Задания для домашней работы учащимся ( дополнительное)
ЛЕКЦИЯ № 8 ТЕМА: НАСЛЕДСТВЕННАЯ ИНФОРМАЦИЯ И РЕАЛИЗАЦИЯ ЕЕ В КЛЕТКЕ Цель: Образовательная: - сформировать систему знаний о принципах кодирования наследственной информации, углубить знания о белке. Развивающая: - развивать навыки познавательной и самостоятельной активности, умение анализировать, сравнивать, выделять главное; - развивать навыки работы с разными видами информации и способами её реализации, решение молекулярных задач, имеющих математическую или логическую основу; - развивать умение работать с ИКТ. Воспитательная: - воспитывать активность, настойчивость, желание отстаивать собственную точку зрения, умение сотрудничать в коллективе и чувство гордости за совместный результат познавательной деятельности. Осознание ценности
Обязательным условием существования всех живых организмов является способность синтезировать белковые молекулы. Классическое определение Ф. Энгельса: «Жизнь есть способ существования белковых тел…» не потеряло своего значения в свете современных научных открытий. Белки в организме выполняют тысячи разнообразных функций, делая нас такими, какие мы есть. Мы отличаемся друг от друга ростом и цветом кожи, формой носа и цветом глаз, у каждого из нас свой темперамент и свои привычки; мы все индивидуальны и в то же время очень похожи. Наше сходство и наши различия – это сходство и различия нашего белкового состава. Каждый вид живых организмов обладает своим специфическим набором белков, который и определяет уникальность этого вида. Но при этом белки, выполняющие сходные функции в разных организмах, могут быть очень похожи, а порой практически одинаковы, кому бы они ни принадлежали. Причём, меньше всего различий в белках, обеспечивающих жизненно важные физиологические функции.
Итак, все свойства любого организма определяются его белковым составом. Причем структура каждого белка, в свою очередь, определяется последовательностью аминокислотных остатков. Следовательно, наследственная информация, которая передаётся из поколения в поколение, должна содержать сведения о первичной структуре белков. Информация о строении всех белков организма заключена в молекулах ДНК и называется генетической информацией. Да, нам предстоит выяснить каким образом информация, зашифрованная на молекуле ДНК реализуется в первичной структуре белковой молекулы. - А белок – это стройматериал для строительства клеток. Белок идет на построение тканей и органов: мышц, легких, печени, сердца, мозга, кожи и т.д. Белки необходимы для нормального обмена веществ.
Процесс биосинтеза напоминает стройку. Все вы знаете, что такое стройка, видели в своей жизни. Скажите пожайлуста, что необходимо, чтобы построить дом? Проект ДНК, РНК Стройматериалы аминокислоты Механизмы, машины рибосомы, т-РНК Строители ферменты (почему без них невозможен синтез) Просмотр ролика. Будьте очень внимательны. После просмотра нам необходимо закончить нашу схему строительства. Т.е определить, кто же будет выполнять эти функции.
Доработка схемы
Наш построенный дом имеет сколько этажей? 1-й - это 1-й этап биосинтеза транскрипция 2-й --2-й этап биосинтеза трансляция
Чтобы сравнить два ключевых понятия биосинтеза белка, воспользуемся четырьмя вопросами из «алгоритма Цицерона». (Отвечая на руководящие вопросы, составьте определения понятий):
1. Два ключевых понятия биосинтеза белка
Транскри́пция (от лат. transcriptio — переписывание) — процесс синтеза РНК с использованием ДНК в качестве матрицы, происходящий во всех живых клетках. Другими словами, это перенос генетической информации с ДНК на РНК.
