Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методологические характеристики

Логические части проекта

 

 Как любой научный труд,  исследовательский проект обучающегося  должен иметь логические части.        Логические части при оформлении проекта следует начинать печатать с новой страницы:

1. Введение.

 Во введении  раскрываются методологические характеристики исследования: актуальность, проблема, объект и предмет исследования, тема, цель, задачи, гипотеза, методы, новизна, теоретические основания. Методологические характеристики исследования ¾ это своего рода компас и карта, которые позволят учащемуся не «блуждать» по нему, а идти кратчайшим путём.

2. Основная часть.

Здесь сосредоточено основное содержание проекта.  Представить ее можно в виде трех частей: а) теоретическая часть, б) практическая часть, в) выводы.

          Вывод должен  формулироваться  автором самостоятельно и не повторять кратко содержание основной части.

       При оформлении в тексте словосочетание «Основная часть» не пишется. После «Введения» на  новой странице надо написать тему исследования ¾ это и будет означать начало основной части

В основной части исследовательского проекта, особенно в литературном обзоре, можно использовать цитаты. Цитируя, учащиеся учатся анализировать и сравнивать, только необходимо указывать автора, чьи мысли используются.

3. Заключение (общие итоги всей работы).

Примерный план содержания этой части проекта может быть представлен  в виде ответов на вопросы:

· Какой проблеме было посвящено исследование?

· Выполнены ли цели и задачи?

· Что нового узнали?

· Каковы перспективы дальнейших исследований?

4. Библиография. Это обязательная часть исследования. Здесь указывают все используемые источники информации.

5. Приложения (если есть необходимость). В приложении размещают словарь, рисунки, схемы, таблицы, диаграммы, анкеты.  Если приложений нет, это не снижает качества исследования.

       Практика показывает, что учащихся необходимо ознакомить с логикой написания отчета о проделанной работе еще до начала проектной работы. Это обеспечит понимание того, что исследовательский проект ¾ это учебная работа в области науки.  Будет полезным для учащихся, если указать части проекта и оформить заранее памятку       (Приложение №1).

 

Методологические характеристики

 С определения методологических характеристик начинается непосредственная работа учащегося над исследовательским проектом. Если этого не сделать, не получится грамотной научной работы, поэтому рассмотрим эту часть проекта подробнее. Последовательность изложения методологических характеристик может быть разной, но желательно придерживаться следующего плана:

1.  Актуальность исследования.

Актуальность исследования  можно определить с двух позиций: во– первых, обоснование  актуальности  научного направления в целом. Например, актуальны проблемы экологии, достижения биотехнологии, сохранения здоровья. Во – вторых, необходимо сформировать актуальность самой темы в данном направлении. Здесь необходимо привести убедительные доказательства того, что среди других ваша тема самая насущная.

2. Проблема, на решение которой направлено исследование.

Формулируя проблему, школьник отвечает на вопрос: «Что конкретно надо изучить, что раньше не было изучено?». Важно отметить, что в одном исследовании решается только одна проблема.

3.  Объект исследования.

Объектом исследования может быть организм, явление, какой - либо предмет. Определяя объект, школьник отвечает на вопрос: «Что конкретно исследуется?». Например, в  биологии, проводя исследование по теме «Влияние света на рост  гороха» объектом изучения  становиться  растение ¾ горох.

4.  Предмет исследования.

Предмет исследования ¾ это конкретная позиция (сторона),  с которой будет изучаться объект. В одном исследовании должен быть один предмет. Например, гемофилия как врожденная болезнь или мел как полезное ископаемое.

5. Гипотеза, на доказательство которой направлено исследование.

Гипотеза¾ это основанное на ряде фактов научное предположение, которое необходимо доказать. Чтобы выдвинуть гипотезу, нужно достаточно много знать об исследуемом объекте и обладать хорошо развитым воображением и фантазией. Начинающим исследователям О.Ю. Бурцева рекомендует формулировать гипотезу, используя такой образец: «если …….., то …………». Например, если температура окружающей среды влияет на прорастание семян фасоли, то можно подобрать оптимальную температуру  для их высаживания в грунт.

6.  Цель.

Цель  исследовательской работы ¾ это ее конечный результат, ответ на вопрос: «Что хочет получить исследователь в результате своей работы?». Одно исследование может быть направленно на достижение только одной цели. Для формулировки цели исследовательской деятельности школьников можно использовать следующие слова –подсказки: разработать план наблюдения за…, дать описание, сравнить, классифицировать, объяснить, установить взаимосвязь, составить …; определить….

7.  Задачи исследования.

Задачи исследования ¾ это те «шаги», которые нужно предпринять для достижения цели. По этим задачам школьнику легко будет составить и написать план основной части исследования. В качестве первой задачи может быть, например, такая: проанализировать литературу по теме исследования. Формулировку задач можно начинать со слов: проанализировать, классифицировать, пронаблюдать, описать, объяснить, сравнить, разработать, выявить, обобщить.

 

 

8. Методы исследования.

Методы ¾ это средства, которые будут использоваться при  исследовании, например, наблюдение, описание, объяснение, опыт, эксперимент, тестирование, мониторинг. Выбор метода ¾ сложная задача для школьника, поэтому здесь необходима совместная работа с педагогом. 

9.  Новизна исследования.

Новизна ¾ главная и важнейшая методологическая характеристика. Ведь именно для получения нового проводятся исследования. Новизна  предполагает определение того нового знания, которое получит исследователь в результате научной работы. Конечно, новизну мы определяем для школьника. Для формулировки новизны можно использовать вопрос: «Что нового я узнаю в ходе исследования? Чему научусь?».

 

10. Теоретические основания исследования.

 В теоретических основаниях исследования нужно указать те теории, законы, идеи (и их авторов), которыми исследователь будет пользоваться в ходе работы.

11. Тема.

Тема исследования ¾ это начало начал научной работы школьника. Но поскольку в ней интегрируются все методологические характеристики,   рассмотрим ее в заключении. Из темы должно быть понятно, чему посвящена работа.   Грамотно сформулировать тему не просто, поэтому следует придерживаться следующих правил:

· тема формулируется в виде одного назывного предложения.

· в конце темы не должно быть никаких других знаков препинания, кроме точки.

· в теме должны быть отражены объект и предмет исследования.

Например, тема исследовательского проекта по биологии ученика 9-го класса «Растения –индикаторы состояния городской среды» сформулирована согласно всем требованиям, предъявляемым к научной работе.

В качестве примера приведу  методологические характеристики исследовательского проекта по биологии  Приложение №2).

Из практики можно сказать, что успех исследовательской деятельности школьника будет зависеть от того, насколько у него сформировано понятие о методологических характеристиках. Эта часть исследовательской работы определяет границы, рамки, в пределах которых будет работать обучающийся, какими методами он будет пользоваться, какое новое знание он хочет получить.

.

Приложение №1

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...