Надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства РБ
Международный университет «МИТСО» Минск 2010 Введение Трудовое право и трудовые отношения между людьми - это есть неотъемлемая и очень важная часть жизни людей, трудоспособного населения любой страны. В большинстве случаев люди могут не вникать в подробности трудовых отношений, не стремятся знать, как устроено и как функционирует трудовое законодательство, но эти люди независимо от своей воли так или иначе являются участниками трудовых отношений. Некоторые трудящиеся ошибочно полагают, что всё функционирует само по себе. Но нет. Всё гораздо сложнее. Стоит лишь только взглянуть на содержание трудового кодекса, и сразу станет понятно, что это довольно объёмная отрасль права, где всё тесно взаимосвязано, и важна каждая статья, каждая глава, и тем более каждый раздел. Так, не является исключением и Глава №39 Трудового кодекса Республики Беларусь «Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде», исследование которой и легло в основу моей курсовой работы. Темой курсовой работы является «Надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства в Беларуси и за рубежом». Почему я выбрал именно эту тему, а не какую-либо другую, из предлагаемого перечня? Каждому из нас, современных студентов, в ближайшем будущем предстоит самостоятельно вступать в трудовые отношения, многие из нас, и я в том числе, уже пробовали заработать. К сожалению, следует констатировать тот факт, что ещё имеют место некоторые проблемы в области охраны трудовых прав граждан: случаи незаконных увольнений, не оплачивается сверхурочная работа, не предоставляются ежегодные оплачиваемые отпуска, незаконно налагаются дисциплинарные взыскания, штрафы и др.
В таких случаях особую значимость приобретает система надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства. Очень важно, насколько качественно функционируют органы надзора и контроля в разных странах. Именно в этом вопросе я вижу перспективы для развития науки и практики. Таким образом, объектом моих исследований является трудовое законодательство стран Беларуси, России и Казахстана. А предметом - трудовые отношения в сфере надзора и контроля за трудовым законодательством упомянутых стран. Изучив достаточное количество литературы по данной тематике, я, с помощью моего научного руководителя Кучура П.И, обозначил план работы (см. содержание), и поставил для себя несколько целей: проанализировать, какое же в целом отношение у стран (Беларусь, Россия, Казахстан) к людям и труду; насколько хорошо функционируют органы надзора и контроля за трудовым законодательством этих стран, и какой ценный опыт можно было бы перенять нашей родной стране - Беларуси для улучшения качества жизни людей, и для процветания страны в целом. Ещё одна цель – углубить свои знания по данной тематике, тем самым способствуя своему профессиональному росту. Глава 1. Общие положения о надзоре и контроле за соблюдением трудового законодательства в Беларуси 1.1 Общее понятие надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства «Важнейшим фактором обеспечения законности в сфере трудовых отношений является надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде, осуществляемый системой надлежащих органов» [15, с. 623]. Согласно Трудовому кодексу Республики Беларусь, а именно статье №462, «систему государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде составляют специально уполномоченные государственные органы, действующие в соответствии с законодательством» [2]. «Надзорно-контрольная деятельность является видом правоохранительной деятельности государства. В процессе осуществления этой деятельности, специально уполномоченные на это органы выявляют и предупреждают различные нарушения трудового законодательства со стороны как нанимателя, так и уполномоченных им лиц, а также восстанавливают трудовые права работников, которые были нарушены, и привлекают к ответственности виновных лиц» [15, с. 623].
Надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства осуществляется в двух формах: в форме надзора, и в форме контроля. Контроль является частью управленческой деятельности. Его сущность заключается в том, чтобы проверять уровень соответствия деятельности подконтрольных объектов предписаниям нормативных актов, а также корректировать и применять санкции, давать оценку не только с точки зрения законности, но и с точки зрения максимальной эффективности и уместности. К задачам контроля относится: 1) Улучшение состояния законности на подконтрольных объектах путём более разумного применения правовых норм принятия мер по ликвидации распознанных нарушений и причин. 2) Принятие в соответствии с функционирующим законодательством наиболее эффективных решений. При осуществлении функции контроля, государственные органы наделяются административными полномочиями. К таким полномочиям относится: принятие актов, обязательных для исполнения нанимателями и уполномоченными должностными лицами привлечение к административной и дисциплинарной ответственности проведение проверок и различных производственно-технических экспертиз наложение на виновных взысканий Процесс осуществления контроля состоит из трёх стадий: Первая стадия - стадия проверки. Проверки и установления фактического состояния дел. Вторая стадия - стадия анализа. Анализа и сравнения существующего положения с требованиями трудового законодательства. Третья стадия - стадия исправления и реагирования на обнаруженные нарушения. Надзор - это деятельность государственных органов по обеспечению точного исполнения законов. Полномочия органов при осуществлении надзора сводятся к требованиям устранить нарушения закона. На практике разграничение надзорно-контрольных органов невозможно и нецелесообразно, поскольку они сочетают в своей деятельности как надзорные, так и контрольные полномочия (ст. 462 ТК).
Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде проводится в двух основных сферах: сфере применения условий труда, и сфере установления условий труда. Установление условий труда характеризуется расширением применения индивидуально-договорного и локального регулирования трудовых отношений. Так, статья 23 Трудового кодекса гласит о том, что условия трудового договора, ухудшающие положение работника по сравнению с законодательством, признаются недействительными, но вместе с тем в коллективных и трудовых договорах могут устанавливаться условия, улучшающие положение работников. 1.2 Система и компетенция органов государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства Система органов надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде - это единый механизм, позволяющий эффективно осуществлять правоохранительную функцию государства. Наряду с этим этот механизм помогает определить круг субъектов, осуществляющих функции надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства. Каждый орган системы к решению общей задачи выявления, предупреждения и пресечения нарушений норм трудового права подходит к вопросу, используя свои методы и индивидуальные полномочия. Систему органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде, образуют специально уполномоченные органы. Их единственное назначение заключается в обеспечении соблюдения законодательства о труде. В данной работе будут рассмотрены по порядку семь государственных органов: Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь Департаменты по надзору за безопасным ведением работ в промышленности (Госпромнадзор) и атомной энергетике (Госатомнадзор) Республики Беларусь Департамент по энергоэффективности Республики Беларусь Органы санитарно-эпидемиологической службы системы Министерства здравоохранения Республики Беларусь
Органы государственного пожарного надзора Министерства внутренних дел Республики Беларусь Государственная экспертиза условий труда Республики Беларусь Органы, осуществляющие общий надзор за исполнением законов органами власти и управления, организациями, должностными лицами и гражданами Важный момент: Каждый из перечисленных семи органов осуществляет свою деятельность в своей конкретной сфере и в чётко ограниченных пределах, что позволяет им действовать наиболее эффективно, и не позволяет дублировать друг друга. Приступим к рассмотрению: Ведущее место в регулировании трудовых отношений, а также их надзоре и контроле за соблюдением трудового законодательства занимает Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь. В Положении о Министерстве труда и социальной защиты Республики Беларусь сказано, что этот орган «осуществляет управление в области труда и охраны труда, а также занятости населения, социальной защиты, демографической безопасности, и координирует деятельность по этим направлениям других республиканских органов государственного управления» (пункт 1 Положения)[3]. «В структуру центрального аппарата Минтруда и соцзащиты входят главные управления: Департамент государственной инспекции труда и Фонд социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты» (пункт 3 Положения)[3]. «В