Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

кислородное голодание тканей

II. Общая нозология

15. Что такое "норма"? В чем заключается диалектика отношения врача к понятию "норма"? Норма – это среднестатистическая величина, характеризующая совокупность тех или иных признаков, свойств организма (напр., t тела, количество эритроцитов). Очень формализованный показатель, т.к. не учитывает индивидуальных особенностей à нужно относится диалектически: если абсолютизировать цифры, то многих людей нужно отнести к разряду больных, если на норму не смотреть, то как вести диагностику. Используется понятие "индивидуальная норма", исходящее из того, что человек в 18-20 лет достигает наилучшего здоровья, и эти параметры врачу неплохо бы знать в дальнейшем.

16. Дайте определение понятию "здоровье". Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия (а не просто отсутствие болезни или каких-либо дефектов). Определение ВОЗ.

17. Какие 3 черты характеризуют это понятие?

1) Сохранение уравновешивания организма со средой (подразумевает легкую адаптацию к изменяющимся условиям существования)

2) Сохранение высокой трудоспособности (т.е. способности оптимально трудиться на своем рабочем месте, выполнять свой профессиональный долг). Но есть и естественные состояния, при которых трудоспособность человека может быть снижена, например –утомление, что болезнью не является.

 

3) Сохранение целостности организма (отсутствие серьезных физических дефектов, повреждений, которые могли бы ограничить профессиональную трудовую деятельность, нарушить адаптивные возможности)

18. Дайте определение понятию "болезнь". Болезнь – это жизнь поврежденного организма при участии процессов компенсации нарушенной функции. (по Адо)

19. Какие черты характеризуют это понятие? Тоже самое, что в п.17, но со знаком минус ("не" поставить).

20. Дайте определение понятия "предболезнь" по Павленко. В чем сущность этого понятия? Предболезнь – это состояние организма, характеризующееся нарушением одного или нескольких саногенетических механизмов или их комплексов. Сущность данного определения заключается в признании недостаточности защитно-приспособительных сил организма как основы возможного в дальнейшем развития болезни при действии на организм патогенных факторов.

21. Опишите 3 возможных механизма формирования предболезни.

1) Наследственное (либо врожденное) состояние предболезни, в основе которого находится генетически (хромосомно) обусловленный дефект, ограничивающий функцию того или иного органа, либо системы органов (идет речь о уменьшении физиологической нормы реакции).

2) Постепенное действие фактора малой патогенности при изначальной достатности защитных систем организма приводит к снижению саногенетических механизмов в отношении этого фактора. Так формируется предболезнь в отношении этого фактора, который, в последующем, сам может вызвать болезнь.

3) Состояние предболезни обусловлено действием одного фактора, вызвавшего ограничение компенсаторно-приспособительных механизмоворганизма, а саму патологию вызывает другой фактор, действующий на основе этого ограничения.

22. Можно ли болезнь, недолеченность рассматривать как виды предболезни? Почему? А почему бы и нет, поскольку предболезнь это состояние ограничения компенсаторно-приспособительных возможностей, которые как при болезни, так и при недолеченности ослаблены.

23. Как можно выявить различные формы предболезни?

1) Выявление болезни, являющейся предболезнью к другому, более опасному заболеванию (полипоз кишечника предболезнь по отношению к раку оного).

2) Вывление предболезни использованием разнообразных функциональных проб, нагрузок, позволяющих обнаружить отклонения показателей физиологических функций организма от нормы (выявление преддиабета сахарной нагрузкой)

3) Выявление предболезни, обусловленной нарушением функционального состояния систем регуляции: нервной, эндокринной, иммунной, что предполагает развитие разнообразной патологии.

24. Объясните значение для медицины выявления предболезни. Выявление предболезни позволяет, используя соответсвующие оздоровительные, профилактические мероприятия, предотвратить развитие серьезной патологии и тем самым способствует улучшению состояния общественного здоровья. Этот способ улучшения состояния здоровья населения самый эффективный.

25. Дайте определение понятия "патологическая реакция". Примеры. Патологическая реакция – это кратковременная, необычная по интенсивности, физиологически не оправданная реакция организма на какой-либо раздражитель. К длительным нарушениям трудоспособности не приводит. Например, кратковременный подъем величены АД, боли в области сердца при отрицательных или положительных эмоциях. Может перейти в болезнь.

26. Дайте определение понятия "патологический процесс". Виды, примеры. Патологический процесс – это сочетание патологических реакций. Некоторые сочетания патологических и компенсаторно-приспособительных реакций называют типическими (типовыми) патологическими процессами (воспаление, лихорадка), которые встречаются при многих заболеваниях и составляют их сущность.

