Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Состав и структура доходов федерального бюджета




Ачинский сельскохозяйственный техникум

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Финансы, денежное обращение и кредит»

 

Выполнил(а):

Студент(ка) 5 курса 51 группы

заочного бухгалтерского отделения

специальности 080114 Экономика

и бухгалтерский учет (по отраслям)

Монш Ирина Владимировна

Проверил преподаватель:

 

Малиновка 2013


Содержание

 

1. Закон денежного обращения

. Состав и структура доходов федерального бюджета

. Государственный долг. Внутренние и внешние займы

. Международные кредиты, их классификация

. Практические задачи

Библиографический список

 


Закон денежного обращения

Система показателей денежного обращения включает: денежный оборот, денежную массу, наличные деньги внебанковской системы, безналичные средства, скорость обращения. Продолжительность оборота, купюрное строение денежной массы, индекс-дефлятор, покупательную способность рубля и др. Денежная масса является важным количественным показателем движения денег, ее величина зависит от количества денег в обращении и от скорости их обращения. Скорость обращения денег измеряется двумя показателями:

) количеством оборотов (V) денег в обращении за рассматриваемый период, которое рассчитывается по формуле:

 

 

где ВВП - валовой внутренний продукт в текущих ценах; М - общая масса денег, рассчитанная как остатки денег за изучаемый период. Этот показатель характеризует скорость оборота денежной единицы. На практике в качестве универсального показателя денежной массы применяется денежный агрегат М2, который представляет собой объем наличных денег в обращении (вне банков) и остатков средств в национальной валюте на расчетных» текущих счетах и депозитах нефинансовых предприятий, организаций и физических лиц, являющихся резидентами Российской Федерации;

) продолжительностью одного оборота денежной массы, которая рассчитывается по формуле

 


где Д - число календарных дней в периоде.

Рассмотренные показатели взаимосвязаны, поэтому если известна величина одного из них, то можно определить и другой показатель:

 

 

Скорость обращения денег зависит от величины валового внутреннего продукта, или совокупности созданных продуктов и услуг, и денежной массы. Из известного уравнения денежного обмена MV = PQ, которое означает, что произведение денежной массы на скорость обращения денег равно произведению уровня цен на объем произведенных товаров и услуг (ВВП в текущих ценах), можно записать: MV= ВВП. Тогда скорость обращения денег определяется по формуле

 

 

где ВВП = ∑ p1q1. Этот показатель находится в прямой зависимости от объема ВВП и динамики цен на товары и услуги и обратно пропорционален денежной массе. Изучение данных показателей в динамике позволяет установить их взаимосвязь:

 

 

где ∑ q1p1 - объем ВВП в текущих ценах; ∑ q1p0 - объем ВВП текущего периода, оцененный по базисному периоду (в постоянных ценах). При увеличении числа оборотов скорость обращения денежной массы возрастает; при сокращении числа дней, необходимых для одного оборота денег, требуется меньшая денежная масса. Для определения изменения скорости обращения денежной массы используется взаимосвязь следующих индексов:


 

где  - индекс количества оборотов денежной массы; - индекс количества оборотов наличной денежной массы; - индекс доли наличности в общем объеме денежной массы. Абсолютное изменение скорости обращения денежной массы, определяемое индексным методом, обусловлено влиянием следующих факторов:

1) изменением скорости обращения наличной денежной массы

 

 

) изменением доли наличности в общем объеме денежной массы

 

 

Для контроля за динамикой денежной массы и анализа объемов кредитных вложений коммерческих банков в экономику используется показатель, называемый денежным мультипликатором (К ДМ) и рассчитываемый по формуле

 

 

где М - денежная масса в обращении; Н - денежная база. При этом денежная масса определяется по денежному агрегату М2, а показатель «денежная база» включает в себя наличные деньги в обращении (в том числе остатки средств в кассах коммерческих банков), остатки средств коммерческих банков на корреспондентских счетах в Банке России, фонд обязательных резервов коммерческих банков в Банке России. Денежный мультипликатор представляет собой коэффициент, характеризующий увеличение денежной массы в обороте в результате роста банковских резервов. Для характеристики динамики купюрного строения денежной массы и выявления тенденции его изменения необходимы данные о величине средней купюры, которую можно рассчитать по формуле средней арифметической взвешенной:

 

 

где М - достоинство купюр; f - число купюр.