систему Минтруда и соцзащиты входят структурные подразделения областных и Минского городского исполнительных комитетов, осуществляющие государственно-властные полномочия в области труда, занятости и социальной защиты, территориальные органы Департамента и Фонда» (пункт 4 Положения)[3]. Основными задачами Минтруда и соцзащиты в соответствии с тем же Положением, являются: Разработка предложений и реализация основных направлений государственной политики по вопросам содействия занятости населения, оплаты, условий и охраны труда, государственного социального страхования и пенсионного обеспечения, демографической безопасности, социального партнерства, улучшения социально-экономических условий жизнедеятельности семьи, обеспечения равных прав и равных возможностей мужчин и женщин, социальных гарантий населению Совершенствование законодательства о труде, занятости и социальной защите населения; Осуществление контроля (надзора) за соблюдением законодательства о пенсионном обеспечении, занятости населения, государственном социальном страховании, труде и об охране труда, по вопросам предоставления компенсаций работникам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
Осуществление международного сотрудничества в данных областях деятельности. «На основе возложенных на Министерство труда и социальной защиты задач, оно, в пределах своей компетенции осуществляет следующие полномочия» (пункт 6 Положения)[3]. Их довольно много. Поэтому перечислю лишь некоторые: Разрабатывает предложения по основным направлениям и приоритетам государственной политики в области труда, содействия занятости, демографической безопасности и социальной защиты Занимается вопросами труда, содействия занятости, демографической безопасности, социальной защиты Участвует в разработке социальных программ и занимается организацией их выполнения, а также осуществляет контроль Организует и проводит мониторинг в области труда Вносит в установленном порядке предложения по государственным минимальным социальным стандартам в области труда, пенсионного обеспечения, социальной поддержки и социального обслуживания Вносит в установленном порядке предложения по совершенствованию системы социальных пособий, компенсационных выплат, а также порядка и условий оказания государственной социальной помощи и предоставления социальных услуг Участвует в разработке заданий по росту заработной платы и доведении их до республиканских органов государственного управления, осуществляет тарификацию работ Разрабатывает и вносит предложения по повышению материального стимулирования и эффективности труда Осуществляет разработку республиканских целевых программ по улучшению условий и охраны труда и осуществляет контроль за ходом ее выполнения Разрабатывает с участием других республиканских органов государственного управления нормативные правовые акты по условиям и охране труда Участвует в разработке проекта генерального соглашения между Правительством Республики Беларусь и республиканскими объединениями нанимателей и профсоюзов Обеспечивает контроль за реализацией Национальной программы демографической безопасности Возглавляет и организует работу государственной службы занятости населения Анализирует состояние и использование трудовых ресурсов, осуществляет анализ занятости населения Организует профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку безработных Содействует развитию предпринимательской деятельности и самостоятельной занятости безработных и лиц, ищущих работу Организует работу по назначению и выплате пенсий, пособий и других социальных выплат Участвует в разработке мер в области семейной политики и охраны прав детей Участвует в разработке и реализации мероприятий по повышению социальной защиты пожилых людей, ветеранов, лиц, пострадавших от войн Участвует в организации санаторно-курортного лечения неработающих пенсионеров и инвалидов Осуществляет контроль (надзор) за соблюдением законодательства о пенсионном обеспечении, занятости населения, государственном социальном страховании, труде и об охране труда, по вопросам предоставления компенсаций работникам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда Организует и координирует работу по наложению в установленном законодательством порядке санкций (штрафов) к нанимателям и должностным лицам, а также юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, допустившим нарушения законодательства о труде Осуществляет международные связи и сотрудничество в области труда, содействия занятости и социальной защиты, в том числе с Международной организацией труда и другими международными организациями; Информирует население по вопросам формирования и реализации государственной политики в социально-трудовой сфере Рассматривает в пределах своей компетенции обращения (предложения, заявления, жалобы) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц, организует их личный приём Осуществляет анализ нарушений законодательства о труде и охране труда, причин несчастных случаев на производстве и профессиональной заболеваемости и вносит