Трансля́ция (от лат. translatio — перевод) — процесс синтеза белка из аминокислот на матрице информационной (матричной) РНК (иРНК, мРНК), осуществляемый рибосомой. Синтез белка является основой жизнедеятельности клетки. Реплика́ция (от лат. replicatio — возобновление) — процесс синтеза дочерней молекулы дезоксирибонуклеиновой кислоты на матрице родительской молекулы ДНК. В ходе последующего деления материнской клетки каждая дочерняя клетка получает по одной копии молекулы ДНК, которая является идентичной ДНК исходной материнской клетки. Этот процесс обеспечивает точную передачу генетической информации из поколения в поколение. Репликацию ДНК осуществляет сложный ферментный комплекс, состоящий из 15—20 различных белков, называемый реплисомой Закрепление изученного материала Задание 1 В искусственных условиях (вне клетки) удаётся синтезировать белок, используя для этого готовые, взятые из клеток организмов компоненты (и-РНК, рибосомы, аминокислоты, АТФ, ферменты). Какой – овечий или кроличий – белок будет синтезироваться, если для искусственного синтеза взяты рибосомы кролика, а и- РНК – из клеток овцы? Почему? Ответ: Биосинтез белка в клетке – процесс матричного типа. Матрицей для сборки молекулы белка является и-РНК. Молекула и-РНК несет в себе информацию о последовательности аминокислот в будущей молекуле белка. Синтез белка происходит в рибосомах по той наследственной информации, которую и-РНК пересняла с ДНК. Таким образом, в рибосомах от кролика будут собираться молекулы белка по программе и-РНК от овцы.
Задание 2 Одна макромолекула белка гемоглобина, состоящая из 574 аминокислот, синтезируется в рибосоме в течение 90 секунд. Объясните: а) сколько аминокислот «сшивается» в молекулу этого белка за 1 секунду; б) в чем заключается функция гемоглобина?
Ответ: а) 574: 90 = 6-7 аминокислот; б) гемоглобин – белок, расположенный в эритроцитах крови, участвующий в транспортировке кислорода и углекислого газа.
Задание 3 В организме человека ежесекундно разрушается и образуется в среднем по 2 млн. эритроцитов, каждый из которых содержит 280 млн. макромолекул гемоглобина. Определите: а) сколько всего макромолекул гемоглобина находится каждую секунду в процессе «сборки» белка; б) в каком органе происходит образование эритроцитов? Ответ: а) 2 млн.эритроцитов Х 280 млн.молекул гемоглобина = около 560 000 000 000 000 или 560 000 000 млн.макромолекул гемоглобина б) Эритроциты образуются в красном костном мозге. Задание 4 У людей, больных серповидноклеточной анемией, первичная структура гемоглобина отличается от нормального гемоглобина лишь в одной точке: седьмое место занимает не глутаминовая кислота, а валин. В остальном первичная структура белка гемоглобина нормального и изменённого одинакова. Определите, из каких нуклеотидов состоят седьмые кодоны в молекулах и-РНК, участвующих в синтезе гемоглобина (нормального и изменённого). Ответ: По таблице генетического кода определяем: в нормальном – ГАА(или ГАГ), в изменённом – ГУУ (или ГУЦ, ГУА,ГУГ). В таблице представлены три вида оснований (первое, второе и третье), обратите внимание на то, что они даются в двухвариантах: без скобок- нуклеотиды РНК, а в скобках — нуклеотиды ДНК. Пользоваться ей не сложно. Предположим, нам известно, что в ДНК есть участок со следующим составом нуклеотидов А-А-Г-Ц-Т-Т-Т-Г-Ц-Ц-А-Г, разделим его на триплеты. Первый триплет ДНК: А-А-Г, смотрим в таблице первое основание (А), это первый горизонтатьный столбец. Далее ищем второе основание (А). на пересечении этих двух столбцов видим прямоугольник в котором расположены четыре аминокислоты, для того что бы выбрать нужную нам, необходимо в крайнем правом столбце выбрать третье основание (Г), это вторая строчка -аминовислота ФЕН (фенилаланин). Зная алгоритм действия, мы можем решать биологические задачи и расшифровывать генетический код ДНК, используя таблицу Генетического кода.
