Наглядные (не технические) средства педагогического процесса
Средства педагогического процесса Понятие «средства педагогического процесса» используется в педагогике в широком и узком смысле слова. В широком смысле средства педагогического процесса — это все то, что способствует достижению целей обучения и воспитания. Сюда относят все виды деятельности детей, которые организуются в процессе обучения, микросреду (семья, группы учащихся и т. п.); содержание, методы, формы педагогического процесса; предметы и приспособления для осуществления деятельности педагогов и воспитанников и др. В узком смысле средства педагогического процесса — совокупность материальных объектов и предметов духовной культуры, предназначенных для организации и осуществления педагогического процесса. Существуют разные подходы к классификации средств обучения и воспитания. Традиционной является классификация, в которой выделены: Ø наглядные (не технические) средства (предметная наглядность, словесно-образная наглядность, объемная и плоскостная изобразительная наглядность, символическая изобразительная наглядность); Ø технические средства. Представим классификацию наглядных пособий и технических средств педагогического процесса в виде таблиц (по Г. М. Коджаспировой).
Наглядные (не технические) средства педагогического процесса
Ряд педагогов (В. И. Смирнов и другие) условно подразделяют средства педагогического процесса на три группы:
ü «слово» («живое слово», аудиозапись, «печатное слово»); ü «образ» (иллюстрации, макеты, видеопродукция, натуральные объекты); ü «орудия и приспособления» (здания, мебель, оборудование, ЭВМ, аудио- и видеотехника, лабораторно-техническое оборудование, материалы, инструменты).
Применяя средства наглядности в педагогическом процессе, необходимо соблюдать следующие требования: наиболее точное соответствие реальному объекту или явлению; осознание педагогом цели, времени, места применения наглядных средств; адекватность объекта или его изображения стоящим учебным задачам; мера в применении на одном уроке (занятии); при использовании нескольких наглядных средств на одном занятии они должны представляться по мере необходимости и быть закрытыми для восприятия до нужного момента; наглядный предмет не должен содержать ничего лишнего, чтобы не создавать побочных ассоциаций у учащихся; эстетическое оформление наглядного средства; учёт уровня развития, обученности и воспитанности учащихся.
Технические средства и наглядные пособия могут использоваться с любыми дидактическими целями и на любом этапе процесса усвоения знаний. Кроме того, они позволяют управлять вниманием школьников на протяжении урока, а также обладают возможностями развития творческих способностей, логического и образного мышления. Средства наглядности, демонстрируемые с помощью технических устройств, могут помочь организовать самостоятельную работу учащихся, научить их работать с различными источниками информации, а также осуществлять самоконтроль и самокоррекцию учебной деятельности.
Особенно важную роль в получении современного образования выполняют технические средства обучения. Технические средства обучения (ТСО) - совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением, применяемых в учебно-воспитательном процессе с целью его оптимизации для предъявления информации (Г. М. Коджаспирова).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|