27. Чем отличается патологический процесс от болезни? Патологический процесс отличается от болезни отсутствием тех 3 специфических черт, ей присущих (при фурункуле их нет).

28. Что такое "патологическое состояние"? Примеры. Патологическое состояние – это медленно развивающийся патологический процесс, или его последствия, либо это врожденные пороки, дефекты развития, уродства (культя после операции, заячья губа).

29. Назовите периоды и исходы болезни.

Периоды:

1) продромальный (период предвестников)

2) период клинически выраженной болезни (время постановки диагноза)

3) исход:

- выздоровление (полное, с остаточными явлениями)

- хронизация

- смерть

30. Принципы классификации болезней.

Существуют различныепринципы классификации болезней:

1) по причинному принципу:

- наследственные

- инфекционные (бактериальные, паразитарные, вирусные)

- интоксикации

- травмы

- кинетозы

- лучевая болезнь

- лекарственная болезнь и др.

2) по особенностям патогенеза:

- болезни обмена веществ

- аллергические болезни

- опухоли

- отёчная болезнь

- шок

- коллапс и др.

3) по органному принципу (сердца, лёгких и т.д.)

4) по возрастному принципу (новорожденных, детские, старческие; отдельно стоят женские болезни

5) С целью унификации диагнозов существует международная классификация болезней, где помимо разделения заболеваний на классы, подклассы, группы в соответствии с вышеуказанными принципами, каждой нозологической единице присвоен свой код. Современная классификация – МКБ-10.

31. Охарактеризуйте понятие "этиология". Этиология – это учение о причинах и условиях развития болезни.

32. Дайте характеристику понятия "причина" Виды причинных факторов. Причина – это тот фактор, который непосредственно вызывает заболевание и придает ему характерные, специфические черты (которые и позволяют поставить диагноз и назначить специфическое лечение). Причины могут быть:

1) внешние (химические, физические, биологические)

2) внутренние (связанные с измененным аппаратом наследственности – генами, хромосомами)

33. Какая роль причин и условий в возникновении болезни? Причинный фактор абсолютно необходим, а иногда и достаточен для возникновения заболевания. Условия – те факторы, которые могут влиять на возникновение болезни, причем обязательными они не являются, т.е. носят элемент случайности.

34. Как можно классифицировать условия? Условия делят на благоприятные и неблагоприятные в зависимости от того, способствуют или препятствуют они болезни. Условия подразделяют на внешние и внутренние (особенности состояния самого организма, обусловленные его наследственными и приобретенными свойствами).

35. Какова сущность теории "факторов" в учении об этиологии? Её слабые стороны. Теория базируется на признании роли совокупности различных факторов в возникновении болезней, причем причинный фактор не выделяется, а все факторы рассматриваются как равноценные. Причинный фактор нивелируется, так, что если говорить о практическом применении теории, затрудняется специфическая лечебная и профилактическая работа, отвлекая внимание врача от поиска и ликвидации причинного фактора.

36. Какова сущность теории "социальной дизадаптации" в учении об этиологии? Её слабые стороны. Эта теория базируется на том, что многие факторы современной жизни (гиподинамия, привычные интоксикации и др.) могут вызвать серьезные повреждения организма. К ним относят и болезни цивилизации. Исходя из этой теории делаются выводы о наличии неразрешимых противоречий между биологической сущностью человека и социумом à невозможность дальнейшего существования человека на Земле. Однако все это результат неправильного, безответственного, ненаучного действия человека в отношении окружающей средыà следует принять меры к исправлению.

37. Охарактеризуйте понятие "патогенез". Что такое "основное звено патогенеза"? Примеры. Патогенез – это учение о механизмах возникновения и течения болезней. Знание патогенеза позволяет рационально проводить терапию, подавляя механизмы развития патологии и всячески поддерживая, укрепляя саногенетические механизмы. Основное звено патогенеза – это то явление или процесс, который совершенно необходим для развертывания всех звеньев патогенеза, предшествует им и обычно возникает непосредственно под влияние этиологического фактора. Как правило, специфично для конкретной болезни. (Расширение артериол при артериальной гиперемии, повреждение кровеносных сосудов при острой постгеморрагической анемии).

38. Что такое "ведущие патогенетические факторы"? Примеры. Ведущие патогенетические факторы – это все те изменения, которые можно наблюдать в динамике развития патологии вслед за первичным повреждением (гипоксия, изменение АД, нарушение функции ЖКТ). Неспецифичны, как правило.

39. На какие группы подразделяю этиологические факторы по их роли в патогенезе?

1) Пусковые факторы - только запускаю болезнь, которая дальше течет по своим закономерностям (ионизирующее излучение)

2) Этиологические факторы – играют пусковую и определяющую роль, вызывают болезнь и определяют клинику – отравление.