В случае, когда происходит переполнение каналов денежного обращения избыточной денежной массы при отсутствии увеличения произведенных товаров и услуг, возникает проблема оценки инфляции. Инфляция, как правило, измеряется с помощью индекса-дефлятора ВВП и индекса потребительских цен. На практике чаще всего для измерения инфляции применяется индекс потребительских цен или индекс покупательной способности денежной единицы, определяемый как величина, обратная индексу потребительских цен:

 

ПСР - индекс покупательной способности рубля; I ПЦ - индекс потребительских цен (ИПЦ).

Индекс покупательной способности рубля показывает, во сколько раз обесценились деньги, т.е. характеризует инфляцию, и может исчисляться по отношению к денежной единице текущего и базисного периодов. Если индекс цен за анализируемый период повысится, то индекс покупательной способности рубля снизится, и, наоборот, если индекс цен за рассматриваемый период понизится, то индекс покупательной способности рубля возрастет.

Относительные показатели инфляции рассчитывают как темпы роста или снижения покупательной способности рубля. Относительный показатель инфляции можно представить также как величину, обратную индексу потребительских цен.

При исчислении индекса изменения цен на товары и услуги необходимо учитывать также изменение курса рубля (по отношению к иностранным валютам, в частности к доллару США), соответственно должен корректироваться и индекс покупательной способности рубля. При этом корректировка номинального индекса покупательной способности должна осуществляться пропорционально доле денежного оборота в иностранной валюте в общем денежном обороте страны. Обратная величина индекса курса рубля по отношению к доллару США и другим иностранным валютам, котирующимся в России, представляет собой индекс цен на покупку долларов в России.

 

Состав и структура доходов федерального бюджета

 

Государство, используя финансовые отношения, осуществляет перераспределение ВВП и НД и формирует фонды денежных средств, которые выступают в виде доходов бюджетов.

В Российском федеративном государстве в отличие от унитарного различают доходы федерального бюджета, доходы бюджетов субъектов РФ и доходы местных (муниципальных) бюджетов.

Доходы федерального бюджета по экономическому содержанию выражают денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами в процессе формирования фондов денежных средств и поступающие в распоряжение органов власти разного уровня и местного самоуправления.

Доходы бюджетов перечисляются в безвозвратном порядке в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством РФ в распоряжение властных структур, а также органов местного самоуправления, необходимых для выполнения их функций и задач. В Российском федеративном государстве в отличие от унитарного (союзного) различают доходы федерального бюджета, доходы бюджетов субъектов РФ и доходы местных бюджетов. Они возникают в результате перераспределения ВВП. Главным материальным источником дохода выступает национальный доход - вновь созданная стоимость за год в стране.

В процессе формирования своих доходов государство привлекает в свое распоряжение часть чистого дохода, создаваемого в различных областях общественного производства, действующего на основе разных форм собственности - государственной, муниципальной, общественной, частной. Кроме того, государство использует для образования своей финансовой базы и часть личных доходов граждан, полученных ими от участия в производстве, предпринимательской деятельности, от вложения средств в ценные бумаги, от использования имущества и т.д. В формировании доходов государства участвуют все звенья финансовой системы.

В соответствие с бюджетным кодексом доходы бюджета - поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.

Доходы от федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов, иных обязательных платежей, других поступлений, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения этими органами в соответствии с нормативами, установленными бюджетным Кодексом, законом (решением) о бюджете и иными законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации, местными бюджетами, а также бюджетами государственных внебюджетных фондов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Органы Федерального казначейства осуществляют в установленном Министерством финансов Российской Федерации порядке учет доходов, поступивших в бюджетную систему Российской Федерации, и их распределение между бюджетами в соответствии с кодом бюджетной классификации Российской Федерации, указанным в расчетном документе на зачисление средств на счет, а в случае возврата (зачета, уточнения) платежа соответствующим администратором доходов бюджета - согласно представленному им поручению (уведомлению).

Органы Федерального казначейства не позднее следующего рабочего дня после дня получения от учреждения Центрального банка Российской Федерации выписки со своих счетов, осуществляют перечисление указанных доходов на единые счета соответствующих бюджетов. Денежные средства считаются поступившими в доходы соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации с момента их зачисления на единый счет этого бюджета.

