. Анализ результатов воспитательной работы за прошедший год (завершается проблемой)

2. Психолого - педагогическая характеристика группы / класса (выявление отстающих, аутсайдеров, лидеров,…)

3. Цели и задачи воспитательной работы на предстоящий учебный год

4. План работы

Направления планирования:

1. Работа с коллективом класса по направлению: …(определенного в программе воспитания школы)

2. Индивидуальная работа с детьми, особенно детьми группы риска

3. Работа с активом класса

4. Работа с родителями обучающихся

5. Взаимодействие с педагогическим составом

6. Взаимодействие с воспитателем общежития

7. Взаимодействие с системой профилактики правонарушений города

Индивидуальная работа классного руководителя направленная на работу со следующими группами обучающих:

- Одаренные дети

- Социально – уязвимые дети

- Дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию

- Мигранты

- Сироты

- Дети с зависимостями

- Дети с девиантным поведением

- Слабоуспевающие дети

- Дети – аутсайдеры

Формы индивидуальной работы:

- Индивидуальные беседы нравственного и профилактического направления

- Консультации

- Диагностика

- Тренинги

- Поручения

- Вовлечение в различные виды внеурочной деятельности

Формы взаимодействия с родителями:

1. Индивидуальные формы:

- Посещение семьи

- Индивидуальные беседы с родителями

- Педагогическое поручение

- Консультации

- Переписка

- Телефонный разговор

2. Коллективные формы:

- Родительское собрание

- Лектории для родителей

- Родительские тренинги

- Семинары – практикумы

- Педагогические конференции

- Дни открытых дверей

- Стендовая информация

Виды родительских собраний:

- Тематическое

- Итоговое (в конце года)

- Организационное

Требования к родительскому собранию:

- Актуальность темы собрания для родителей

- Интересное приглашение

- Оформление кабинета

- Компетентность классного руководителя в проблеме собрания

- Положительный эмоциональный настрой

- Не поучать родителей, а обсуждать проблемы

- Привлекать специалистов (приглашение школьного педагога-психолога, медсестры, сотрудника ПДН)

- Разнообразные формы проведения

- Тактичность

- Не обсуждать проблемы конкретных детей

- Использовать элементы диагностики

Коллектив – это организованная (социальная) группа людей, объединенных общими усилиями, профессиональными и социальными интересами, ценностными ориентациями, совместной деятельностью и общением, взаимной ответственностью

Этапы развития классного коллектива:

1. Песчаная россыпь (Существует формально, без выраженных групповых показателей; Совместная деятельность и время)

2. Мягкая глина (Одинаковые цели членов группы (не путать с единой целью), наличие структуры, группа не действует как единое целое; Единая цель, принятая всеми членами группы)

3. Мерцающий маяк (Единство цели и деятельности по её достижению, высокая внутригрупповая сплочённость; Межгрупповое регулирование. Оно заключается в правильном установлении статусности групп)

4. Алый парус (Внутреннее единство, межгрупповая активность, высокая подготовленность членов группы, развитый самоконтроль)

5. Горящий факел (Общественно-значимая цель и деятельность по её достижению, морально-психологическое единство, организационная структура, высокая подготовленность.; Коллектив — высшая стадия развития группы. Можно рассматривать её как идеал, к которому стоит стремиться. Можно как модель представить нормальную семью (там есть глава, подчинённые, но это — СЕМЬЯ))

Методы диагностики коллектива:

- Наблюдение

- Анкетирование

- Социометрия

- Ранжирование

Методы изучения личности:

- Наблюдение

- Анкетирование

- Беседа

- Изучение продуктов творческой деятельности

Функции индивидуальной работы:

1. Вариант:

- Обеспечивает конкретизацию воспитания, исходя из общего, типичного и своеобразного в ребенке;

- Повышает действенность общих педагогических влияний по отношению к отдельной личности;

- Обеспечивает эффективность педагогики параллельного действия;

- Способствует (усиливает) возможности школьника в самообразовании и самовоспитании;

- Является средством преодоления, предупреждения формализма в педагогическом процессе

2. Вариант:

- Изучить индивидуальные особенности учащегося, специфику условий его развития

- Установить межличностный контакт с учащимся

- Создать условия в учебном коллективе для проявления и развития возможностей учащегося

Должностные права и обязанности классного руководителя:

Права классного руководителя:

- получать информацию о психическом и физическом здоровье детей;

- контролировать успеваемость каждого ученика;

- контролировать посещаемость учебных занятий детьми;

- координировать и направлять в единое русло работу учителей данного класса (а также психолога и социального педагога);

- организовывать воспитательную работу с учащимися класса через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;

- выносить на рассмотрение администрации, совета школы предложения, согласованные с коллективом класса;

- приглашать родителей (или лиц, их заменяющих) в школу; по согласованию с администрацией обращаться в комиссию по делам несовершеннолетних, в психолого-медико-педагогическую комиссию, в комиссию и советы содействия семье и школе на предприятиях, решая вопросы, связанные с воспитанием и обучением учащихся;

- получать помощь от педагогического коллектива школы;

- определять индивидуальный режим работы с детьми (свободно, т.е. исходя из конкретной ситуации);

- отказываться от лежащих за границами содержания его работы поручений.

Классный руководитель имеет право вести опытно-экспериментальную работу по проблемам дидактической (разрабатывать авторскую программу по своему предмету, если он является еще и учителем-предметником) и воспитательной (разрабатывать программу воспитательной работы) деятельности.

Обязанности классного руководителя заключаются в следующем:

- организации в классе учебно-воспитательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности учащихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;

- оказании помощи ученику в решении острых проблем (предпочтительно лично, можно привлечь психолога);

- установлении контактов с родителями и оказании им помощи в воспитании детей (лично, через психолога, социального педагога).

Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих обязанностей классному руководителю необходимо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...