3) В довольно большой группе болезней определяющая роль этиологических факторов сохраняется все время, но её значение неодинаково на различных этапах болезни (инфекционные болезни)

40. Какой тип отношений существует между патогенетическими факторами? Примеры. Причинно-следственные. Травма à повреждение кровеносных сосудов à кровопотеря à уменьшение ОЦК à уменьшение кровоснабжения почек à острая почечная недостаточность.

41. Что такое "порочный круг"? Пример. Порочный круг – это такое развитие взаимосвязанных событий, в результате которого возникающие в ходе болезни нарушения усугубляют первичное нарушение.

Травматический шок

 
 


нарушение функции ЦНС

 
 


падение АД

 

Замедление кровотока,

Нарушение кровоснабжения

органов и тканей

кислородное голодание тканей

в т.ч. головного мозга

42. Можно ли квалифицировать болезнь только как страдание одного или нескольких органов? Почему? Нельзя. Независимо от распространенности повреждения органов или тканей каждая болезнь является страданием организма, но с преимущественным повреждением какого-либо органа. Поскольку все системы взаимосвязаны, повреждение органа отражается на состоянии организма в целом.

43. Что определяет локализацию повреждения?

1) Место действие повреждающего фактора – механического, физического и пр.(нередко случайно)

2) Пути поступления патогенного фактора (яда, инф. агента) в организм – кожа, легкие, ЖКТ.

3) Пути выведения.

4) Особенности иннервации и кровоснабжения.

5) Тропность микрофлоры к ткани.

6) Сопутствующие повреждения (развитие воспаления на месте ожога).

44. Каковы основные пути влияния "местного" (очага повреждения) на состояние всего организма?

1) за счет раздражения нервных рецепторов поврежденной ткани.

2) Из поврежденной ткани с кровью, лимфой могут разносится различные вещества:

а) микроорганизмы

б) токсины микрофлоры

в) эндопирогены

г) БАВ (различного происхождения)

3) Активация фактора Хагемана (активация ССК, активация комплемента, активация кининовой системы).

4) Под влиянием повреждающего фактора, токсинов микрофлоры может происходить изменение структуры белковых молекул, ведущее к изменению их антигенного спектра, что может приводить к аутосенсибилизации организма и стать основой для развития аутоиммунных процессов.

5) В ответ на проникновение в организм чужеродных антигенов происходит активация иммунной системы с развитием иммунитета.

45. Каковы основные пути влияния организма на очаг повреждения?

1) нервные влияния (сосудодвигательные, трофические)

2) гуморальные влияния (действие гормонов на метаболические процессы)

3) иммунные влияния (специфический и неспецифический иммунитет)

46. Почему нередко наблюдается несоответствие функциональных и структурных изменений при патологии? С одной стороны это связано с высоким уровнем развития компенсации, с другой – несовершенством, несоответсвием применяемых методик исследования уровню повреждения (функциональных болезней нет).

47. Какое значение имеет этот факт для диагностики и лечения болезней? Наличие разнообразных механизмов компенсации затрудняет выявление целого ряда болезней своевременно, на ранних стадиях. Если исходить из понятия "функциональные болезни", то в ряде случаев врач может недооценивать тяжесть болезни.

48. В чем может заключатся роль нервной системы в патогенезе?

1) непосредственное повреждение нервной системы

2) нарушение функции ВНД (нарушение процессов возбуждения и торможения) – неврозы.

3) патологические рефлексы

4) физиологические свойства НС (суммация раздражения, следовые реакции)

49. Какие изменения структуры и функции эндокринной системы могут играть роль в ее повреждении? Функционально – гипер- и гипофункция – клинические проявления. Структурно:

1) повреждение железы,

2) нарушение системы регуляции,

3) нарушение клеточной рецепции гормонов

4) изменение рН или электролитного состава крови

5) развитие аутоиммунных процессов

6) опухоли (гормон-продуцирующих и стромальных клеток)

50. Охарактеризуйте общий адаптационный синдром (ОАС). Назовите систему эндокринных желез (и гормоны), которые его определяют. ОАС – комплекс изменений, происходящих в организме при действии факторов внешней среды, в значительной мере обусловленный состоянием гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой (ГГН) системы и способствующий поддержанию неспецифической устойчивости организма к патогенным факторам. ГГН включает: гипоталамус (мелкоклеточные ядерные образования), аденогипофиз, кора надпочечников. Гормоны: глюкокортикоиды (гидрокортизон, кортикостерон), также относят адреналин, соматотропный гормон.

51. Охарактеризуйте стадии ОАС. В какие периоды ОАС может погибнуть организм? Почему? 3 стадии.