в установленном порядке предложения об их предупреждении Следующим органом, входящим в систему органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде, является Департамент по надзору за безопасным ведением работ в промышленности Республики Беларусь (Госпромнадзор). Главными задачами Госпромнадзора являются: • «Осуществление государственного надзора в областях промышленной безопасности, и области безопасности перевозок опасных грузов • Обеспечение контроля за исполнением законодательства в области промышленной безопасности, безопасности перевозки опасных грузов, осуществление в пределах своей компетенции государственного контроля за исполнением законодательства в области охраны и рационального использования недр • Предупреждение травматизма в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты, предотвращение и недопущение случаев техногенных аварий»[5]. Департамент по ядерной и радиационной безопасности Республики Беларусь (Госатомнадзор). Основными задачами Госатомнадзора являются: • Государственный надзор в областях обеспечения радиационной и ядерной безопасности; • Контроль за соблюдением законодательства в областях обеспечения радиационной и ядерной безопасности. В соответствии с задачами Госатомнадзор осуществляет: • Регулирование деятельности субъектов надзора в области ядерной и радиационной безопасности • Выдачу в установленном порядке организациям и индивидуальным предпринимателям специальных разрешений (лицензий) на осуществление деятельности, связанной с источниками ионизирующего излучения, ядерными материалами • Пресечение нарушений субъектами надзора требований НПА в области обеспечения радиационной и ядерной безопасности • Предупреждение радиационных аварий и радиационных инцидентов [6]. Третьим органом, составляющих систему органов по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства является Департамент по энергоэффективности Республики Беларусь. Основныe задачи Департамента по энергоэффективности: • Проведение государственной политики в сфере эффективного использования топливно-энергетических ресурсов • Техническое нормирование, стандартизация и подтверждение соответствия энергопотребляющих продукции, работ и услуг, контроль за соответствием технико-экономических показателей энергопотребляющего и энергогенерирующего оборудования государственным стандартам, нормам и требованиям в сфере эффективного использования топливно-энергетических ресурсов • Участие в проведении в установленном порядке государственной экспертизы энергетической эффективности проектных решений о строительстве новых, расширении (реконструкции, модернизации) действующих объектов в части соответствия требованиям эффективного использования топливно-энергетических ресурсов • Обеспечение государственного надзора за соразмерным использованием топлива, тепловой и электрической энергии, осуществлением производителями и пользователями топливно-энергетических ресурсов мер по экономии этих ресурсов и соблюдением норм расхода котельно-печного топлива, тепловой и электрической энергии [7]. В соответствии с основными задачами Департамент по энергоэффективности: • Регулирует в соответствии с законодательством деятельность физических и юридических лиц по эффективному использованию топливно-энергетических ресурсов и их энергосбережению • Организует реализацию и разработку республиканских программ и концепций по энергосбережению • Разрабатывает критерии оценки эффективности использования топливно-энергетических ресурсов на отраслевом и территориальном уровнях • Способствует созданию экономических условий для повышения заинтересованности физических и юридических лиц в энергосбережении • Принимает участие в разработке отраслевых, республиканских и территориальных топливно-энергетических балансов • Выступает государственным заказчиком опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ в сфере энергосбережения [7]. Следующими органами, которые составляют систему органов по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства являются органы санитарно-эпидемиологической службы Республики Беларусь. Осуществление санитарного надзора за соблюдением нанимателями гигиенических норм, санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил возложено на органы санитарно-эпидемиологической службы системы Министерства здравоохранения Республики Беларусь [9]. Принятый Верховным Советом Республики Беларусь Закон «О санитарно-эпидемическом благополучии населения» определил компетенцию местных и республиканских органов государственной власти и управления в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, обязанности учреждений, предприятий, организаций и иных хозяйствующих субъектов независимо от их форм собственности и подчиненности, граждан и должностных лиц по соблюдению санитарных норм, правил, гигиенических норм, а также систему государственного санитарного контроля и надзора и виды ответственности за нарушения санитарного законодательства. По данному Закону, основными задачами государственного санитарного надзора в Республике