Доходы федерального бюджета образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных и безвозвратных перечислений (ст. 41 Бюджетного кодекса РФ).

По методам аккумуляции среди доходов государства выделяются обязательные и добровольные платежи. Основная часть доходов поступает в распоряжение государства и местных органов самоуправления в обязательном порядке: это налоги, сборы, пошлины и т.п., штрафы разного рода и финансовые санкции и т.д. На добровольной основе в государственные и местные доходы привлекаются средства организаций и граждан путем проведения лотерей, займов, выпуска акций, использования пожертвований и т.д.

Основной источник формирования доходов бюджета во всех странах независимо от их общественно-экономического устройства и политической ориентации - налоговый.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ (ст. 80) налог - это индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного введения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

В отличие от налогов сбор предполагает обязательный взнос, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков юридически значимых действий органами власти и местного самоуправления.

К налоговым доходам, согласно Налоговому кодексу РФ, относятся федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.

Федеральными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым кодексом и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.

Региональными налогами считаются налоги, установленные Налоговым кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.

Местными налогами признаются налоги, установленные Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

Как правило, большинство неналоговых доходов зачисляются в соответствующие бюджеты в полном объеме и являются их собственными доходами. За федеральным бюджетом закреплены доходы от внешнеэкономической деятельности, доходы от реализации государственных запасов и резервов и прибыль Банка России по нормативам, установленным федеральными законами.

К безвозмездным поступлениям относятся поступления в виде:

дотаций из других бюджетов бюджетной системы РФ;

субсидий из других бюджетов бюджетной системы РФ (межбюджетные субсидии);

субвенций из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов РФ;

иных межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджет ной системы РФ;

безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольных пожертвований.

В доходах бюджетов также учитываются поступления от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

В странах с развитой рыночной экономикой и в странах с переходной экономикой доходы бюджетов складываются из налоговых доходов, на долю которых в России приходится более 85% всех доходов бюджета, и неналоговых доходов. Наиболее крупными в фискальном отношении являются налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, налог на прибыль, налог на доходы физических лиц.

В налоговых доходах федерального бюджета наибольший удельный вес занимают налог на добавленную стоимость, налог на прибыль организаций, единый социальный налог, ввозные таможенные пошлины, акцизы.

Налог на добавленную стоимость (НДС) - важный косвенный налог. Он влияет на процессы ценообразования, структуру потребления и регулирует спрос. НДС занимает значительное место в системе доходов развитых стран. На его долю приходится в среднем около 14% налоговых поступлений, а среди косвенных налогов его доля составляет от 30 до 50% всех косвенных налогов. Фискальное значение НДС трудно переоценить, на протяжении многих лет НДС удерживает первое место в налоговых доходах федерального бюджета. Все 100% НДС зачисляются в федеральный бюджет.

Налог на прибыль является одним из основных инструментов налогового регулирования и одним из важнейших налоговых источников доходов бюджета.

Плательщиками налога на прибыль являются российские организации и иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и получающие доходы от источников в Российской Федерации.

Важное место в доходах федерального бюджета в последние годы занимают таможенные пошлины. Таможенная пошлина представляет собой косвенный налог, которым облагается внешнеторговый оборот товаров при пересечении ими таможенной границы.

Уплата таможенных пошлин носит обязательный характер и обеспечивается государственным принуждением. Таможенная пошлина не возвращается плательщику, и ему ничего не предоставляется взамен. Средства от взимания таможенных пошлин поступают в федеральный бюджет.

Акцизы используются в налоговых системах практически всех стран и играют важную роль в формировании финансовых ресурсов государства, так как объектами налогообложения являются в основном товары массового спроса. Подакцизными товарами признаются пиво, алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5%, за исключением виноматериалов), табачная продукция, автомобильный бензин, дизельное топливо и т.д. Акцизы составляют в доходах федерального бюджета примерно 2-3%.

3.
Государственный долг. Внутренние и внешние займы

 

Бюджетный кодекс РФ (ст. 89) определяет государственные заимствования РФ как займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками.