1) реакция тревоги

а) фаза шока – 2-3 мин. Глюкокортикоидная недостаточность

б) фаза противошока – повышение уровня ГК в крови, нормализация сдвигов

2) стадия резистентности – уровень ГК повышен, неспецифическая резистентность почти ко всем патогенным факторам.

3) стадия истощения – недостаточность ГК-функции надпочечников (чаще относительная)

Организм может погибнуть при ГК-недостаточности, т.е. в 1а и 3 стадии.

52. Какие в настоящее время сделаны уточнения в роли ОАС в патологии?

1) роль ГК в патологии определяется длительностью их секреции и количеством;

2) пристальное внимание уделяется специфичности в действии экстремальных факторов на организм

53. Дайте представления о "болезнях адаптации". Болезни адаптации – болезни, основу патогенеза которых составляет не сколько действие патогенного фактора, сколько обусловленные ими дисгормональные нарушения (например, полиартрит, бронхиальная астма и др.). Возникновение и особенности течения зависят:

1) соотношением в крови АКТГ/СТГ; глюкокортикоиды/минералокортикоиды;

2) от степени нарушения метаболизма ГК в тканях;

3) от изменения клеточной чувствительности к ГК;

4) от изменения вследствие дисгормональных расстройств функции др. органов и систем.

5) ос др. факторов (особенно наследственных).

54. Каково значение ОАС для теоретической и практической медицины? В теоретической медицине:

1) позволило по-новому оценить роль и значение ГГН системы для организма;

2) способствовало установлению и выяснению роли различных отделов ЦНС в регуляции функции периферических желез;

3) способствовало разработке основ профилактики патогенного действия на организм экстремальных факторов;

4) заложило научные основы для понимания процессов адаптации организма к окружающей среде;

В практической медицине:

1) позволяет предупредить тяжелые осложнения, целенаправленно усиливать резистентность организма к неблагоприятным факторам;

2) теоретическое обоснование кортикостероидной терапии;

3) научное объяснение неспецифической терапии (аутогемотерапия, иглоукалывание).

55. Охарактеризуйте понятие "саногенез" (по Павленко). В чем сущность саногенеза? Саногенез – активные процессы, включающие в себя комплекс сложных реакций организма, возникающие в момент действия повреждающего фактора и направленные на устранение этого фактора, нормализацию функции, компенсацию возникших нарушений и в конечном итоге на восстановление нарушенного взаимодействия организма со внешней средой.

56. Виды выздоровления и исходы болезни.

1) полное выздоровление

2) выздоровление с остаточными явлениями

3) хронизация

4) смерть (когда исчерпаны все компенсаторные возможности).

57. Охарактеризуйте формы компенсаторно-приспособительных процессов.

1) за счет резервных возможностей

2) за счет усиления (реже, ослабления) функции органа, системы органов

3) за счет наличия парных органов

4) за счет частичного возмещения функции поврежденных органов иными органами и системами.

58. Что такое "отрицательная обратная связь"? Примеры. Значение для физиологии и патологии. В организме есть ряд констант, которые необходимо поддерживать. При отклонении значения константы от нормы происходит обратная афферентация в центры регуляции, что вызывает там соответствующие изменения, направленные на возвращение константы к прежнему значению. Это и называется отрицательной обратной связью. Повышение в крови СО2 à активация дыхательного центра à учащение дыхания à нормализация уровня СО2.

59. Какие типы механизмов выздоровления можно выделить в зависимости от времени и их возникновения и длительности существования?

1) Срочные, аварийные – через несколько сек., мин. Направлены на восстановление жестских констант.

2) Относительно устойчивые – длятся в течение всей болезни (активация резервных возможностей огранов, включение регуляторных систем – лихорадка, неспецифический имунитет, реакции, составляющие основу воспаления)

3) Продолжительные, устойчивые механизмы саногенеза – месяцы, годы (репарация, компенсатор-ная гипертрофия, развитие специфического иммунитета).

60. Можно ли рассматривать механизмы саногенеза как унакальные, специфические? Почему? Нельзя. В организме нет специфических механизмов выздоровления (как и болезни) – все они имеют одну физиологическую и биологическую основу. В зависимости от ситуации один и тот же процесс может быть пато- и саногенетическим (воспаление).

61. Кратко охарактеризуйте значение нервной, эндокринной и иммунной систем в выздоровлении. Иммунная – развитие специфических иммунных реакций, активация неспецифических. Эндокринная – развитие ОАС, регуляция метаболических процессов всеми гормонами. Нервная – обеспечивает срочную защиту (рефлексы), трофическая функция, регуляция из центров ЦНС; влияние через ВНД (на примере пустышек – плацебо).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...