Дорешаем нашу задачу до конца, Ц-Т-Т кодирует аминокислоту ГЛУ(глутаминовая кислота), Т-Г-Ц- ТРЕ (треонин), Ц-А-Г — ВАЛ (валин). Обратитет внимание на триплеты, где стоят прочерки, их три (УАТ, УАЦ, УЦТ)- это стоп-кодоны, или их называют «знаки препинания». Они означаю конец синтеза данного белка. ГЕНЕТИЧЕСКИЙ КОД
БИОСИНТЕЗ БЕЛКА
ХАРАКТЕРИСТИКА | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
I. Транскрипция | Биосинтез всех видов РНК на матрице ДНК. Протекает в ядре в синтетиче-скую фазу. Синтез идет только на одной цепи ДНК. В зависимости от генов синтезируются различные иРНК и 20 разновидностей тРНК, соответствующие 20 аминокислотам | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
II. Трансляция | Синтез полипептидных цепей белка, осуществляемый на рибосомах, иРНК является посредником в передаче информации о структуре белка | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Образование комплекса рибосома - тРНК | Происходит соединение иРНК с 2-мя субъединицами рибосомы и образование комплекса | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Активирование аминокислот | Каждая аминокислота соединяется со своей тРНК, антикодон которой соответствует кодону иРНК. Присоединение идет за счет энергии АТФ. тРНК переносит аминокислоты к месту синтеза на рибосомы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Собственно синтез белка | тРНК с аминокислотами по принципу комплементарности соединяются с иРНК и входят в рибосому. В пептидном центре происходит освобождение аминокислоты от тРНК и образование пептидной связи между предыдущей и последующей аминокислотой, иРНК каждый раз продвигается на один триплет, внося в рибосому тРНК с аминокислотой, а вынося свободную тРНК | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Окончание синтеза | Синтез заканчивается, когда на иРНК начинаются бессмысленные кодоны (набор 3-х стоп-кодов). Рибосомы соскакивают с иРНК и распадаются на 2 субъединицы. Полипептидная цепь одновременно снимается с рибосомы и поступает внутрь ЭПС, где дозревает и приобретает все структуры белка |
ТАБЛИЦА ГЕНЕТИЧЕСКОГО КОДА
|
|
Аминокислота | Кодирующие триплеты — кодоны | |||||
Аланин | ГЦУ | ГЦЦ | ГЦА | ГЦГ | ||
Аргинин | ЦГУ | ЦГЦ | ЦГА | ЦГГ | АГА | АГГ |
Аспарагин | ААУ | ААЦ | ||||
Аспарагиновая кислота | ГАУ | ГАЦ | ||||
Валин | ГУУ | ГУЦ | ГУА | ГУГ | ||
Гистидин | ЦАУ | ЦАЦ | ||||
Глицин | ГГУ | ГГЦ | ГГА | ГГГ | ||
Глутамин | ЦАА | ЦАГ | ||||
Глутаминовая кислота | ГАА | ГАГ | ||||
Изолейцин | АУУ | АУЦ | АУА | |||
Лейцин | ЦУУ | ЦУЦ | ЦУА | ЦУГ | УУА | УУГ |
Лизин | ААА | ААГ | ||||
Метионин | АУГ | |||||
Пролин | ЦЦУ | ЦЦЦ | ЦЦА | ЦЦГ | ||
Серин | УЦУ | УЦЦ | УЦА | УЦГ | АГУ | АГЦ |
Тирозин | УАУ | УАЦ | ||||
Треонин | АЦУ | АЦЦ | АЦА | АЦГ | ||
Триптофан | УГГ | |||||
Фенилаланин | УУУ | УУЦ | ||||
Цистеин | УГУ | УГЦ | ||||
Знаки препинания | УГА | УАГ | УАА |
АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
Тип 1. Самокопирование ДНК.
Одна из цепочек ДНК имеет такую последовательность нуклеотидов:
АГТАЦЦГАТАЦТЦГАТТТАЦГ...
Какую последовательность нуклеотидов имеет вторая цепочка той же молекулы?
Чтобы написать последовательность нуклеотидов второй цепочки молекулы ДНК, когда известна последовательность первой цепочки, достаточно заменить тимин на аденин, аденин на тимин, гуанин- на цитозин и цитозин на гуанин. Произведя такую замену, получаем последовательность:
ТАЦТГГЦТАТГАГЦТАААТГ...