Беларусь являются: осуществление надзора за соблюдением всеми хозяйствующими субъектами независимо от их подчиненности и форм собственности, гражданами и должностными лицами санитарного законодательства, санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, а также контроля за организацией и проведением ими мероприятий по снижению и предупреждению заболеваемости населения и иное. Исполнение этих задач возложено на специализированную систему органов и учреждений санитарно-эпидемиологической службы. В общем виде перечень функций этих органов заключается в следующем: они вносят в соответствующие органы управления и государственной власти предложения по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; контролируют исполнение санитарных правил и законодательства организациями, гражданами должностными лицами; согласовывают проекты норм проектирования; организуют надзор за соблюдением требований санитарных правил при строительстве, проектировании и реконструкции объектов; рассматривают представляемые на согласование предложения об учебной и трудовой нагрузке, а также примерном режиме занятий для детей в учебно-воспитательных учреждениях; взаимодействуют с учреждениями и органами, осуществляющими ведомственный санитарный контроль и надзор и иное [15, с. 631]. Органы санитарного надзора применяют следующие меры административного принуждения: • Приостанавливают до проведения необходимых мероприятий и устранения имеющихся нарушений санитарных правил, а в случае невозможности их соблюдения прекращают работу по строительству и проектированию объектов и их пусковых комплексов, а также эксплуатацию действующих производственных объектов промышленности • Рассматривают дела о санитарных правонарушениях, налагают взыскания (административные) • Передают материалы о санитарных правонарушениях в следственные органы для возбуждения уголовных дел, представляют предложения о принятии мер дисциплинарного взыскания к виновным и др. [15, с. 631]. Пятые по списку органы, являющиеся составной частью системы надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, – это органы государственного пожарного надзора Республики Беларусь. В Законе «О пожарной безопасности» отведен специальный раздел по вопросам надзора, который называется «Государственный пожарный надзор». Статья 32 этого раздела гласит о том, что государственный пожарный надзор в Республике Беларусь проводится в целях защиты от пожаров жизни и здоровья людей, а также в целях сбережения национального достояния страны. В цели и задачи этого органа входит осуществление государственного надзора, контрольных, разрешительных и других специальных функций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и гражданской обороны, обеспечения пожарной, промышленной, ядерной и радиационной безопасности, ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, создания и обеспечения сохранности государственного и мобилизационного материальных резервов. Немаловажной задачей органа является предупреждение и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера [10]. Следующий орган - Государственная экспертиза условий труда Республики Беларусь. Государственная экспертиза условий труда является органом государственного контроля за правильностью применения списков производств, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию за работу с особыми условиями труда, установления доплат за работу в неблагоприятных условиях труда, а также контроля за качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. В соответствии с Положением об органах государственной экспертизы условий труда, «к органам госэкспертизы условий труда относятся: управление охраны и государственной экспертизы условий труда Министерства труда и социальной защиты, а также управления (отделы) государственной экспертизы условий труда комитетов по труду, занятости и социальной защите областных и Минского городского исполнительных комитетов» [п 1.11]. «Органы госэкспертизы условий труда образуются для осуществления контроля за правильностью применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию за работу с особыми условиями труда, качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, обоснованностью предоставления работникам компенсаций на основе аттестации рабочих мест по условиям труда, а также соблюдением установленных требований по условиям труда в проектной документации на строительство и реконструкцию объектов производственного назначения» [п 2.11]. «Органы госэкспертизы условий труда осуществляют свою деятельность во взаимодействии с государственными органами, в том числе органами надзора за объектами повышенной опасности, надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и об охране труда, санитарного надзора, а также с профессиональными союзами и другими организациями» [п 5.11]. Основные задачи органов госэкспертизы условий труда: Разработка предложений и реализация основных направлений и приоритетов государственной политики в области условий труда, совершенствования законодательства о пенсиях за работу с