Глава 10 О жертвоприношении не Аллаху
В этой главе речь идет о грозном предупреждении тем, кто совершает жертвоприношение не Аллаху, поскольку это является приобщением сотоварищей к Великому и Могучему Аллаху. Под жертвоприношением подразумевается пролитие крови, и здесь следует обратить внимание на два важных момента, которые и являются сутью этой главы. Во-первых, пролить кровь животного можно для того, чтобы умертвить его с какой-либо целью. Во-вторых, пролить кровь животного можно для того, чтобы приблизиться к объекту поклонения, и в этом случае во время жертвоприношения человек произносит имя своего божества и формирует намерение. Произнесение имени божества во время жертвоприношения носит характер испрашивания помощи, потому что арабский предлог “ба” в выражении “бисмиллях” используется для испрашивания помощи у Аллаха. И поэтому смысл этого выражения таков: «Я приношу эту жертву, испрашивая благословения и помощи посредством всех имен Великого и Могучего Аллаха». Что же касается намерения, то оно связано с тем, ради чего раб совершает этот обряд поклонения. Таким образом, могут возникнуть четыре ситуации. Во-первых, если человек произносит имя Аллаха и совершает жертвоприношение только ради Великого и Могучего Господа, то он руководствуется принципами единобожия и поклоняется Аллаху. Следовательно, при заклании животного обязательно соблюдать два условия. Прежде всего, необходимо совершать это ради Аллаха и намереваться посредством этого приблизиться к Аллаху, если речь идет о заклании животных в праздник жертвоприношения, во время паломничества или по случаю рождения ребенка. А наряду с этим необходимо произносить над закалываемым животным имя Великого и Могучего Аллаха. Если человек сознательно не упомянул имени Аллаха, то зарезанное животное нельзя употреблять в пищу. Если же человек не намеревался посредством заклания животного приблизиться к Великому и Могучему Аллаху или кому-либо другому, а лишь хотел накормить гостей или поесть сам, то такое зарезанное животное разрешается употреблять в пищу, потому что при его заклании было упомянуто имя Аллаха и потому что оно не было зарезано ради кого-либо вместо Аллаха. Подобные поступки не влекут за собой наказание и не являются запрещенными.
Во-вторых, если человек произносит имя Аллаха, но совершает жертвоприношение для того, чтобы приблизиться к кому-либо вместо Аллаха, например, если он произносит имя Аллаха и приносит в жертву верблюда в надежде угодить великому Пророку или праведнику, который похоронен в могиле. И хотя этот человек заколол животное с именем Аллаха, он все равно приобщает сотоварищей к Аллаху, потому что проливает кровь не для того, чтобы возвеличить Аллаха, а для возвеличивания погребенного человека. Сюда же относятся поступки, совершаемые некоторыми бедуинами или горожанами, которые при встрече почтенных гостей приводят верблюдов или другую скотину и зарезают этих животных перед гостями, тем самым возвеличивая их. Они проливают кровь при встрече гостей и фактически закалывают животное не ради Великого и Могучего Аллаха, даже если при этом они произносят имя Аллаха. Богословы отмечали, что подобные деяния категорически запрещены, потому что эта кровь проливается не ради Аллаха, и есть мясо таких животных не разрешается. Но еще более существенным моментом является то, что нельзя возвеличивать людей подобным образом, поскольку проливать кровь можно только для возвеличивания Великого и Могучего Аллаха. Только Пречистый Аллах заставляет кровь течь по сосудам, и только Он заслуживает поклонения и подобного возвеличивания.
В-третьих, если человек произносит имя не Аллаха и совершает жертвоприношение не ради Великого и Могучего Аллаха, например, если он перерезает шею животному с именем Мессии на устах и делает это для того, чтобы приблизиться к Мессии. Подобное многобожие включает в себя приобщение сотоварищей к Аллаху в испрашивании помощи и в поклонении. То же самое относится к тем, кто совершает жертвоприношение во имя аль-Бадави, аль-Хусейна, госпожи Зейнаб и других творений, которым некоторые люди посвящают обряды поклонения. Люди совершают жертвоприношения с их именами на устах и пытаются таким образом приблизиться к этим творениям. Они намереваются посредством пролития крови угодить этим творениям, и такие деяния содержат в себе сразу два элемента многобожия. Прежде всего, они испрашивают у них помощь. А наряду с этим они поклоняются им, возвеличивают их и проливают кровь ради них, а не ради Великого и Могучего Аллаха. В-четвертых, если человек при заклании животного произносит имя не Аллаха, но посвящает это жертвоприношение Великому и Могучему Аллаху. Такое встречается довольно редко и может иметь место, если человек зарезает животное ради почитаемого человека, например, ради аль-Бадави, а затем рассчитывает благодаря этому приблизиться к Великому и Могучему Аллаху. Фактически подобные деяния также являются приобщением сотоварищей к Аллаху в испрашивании помощи и поклонении. Следовательно, жертвоприношение не ради Аллаха является приобщением сотоварищей к Аллаху в поклонении, а упоминание имени не Аллаха при заклании животного является приобщением сотоварищей к Аллаху в мольбе о помощи. Вот почему Великий и Могучий Аллах сказал: «Не ешьте из того, над, чем не было произнесено имя Аллаха, ибо это есть нечестие. Воистину, дьяволы внушают своим помощникам препираться с вами. Если вы станете повиноваться им, то окажетесь многобожниками» [73]. Это означает, что если вы станете повиноваться им, приобщая сотоварищей к Аллаху, то вы, как и они, станете многобожниками. Всевышний Аллах сказал: «Скажи: “Воистину, мой намаз и мое жертвоприношение (или поклонение), моя жизнь и моя смерть посвящены Аллаху, Господу миров, у Которого нет сотоварищей. Это мне велено, и я являюсь первым из мусульман”» [74].