Тип 2. Кодирование белков.
Цепочка аминокислот белка рибонуклеазы имеет следующее начало: лизин-глутамин-треонин-аланин-аланин-аланин-лизин...
С какой последовательности нуклеотидов начинается ген, соответствующий этому белку?
Для этого следует воспользоваться таблицей генетического кода. Для каждой аминокислоты находим ее кодовое обозначение в виде соответствующей тройки нуклеотидов и выписываем его. Располагая эти тройки друг за другом в таком же порядке, в каком идут соответствующие им аминокислоты, получаем формулу строения участка информационной РНК. Как правило таких троек несколько, выбор делается по Вашему решению (но, берется только одна из троек). Решений соответственно может быть несколько.
АААЦАААЦУГЦГГЦУГЦГААГ
Тип 3. Декодирование молекул ДНК.
С какой последовательности аминокислот начинается белок, если он закодирован такой последовательностью нуклеотидов:
АЦГЦЦЦАТГГЦЦГГТ...
По принципу комплементарности находим строение участка информационной РНК, образующейся на данном отрезке молекулы ДНК:
УГЦГГГУАЦЦГГЦЦА...
Затем обращаемся к таблице генетического кода и для каждой тройки нуклеотидов, начиная с первой, находим и выписываем соответствующую ей аминокислоту:
Цистеин-глицин-тирозин-аргинин-пролин-...
Задания для домашней работы учащимся (дополнительное)
Блок 1
Внимание! Все приведённые в задачах последовательности нуклеотидов – фрагменты и-РНК. Для всех задач необходимо указать, какое свойство (свойства) генетического кода лежит в основе задачи.
1. Переведите приведённую ниже последовательность на язык аминокислот.
АУГУЦЦАГАГЦАУАЦЦЦГУАУУЦУ |
Сколько аминокислот в пептиде?
2. Ниже приведены две последовательности нуклеотидов, различающиеся между собой по 11 позициям из 18. Переведите обе последовательности в белки. Сколько аминокислотных различий между ними?
1) АУГУЦУАГАУУАГГЦУЦА 2) АУГАГЦЦГГЦУЦГГААГУ |
3. Переведите приведённую ниже последовательность в белок. Запишите полученный белок. А теперь попробуйте удалить первые два нуклеотида и получить другой пептид. Запишите полученный пептид и сравните с первым.
УАУГЦУААГАУУЦЦУУУЦГГА |
4. Необходимо по молекуле белка восстановить последовательность нуклеотидов (точнее, один из возможных вариантов состава) иРНК:
Аминокислоты: Метионин – Аргинин – Лизин – Валин – Триптофан – (стоп-кодон)
5. Переведите приведенную ниже последовательность на язык аминокислот. Обратите внимание, что фрагмент состоит из 24 мономеров. Сколько аминокислот в пептиде?
АУГУАЦЦЦГУАУУЦЦАГАГЦАУАГ |
6. Переведите приведенную ниже последовательность в белок. Запишите полученный белок. Сколько аминокислот в пептиде?
УАЦАГАЦЦЦАУАУГЦГГУАЦУУГА |
Блок 2
Чтобы сравнить два ключевых понятия биосинтеза белка, воспользуемся четырьмя вопросами из «алгоритма Цицерона». Отвечая на руководящие вопросы, составьте определения понятий:
Термин | Что? | Где? | Как? | Зачем? |
Транскрипция | ||||
Трансляция |
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1.Можно ли утверждать, что в основе процесса трансляции лежит, как и в случае с транскрипцией, принцип комплементарности? Почему?
2Какой из ферментов (органоидов), участвующих в биосинтезе белка, «умеет переводить», то есть знаком с обеими знаковыми системами (и аминокислотами, и белками), а также их соответствием друг другу.
ЛИТЕРАТУРА
1. Беляев Д. К., Дымшиц Г. М., Кузнецова Л. Н. и др./ Под ред. Беляева Д. К., Дымшица Г. М. Биология, 10 класс, Базовый уровень, 2017 г.
|
|