Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Наглядные (не технические) средства педагогического процесса

Средства педагогического процесса

Понятие «средства педагогического процесса» используется в педагогике в широком и узком смысле слова.

В широком смысле средства педагогического про­цесса — это все то, что способствует достижению целей обучения и воспитания. Сюда относят все виды деятельности детей, которые организуются в процессе обуче­ния, микросреду (семья, группы учащихся и т. п.); содержание, мето­ды, формы педагогического процесса; предметы и приспособления для осуществле­ния деятельности педагогов и воспитанников и др.

В узком смысле средства педагогического процессасовокупность материальных объектов и предметов духовной культуры, предназначен­ных для организации и осуществления педагогического процесса.

Существуют разные подходы к классификации средств обучения и воспитания. Традиционной является классификация, в которой выделены:

Ø наглядные (не техни­ческие) средства (предметная наглядность, словесно-образная наглядность, объем­ная и плоскостная изобразительная наглядность, символическая изобразительная наглядность);

Ø технические средства.

Представим классификацию наглядных пособий и технических средств педагоги­ческого процесса в виде таблиц (по Г. М. Коджаспировой).

 

Наглядные (не технические) средства педагогического процесса

 

Предметные наглядные средства Изобразительные наглядные средства
Реальные или натуральные объекты: минералы, гербарии растений, чучела животных и др. Образные Символические
Словесные Объёмные Плоскостные · схемы; · Чертежи; · Таблицы; · Диаграммы; · Графики; · Карты и т.п.
· «словесное рисование», литературные образы и т.п.; · дидактические материалы (карточки, памятки, конспект-схемы, опорные сигналы и т.п.) · статистические (макеты, муляжи и т.п.); · динамические (модели, механизмы и т.п.) · картины; · иллюстрации; · репродукции; · рисунки; · открытки; · карты и т.п.

Ряд педагогов (В. И. Смирнов и другие) условно подразделяют средства педагоги­ческого процесса на три группы:

ü «слово» («живое слово», аудиозапись, «печатное слово»);

ü «образ» (иллюстрации, макеты, видеопродукция, натуральные объекты);

ü «орудия и приспособления» (здания, мебель, оборудование, ЭВМ, аудио- и видеотех­ника, лабораторно-техническое оборудование, материалы, инструменты).

 

Применяя средства наглядности в педагогическом процессе, необходимо соблю­дать следующие требования:

наиболее точное соответствие реальному объекту или явлению;

осознание педагогом цели, времени, места применения наглядных средств;

адекватность объекта или его изображения стоящим учебным задачам;

мера в применении на одном уроке (занятии);

при использовании нескольких наглядных средств на одном занятии они долж­ны представляться по мере необходимости и быть закрытыми для восприятия до нужного момента;

наглядный предмет не должен содержать ничего лишнего, чтобы не создавать побочных ассоциаций у учащихся;

эстетическое оформление наглядного средства;

учёт уровня развития, обученности и воспитанности учащихся.

 

 

Технические средства и наглядные пособия могут использоваться с любыми дидактическими целями и на любом этапе процесса усвоения знаний. Кроме того, они позволяют управлять вниманием школьников на протяжении урока, а также обладают возможностями развития творческих способностей, логического и образного мышления. Средства наглядности, демонстрируемые с помощью технических устройств, могут помочь организовать самостоятельную работу учащихся, научить их работать с различными источниками информации, а также осуществлять самоконтроль и самокоррекцию учебной деятельности.

 

 

Особенно важную роль в получении современного образования выполняют технические средства обучения.

Технические средства обучения (ТСО) - совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением, применяемых в учебно-воспитательном процессе с целью его оптимизации для предъявления информации (Г. М. Коджаспирова).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...