Функции музыкального искусства и их реализация в музыкальном образовании
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Сущность теории музыкального образования
Cуществуют разные толкования понятия «музыкальное образование». В «Большом энциклопедическом словаре» «Музыка» под редакцией Г.В. Келдыша дано определение: «Музыкальное образование - процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, необходимых для музыкальной деятельности». Э.Б. Абдуллин и Е.В. Николаева подчёркивают, что в современном толковании термин «музыкальное образование» рассматривается как интегративный, объединяющий содержание его трёх компонентов: музыкального воспитания, музыкального обучения, музыкального развития. Термин «музыкальное воспитание» применяется в двух значениях: 1) в узком (психологическом) - воспитание определённых качеств личности учащегося; 2) в широком – воспитание нравственное, эстетическое, художественное. Термин «музыкальное обучение» применяется в двух значениях: 1) в узком – формирование музыкальных знаний, умений, навыков; 2) в широком – формирование у учащихся кроме музыкальных знаний, умений, навыков, эмоционально-ценностного отношения к музыке и музыкально-творческой деятельности. Термин «музыкальное развитие» подразумевает развитие музыкальных интересов, вкусов, потребностей учащегося; развитие музыкальных способностей (слуха, памяти, мышления, воображения), музыкально-творческих способностей; умений и навыков исполнительских, слушательских и композиторских и т. п. Таким образом, музыкальное образование подразумевает музыкальнее обучение, воспитание и развитие. Будущему учителю музыки - профессионалу необходимо овладеть теорией музыкального образования, без знания которой невозможно достичь профессионального мастерства. Педагоги-музыканты Л.А. Безбородова и Ю.А. Алиев под термином «теория музыкального образования» понимают «систему научных знаний и понятий о закономерностях управления музыкальным развитием ребёнка, воспитания его эстетических чувств в процессе приобщения к музыке и формирования эстетического сознания».
В теории музыкального образования рассматриваются вопросы: 1) теоретические положения и закономерности, раскрывающие возможности искусства и педагогики в музыкальном воспитании, обучении и развитии учащихся; 2) представления о ребенке как субъекте музыкального образования; 3) приоритетные профессиональные качества личности учители музыки; 4) целостная модель компонентов музыкального образования; 5) сущность, виды и особенности профессиональной деятельности учителя музыки и др. Овладение теорией музыкального образования обеспечит эффективную деятельность учителя музыки, потому что будет способствовать: 1) освоению знания основных понятий и категорий, закономерностей, музыкального образования; 2) формированию теоретическое профессиональное мышление; 3) накоплению опыта творческого применения теоретических знаний в практической педагогической деятельности; 4)становлению профессиональной позиции относительно актуальных вопросов музыкального образования; 5) развитию способности самостоятельного обогащения профессиональными знаниями, умениями и навыками, опытом творческой музыкально-педагогической деятельности и т.д. В теории музыкального образования выделяют общее и дополнительное музыкальное образование. Общее музыкальное образование – обязательное образование, которое получаю учащиеся в школах, гимназиях, лицеях в рамках учебного предмета «Музыка» под руководством учителя музыки. Дополнительное музыкальное образование – необязательное для всех учащихся образование, которое некоторые учащиеся получают по желанию в студиях, кружках, домах творчества, музыкальных школах и школах искусств и т.д.
Функции музыкального искусства и их реализация в музыкальном образовании Музыка как вид искусства рождается в социуме - в обществе, потому она выполняет определённые общественный функции. Эти функции являются ориентирами, иначе направлениями в музыкальном воспитании обучении и развитии школьников. 1. Коммуникативная функция. В музыкальном образовании проявляется в назначении музыкального произведения служить средством художественного общения композитора, исполнителя и слушателя (школьников). Композитор создаёт произведение, затем оно интерпретируется исполнителем и далее воспринимается слушателями - школьниками. Таким образом, произведение включает школьников в коммуникативную цепочку «композитор – исполнитель – слушатель». 2. Функция отражения действительности.В музыкальном образовании подчинена решению задачи - раскрытию связи музыки с жизнью. Реализуется в процессе восприятия школьниками идей (борьбы, долга перед Родиной, любви к Родине и др.), тем (природы, одиночества, изгнания и др.), настроений и эмоций (радости, печали, горя и др.), предметного мира (воплощает образ подснежника, новой куклы, лошадки, рассвета и др.). 3. Функция этическая. В музыкальном образовании реализуется путём воздействия музыкой на школьников и формирования у них гуманистических установок, позитивных идеалов, высоких морально-нравственных качеств. Пример: опера «Иван Сусанин» М.И. Глинки, ноктюрн «Грёзы любви» Ф. Листа. 4. Функция эстетическая.В музыкальном образовании реализуется путём воздействии на школьников и формирования у них способности эмоционально переживать музыку и давать ей оценку в соответствии со сложившимся представлениями о прекрасном (сквозь призму категорий «красоты» и «гармонии»). 5. Функция каноническая и эвристическая. Функции часто рассматривают во взаимосвязи. Проявляются в формировании у школьников традиционных представлений о музыкальном произведении (каноническая), а также в осмыслении художественного новаторства в особенностях целого произведении, а также в его элементах (эвристическая). 6. Функции общественная и личностно-преобразующая. Интегрируют в себе все остальные. Личностно-преобразующая функция проявляется в музыкальном образовании в процессе воздействия музыки на отдельные личности школьников и их преобразовании. Соответственно функция общественная проявляются в преобразовании общества в целом, поскольку оно состоит из отдельных личностей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|