Этот аят свидетельствует о том, что жертвоприношение и намаз являются обрядами поклонения. Аллах сказал, что жертвоприношение посвящено Аллаху, а из всех деяний творений Аллаху могут быть посвящены только обряды поклонения. Вот почему упоминание о жертвоприношении в этом аяте указывает на то, что оно является обрядом поклонения, который может быть обращен только к Великому и Могучему Аллаху. Наличие арабского предлога “лям” перед именем Аллаха также указывает на то, что только Аллах заслуживает этих обрядов поклонения. А упоминание о том, что у Него нет сотоварищей, является третьим обстоятельством, свидетельствующим в пользу этого. Это значит, что у Аллаха нет сотоварищей, ради которых можно было бы совершать намаз или закалывать животных. Намаз и жертвоприношение не могут быть посвящены кому-либо, кроме Великого и Могучего Аллаха. Он один заслуживает поклонения и обладает такой величайшей властью. Он также сказал: «Посему совершай намаз ради своего Господа и закалывай жертву» [75]. Все, что Аллах повелел совершать, относится к поклонению, потому что поклонением называется понятие, объединяющее все слова и деяния, совершаемые душой и телом, которые Аллах любит и которыми Он доволен. Великий и Могучий Аллах повелел совершать намаз, и это значит, что намаз является богоугодным деянием. Он также повелел совершать жертвоприношение, и это значит, что оно также относится к деяниям, которые Аллах любит и которыми Он доволен. Следовательно, оно является поклонением Великому и Могучему Аллаху. Передают, что Али рассказывал: «Посланник Аллаха ﷺ поведал мне четыре вещи: “Да проклянет Аллах того, кто принес жертву не Ему! Да проклянет Аллах того, кто проклял своих родителей! Да проклянет Аллах того, кто предоставил укрытие еретику! Да проклянет Аллах того, кто изменил границы раздела земли! ” » Этот хадис передал Муслим[76]. Этот хадис упоминается в данной главе, потому что в нем проклят тот, кто совершает жертвоприношение не Аллаху, т. е. не ради Аллаха, а для того, чтобы возвеличить какое-либо творение или приблизиться к нему. Проклятие — это изгнание или отдаление от милости Великого и Могучего Аллаха. Если человек проклят Аллахом, то он отдаляется от Его особой милости, потому что милость Аллаха в широком смысле слова объемлет все виды творений и распространяется как на мусульман, так и на неверующих. И хорошо известно, что если за какой-либо грех человек удостаивается проклятия, то этот грех относится к тяжким. В отношении жертвоприношения не Аллаху это совершенно очевидно, потому что оно является формой приобщения сотоварищей к Великому и Могучему Аллаху, и поступающий таким образом человек заслуживает проклятия, изгнания и отдаления от милости Господа.
Передают, что Тарик ибн Шихаб рассказывал, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: « Из-за одной мухи один человек вошел в Рай, а другой — в Огонь ». Люди спросили: «Как это, о Посланник Аллаха?! » Он сказал: « Как-то два человека проезжали мимо народа, который поклонялся идолу и никому не разрешал пройти мимо него, пока он не принесет ему что-нибудь в жертву. Они сказали одному из путников: “Принеси что-нибудь в жертву! ” Он ответил: “Но у меня нет ничего, что я мог бы пожертвовать”. Они сказали: “Ну тогда принеси в жертву хотя бы муху! ” Тогда он принес в жертву муху, и ему было позволено продолжить путь, а затем он попал в Огонь. Затем они сказали другому путнику: “Принеси что-нибудь в жертву! ” Он ответил: “Я не делаю жертвоприношений никому и ничему, кроме Великого и Могучего Аллаха! ” Тогда ему отрубили голову, и он попал в Рай ». Этот хадис передал Ахмад в книге “аз-Зухд”, стр. 15. Причина упоминания этого хадиса в данной главе заключается в том, что именно жертвоприношение с целью угодить идолу обрекло человека на мучения в Огне. Совершенно очевидно, что этот человек был мусульманином и попал в Адский огонь именно из-за этого поступка. Все это означает, что жертвоприношение не Великому и Могучему Аллаху является великим многобожием. Это также подтверждается тем, что из очевидного смысла хадиса следует, что этот человек заслужил адские мучения вместе с теми, кто останется там навечно. Из него также следует, что если принесение в жертву мухи, которая не представляет никакой ценности, обрекает человека на попадание в Ад, то принесение в жертву того, что приносит больше пользы, стоит дороже и представляет большую ценность для своего хозяина, является еще большей причиной для попадания в Адский огонь. Также необходимо отметить, что язычники не принуждали этого человека совершить жертвоприношение силой. Они никому не позволяли проходить мимо их селения, не совершив жертвоприношения, но это нельзя назвать принуждением, потому что человек мог сказать: «Я вернусь туда, откуда пришел». Но если даже мы скажем, что они принуждали путников поступать, таким образом, угрожая им смертью, то этот хадис все равно повествует о предыдущих религиозных общинах. В настоящее время мусульмане не несут ответственности, если их принудили произнести слово, являющееся неверием, или совершить поступок, являющийся неверием, в то время как их сердце было преисполнено веры, и это является особенностью нашей общины.
РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|