Это на всякий случай,рит)))7. Принципы менеджмента
Можно выделить следующие принципы менеджмента, с которыми осуществляется управленческая деятельность: 1) сочетание научности и творчества заключается в том, что деятельность руководителя основывается на профессиональных знаниях и навыках. Но в некоторых случаях в связи с невозможностью их использовать принятие управленческого решения основывается на интуиции или импровизации; 2) целенаправленность предполагает, что управленческая деятельность должна быть направлена на достижение определенной цели, разрешение создавшихся проблем; 3) сочетание специализации и универсальности предусматривает необходимость индивидуального подхода к решению проблемы. Однако разрешение проблем является составляющей деятельности организации и строится на общих принципах ее функционирования; 4) последовательность базируется на строго определенной последовательности выполняемых действий во времени и пространстве, нарушение которой может привести к неразберихе в работе и, как следствие, затягиванию выполнения задач. Некоторые работы имеют циклический характер, т. е. повторяются периодически; 5) непрерывность предполагает, что каждый вид деятельности является основой для следующего вида; 6) сочетание централизованного руководства и самоуправления выражается в принятии решений на местах в соответствии срас-поряжениями и указаниями менеджера; 7) концентрация внимания на индивидуальных особенностях работников, а также способностях их взаимодействия в коллективе ориентируется на создание благоприятной психологической атмосферы, определенной организационной культуры, с помощью которых облегчается процесс принятия решений, следовательно, увеличивается эффективность работы;
8) обеспечение целостности прав и ответственности на каждом уровне работы выражается в недопустимости превышения прав над ответственностью, так как подобная ситуация сопряжена с произволом руководящих лиц, но превышение ответственности над правами подавляет рабочую инициативу и активность сотрудников, так как инициатива оказывается наказуемой; 9) состязательность участников управления позволяет лично заинтересовать работников на основе материального, морального и организационного поощрения работника, достигшего наиболее высоких результатов; 10) предельно широкое привлечение сотрудников в процесс принятия управленческих решений основывается на том, что при участии вданном процессе руководителей (работников) разных уровней принятое решение более охотно и легко выполняется, чем приказ, спускаемый сверху от руководства. | 14) Формальные=ФГ и неформальные группы=НГ Группа - два или >лиц, кот-е взаимодействуют др. с др., где каждое лицо влияет на другое и испытывает на себе его влияние.Различают форм-е и неформ-е группы. ФГ - это группы, созданные по воле руко-ва.* группа руководителей с остоит из руководителя и его непосредственных подчиненных (президент и вице-президенты)* рабочая группа (сотрудники, выполняющие одно задание) комитет (группа внутри орг-ции, кот-й даны полномочия для выполнения к-л задания: постоянные и специальные) НГ - спонтанно возникшая группа людей, кот-е регулярно выступают во взаимодействии для достижения опред.цели.Неформальные организации осуществляют социальный контроль за своими членами, устанавливая опред. нормы, кот-е каждый член группы должен соблюдать. Обычно возглавляет неформ-й лидер, кот-й помогает группе в достижении ее целей.Главенствующую роль в орг-ции при создании рабочих мест играют раб.группы, кот. дилегируются полномочия по проектированию раб мест и созданию подразделений. Для группировки рабочих мест предлагается орг-ции создать подразделения, кот. будут формализованы в группы осущ-щие мероприятия по развитию орг-ции.Формальная группа внутри орг-ции определена приказом и перед ней ставятся цели соотв-щие направлению деят-ти орг-ции. ФГ имеет в своем составе 1)рук-ля отвечающего за расстановку мест в группе, постановку задач, и рез-ты; 2) Работники, кот. тоже м.б. рук-лями, но отвечающие за >специализир-ные участки работы; 3) Работники непосредственно осущ-щие предписание или работу.