Государственный долг. В результате заемной деятельности образуется государственный долг - долговые обязательства Правительства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права (Бюджетный кодекс, ст.97). Соответственно различают государственный и общегосударственный долг.

Общегосударственный долг - более широкое понятие и включает задолженность не только Правительства РФ, но и органов управления низовыми звеньями, входящими в состав государства.

Обеспечением государственного долга России служит все имущество, составляющее государственную казну.

Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в следующих формах (Бюджетный кодекс, ст.98):

) кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени РФ с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов;

) государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени РФ;

) договоров о предоставлении государственных гарантий РФ, договоров поручительства РФ по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;

) переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг РФ на основе принятых федеральных законов;

) соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет.

В Бюджетном кодексе РФ (ст.98) особо оговаривается, что изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не допускается.

Государственный долг состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникшей задолженности. Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам национально-территориальных образований РФ, если они не были гарантированы Правительством РФ. Форма долговых обязательств национально-государственных и административно-территориальных образований РФ и условия их выпуска определяются самостоятельно на местах.

Внутренние и внешние займы. Как уже отмечалось, в зависимости от места размещения займы делятся на внутренние и внешние, отличающиеся видами заемных инструментов, условиями размещения, составом кредиторов, валютой займа.

Кредиторами по внутренним займам преимущественно выступают физические и юридические лица, являющиеся резидентами данного государства, хотя определенная их часть может приобретаться и иностранными инвесторами. Внутренние займы обычно выпускаются в национальной валюте. Для привлечения средств эмитируются ценные бумаги, пользующиеся спросом на национальном фондовом рынке. Для дополнительного поощрения инвесторов используются различные налоговые льготы.

Бюджетный кодекс РФ (ст. 89) определяет государственные внутренние заимствования как займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций в валюте РФ, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в валюте РФ.

Внешние займы размещаются на иностранных фондовых рынках в валюте других государств. При размещении таких займов учитываются специфические интересы инвесторов страны размещения.

Бюджетный кодекс РФ (ст. 89) определяет государственные внешние заимствования РФ как займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций в иностранной валюте, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в иностранной валюте.

Заемные средства РФ мобилизуют в основном двумя путями:

)   размещением долговых ценных бумаг;

)   получением кредитов у специализированных финансово-кредитных институтов.

)   Порядок выпуска и размещения первых регулируется Федеральным законом «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» от 29 июля 1998 г. (№136-ФЗ), в соответствии с которым федеральными государственными ценными бумагами признаются ценные бумаги, выпущенные от имени РФ.

Обязательства РФ, субъекта РФ, возникшие в результате эмиссии ценных бумаг и составляющие внутренний долг, должны быть выражены в валюте РФ и подлежат оплате в валюте РФ. Иностранная валюта, условные денежные единицы и драгоценные металлы могут быть указаны в Генеральных условиях эмиссии и обращения государственных ценных бумаг, а также в реквизитах сертификатов в качестве соответствующей оговорки, на основании которой определяется величина платежа по данным государственным ценным бумагам.

Обязательства РФ и субъекта РФ, возникшие в результате эмиссии государственных ценных бумаг и составляющие внешний долг РФ и субъекта Федерации должны быть выражены в иностранной валюте и подлежат оплате в иностранной валюте.

С середины 90-х годов заемная деятельность центрального Правительства РФ на рынке ценных бумаг стремительно активизировалась, что объясняется отказом от использования кредитов Центрального банка РФ для покрытия бюджетного дефицита. При этом для привлечения средств выпускаются высокодоходные ценные бумаги. В результате все более значительные средства федерального бюджета направляются на покрытие расходов по обслуживанию долга. За 1997 г. эти расходы значительно выросли, составив 28% всех расходов федерального бюджета против 16% в 1996 г. Стремительное увеличение расходов, связанных с обслуживанием государственного долга, свидетельствует, что нарастание государственного долга РФ стало самопорождающимся процессом.

В РФ действует единая система учета и регистрации государственных заимствований РФ. Для этого Министерство финансов должно вести государственные книги внутреннего и внешнего долга РФ. Информация о заимствованиях субъекта РФ или муниципалитета вносится соответственно в долговую книгу субъекта или муниципальную долговую книгу.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...