Упражнение 17. КОНСИСТЕНЦИЯ ПИЩИ
Перед началом следующего упражнения нужно разъяснить клиентам некоторые физиологические факты. Рецепторы для восприятия сладкого вкуса расположены на кончике языка, для восприятия соленого – по переднему и боковым краям языка, у основания языка расположены рецепторы горького, кислое чувствует боковая поверхность средней части языка. С помощью яблока можно проверить факт восприятия сладкого и горького, соленый миндаль позволит проверить восприятие соленого и горького. Клиентам нужно дать некоторое время для изучения расположения рецепторов с использованием разных стимулов. Упражнение 18. ПРИЯТНЫЙ ВКУС Упражнение 19. НАЗВАНИЕ Зрительные образы В психологии искусства разработано достаточно много элементов, из которых складывается приятный зрительный образ. Помимо собственно цвета большое значение имеют яркость, контрастность, структура поверхности, очертания, форма, композиция, движение и многое другое (Арнхейм, 1974). Поскольку речь в нашем тренинге не идет о тонкой тренировке умения наслаждаться жизненными образами, то мы ограничились сосредоточением внимания на приятных цветах, приятных сочетаниях цветов и умении воспринимать характеристики поверхности предметов. Особых оснований к такому выбору нет, тренер свободно может выбрать для тренировки иные аспекты зрительных образов. Упражнение 20. ПРИЯТНЫЙ ЦВЕТ Упражнение 21. СОЧЕТАНИЕ ЦВЕТОВ Упражнение 22. ФОРМА И СОЧЕТАНИЕ ФОРМ Приятные звуки Первое, что приходит в голову членам группы, когда объявляется эта тема, – это музыкальные произведения, пение и прочее. Не отрицая удовольствий, которые создает музыкальная культура, в этом разделе тренинга мы все же концентрируемся на звуках, которые мы слышим в повседневной жизни.
Упражнение 23. РАЗМИНКА: СОГЛАСОВАНИЕ РИТМА Упражнение 24. ПРИЯТНЫЕ ЗВУКИ Промежуточное обсуждение Заканчивая этот раздел тренинга, мы обычно проводим промежуточное подведение итогов, которое должно интегрировать полученный опыт в групповую реальность. Поэтому вопросы этой промежуточной дискуссии ориентированы не только на приобретенный опыт, но и на динамические характеристики взаимодействия в группе. Упражнение 25. НОВОЕ И ПРИЯТНОЕ Задача следующего этапа тренинга состоит в том, чтобы объединить приятные ощущения разной модальности в единый образ и научиться получать удовольствие от целостного образа, сначала в статичном состоянии, затем в процессе изменения. Получать удовольствие от действий с приятным объектом – главная задача этого этапа тренинга. Упражнение 26. ЗОЛОТАЯ РЫБКА НИШИ НАСЛАЖДЕНИЯ Под нишами наслаждения в нашей программе понимается пространство, в котором возможны эутимные переживания и действия (Lutz, 1996, с. 117). Наличие такого рода ниш в социальном пространстве каждого конкретного человека существенно помогает достичь ощущения полноты существования и обеспечивает возможность насладиться жизнью. Чаще всего гедонистические ниши совпадают с частным пространством человека, пространством, в котором существует возможность удовлетворения важнейших биологических и социальных потребностей. Существуют пространственные и духовные ниши наслаждения. Пространственные ниши наслаждения означают пространственную среду, в которой человек чувствует себя хорошо и пребывает в хорошем настроении. Обычно люди сами создают для себя пространственные ниши в соответствии с собственными представлениями, иногда используют пространства, созданные чужими руками. Следует также иметь в виду, что существует и обратное влияние пространственных ниш наслаждения на человека, в них находящегося. У него улучшается настроение и самочувствие.
На формировании пространственных ниш наслаждения сказываются как психологические, так и экономические факторы, причем часто последним принадлежит решающая роль. Духовная ниша наслаждения возникает при концентрации человека на определенных мыслях, образах или занятиях. Обычно при такой концентрации возникают ощущения спокойствия, релаксации, удовольствия и радости. Пространство духовных ниш наслаждения распространяется от интеллектуальных игр, развлечений и медитации до решения сложных интеллектуальных задач, хобби и научных дискуссий. В существовании как пространственных, так и духовных ниш удовольствия существенную роль играют близкие люди, благодаря социальной поддержке или просто присутствию которых удовольствие от наличия ниш становится базой хорошего самочувствия и здоровья. С этими людьми нам становится еще лучше в этих нишах, и мы можем позволить себе быть полностью открытыми и счастливыми. У ниш наслаждения есть несколько существенных черт. 1. 1. Гедонистические ниши становятся таковыми, если человек обладает ими по праву и с полным правом. 2. 2. Человек обладает возможностью полного контроля над своей нишей. Именно он и близкие ему люди принимают решение, что и как будет происходить в этой нише. 3. 3. Потенциал гедонистической ниши растет, если в ее пространстве происходят игры. Игра снижает зависимость человека от внешних характеристик ниши. Одного лишь мяча и небольшой площадки бывает достаточным, чтобы доставить массу удовольствия куче людей.
Читайте также: II. Подготовительное упражнение Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|