Для нормальной работы группы рук-ль д. иметь в подчинении не более 7 чел, тогда группа оперативно решает вопросы и в ней почти нет конфликтов. Осн хар-ки НГ.: 1) соц. к-ль за деят-тью ФГ (связан с установлением опред-х норм группой и чтобы быть принятым в нее необходимо соблюдать эти нормы); 2) сопротивление переменам (НГ возникают сразу как только в орг-ции наступают перемены, они боятся угрозы потери своего положения); 3) появление неформ. Лидера,кот.выполняет 2 ф-ции а) помогает достичь цель неф.группе б) сам досгает поставленной цели. Если цели группы совпадают с целями орг-ции, то произв-во эфф-но и возникновение неф.г. не снижает производительности,но часто и наоборот. | 15) Функциональные обязанности М-ра (ФОЙОЛЬ) 1. Чтобы обеспечить эффективность и результативность д-ти своего предприятия, М-р должен прогнозировать и планировать.2. Организовывать.3. Руководить.4.Координировать.5.Контролировать | 16) Управленческие роли М-ра по Минцбергу 1.) МЕЖЛИЧНОСТНАЯ: глава,лидер, связующее звено; 2)ИНФОРМАЦИОННАЯ: получатель, распространитель, представитель; 3) РОЛЬ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ: инициатор, устранитель проблем, распространитель ресурсов, ведущий переговоры | ||||||||
13) Характеристика организационных структур(ОС). ОС управления –это1)упорядоченная совок-ть устойчиво взаимосвяз-ых элементов, обеспечивающих функц-ние и развитие орг-ции как единого целого.2)Форма разделения управленческой деятельности. Оптимальное распр-е работ,прав и отв-ти,порядка и форм взаимодействия м/у членами орг-ции. Цель:Обеспечить устойчивость развития соц-эконом сис-мы посредством формирования сохранения и совершенст-ния способов взаимосвязи с внеш. и внутр. среды
Виды отношений внутри организации делятся на: 1) линейные отн – это отношения между руководителем и подчиненными;2) функциональные отнош – отношения специалиста с другими членами организации 3) отнош. Управленч. аппарата, имеющие место в случае представления чьих-либо прав и полномочий. Должностные обязанности при этом состоят в предоставлении рекомендаций, советов. Выделяют: *Связи,кот.бывают: 1) вертикальными, м/у рук-лем и подчиненным;2) горизонт., =взаимодействие равноправных элементов. *Уровни -совок-ть звеньев,занимающих опред. Ступень в сис-мах управления организацией *Ступени- находятся в вертик.зависимости и подчиняются др.др. по иерархи. * Звенья(отделы)- подразделения,выполняющие соотв.ф-ции;связи м/у подразделениями-горизонтальные. ТИПЫ ОС: 1)ИЕРАРХИЧЕСКИЕ ТИПЫ - линейная: схема непосредственного подчинения по всем вопросам нижестоящих подразделений вышестоящим. во главе рук-ль,осуществл единоличное рук-во.Решения передоваемые сверху вниз явл-ся обязательными для всех звеньев,обеспечивающие прямое возд-е на объект управления. «+»: простота,единство и четкость распоряжений,согласованность; «-»: Р-ль должен обладать исключит-ной компетентностью во всём, Концентрация власти - функциональная система подчинения нижестоящего подразделения ряду функцион-х подразделений, решающих отдельные вопросы управления – технические, плановые, финансовые и т. д.Рекомендуется для орг-ций,выпускающих ограниченную номенклатуру продукции,действует в стабильных внешних условиях. «+»:Исключение дублир-ния в выполнении управленчиских функций «-»длительное принятие решений, чрезмерная централизация -лин-функц Решения, подготовленные функциональными подразделениями, рассматриваются и утверждаются линейным руководителем, который передает их подчиненным подразделениям..Рекомендована для орг-ций,где стандартные задачи и функции. «+»: лучшая подготовка решений,повышение обоснованности команд управления;«-»: медленное реагирование на изм-я внеш.среды,Тенденция к чрезмерной централизации
- дивизиональная- когдафункц-рует неск.самост.производств,пространственно удаленных др. от др. «+»: Ориентация на источник прибыли,Самостоятельность принимаемых решений,Быстрое реагирование на изменение внеш. Среды «-»:дублирование функций управления на разных уровнях, Рост затрат на содержание управл.аппарата ОРГАНИЧЕСКИЕ ТИПЫ - проектная- явл-ся доп-ем к линейной или лин-функциональной.Формируются спец.подразделения(пректной группы),работающей на временной основе -матричная Синтех проектных и функциональных структур.Осн принцип=принцип двойного подчинения(1- рук-лю функциональной структуры.2- рук-лю проектной группы) +:обесп. Высокой целевой работы,адаптация к внеш.среде -:дуализм управления,грамоздскость стр-ры,возможность конфликтов | |||||||||||
|
|