Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.
1) Группа кочевых племен, о которой повествует автор текста, осуществила восстание 945 г., в результате которого погиб киевский князь. 2) У кочевого народа, о котором идет речь в тексте, было развито скотоводство. 3) В результате столкновения с народом, упомянутом в тексте источника, погиб князь Святослав. 4) Кочевой народ, упомянутый в тексте источника, мешал осуществлению торговли по пути из варяг в греки. 5) Кочевой народ печенегов, упомянутый в источнике, имел славянское происхождение. 6) Печенеги, огласно тексту источника, не составляли никаких проблем для руссов.
№ 4. Запишите термин, о котором идёт речь. Фиксированные размеры дани у восточных славян, были введены налоговой реформой княгини Ольги. № 4. Запишите термин, о котором идёт речь. Фиксированные места взимания дани с восточно-славянских племен, были введены налоговой реформой княгини Ольги.
№ 12. Прочтите отрывок из исторического источника. «Отправилась Ольга в Греческую землю и пришла к Царьграду. Был тогда цесарь Константин, сын Льва. И увидев, что она красива лицом и весьма умна, подивился цесарь ее разуму, беседуя с нею, и сказал ей: «Достойна ты царствовать с нами в городе этом». Она же, поразмыслив, ответила цесарю: «Я язычница; если хочешь крестить меня, то крести меня сам – иначе не крещусь». И крестил ее цесарь с патриархом. Просветившись же, она радовалась душой и телом; и наставил ее патриарх в вере и сказал ей: «Благословенна ты в женах русских, так как возлюбила свет и оставила тьму. Благословят тебя сыны русские до последних поколений внуков твоих». И дал ей наставления о церковном уставе, и о молитве, и о посте, и о милостыне, и о соблюдении чистоты телесной. Она же, склонив голову, стояла, внимая учению, как губка напояемая; и поклонилась патриарху со словами: «Молитвами твоими, владыка, пусть буду сохранена от сетей дьявольских». И было наречено ей в крещении имя Елена, как и древней царице – матери Константина Великого. И благословил ее патриарх и отпустил. После крещения призвал ее цесарь и сказал ей: «Хочу взять тебя в жены». Она же ответила: «Как ты хочешь взять меня, когда сам крестил меня и назвал дочерью? А у христиан не разрешается это – ты сам знаешь». И сказал ей цесарь: «Перехитрила ты меня, Ольга». И поднес ей многочисленные дары – золото, и серебро, и паволоки, и сосуды различные, и отпустил ее, назвав своею дочерью. Она же, собравшись домой, пришла к патриарху, и попросила у него благословения дому, и сказала ему: «Люди мои и сын мой язычники, – да сохранит меня Бог от всякого зла». И сказал патриарх: «Чадо верное! В Христа ты крестилась, и в Христа облеклась, и Христос сохранит тебя, как сохранил Еноха во времена праотцев, а затем Ноя в ковчеге, Авраама от Авимелеха, Лота от содомлян, Моисея от фараона, Давида от Саула, трех отроков от печи, Даниила от зверей, – так и тебя избавит он от козней дьявола и от сетей его». И благословил ее патриарх, и отправилась она с миром в свою землю и пришла в Киев».
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. 1) На момент приезда княгини Ольги в Константинополь, описанного в тексте источника, в Византийской империи у власти находился император Иоанн Цимисхий. 2) Княгиня Ольга, приняв христианство, склонила к крещению и своего сына Святослава. 3) Муж княгини, упомянутой в тексте источника, погиб в результате восстания древлян. 4) События, описанные в тексте источника, относятся к 950-м годам. 5) Княгиня, о которой повествует текст источника, была канонизирована Русской православной церковью.
6) События, описанные в тексте источника, относятся к 980-м годам.
№ 6. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ | ||||||||||
А) | «Когда князь ________ вырос и возмужал, он начал собирать воинов многих и храбрых; ходя легко, как барс, вел он многие войны. В походе не возил с собою обозов, ни котлов, ни варил мяса, но тонко нарезав конину или зверину или говядину, пек ее на углях и ел; он не имел шатра, но [спал] подостлав чепрак, а седло в головах; такими были и все остальные его воины. Он посылал послов по странам, говоря: «Хочу идти на вас»…». | |||||||||
Б) | «Пошел ________ на греков. И послали болгары весть царю, что идут русские на Царьград: десять тысяч кораблей. И пришли, и подплыли, и стали разорять страну Вифинскую, и попленили землю по Понтийскому морю до Ираклии и до Пафлагонской земли, и всю страну Никомидийскую попленили, и Суд весь пожгли. А кого захватили – одних распинали, в других же, как цель их ставя, стрелами стреляли, заламывая назад руки, связывали и вбивали железные гвозди в головы. Много же и святых церквей предали огню и по обоим берегам Суда захватили немало богатств. Когда же пришли с востока воины – Панфир-деместик с сорока тысячами, Фока-патрикий с македонянами, Федор-стратилат с фракийцами, с ними же и сановитые бояре, то окружили русь. Русские же, посовещавшись, вышли против греков с оружием, и в жестоком сражении едва одолели греки. Русские же к вечеру возвратились к дружине своей и ночью, сев в ладьи, отплыли. Феофан же встретил их в ладьях с огнем и стал трубами пускать огонь на ладьи русских. И было видно страшное чудо. Русичи же, видя пламя, бросались в воду морскую, стремясь спастись, и так оставшиеся возвратились восвояси. И, придя в землю свою, поведали – каждый своим – о происшедшем и о ладейном огне. «Будто молнию небесную, – говорили они, – имеют у себя греки, и пуская ее, пожгли нас; оттого и не одолели их». ________ же, вернувшись, начал собирать множество воинов и послал за море к варягам, приглашая их на греков, снова собираясь идти на них». |
|
|
ХАРАКТЕРИСТИКИ:
1) Князь, чье имя пропущено в тексте, являлся сыном Рюрика.
2) Князь, чье имя пропущено в тексте, погиб в результате столкновения с печенегами.
3) Князь, чье имя пропущено в тексте, принял христианство.
4) Князь, чье имя пропущено в тексте, был многоженцем.
5) Князь, чье имя пропущено в тексте, погиб в результате восстания дреговичей.
6) Князь, чье имя пропущено в тексте, был отцом князя Святослава.
|
|