особыми условиями труда; Контроль за правильностью применения списков и перечня; Контроль за качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда; Контроль за обоснованностью предоставления работникам компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда на основе аттестации рабочих мест по условиям труда [п 6.11]. Органы госэкспертизы условий труда в соответствии с возложенными на них задачами осуществляют экспертизу: Качества проведения работодателями аттестации рабочих мест по условиям труда и обоснованности предоставления компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда Условий труда в проектной документации на новое строительство, реконструкцию объектов производственного назначения Условий труда на рабочих местах А также: Оказывают консультативную и методическую помощь работодателям по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, оценке условий труда, предоставлению работникам компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда; Рассматривают запросы организаций и обращения граждан по вопросам, входящим в их компетенцию, осуществляют прием граждан [п 7.11]. В дополнение к вышесказанному, «органам госэкспертизы условий труда предоставляется право осуществлять проверки работодателей по вопросам соблюдения законодательства о труде и пенсионном обеспечении, привлекать по мере необходимости ученых и высококвалифицированных специалистов к проведению различных видов экспертиз, запрашивать и получать необходимую информацию у работодателей по вопросам своей компетенции» [п 8.11]. И в завершение - Органы, осуществляющие общий надзор за исполнением законов органами власти и управления, организациями, должностными лицами и гражданами. Генеральный прокурор Республики Беларусь и подчиненные ему прокуроры осуществляют общий надзор за исполнением законов органами власти и управления, организациями, должностными лицами и гражданами [15, с. 634]. Основные задачи и цели прокуратуры, а также принципы и порядок организации и деятельности их органов определены Законом "О прокуратуре Республики Беларусь". Задачами прокуратуры являются обеспечение верховенства права, законности и правопорядка, защита прав и законных интересов граждан и организаций, а также общественных и государственных интересов – об этом нам говорит статья №4 Закона о прокуратуре Республики Беларусь. Ознакомившись с этим законом, сразу становится ясно, что у этого государственного органа, скоординировавшего свою деятельность на надзоре за соблюдением законодательства, очень большая сфера деятельности и широкий круг охватываемых правоотношений. Так, «предметом надзора за исполнением законодательства является точное и единообразное исполнение законов, декретов, указов и иных нормативных правовых актов республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, местными представительными, исполнительными и распорядительными органами, общественными объединениями, религиозными организациями и другими организациями, должностными лицами и иными гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями» [ст 26.13]. Также не правильно было бы не отметить широкий спектр полномочий прокурора. В пределах своей компетенции, прокурор имеет право по предъявлению своего удостоверения посещать любые помещения, как государственных органов, так и иных организаций и индивидуальных предпринимателей. Прокурор может осуществлять проверки, проводить экспертизы, и многое другое [cт 27.13]. 1.3 Общественный контроль за соблюдением трудового законодательства о труде (профсоюзы) Статья 463 Трудового кодекса Республики Беларусь, и статья 19 Закона Республики Беларусь «О профессиональных союзах» закрепляют право профсоюзов на общественный контроль за соблюдением трудового законодательства. Контроль за соблюдением трудового законодательства возлагается на профсоюзы в целом - в лице всех представительных органов. Права и возможности профсоюзов в осуществлении общественного контроля достаточно сильны. Различается предварительный, последующий и текущий контроль. Предварительный контроль имеет место, когда установление или применение прав, обязанностей работника, условий труда осуществляется совместно, по согласованию или с учетом мнения профессионального союза. Последующий контроль может осуществляться при рассмотрении конкретного обращения граждан с целью выявить уже допущенное нарушение и принять меры по восстановлению прав заявителя. Текущий контроль проводится на основе плана работы профкома [14]. Порядок осуществления профсоюзами общественного контроля за соблюдением трудового законодательства был утвержден постановлением Советом Министров Республики Беларусь, а именно постановлением 23 октября 2000 г. № 1630 с изменениями и дополнениями. В соответствии с Порядком, общественный контроль за соблюдением собственником, нанимателем или уполномоченным им органом управления законодательства Республики Беларусь о труде осуществляют профсоюзы, через свои технические и правовые инспекции труда, создание которых предусмотрено в уставах профсоюзов и общественных инспекторов по охране труда. Технические и правовые инспекции труда осуществляют общественный контроль за соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде в тех организациях, где работают лишь члены соответствующего профсоюза и где создана в соответствующем порядке его первичная профсоюзная организация, а также индивидуальными предпринимателями, у которых работают участники соответствующего профсоюза. Общественные инспекторы по охране труда осуществляют общественный контроль за соблюдением законодательства о труде в организациях, в которых они работают. Полномочия представителя профсоюза на осуществление общественного контроля за соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде подтверждаются соответствующим документом, выданным и оформленным в определённом порядке [14]. Технические и правовые инспекции труда, руководители и уполномоченные в установленном порядке представители Федерации профсоюзов Беларуси (а далее - ФПБ), её организационных структур, профессиональных союзов, входящих в состав данной Федерации, и их организационных структур вправе осуществлять общественный контроль за соблюдением трудового законодательства у индивидуальных предпринимателей и в организациях независимо от членства их работников в профессиональных союзах. Представления об устранении распознанных нарушений законодательства Республики Беларусь о труде, выданные техническими и правовыми инспекторами труда ФПБ, её организационных структур, профессиональных союзов, входящих в состав данной Федерации, и их организационных структур, являются обязательными для выполнения, а выданные руководителями и уполномоченными в определенном порядке представителями ФПБ, её организационных структур, профессиональных союзов, входящих в состав данной Федерации, и их организационных структур, - для дальнейшего рассмотрения. Технические и правовые инспекторы труда, при наличии оформленных в утвержденном порядке полномочий имеют право: осуществлять проверки соблюдения трудового законодательства Республики Беларусь, а также выполнения нанимателями и их должностными лицами условий коллективного договора (соглашения); беспрепятственно посещать индивидуальных предпринимателей и организации для проведения проверок; получать и запрашивать от уполномоченных должностных лиц нанимателя, органов государственного управления всяческие сведения о несчастных случаях на производстве, и о профессиональных заболеваниях, а также документы, локальные нормативные акты и иную информацию по вопросам, относящимся к предмету общественного контроля; осматривать рабочие места работников, требовать от нанимателя путем выдачи представления проведения независимой экспертизы условий труда, технологических процессов, производственных зданий, оборудования и других объектов, которые угрожают жизни и здоровью работников; принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приёмке в эксплуатацию, экспертизе безопасности условий труда проектируемых, эксплуатируемых и строящихся производственных объектов, а также эксплуатируемых и проектируемых механизмов и инструментов в целях определения соответствия их требованиям норм и правил по охране труда, в проведении аттестации рабочих мест по условиям труда; заслушивать на заседаниях выборных профсоюзных органов полученные от нанимателей сообщения и информацию, относящуюся к предмету общественного контроля; требовать от нанимателя немедленного устранения нарушений по охране труда, которые угрожают жизни и здоровью работников, а в случаях непосредственной угрозы их жизни и здоровью приостановления работ до принятия решения соответствующими органами государственного управления; выдавать представления об устранении выявленных нарушений законодательства Республики Беларусь о труде; требовать от нанимателя путем выдачи представления отстранения от работы работников в случаях, предусмотренных законодательством; устанавливать факт нарушения нанимателем законодательства о труде, трудового или коллективного договора, дающий право работнику требовать досрочного расторжения срочного трудового договора; обращаться в органы государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства Республики Беларусь для принятия необходимых мер по выявленным профессиональным союзом нарушениям; подавать в суд по просьбе своих членов исковые заявления в защиту их социально-экономических и трудовых прав; вносить в установленном порядке в органы государственного управления предложения об изменении, принятии или отмене актов законодательства по социально-экономическим и трудовым вопросам; рассматривать направляемые органами государственного управления в целях предварительного уведомления нормативные правовые акты, затрагивающие трудовые и социально-экономические права граждан (кроме нормативных правовых актов, которые содержат государственные секреты); участвовать в разработке государственных программ по вопросам охраны труда, а также нормативных правовых актов, регулирующих вопросы охраны труда; на другие дей<
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|